Мировой опыт финансирования сферы культуры и искусства

  • Научные работы
  • docx
  • 02.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье кратко изложен мировой опыт финансирования учреждений культуры и искусства, которое является одной из главных проблем любого государства. Определены модели финансирования и возможные источники финансирования учреждений культуры и искусства
Иконка файла материала Мировой опыт финансирования сферы культуры.docx

Леонтьева И.А.

Мировой опыт финансирования сферы культуры и искусства 

 

Аннотация: В статье кратко изложен мировой опыт финансирования учреждений культуры и искусства, которое является одной из главных проблем любого государства. Определены модели финансирования и возможные источники финансирования учреждений культуры и искусства.

Ключевые слова: сфера культуры, финансирование, государственная поддержка, субсидирование, спонсорство.

 

Актуальность вопросов финансирования учреждений культуры обусловлена тем, что таковое было и остается одной из главных проблем любого государства. Правительства в первую очередь заботятся о состоянии экономики, повышении уровня жизни своих граждан, об оптимизации урбанизации и развитии села, о достижении стабильности цен на рынках торговли. В результате этого вопросы культуры и образования нередко уходят на второй план, что вовсе не означает их второстепенность в жизни общества и каждого отдельного человека.

Каждое государство определяет для себя собственную модель культурной политики в отношении учреждений сферы культуры.

По характеру распределения денежных средств выделяют модели:

а) Государство ― вдохновитель. В рамках этой модели государство не вмешивается в культурную деятельность, но стимулирует денежное финансирование культуры отдельными лицами и организациями путем предоставления им налоговых льгот. Государственный бюджет участвует в финансировании культуры не напрямую, получая при этом меньше налоговых средств;

б) Государство ― патрон. В рамках данной системы государство финансирует работу организаций, осуществляющих свою деятельность в области культуры путем управления по принципу «на расстоянии вытянутой руки». Государство только устанавливает общий уровень поддержки культурной деятельности посредством выделения соответствующих денежных средств из бюджета. Классическим примером такого государства является Соединенное Королевство Великобритании.

в) Государство ― инженер. В рамках данной системы государственное финансирование организаций сферы культуры направлено на образование и эстетическое воспитание населения.

г) Государство ― архитектор. Так же, как и государство «инженер», здесь поддерживается культура через специализированные государственные организации ― Министерства или отделы культуры. Чиновники принимают решение о денежных субсидиях, их направления и размерах. В рамках этой модели культура финансируется согласно социальным стандартам [4, с. 83].Экономически развитые страны признают сферу культуры важным сектором экономики, развитие которого является одним из приоритетных направлений стратегического развития страны в целом.

По комплексу управленческих, организационных и финансовых мер управления можно выделить следующие модели культурной политики:

а) либеральная модель, при которой:  государство не может вторгаться в автономную сферу культуры;  рынок культурных ценностей выполняет важные задачи; система денежного финансирования в основном проводится через специальную систему частных фондов, систему государственного финансирования (модель «вытянутой руки» в Америки);

б) частично-государственная модель: часть государственных обязанностей делегируется конкретному органу управления;  демократизация культуры (Ирландии, Великобритании);

в) бюрократическо-просветительская / социалистическая модель. Политический, финансовый и идеологический абсолютизм государства над культурой. (Китай и Северная Корея);

г) престижно-просветительская / национальная модель.  На государство возлагается ответственность за развитие в обществе культурных ценностей и повышения их престижа.  Первоочередным направлением представляется развитие национальной культуры и ограничение воздействия массовой культуры остальных стран (Франция);

д) национальная модель эмансипации. Первоочередное направление – возрождение, сохранение и развитие самобытной культуры, которая в прежние времена стремительно подавлялась (страны Африки);

е) культурная политика переходного периода  создана в обществе, где ранее действовал тоталитарный режим [4, c. 84–85].

Экономически развитые страны признают сферу культуры важным сектором экономики, развитие которого является одним из приоритетных направлений стратегического развития страны в целом.

Мировой опыт демонстрирует три основных типа экономики культуры:

― «романский» тип (Италия, Испания, Франция, бывший СССР), в рамках которого культура финансируется преимущественно централизованно, за счет государственных средств. Так, в Италии финансирование сферы культуры и искусства могут осуществлять только правительственные организации или частные лица, пользующиеся доверием государства;

― «германский» тип (ФРГ и страны Скандинавии) в рамках которого центральными властями оказывается только патерналистическая поддержка, а государственное финансирование осуществляется преимущественно из местных бюджетов и через независимые структуры и фонды;

― «англо-американский» тип, при котором государство выступает лишь вдохновителем и патроном определенных направлений, а финансирование осуществляется за счет привлечения частного капитала, в том числе за счет налоговых льгот [3, c. 134].

Соответственно можно говорить о трех механизмах финансирования:

― централизованно, непосредственно через государственные структуры; 

― государственные средства объединяются с привлекаемыми иными средствами и вкладываются через независимые или местные структуры, то есть с максимальным использованием местного самоуправления и самоорганизации сферы культуры и искусства;

― практически исключительно за счет спонсорства и благотворительности, но с государственным политическим и правовым регулированием (принцип «длинной руки»). Наиболее эффективная система децентрализованного финансирования культуры создана в США. В основе американской системы — сокращение налогов, взимаемых с тех, кто выступает благотворителем льгот [3, c. 135].

В большинстве экономически развитых стран Европы финансирование сферы культуры осуществляется с помощью бюджетного финансирования в следующих формах:

― прямое финансирование (субсидии, гранты). Оно характерно для унитарных стран, но большинство европейских стран минимизируют такой вид поддержки объектов культуры, используя прямое финансирование для субсидирования национальных музеев, библиотек, различных архивов и национального эфирного вещания;

― трансферты субнациональным/региональным бюджетам.  Финансирование сферы культуры с помощью трансфертов субнациональным бюджетам может осуществляться в виде общего или целевого трансферта. Общий трансферт фактически увеличивает бюджетные доходы реципиента, при этом не накладывает условия расходования. Целевые трансферты направляются на финансирование определенных статей расходов;

― государственно-частного партнерства и пр. Механизм государственно-частного партнерства при осуществлении финансирования организаций, ведущих деятельность в сфере культуры, предполагает привлечение как средств из государственного бюджета, так и средств от частных инвесторов и корпораций. Данная форма финансирования является наиболее привлекательной, так как минимизирует финансовые влияния в сферу культуры со стороны государства, и поэтому данный тип финансирования получает все большее распространение в европейских странах [2].

В современных условиях бюджетные учреждения имеют ограниченные источники финансирования. Помимо прямых бюджетных ассигнований учреждения культуры также могут аккумулировать средства из внебюджетных источников [1, c. 89].

Источники финансирования организаций культуры делятся на три группы: привлеченные средства; государственные средства; собственные средства [3, c. 138].

В самом общем виде возможные источники финансирования деятельности в сфере культуры можно представить в виде схемы (рис. 1).

 

 

 


Доходы от основной деятельности

Доходы от предпринимательской деятельности     

 

Благотворительные средства

Спонсорские средства

Гранты

Членские взносы

Резервные взносы

Заемные средства,

кредиты    

 

Прямое финансирование:    

содержание госсети учреждений, программы (федеральные, региональные, отраслевые, межотраслевые)

Финансирование потребителя

Косвенное финансирование (льготы)

 

Государственные финансирования

 

Собственные финансирования

 

Привлеченные 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 ― Источники финансирования сферы культуры

 

Механизм финансирования инвестиционных проектов в сфере культуры зависит от степени централизации в стране и характере взаимодействия федерального и региональных бюджетов. Унитарные государства осуществляют финансирование инвестиционных проектов за счет центрального бюджета, как, например в Швеции, в странах с федеративной формой административно-территориального устройства финансирование в большинстве случаев происходит путем предоставления субсидий из средств федерального бюджета, которые ориентированы на поддержку эфирного вещания и культурные мероприятия, проводимые за рубежом [2].

К привлеченным финансовым средствам относятся  благотворительные, спонсорские средства, гранты фондов, членские взносы и др. Государственное  финансирование объединяет прямые и косвенные субсидии государства.  Собственные средства включают доходы от основной и коммерческой деятельности.

Подавляющее большинство учреждений культуры не имеет своих собственных источников дохода, либо их уровень невысок и его недостаточно для покрытия всех необходимых расходов, поэтому они или полностью финансируются из государственного бюджета (по уровню принадлежности учреждения: федерального, субъекта федерации или местного), или получают из него средства, необходимые для покрытия части затрат. Деятельность учреждений культуры может финансироваться не только из бюджетных средств на сферу культуры (бюджеты текущего содержания и фонды развития культуры и искусства), но из межотраслевых и межрегиональных программ. В целом организации культуры отличаются высокой диверсификацией источников финансирования. Некоммерческие цели хозяйствования требуют от них не только разработки собственных доходных направлений деятельности, но и привлечения внешних источников финансирования со стороны государства, населения и частного сектора.

Выводы

Источниками финансирования учреждений культуры в мировой практике являются: государственные средства; привлеченные средства; собственные средства учреждений культуры.

Различают следующие механизмы финансирования учреждений культуры: 1) исключительно централизованно государственное финансирование; 2) сочетание государственного финансирования с финансированием через органы местного самоуправления и иные общественные организации и использованием собственных средств; 3) преобладание финансирования за счет привлеченных средств (спонсорство и благотворительность) в сочетании с государственным регулированием.

Литература

1.   Батурин, Л.А. Финансы в системе государственного и муниципального управления / Л.А. Батурин. ― М.: Март, 2005. ― 251 с.

2.   Лукашова, А.С. Европейский опыт финансирования организаций сферы культуры / А.С. Лукашова // Вектор экономики: Электронный научный журнал. ― 2019. ― № 7 [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2019/7/worldeconomy/Lukashova.pdf (дата обращения: 01.04.2020).

3.   Тульчинский,   Г.Л.   Менеджмент   в   сфере   культуры:   учебное   пособие  /  Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова.— 5-е изд., испр. и доп. — СПб: Планета музыки, 2013. ― 528 с.

4.   Уткина, Т.В. Цели и механизмы государственной политики в сфере культуры: Российский и зарубежный опыт / Т.В. Уткина // ИнноЦентр: Электронный научно-практический журнал. ― 2018. ― № 2(19). ― С. 82–87 [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://innoj.tversu.ru/Vipusk2(19)2018/12%20-%20%D0%A3%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0.pdf (дата обращения: 01.04.2020).