МНЕМО-ТАБЛИЦЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

  • docx
  • 21.12.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

МНЕМО-ТАБЛИЦЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

 

Важным аспектом развития ребёнка – является обучение составлению описательных рассказов. Точное, лаконичное и образное описание ребёнком предметов способствует развитию его речи, мышления, памяти, улучшает коммуникативные качества и способности. Важным приёмом формирования умения составлять описательные рассказы – является использование мнемо-таблиц. Такие наглядные таблицы или схемы помогают ребёнку видеть чёткий план описательного рассказа. Мнемо-таблицы выступают планом-подсказкой, с помощью которого малыш может последовательно рассказать о предмете.  

Структура мнемо-таблицы и работа с ней

 

Мнемо-таблица состоит из нескольких клеточек, в которых расположены символы и короткие вопросы. Клеточка – это условный пункт плана рассказа. На обороте таблицы представлены объяснения содержания клеточек, т.е. развёрнутый план описательного рассказа. Также приведён примерный описательный рассказ на основе таблицы.

Работу по мнемо-таблице лучше проводить с использованием настоящих предметов, игрушек или картинных пособий. Таблицу также можно брать с собою на прогулку во двор, парк, лес. 

Обучение описательному рассказу на основе мнемо-таблиц должно проходить постепенно и последовательно, обычно в три этапа.

На первом этапе необходимо показать ребёнку схему и объяснить содержание условных знаков. Закрепить знания на первом этапе можно в игровой форме, например с помощью игр «Расшифруй знаки-символы» (Взрослый показывает таблицу, а ребёнок объясняет значение символов), «Исправь ошибку» (Взрослый показывает таблицу и объясняет содержимое клеточек, заведомо пропуская некоторые, а ребёнок должен исправить ошибку), «Покажи правильно символ» (Взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Например: «Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве». Ребёнок отыскивает и показывает в таблице соответствующую клеточку).

На втором этапе взрослый даёт ребёнку образец описательного рассказа. Описывая предмет, взрослый обязательно должен последовательно показать на схеме клеточки. Пример плана и образец рассказа можно прочитать на обороте таблицы.

На третьем этапе ребёнок составляет описательный рассказ с помощью таблицы самостоятельно. Ребёнок выбирает или получает предмет, игрушку, картинку, внимательно рассматривает его и потом начинает свой рассказ. Если взрослый считает необходимым пропустить ту или иную клеточку таблицы, он может прикрыть его листом бумаги. На первых порах, можно предложить малышу передвигать предмет от клеточки к клеточке. Ведь тогда ребёнку намного легче строить свой рассказ. Позднее можно размещать предмет на расстоянии от таблицы, ребёнок будет строить свой рассказ, лишь водя глазами по клеточкам.