Млекопитающие
Оценка 4.9

Млекопитающие

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
25.04.2019
Млекопитающие
Урок 64. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВЫСОКООРГАНИЗОВАННЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ Задачи урока: - расширить знания об особенностях строении и жизнедеятельности млекопитающих как наиболее высокоорганизованных позвоночных; - раскрыть особенности строения систем органов; - рассмотреть вопросы о происхождении млекопитающих и об их основных средах жизни; - продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать, устанавливать причинно- следственные связи, доказывать относительный характер приспособленности. Оснащенность урока: чучела млекопитающих; скелет кошки или кролика; таблицы или рисунки с изображением млекопитающих, схемы их строения; влажный препарат (внутренне строение крысы); схема кровообращения позвоночных; кинофильм об особенностях поведения млекопитающих. Основные положение урока. • Многообразие видов, широкое распространение, заселение основных сред жизни как подтверждение более высокой организации млекопитающих среди позвоночных. • Происхождение млекопитающих от древних зверозубых рептилий. • Основные положения систематики млекопитающих, связанные с функциями. • Основные ароморфозы в строении и функционировании систем внутренних органов млекопитающих. • Высокий уровень обмена веществ млекопитающих, роль нервной системы в его регуляции. * Обсудите с учащимися информацию о том, что млекопитающие – высший класс животных, все системы органов которых достигли наибольшей дифференцировки. Млекопитающие, или звери, - высший класс животных, насчитывающий около 4000 видов, широко распространенных и занимающих заметное место на суше, в воде и даже в воздухе. Все системы органов у них достигают наибольшей дифференцировки, а головной мозг – наиболее совершенного строения. Особенно развит в нем центр высшей нервной деятельности – кора полушарий, состоящая из серого мозгового вещества.
млекоритающие.docx
Урок 64. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ   КАК   ВЫСОКООРГАНИЗОВАННЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ      Задачи урока: - расширить   знания   об   особенностях   строении   и   жизнедеятельности млекопитающих как наиболее высокоорганизованных позвоночных; - раскрыть особенности строения систем органов; - рассмотреть   вопросы   о   происхождении   млекопитающих   и   об   их основных средах жизни; - продолжить   формирование   умений   сравнивать,   обосновывать,   доказывать устанавливать   причинно­ относительный характер приспособленности.   следственные   связи,     Оснащенность урока: чучела млекопитающих; скелет кошки или кролика; таблицы или рисунки с изображением млекопитающих, схемы их строения; влажный   препарат   (внутренне   строение   крысы);   схема   кровообращения позвоночных; кинофильм об особенностях поведения млекопитающих.     Основные положение урока.  Многообразие   видов,   широкое   распространение,   заселение   основных сред   жизни   как   подтверждение   более   высокой   организации млекопитающих среди позвоночных.  Происхождение млекопитающих от древних зверозубых рептилий.  Основные   положения   систематики   млекопитающих,   связанные   с функциями.  Основные   ароморфозы   в   строении   и   функционировании   систем внутренних органов млекопитающих.  Высокий   уровень   обмена   веществ   млекопитающих,   роль   нервной системы в его регуляции. * Обсудите с учащимися информацию о том, что млекопитающие – высший класс   животных,   все   системы   органов   которых   достигли   наибольшей дифференцировки. Млекопитающие, или звери, ­ высший класс животных, насчитывающий около   4000   видов,   широко   распространенных   и   занимающих   заметное место   на   суше,   в   воде   и   даже   в   воздухе.   Все   системы   органов   у   них достигают   наибольшей   дифференцировки,   а   головной   мозг   –   наиболее совершенного   строения.   Особенно   развит   в   нем   центр   высшей   нервной деятельности – кора полушарий, состоящая из серого мозгового вещества. Эта   группа   животных   резко   отличается   от   всех   других   чертами внутреннего и внешнего строения: 1) волосяным покровом, не свойственным другим животным; 2) выкармливанием детенышей молоком; 3) очень   высоким   развитием   нервной   системы,   особенно   головного мозга, что позволяет им быстро приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Для   быстрого   прогрессивного   развития   млекопитающих   характерны дифференцировка   зубов   на   резцы,   клыки   и   коренные   и непосредственное причленение нижней челюсти к черепной коробке, в результате чего переработка пищи у млекопитающих начинается уже в ротовой полости, отгороженной от носоглоточной полости вторичным небом. Огромную роль сыграло приобретение теплокровности, то есть постоянно   высокой   температуры   тела,   возникающей   благодаря появлению   у   млекопитающих   несмешанного   кровообращения, усиленного газообмена и терморегулирующих приспособлений. Несмешанное кровообращение достигается четырехкамерным сердцем и сохранением у зверей лишь одной (левой) дуги аорты. Усиленный   газообмен   достигнут   приобретением   альвеолярной структуры   легких   и   появлением   диафрагмы   –   мышечной   перегородки, полностью   разделяющей   полость   тела   на   грудную   и   брюшную   полости   и участвующей в акте вдоха и выдоха. Терморегуляция   достигается   возникновением   волосяного   покрова,   а также развитием кожных желез. Сходство   птиц   и   млекопитающих,   выражающееся   в   несмешанном кровообращении и постоянной температуре тела, выработалось у обоих этих классов самостоятельно. * рассмотрите вопрос о происхождении млекопитающих. Найдите черты сходства и различия млекопитающих и пресмыкающихся. Сделайте выводы. Звери  произошли  от примитивных  пресмыкающихся,  сохранявших еще  ряд общих   черт   с   земноводными.   Некоторые   из   этих   черт   перешли   к млекопитающим:   расположение   голеностопного   и   предплечнозапястного сочленений,   парный   затылочный   мыщелок   (отчасти),   богатство   кожи железами, Э расщепление общего артериального ствола земноводных пошло у предков млекопитающих по другому пути, чем у пресмыкающихся. * познакомьте учащихся с систематической млекопитающих. Класс   Млекопитающие   включает   три   подкласса:   Яйцекладущие, Сумчатые, Плацентарные.        Основные признаки подклассов млекопитающих Развитие зародыша Вне организма матери Млечные железы Открываютс я   протоками на   млечном поле,   сосков нет  Зубная система Зубов нет  Число видов 3­ утконо с, ехидна Подкласс  Яйцекладу щие  Тип яйцеклетки Очень крупные размеры (диаметр 15   мм),   с большим количество м питательны х веществ Сумчатые  Мелкие, бедные питательны ми веществами ,   окружены тонким слоем белка Очень мелкие, лишены питательны х веществ Плацентарн ые  В   матке,   но плацента образуется, детеныши родятся недоразвиты ми  В   матке   с плацентой Открываютс я   протоками на   сосках, расположенн ых в сумке Открываютс я   на   сосках, расположенн ых на брюшной стороне тела   180 Зубы соответству ют молочным зубам плацентарн ых   и   не сменяются Молочные и постоянные около 4000 * Сравните покровы уже изученных представителей типа Хордовых с покровами тела Млекопитающих. Покровы   тела.  Как   и   у   всех   позвоночных,   кожа   млекопитающих состоит   из   многослойного   эпидермиса,   производными   которого   являются волосы,   когти,   копыта,   щетина   и   т.п.,   и   собственно   кожи,   или   дермы (кориума).   Кожа   богата   железами   (сальные,   потовые,   млечные,   пахучие). Снаружи   тело   покрыто   эпидермисом,   верхний   слой   которого   в   виде отдельных   отмерших   клеток   постоянно   отпадает.   Дерма   построена   из волокнистой соединительной ткани, глубокие слои которой (так называемая подкожная клетчатка) содержит жировые клетки. Из роговых образований кожи (волосы, ногти, когти, копыта) волосы наиболее   типичны   для   млекопитающих.   Ствол   построен   из   сердцевинного вещества, покрытого корковым слоем и снаружи кожицей. В полости волоса находится   воздух.   Корень   волоса   заканчивается   луковицей,   в   основание которой   входит   волосяной   сосочек.   Он   богат   кровеносными   сосудами   и служит для питания волоса. Волосяной сосочек находится в волосяной сумке, в   которую   открываются   протоки   сальных   желез,   выделяющих   жировое вещество, смазывающее волосы. Волосяной покров и большое количество кожных желез обеспечивают млекопитающим совершенную терморегуляцию. *   Рассмотрите   изменения,   произошедшие   в   строении   и функционировании   скелета   и   мускулатуры   млекопитающих.   Найдите прогрессивные черты. Скелет.  В   скелете   млекопитающих   отмечается   четкое   расчленение позвоночника   на   шейный,   грудной,   поясничный,   крестцовый   и   хвостовой отделы,   а   также   наличие   плоских   сочленовных   поверхностей   позвонков   с хрящевыми лисками (менисками) между позвонками. Характерно постоянное число шейных позвонков (7). На передней стороне одного из двух шейных – атланта – имеются две сочленовные поверхности, как к амфибии. Грудной отдел несет ребра, которые, соединяясь с грудиной, образуют грудную клетку. Плечевой пояс состоит из двух пар костей: лопаток и ключиц. Передняя конечность   представлена   плечом,   предплечьем   и   кистью   .   тазовый   пояс состоит   из   трех   парных   костей:   подвздошных,   седалищных   и   лобковых. Задняя конечность представлена бедром, голенью и стопой. Череп   имеет   объемистую   мозговую   коробку,   что   свидетельствует   о крупных размерах головного мозга. Многие кости черепа срастаются очень поздно, и мозг может расти длительное время. Характеризуя   скелет   млекопитающих,   следует   обратить   внимание   на подвижность   его   отделов,   что   позволяет   зверям   достичь   высокого совершенства в беге, прыгании и т.д. Мышечная   система.  Для   всех   представителей   класса   характерна куполообразная мышца – диафрагма, отграничивающая грудную полость от брюшной и участвующая в акте дыхания. Мышечная система исключительно развита   и   сложна,   она   насчитывает   несколько   сотен   отдельных специализированных мускулов. Хорошо развита подкожная мускулатура, при ее   сокращении   осуществляются   поворот   ушных   раковин   и   принюхивание, столь   необходимые   при   охоте   хищных   и   настораживании   травоядных животных. * помогите учащимся выявить ароморфозы, появившиеся в строении и работе   пищеварительной,   кровеносной   и   других   систем   органов млекопитающих,   позволивших   им   подняться   в   ходе   эволюции   на   более высокий уровень организации по сравнению с другими позвоночными. Пищеварительная система.  При изучении пищеварительной системы следует обратить внимание на дифференцированную зубную систему: разные зубы   (резцы,   клыки,   коренные)   выполняют   различные   функции.   Благодаря этому переработка пищи начинается уже в ротовой полости, а это позволяет организму значительно полнее использовать ее. В ротовую полость открываются три пары слюнных желез. Далее пища попадает   в   глотку,   пищевод,   желудок,   имеющий   у   большинства млекопитающих   мешковидную   форму.   Его   слизистая   оболочка   богата железами, выделяющими пищеварительные ферменты. Сложное строение имеет желудок жвачных. В нем четыре отдела: рубец, сетка, книжка и сычуг. За желудком следует кишечник, состоящий из тонкого и   толстого   отделов.   На   границе   этих   отделов   находится   слепая   кишка, служащая   у   животных,   которые   питаются   грубой   пищей   (крысы,   кролик), «бродильным   чаном»,   где   функционируют   бактерии,   расщепляющие клетчатку.   Общая   длина   кишечника   зависит   от   характера   пищи:   у растительноядных   она   во   много   раз   превосходит   длину   тела,   например,   у копытных – в 12­30 раз, у хищных – в 2,5­6 раз.  Дыхательная   система.  Легкие   млекопитающих   имеют   альвеолярное строение, хорошо развиты дыхательные пути. Носовая полость ведет в глотку, затем в гортань, которая образована системой хрящей, образующихся за счет второй и третьей жаберных дуг. Далее следуют трахея и бронхи. В легких бронхи ветвятся на более тонкие трубки. Самые мелкие из нпих – бронхиолы – заканчиваются пузырьками – альвеолами, оплетенными капиллярами, в их тонких   стенках   осуществляется   обмен   газов.   Усиленный   газообмен   у млекопитающих возможен благодаря сложному строению легких, движениям грудной клетки, совершающимся при помощи межреберной мускулатуры и появлению диафрагмы. Кровеносная система  млекопитающих близка к кровеносной системе птиц, но имеется не правая, а левая дуга аорты. Сердце у млекопитающих, как и у птиц, четырехкамерное, в нем также не   смешивается   венозная   и   артериальная   кровь   (кровообращение осуществляется по большому и малому кругу). Большой круг начинается от левого желудочка, здесь берет начало левая дуга аорты, несущая насыщенную кислородом кровь к органам и тканям. От аорты отходят венечные артерии, питающие   сердце.   Венозная   кровь   от   головы,   туловища   и   конечностей вливается   в   правое   предсердие   через   верхнюю   и   нижнюю   полые   вены, замыкающее   большой   круг   кровообращения.   Малый   круг   кровообращения берет начало в правом желудочке легочной артерии, которая идет к легким. Из легких окисленная кровь возвращается в левое предсердие, где       малый круг оканчивается. Красные кровяные тельца (эритроциты) в сформированном состоянии лишены ядер. Выделительная система. Мочевой пузырь открывается не в клоаку, а в мочеиспускательный   канал.   В   мочевой   пузырь   открываются   парные мочеточники,  берущие   начало   от   парных   бобовидных   вторичных  (тазовых) почек, расположенных в поясничной области рядом с позвоночником. Размножение.  Млекопитающие – раздельнополые животные. Половые железы   парные.  Оплодотворение   внутреннее,   у   подавляющего   большинства зародыш развивается в матке.   млекопитающих называют плацентарными.   В матке формируется плацента, или детское место, поэтому высших У низших представителей класса – яйцекладущих – плаценты нет, а у сумчатых она недоразвита. В процессе эмбрионального развития образуется зародышевая оболочка – амнион, создающая водную среду для зародыша. Амнион покрыт наружной зародышевой оболочкой – серозой. Плацента формируется   в   результате   срастания   наружной   зародышевой   оболочки (серозы) и зародышевого органа – аллантоиса. Они  образуют губчатое тело – хорион, имеющее ворсинки, с помощью которых оно врастает в разрыхленный эпителий   стенки   матки.  В   этом   месте   переплетаются   кровеносные   сосуды материнского   организма   эмбриона,   и   путем   диффузии   через   стенки   этих кровеносных   сосудов   плод   получает   от   матери   питательные   вещества, кислород, а из развивающегося организма выносятся продукты распада. Аллантоис, или мочевой пузырь, представляет собой мешок, связанный с   кишкой   зародыша.   У   пресмыкающихся   и   птиц   в   нем   накапливаются продукты   жизнедеятельности   зародыша   до   те   пор,   пока   не   происходит вылупления   из   яйца.   У   человека   он   пронизан   кровеносными   сосудами   и образует   основную   часть   плодной   плаценты.   Через   стенки   аллантоиса происходит газообмен. Желточный мешок у млекопитающих закладывается на ранних этапах эмбриогенеза, но не развивается и постепенно редуцируется, расслаивается. * изучите в сравнительном плане строение нервной системы и органов чувств   млекопитающих,   птиц,   рептилий.   Сделайте   вывод   о   роли   нервной системы в регуляции работы всех систем органов организма млекопитающих. Нервная   система   и   органы   чувств.  Головной   мозг   имеет   крупные размеры за счет увеличения   полушарий и мозжечка. Полушария переднего мозга   прикрывают   промежуточный   и   средний     мозг.   В   коре   мозга расположены центры высшей нервной деятельности, регулирующие сложное повеление животных, а также высшие чувствительные и двигательные центры. Часть коры скрыта в бороздах, что увеличивает ее поверхность. Чем выше организация   млекопитающего,   тем   больше   развита   сеть   борозд.   Мозжечок крупных размеров, осуществляет координацию млекопитающих.  В органе слуха уже можно различить наружное ухо и наружный проход, три слуховые косточки и звуковоспринимающий аппарат – кортиев орган. Он состоит из нескольких тысяч тончайших волокон, напоминающих струны и расположенных в улитке. В   органе   обоняния   сложного   развития   достигают   пластинчатые скелетные носовые раковины и носовой лабиринт. Органы   зрения   –   глаза;   острота   зрения   зависит     от   условий   жизни. Цветовое зрение у млекопитающих по сравнению с птицами развито слабо либо отсутствует. Органами   осязания   служат   осязательные   волоски   –   вибриссы, расположенные на передней части  головы и туловища.  У   рукокрылых,   мышевидных   грызунов,   землероек,   китообразных (дельфины)   существует   особый   механизм   ориентировки   в   пространстве   – звуковая   локация   .   благодаря   этому   животные   воспринимают   удаленные предметы. Это   незаменимый метод ориентировки в воде и в ночное время. Вопросы для обсуждения. 1. Ответьте, появились ли новые отделы скелета млекопитающих по сравнению с птицами? 2. Назовите специфические черты млекопитающих, характеризующих их как наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. 3. Млекопитающие или млекопитающиеся, как правильно и почему? 4. Сделайте вывод о прогрессивных изменениях, произошедших у млекопитающих в процессе эволюции. 5. Перечислите прогрессивные изменения, которые произошли в ходе эволюции в размножении млекопитающих и помогли им приспособиться к разнообразным условиям жизни . 6. Опишите особенности кожного покрова млекопитающих. 7. От каких животных произошли древние млекопитающие? 8. Чем отличаются покровы млекопитающих от покровов рептилий и птиц? 9. Каковы характерные особенности черепа млекопитающих, с чем это связано? 10. На какие отделы можно разделить позвоночник млекопитающих? 11. Чем отличается строение конечностей у наземных, водных и  летающихмлекопитающих? 12. Из каких отделов состоит сердце млекопитающих? 13. В чем особенности питания зародыша млекопитающих? 14. Какие животные относятся к жвачным и почему? 15. Чем живорождение млекопитающих отличается от живорождения рептилий? 16. Как приспособлена пищеварительная система млекопитающих к различным видам пищи? 17. Докажите, что млекопитающие имеют более сложное поведение, чем птицы.  Закрепление материала.  Решите   правильно   или   неправильно   то   или   иное   предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений. 1. Все млекопитающие – живородящие животные. 2. Млекопитающие выкармливают детенышей молоком. 3. У большинства видов млекопитающих имеется особый орган – матка, а в ней развивается детское место – плацента. 4. Плацента слабо развита у однопроходных. 5. Глаза млекопитающих имеют веки с ресницами. 6. У всех млекопитающих глаза располагаются по бокам головы. 7. Ушные раковины имеется только у млекопитающих. 8. Исчезновение ушных раковин у некоторых видов млекопитающих связано с водным или подземным образом жизни. 9. Ушных раковин нет у тюленей. 10.  Глаза хорошо развиты у млекопитающих, ведущих сумеречный и ночной образ жизни. 11. У всех млекопитающих, имеющих волосяной покров, различают ость и подшерсток. 12.Щетина у кабана предохраняет кожу от повреждений сухими ветками деревьев и кустарников. 13.Иглы ежа – видоизмененная шерсть. 14. Млечные железы располагаются у всех млекопитающих на брюшной стороне тела. 15. Количество сосков равно количеству рождаемых детенышей. 16. У кенгуру новорожденный детеныш настолько слаб, что молоко впрыскивается ему в рот при сокращении особых мышц матери. Домашнее   задание.  Изучить   текст   учебника;   ответить   на   вопросы рубрики   «Проверьте   свои   знания».   Творческое   задание.   Подготовить сообщение о редких и исчезающих животных, занесенных в Красную книгу Волгоградской  области и России.  Написать  мини­сочинение на  тему «Мой ласковый и нежный зверь».

Млекопитающие

Млекопитающие

Млекопитающие

Млекопитающие

Млекопитающие

Млекопитающие

Млекопитающие

Млекопитающие

Млекопитающие

Млекопитающие

Млекопитающие

Млекопитающие

Млекопитающие

Млекопитающие

Млекопитающие

Млекопитающие

Млекопитающие

Млекопитающие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2019