ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 09.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

познание
Иконка файла материала 20 урок 10, кл Теория познания 09 10 2025.pptx

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.

Повторение пройденного! Отвечаем на вопросы письменно

Что такое деятельность?
Назовите компоненты деятельности.
Виды деятельности.
Какова структура деятельности?
Что такое поведение?

Работа с терминами. Поясните определения:

Субъект деятельности
Коммуникация
Труд в широком смысле
Творчество
Задатки
Способности

Письменно: вставь пропущенное

1. Факт существования вообще отражает философское понятие ___________.
2. Нужда человека в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности, называется____________.
3. Строительство города – это ________________ деятельность.
4.Деятельность человека __________окружающую среду.
5. Только человеческой деятельности присуще_________.


Задачи урока Знать суть процесса познания, истины, самопознания;
Уметь характеризовать уровни познания, строить логический ряд;
Составлять развернутый план по теме

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.

Сущность познания

Базовая потребность человека
Воспроизводство действительности в сознании человека
Приобретение знаний
Сознание в действии
Способ бытия
Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Уровни познания и их формы

I ступень познания - чувственное (эмпирическое)

рациональное
(теоретическое)

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов с помощью чувств (форма, цвет, запах)

Понятие – мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов(без подробностей)

Восприятие – формирование целостного образа предмета, выделение предмета из окружающего мира,

Суждение – связь понятий, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете

Представление – чувственное отражение предметов, сохраненное в сознании, что позволяет воспроизвести их мысленно

Умозаключение *– формирование нового суждения

Особенности форм познания

чувственное

Всегда субъективно
Осуществляет связь человека с внешним миром
Непосредственно
Наглядно
Предметно
Воспроизводит внешние стороны и свойства

рациональное

Наиболее высокая степень познания
Связана с развитием мышления
Дает опосредованное знание

интуиция

Интуиция – способность постижения истины без процесса познания; знание, условие получения которого не осознаются
Признаки интуиции:
Внезапность
Частичная осознанность
Непосредственный характер возникновения знаний
Виды интуиции:
Интеллектуальная интуиция- связана с умственной деятельностью
Мистическая интуиция – связана с эмоциями и чувствами

Истина – адекватное отражение действительности; соответствие знания действительности

1.Едина
2.Объективная и субъективная



относительная

3. Абсолютная и

Полное исчерпывающее знание о предмете

Знание, характеризующее ограниченность человеческого познания мира;

Зависит от исторических условий

Агностики*

агностики

Отрицают возможность познания мира

скептики

Сомневаются в том, что все знания о мире носят достоверный характер

Критерии истины

Логика
Соответствие ранее открытым законам
Практика*

Практика* – критерий истины и движущая сила процесса познания. Это активная деятельность, направленная на преобразование окружающего мира.
Формы практики:
Материальное производство
Социальные действия(революции, реформы, войны)
Научный эксперимент
Черты практики:
Целенаправленность
Предметно-чувственный характер
Преобразование окружающего мира

Функции практики:
Источники познания
Основа познания
Цель познания
Критерий истины
Виды практики:
общественно-производственная
Социально-политическая
Научно-экспериментаторская
Врачебная
Семейно-бытовая
Созидательная и разрушительная

Роль практики в процессе познания

Практика – источник познания
Практика – цель познания
Практика – критерий истинности

Виды познания

Научное познание

Процесс получения объективного истинного знания
Задачи:
Описание
Объяснение
Предсказание процессов и явлений действительности
Специфика научного познания
Предметно
универсально

Логический ряд:

Формы научного познания

Методы научного познания

Эмпирические

Наблюдение
Сравнение
Эксперимент
Обобщение

Теоретические

Описание
Анализ
Синтез
Индукция
Дедукция
Аналогия







































Самопознание – познание самого себя

С 3-8 мес. до смерти
I этап – самосознание
II этап – сравнение себя с другими
III этап – формирование «Я-концепции»:
а) положительные и отрицательные черты
б) определение смысла жизни
в) осознание своей роли в обществе
Самооценка = успех / уровень притязаний
Интерпретация - толкование, объяснение какого-либо факта