Мнемотехнические приемы в обучении детей
с интеллектуальными нарушениями.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему
словам - он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности в освоении и понимании учебного материала. Заучивание чаще становится невозможным, да и образная, богатая дополнениями и описаниями речь, широкий кругозор у детей с ОВЗ - это особый вопрос. Поэтому для улучшения процесса запоминания и развития связной речи обучающихся, я обратила внимание на один из методов, который выступает как вспомогательная подсказка, на технологию мнемоники, по-другому мнемотехники (что в переводе с греческого означает «искусство запоминания»).
Мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций.
Инновационный характер данной технологии заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности.
В настоящее время разработано большое количество методов и приёмов, облегчающих запоминание. Среди наиболее действенных, которые я применяю на практике, можно отметить следующие:
- акростих или мнемоническая фраза, где информация спрятана в начальных буквах слов;
- метод историй или последовательных ассоциаций;
- метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок) - метод символизации или метод рисуночного письма;
Акростих или мнемоническая фраза. Информация, которую нужно запомнить, находится в начальных буквах слов во фразе или стихотворении. Примером мнемонического приема может служить запоминание последовательности цветов радуги с помощью всем известной фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». А если детям нужно запомнить все глухие согласные русского языка, это можно сделать при помощи мини-диалога: «Степка, хочешь щец?-Фи!» Подобные приемы чрезвычайно эффективны при работе с детьми.
Пару веков назад такой жанр был весьма распространен и популярен, так как помогал донести до адресата зашифрованное послание. В акростихах первые буквы каждой строки последовательно складываются в слово или целую фразу. С помощью данного приема усиливается эффект от прочтения за счет визуальной составляющей – при первом взгляде на примеры акростихов, слово легко читается.
Чтение акростихов тренирует внимательность и память обучающихся:
Листья зеленые слабо колышатся, Замела метель дорожки
Еле заметен дневной ветерок, И пошла по мостовой.
Теплое солнышко, яркие бабочки- Мехом белым сад укрыла,
Очень все лето любят, дружок! А потом пошла домой.
На уроках я часто предлагаю ребятам акрозагадки, которые тренируют визуальное восприятие. Детям очень интересна такая форма работы. Акрозагадки могут быть как прямыми, когда начальные буквы читаются сверху вниз, так и обратными, когда отгадку читать нужно снизу вверх:
По-хозяйски он ступает,
Ест зерно, всегда сердит.
Тишину в ночи пугает,
Утро громко призывает,
Хриплым голосом кричит.
Уж как я на бал спешила,
Лучшие наряды сшила.
Их все в домик собрала,
Торопливо поползла.
Каждый шаг в пути считала,
А вот всё же опоздала.
Ясно: надо торопиться
Лягушатам, чтобы скрыться,-
Птица ходит у болот.
Аист? Нет, другая птица.
Цап! И плотно клюв сожмет.
В своей практике я часто обращаюсь к методу историй. Последовательные ассоциации используются для запоминания списка слов и их порядка. В этом приеме к каждому слову подбирается ассоциация и запоминаются уже конкретные ассоциации, а не слова. На основе слов, которые нужно удержать в памяти, сочиняется смешная история. Чем смешнее и фантастичнее будет история, тем быстрее запомнится детям. Например, ученикам нужно было запомнить слова: окно, муха, зонт, диван, сыр, чашка. Вместе с ребятами мы придумали такую историю: Неуклюжая муха влетела в окно, ударилась о раскрытый зонт, отлетела на диван, на котором лежал сыр и скатилась чашку. И ребята запомнили и назвали нужные слова.
Наиболее доступным и широко применяемым педагогами является метод «крокирования». На каждое слово или словосочетание придумывается «крок» (изображение). Весь текст зарисовывается схематично. Используются схемы, наброски, зарисовки, чертежи, мнемотаблицы.
Мнемотаблица - это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Затем задание усложняется, демонстрируется мнемодорожка – это схема из трех- четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения.
И, наконец, самая сложная структура - это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор изображенных на ней символов;
2 этап: перекодирование информации из абстрактных символов в образы;
3 этап: пересказ
произведения учителем с опорой на символы, далее обучающимися совместно с
учителем, потом самостоятельно.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Каких этапов работы по заучиванию стихотворения мы придерживаемся?
- учитель выразительно читает стихотворение;
- сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть;
- еще раз читает стихотворение с опорой на мнемоиллюстрации;
- задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;
- выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
- читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на иллюстрацию;
- ребенок рассказывает стихотворение с опорой на иллюстрацию (мнемотаблицу).
Занимает подбор иллюстраций минимальное время, часто, чтобы вызвать эмоциональный отклик, я отбираю смешные картинки, дети их конечно быстрее запоминают.
Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Курочка Ряба».
Работа с использованием мнемотаблиц состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи.
этап 1: рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено;
этап 2: преобразование из абстрактных символов в образы;
этап 3: после перекодировки осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания;
этап 4: делается графическая зарисовка мнемотаблицы
этап 5: каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при её показе ему. При этом основной упор делается на изображение главных героев. Детям задаются вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка? »
Для детей с интеллектуальными нарушениями желательно давать мнемотаблицы цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята- желтого цвета, елочка –зеленая и т.д. Опорным в таблице является изображение главных героев, через которых идет осознание самой сказки.
При пересказе с помощью мнемотаблиц дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц у детей появляется желание пересказывать-ученик понимает, что это совсем не трудно, а заучивание стихотворений превращается в игру.
На занятиях я также широко применяю мнемотренажеры, в которых представлены задания, разработанные с учетом современных методических тенденций коррекции и развитии памяти. Структура занятий учитывает специфические особенности мнестической деятельности детей, имеющими дефицитарное развитие памяти.
В заключении хочу сказать, что преимуществ от мнемотехники множество: улучшается память, внимательность, воображение, фантазия; развивается речь, увеличивается словарный запас; представления об окружающем мире расширяются; формируется наглядно-образное и абстрактное мышление, интеллект; ребенок учится выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.