1. Понятие мировой экономики
Мировая экономика – многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений.
Мировой экономикой называют совокупность всех национальных экономик мира.
Мировая экономика – это совокупность тех отраслей национальных экономик, которые непосредственно задействованы во внешнеэкономических отношениях.
В основе функционирования мировой экономики лежит международное разделение труда.рМеждународное разделение труда – специализация отдельных стран на производстве конкретных видов товаров и услуг, которыми эти страны обмениваются между собой.
Международная торговля — это обмен товарами и услугами между разными странами, связанный со всеобщей интернационализацией хозяйственной жизни и интенсификацией международного разделения труда в условиях научно-технической революции.
Под субъектами мировой экономики понимают хозяйственные единицы, деятельность которых выходит за национальные границы.
Субъекты мировой экономики - это участники международных экономических отношений:
национальные хозяйства,
транснациональные корпорации,
международные интеграционные объединения.
В основе развития мировой экономики лежат объективные закономерности интернационализации рыночного хозяйства, выходящего за национальные рамки.
Доля конкретных стран в мировой экономике различна.
Положительное влияние международной торговли на национальную экономику:
а) экономическая интеграция;
б) повышение эффективности национальных хозяйств;
в) формирование устойчивых экономических связей;
г) получение необходимых экономических благ;
д) увеличение доходов государственного бюджета.
2. Потоки в международной торговле
Экспорт:
Продажу за границу товаров и услуг называют экспортом.
Импорт:
Закупка и ввоз товаров и услуг для продажи их на внутреннем рынке.
Сальдо торгового баланса — разница между экспортом и импортом за определенный период.
САЛЬДО = ЭКСПОРТ – ИМПОРТ.
(Виды обменных отношений в международной торговле)
САЛЬДО
Под сальдо торгового баланса понимают разность между стоимостью экспорта и импорта за определенный период.
Примеры:
США – отрицательное сальдо торгового баланса (это значит, что импорт в США превышает экспорт).
Россия – положительное торговое сальдо (в России преобладает экспорт над импортом, так как Россия больше вывозит/продает товаров, чем ввозит).
3. Политика государства в международной торговле:
протекционизм,
Принципы государства в сфере внешней торговли
Принцип либерализации:
Либерализация (политики свободной торговли (фритредерства)) имеет конечной целью построение открытой экономики (такой национальной экономики, в которой иностранным фирмам открыт доступ на большинство рынков, в большинство отраслей).
Признаки свободной торговли:
беспошлинная торговля,
максимальное использование международной специализации.
Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка. / Мировой рынок развивается в условиях острой конкурентной борьбы. (стимулирующая функция). Открытие внутренних рынков для иностранных производителей имеет неоднозначные последствия.
Принцип протекционизма:
Протекционизм нацелен на защиту отечественных производителей от конкуренции иностранных товаров путём установления различных ограничений для иностранных фирм.
Признаки протекционизма:
высокие таможенные пошлины,
импортные квоты,
внешнеторговые лицензии.
Однако в современном мире полностью открытых экономик практически нет, есть более или менее открытые. Имеются также закрытые экономики.
Последствия свободной торговли (фритредерства):
Положительные последствия:
Наблюдается расширение выбора потребителей – рост предложения товаров и услуг на внутреннем рынке. /Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует расширению выбора потребителей.
Рост прибыли торгующих фирм (иностранные фирмы получат большую прибыль за счет открытия нового рынка.). / Иностранные фирмы получат большую прибыль за счет открытия нового рынка.
Увеличение налоговых поступлений в бюджет;
появление возможностей для улучшения качества жизни и т. п.
Отрицательные последствия:
снижение продаж и производства отечественных товаров;
рост безработицы и социальной напряжённости;
3. Методы государственного регулирования:
Тарифные методы:
таможенные тарифы на импорт (т.е. пошлины);
экспортные тарифы;
таможенные союзы (это объединения стран, которые ликвидируют все таможенные барьеры между собой, но устанавливают их для третьих (других) стран).
Нетарифные методы:
квоты (это количественные ограничения, устанавливаются);
экспортные кредиты;
экономические санкции /эмбарго (это запрет торговли с какой-либо страной);
демпинг и др.
Инструменты политики протекционизма:
таможенные пошлины (налоги, взимаемые при пересечении границы с владельца товаров иностранного производства, ввозимых в страну для продажи, увеличивают цену товара, который теряет часть своих относительных преимуществ);
импортные квоты (устанавливаемые правительством на год предельные величины импорта товаров определённого вида из конкретной страны-производителя);
внешнеторговые лицензии (выдаваемые государством разрешения на импорт или экспорт товаров определённого вида).
Важнейшая особенность международной торговли — её обслуживание различными национальными валютами.
Каждая страна на своей территории осуществляет расчёты в собственной валюте, поэтому необходимо валютное обеспечение внешнеторговых операций.
Валютный (обменный) курс — цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран.
Курс национальной валюты зависит от общеэкономической ситуации в стране, в т.ч. уровня инфляции, активности внешнеэкономической деятельности, политики правительства и др. факторов.
Правительства многих стран стремятся поддерживать невысокий курс национальной валюты, чтобы стимулировать отечественное производство (импортные товары на внутреннем рынке относительно дороги, а экспортные товары получают дополнительное конкурентное преимущество).
Мировым рынком называют сферу международного обмена товарами и услугами, в основе которого лежит международное разделение труда.
В узком смысле это совокупность рынков отдельных стран, связанных друг с другом торгово-экономическими отношениями. На мировой рынок значительное влияние оказывают межгосударственные границы и внешнеэкономическая политика отдельных стран.
Мировым рынком называют совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.
Р
План: Политика государства в международной торговле.
1. Сущность понятие «мировая торговля»
2. Потоки в международной торговле:
2.1. импорт
2.2. экспорт
3. Политика государства в международной торговле:
3.1. протекционизм
3.2. фритредерство
3.3. умеренная торговая политика
4. Методы государственного регулирования внешней торговли:
4.1. Тарифные (таможенные тарифы на экспорт, таможенные тарифы на импорт, таможенные союзы)
4.2. Нетарифные (демпинг, лицензирование, установление квот, субсидирование и т.д.)
5. Влияние международной торговли на экономику государства:
5.1. повышение эффективности
5.2. формирование экономических связей с другими странами
5.3. доступ к не имеющимся экономическим благам и т.д.
Р
План: Влияние международной торговли на национальную экономику.
1. Понятие международная торговля.
2. Принципы международной торговли:
а) принцип абсолютного преимущества;
б) принцип относительного преимущества.
3. Виды обменных отношений в международной торговле:
а) импорт;
б) экспорт;
4. Внешнеторговая политика государства:
а) протекционизм;
б) умеренная торговая политика;
в) свободная торговля (фритредерство).
5. Методы государственного регулирования
а) тарифные;
б) нетарифные.
6. Положительное влияние международной торговли на национальную экономику:
а) экономическая интеграция;
б) повышение эффективности национальных хозяйств;
в) формирование устойчивых экономических связей;
г) получение необходимых экономических благ;
д) увеличение доходов государственного бюджета.
План: Мировая торговля.
1. Понятие мировой торговли.
2. Основные показатели мировой торговли:
а) экспорт;
б) импорт;
в) внешнеторговый оборот страны и др.
3. Виды мировой торговли:
а) торговля сырьём (нефть, газ, уголь, руда и т.д.);
б) торговля технологиями (наукоёмкие, информационные);
в) торговля продукцией сельского хозяйства;
г) торговля оборудованием, машинами и др.
4. Причины мировой торговли:
а) неравное распределение природных ресурсов по регионам мира;
б) принцип абсолютного преимущества А. Смита;
в) принцип относительного преимущества Д. Рикардо.
5. Государственное регулирование внешней торговли:
а) протекционизм;
б) фритредерство (свободная торговля);
в) умеренная торговая политика.
6. Виды методов гос. регулирования внешней торговли:
а) тарифные (импортные пошлины и экспортные пошлины);
б) нетарифные.
7. Нетарифные методы гос. регулирования внешней торговли:
а) установление квот;
б) демпинг;
в) установление технических и санитарных стандартов;
г) лицензирование;
д) эмбарго;
е) экспортные кредиты;
ж) выдача субсидий и др.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.