Мнемотехнические приемы в обучении детей с интеллектуальными нарушениями
Оценка 4.8

Мнемотехнические приемы в обучении детей с интеллектуальными нарушениями

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
дефектология +1
01.05.2023
Мнемотехнические приемы в обучении детей с интеллектуальными нарушениями
Преимуществ от мнемотехники множество: улучшается память, внимательность, воображение, фантазия; развивается речь, увеличивается словарный запас; представления об окружающем мире расширяются; формируется наглядно-образное и абстрактное мышление, интеллект; ребенок учится выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
Мнемотехнические приемы в обучении детей с интеллектуальными нарушениями доклад.docx

Мнемотехнические приемы в обучении детей

с интеллектуальными нарушениями.

 

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему

словам - он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

 

    Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности в освоении и понимании учебного материала. Заучивание чаще становится невозможным, да и образная, богатая дополнениями и описаниями речь, широкий кругозор у детей с ОВЗ - это особый вопрос.  Поэтому для улучшения процесса запоминания и развития связной речи обучающихся, я обратила внимание на один из методов, который выступает как вспомогательная подсказка, на технологию мнемоники, по-другому мнемотехники (что в переводе с греческого означает «искусство запоминания»).

 

    Мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций.

   

     Инновационный характер данной технологии заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности.

 

     В настоящее время разработано большое количество методов и приёмов, облегчающих запоминание. Среди наиболее действенных, которые я применяю на практике, можно отметить следующие:

-  акростих или мнемоническая фраза, где информация спрятана в начальных буквах слов;

- метод историй или последовательных ассоциаций;

- метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок) - метод символизации или метод рисуночного письма;

 

    Акростих или мнемоническая фраза. Информация, которую нужно запомнить, находится в начальных буквах слов во фразе или стихотворении. Примером мнемонического приема может служить запоминание последовательности цветов радуги с помощью всем известной фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». А если детям нужно запомнить все глухие согласные русского языка, это можно сделать при помощи мини-диалога: «Степка, хочешь щец?-Фи!» Подобные приемы чрезвычайно эффективны при работе с детьми.

 

     Пару веков назад такой жанр был весьма распространен и популярен, так как помогал донести до адресата зашифрованное послание. В акростихах первые буквы каждой строки последовательно складываются в слово или целую фразу. С помощью данного приема усиливается эффект от прочтения за счет визуальной составляющей – при первом взгляде на примеры акростихов, слово легко читается.

     Чтение акростихов тренирует внимательность и память обучающихся:

Листья зеленые слабо колышатся,                         Замела метель дорожки

Еле заметен дневной ветерок,                                И пошла по мостовой.

Теплое солнышко, яркие бабочки-                        Мехом белым сад укрыла,

Очень все лето любят, дружок!                              А потом пошла домой.

 

     На уроках я часто предлагаю ребятам акрозагадки, которые тренируют визуальное восприятие. Детям очень интересна такая форма работы. Акрозагадки могут быть как прямыми, когда начальные буквы читаются сверху вниз, так и обратными, когда отгадку читать нужно снизу вверх:

По-хозяйски он ступает,                                       

Ест зерно, всегда сердит.                                      

Тишину в ночи пугает,                                          

Утро громко призывает,                                        

Хриплым голосом кричит.  

 

Уж как я на бал спешила,                                      

Лучшие наряды сшила.

Их все в домик собрала,

Торопливо поползла.

Каждый шаг в пути считала,

А вот всё же опоздала.

    

Ясно: надо торопиться

Лягушатам, чтобы скрыться,-

Птица ходит у болот.

Аист? Нет, другая птица.

Цап! И плотно клюв сожмет.                               

 

     В своей практике я часто обращаюсь к методу историй. Последовательные ассоциации используются для запоминания списка слов и их порядка. В этом приеме к каждому слову подбирается ассоциация и запоминаются уже конкретные ассоциации, а не слова. На основе слов, которые нужно удержать в памяти, сочиняется смешная история. Чем смешнее и фантастичнее будет история, тем быстрее запомнится детям. Например, ученикам нужно было запомнить слова: окно, муха, зонт, диван, сыр, чашка. Вместе с ребятами мы придумали такую историю: Неуклюжая муха влетела в окно, ударилась о раскрытый зонт, отлетела на диван, на котором лежал сыр и скатилась чашку. И ребята запомнили и назвали нужные слова.

 

     Наиболее доступным и широко применяемым педагогами является метод «крокирования». На каждое слово или словосочетание придумывается «крок» (изображение). Весь текст зарисовывается схематично. Используются схемы, наброски, зарисовки, чертежи, мнемотаблицы.

 

     Мнемотаблица - это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.

    Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

     Затем задание усложняется, демонстрируется мнемодорожка – это схема из трех- четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения.

     И, наконец, самая сложная структура - это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

 

    Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1 этап: рассматривание таблицы и разбор изображенных на ней символов;

2 этап: перекодирование информации из абстрактных символов в образы;

3 этап: пересказ произведения учителем с опорой на символы, далее обучающимися совместно с учителем, потом самостоятельно.

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

 

Каких этапов работы по заучиванию стихотворения мы придерживаемся?

-   учитель выразительно читает стихотворение;

-   сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть;

-   еще раз читает стихотворение с опорой на мнемоиллюстрации;

- задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;

-  выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;

-  читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на иллюстрацию;

-   ребенок рассказывает стихотворение с опорой на иллюстрацию (мнемотаблицу).

Занимает подбор иллюстраций минимальное время, часто, чтобы вызвать эмоциональный отклик, я отбираю смешные картинки, дети их конечно быстрее запоминают.

 

    Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Курочка Ряба».

    Работа с использованием мнемотаблиц состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи.

этап 1: рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено;

этап 2: преобразование из абстрактных символов в образы;

этап 3: после перекодировки осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания;

этап 4: делается графическая зарисовка мнемотаблицы

этап 5: каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при её показе ему. При этом основной упор делается на изображение главных героев. Детям задаются вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка? »

    Для детей с интеллектуальными нарушениями желательно давать мнемотаблицы цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята- желтого цвета, елочка –зеленая и т.д. Опорным в таблице является изображение главных героев, через которых идет осознание самой сказки.

    При пересказе с помощью мнемотаблиц дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

    В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц у детей появляется желание пересказывать-ученик понимает, что это совсем не трудно, а заучивание стихотворений превращается в игру. 

 

     На занятиях я также широко применяю мнемотренажеры, в которых представлены задания, разработанные с учетом современных методических тенденций коррекции и развитии памяти. Структура занятий учитывает специфические особенности мнестической деятельности детей, имеющими дефицитарное развитие памяти.

 

     В заключении хочу сказать, что преимуществ от мнемотехники множество: улучшается память, внимательность, воображение, фантазия; развивается речь, увеличивается словарный запас; представления об окружающем мире расширяются; формируется наглядно-образное и абстрактное мышление, интеллект; ребенок учится выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.

   

 

 


 

Мнемотехнические приемы в обучении детей с интеллектуальными нарушениями

Мнемотехнические приемы в обучении детей с интеллектуальными нарушениями

Л истья зеленые слабо колышатся,

Л истья зеленые слабо колышатся,

Затем задание усложняется, демонстрируется мнемодорожка – это схема из трех- четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения

Затем задание усложняется, демонстрируется мнемодорожка – это схема из трех- четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения

При этом основной упор делается на изображение главных героев

При этом основной упор делается на изображение главных героев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2023