Мировая экономика: теория + практика. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

  • Документация
  • Домашнее обучение
  • Домашняя работа
  • Занимательные материалы
  • Иллюстрации
  • Интерактивная доска
  • Карточки-задания
  • Лекции
  • Образовательные программы
  • Повышение квалификации
  • Подготовка к тестированию
  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • Разработки курсов
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 11.07.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мировая экономика: теория + практика. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Иконка файла материала 18. Мировая экономика.pptx

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

ТЕМА

1. Понятие мировой экономики

Мировая экономика многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений.

Мировой экономикой называют совокупность всех национальных экономик мира.

Мировая экономика – это совокупность тех отраслей национальных экономик, которые непосредственно задействованы во внешнеэкономических отношениях.

В основе функционирования мировой экономики лежит международное разделение труда. р Международное разделение труда – специализация отдельных стран на производстве конкретных видов товаров и услуг, которыми эти страны обмениваются между собой.

Международная торговля — это обмен товарами и услугами между разными странами, связанный со всеобщей интернационализацией хозяйственной жизни и интенсификацией международного разделения труда в условиях научно-технической революции.

Под субъектами мировой экономики понимают хозяйственные единицы, деятельность которых выходит за национальные границы.

Субъекты мировой экономики - это участники международных экономических отношений:


национальные хозяйства,
транснациональные корпорации,
международные интеграционные объединения.

В основе развития мировой экономики лежат объективные закономерности интернационализации рыночного хозяйства, выходящего за национальные рамки.

Доля конкретных стран в мировой экономике различна.
Структура и направление торговли отдельных стран на мировом рынке определяются изменением конкурентоспособности их товаров.

Положительное влияние международной торговли на национальную экономику:

а) экономическая интеграция;
б) повышение эффективности национальных хозяйств;
в) формирование устойчивых экономических связей;
г) получение необходимых экономических благ;
д) увеличение доходов государственного бюджета.

2. Потоки в международной торговле

Экспорт:

Продажу за границу товаров и услуг называют экспортом.

Импорт:

Закупка и ввоз товаров и услуг для продажи их на внутреннем рынке.

Сальдо торгового баланса — разница между экспортом и импортом за определенный период.
САЛЬДО = ЭКСПОРТ – ИМПОРТ.

(Виды обменных отношений в международной торговле)

САЛЬДО

Под сальдо торгового баланса понимают разность между стоимостью экспорта и импорта за определенный период.
Примеры:
США – отрицательное сальдо торгового баланса (это значит, что импорт в США превышает экспорт).
Россия – положительное торговое сальдо (в России преобладает экспорт над импортом, так как Россия больше вывозит/продает товаров, чем ввозит).

3. Политика государства в международной торговле:

протекционизм,
либерализм (фритредерство - свободная торговля),
умеренная торговая политика сочетание элементов протекционизма и фритридерства.

Принципы государства в сфере внешней торговли

Принцип либерализации:

Либерализация (политики свободной торговли (фритредерства)) имеет конечной целью построение открытой экономики (такой национальной экономики, в которой иностранным фирмам открыт доступ на большинство рынков, в большинство отраслей).





Признаки свободной торговли:
беспошлинная торговля,
максимальное использование международной специализации.






Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка. / Мировой рынок развивается в условиях острой конкурентной борьбы. (стимулирующая функция). Открытие внутренних рынков для иностранных производителей имеет неоднозначные последствия.

Принцип протекционизма:

Протекционизм нацелен на защиту отечественных производителей от конкуренции иностранных товаров путём установления различных ограничений для иностранных фирм.

Признаки протекционизма:
высокие таможенные пошлины,
импортные квоты,
внешнеторговые лицензии.

Однако в современном мире полностью открытых экономик практически нет, есть более или менее открытые. Имеются также закрытые экономики.

Последствия свободной торговли (фритредерства):

Положительные последствия:

Наблюдается расширение выбора потребителей – рост предложения товаров и услуг на внутреннем рынке. /Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует расширению выбора потребителей.
Рост прибыли торгующих фирм (иностранные фирмы получат большую прибыль за счет открытия нового рынка.). / Иностранные фирмы получат большую прибыль за счет открытия нового рынка.
Увеличение налоговых поступлений в бюджет;
появление возможностей для улучшения качества жизни и т. п.

Отрицательные последствия:

снижение продаж и производства отечественных товаров;
рост безработицы и социальной напряжённости;
рост зависимости экономики от импортных товаров – зависимость экономики страны от импортных товаров. /Открытие внутренних рынков для иностранных производителей может усилить зависимость экономики от импортных товаров и угрожать безопасности государства и т.п.

3. Методы государственного регулирования:

Тарифные методы:

таможенные тарифы на импорт (т.е. пошлины);
экспортные тарифы;
таможенные союзы (это объединения стран, которые ликвидируют все таможенные барьеры между собой, но устанавливают их для третьих (других) стран).

Нетарифные методы:

квоты (это количественные ограничения, устанавливаются);
экспортные кредиты;
экономические санкции /эмбарго (это запрет торговли с какой-либо страной);
демпинг и др.

Инструменты политики протекционизма:

таможенные пошлины (налоги, взимаемые при пересечении границы с владельца товаров иностранного производства, ввозимых в страну для продажи, увеличивают цену товара, который теряет часть своих относительных преимуществ);
импортные квоты (устанавливаемые правительством на год предельные величины импорта товаров определённого вида из конкретной страны-производителя);
внешнеторговые лицензии (выдаваемые государством разрешения на импорт или экспорт товаров определённого вида).

Важнейшая особенность международной торговли — её обслуживание различными национальными валютами.

Каждая страна на своей территории осуществляет расчёты в собственной валюте, поэтому необходимо валютное обеспечение внешнеторговых операций.

Валютный (обменный) курс — цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран.

Курс национальной валюты зависит от общеэкономической ситуации в стране, в т.ч. уровня инфляции, активности внешнеэкономической деятельности, политики правительства и др. факторов.
Правительства многих стран стремятся поддерживать невысокий курс национальной валюты, чтобы стимулировать отечественное производство (импортные товары на внутреннем рынке относительно дороги, а экспортные товары получают дополнительное конкурентное преимущество).

Мировым рынком называют сферу международного обмена товарами и услугами, в основе которого лежит международное разделение труда.

В узком смысле это совокупность рынков отдельных стран, связанных друг с другом торгово-экономическими отношениями. На мировой рынок значительное влияние оказывают межгосударственные границы и внешнеэкономическая политика отдельных стран.
Мировым рынком называют совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.

Р

План: Политика государства в международной торговле.

1. Сущность понятие «мировая торговля»
2. Потоки в международной торговле:
2.1. импорт
2.2. экспорт

3. Политика государства в международной торговле:
3.1. протекционизм
3.2. фритредерство
3.3. умеренная торговая политика

4. Методы государственного регулирования внешней торговли:
4.1. Тарифные (таможенные тарифы на экспорт, таможенные тарифы на импорт, таможенные союзы)
4.2. Нетарифные (демпинг, лицензирование, установление квот, субсидирование и т.д.)

5. Влияние международной торговли на экономику государства:
5.1. повышение эффективности
5.2. формирование экономических связей с другими странами
5.3. доступ к не имеющимся экономическим благам и т.д.

Р

План: Влияние международной торговли на национальную экономику.


1. Понятие международная торговля.
2. Принципы международной торговли:
а) принцип абсолютного преимущества;
б) принцип относительного преимущества.

3. Виды обменных отношений в международной торговле:
а) импорт;
б) экспорт;

4. Внешнеторговая политика государства:
а) протекционизм;
б) умеренная торговая политика;
в) свободная торговля (фритредерство).

5. Методы государственного регулирования
а) тарифные;
б) нетарифные.

6. Положительное влияние международной торговли на национальную экономику:
а) экономическая интеграция;
б) повышение эффективности национальных хозяйств;
в) формирование устойчивых экономических связей;
г) получение необходимых экономических благ;
д) увеличение доходов государственного бюджета.

План: Мировая торговля.
1. Понятие мировой торговли.
2. Основные показатели мировой торговли:
а) экспорт;
б) импорт;
в) внешнеторговый оборот страны и др.
3. Виды мировой торговли:
а) торговля сырьём (нефть, газ, уголь, руда и т.д.);
б) торговля технологиями (наукоёмкие, информационные);
в) торговля продукцией сельского хозяйства;
г) торговля оборудованием, машинами и др.
4. Причины мировой торговли:
а) неравное распределение природных ресурсов по регионам мира;
б) принцип абсолютного преимущества А. Смита;
в) принцип относительного преимущества Д. Рикардо.
5. Государственное регулирование внешней торговли:
а) протекционизм;
б) фритредерство (свободная торговля);
в) умеренная торговая политика.
6. Виды методов гос. регулирования внешней торговли:
а) тарифные (импортные пошлины и экспортные пошлины);
б) нетарифные.
7. Нетарифные методы гос. регулирования внешней торговли:
а) установление квот;
б) демпинг;
в) установление технических и санитарных стандартов;
г) лицензирование;
д) эмбарго;
е) экспортные кредиты;
ж) выдача субсидий и др.