Консультация для педагогов от психолога
Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста
Мнемотехника — эффективный способ развития памяти дошкольника.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
- он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”.
К. Д. Ушинский
Память - это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения.
В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять.
Методика обучения дошкольников на основе мнемотехники дает возможность одновременно развивать все психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) и интеллект. Позволяет детям освоить различные способы обработки поступающей информации.
Особое значение, которое с древних времён придавалось памяти, можно усматривать уже в том, что в древнегреческой мифологии именно богиня памяти - Мнемозина слыла матерью муз, покровительницей ремёсел и наук. По преданию, древнегреческим поэтом Симонидом (6 в. до н. э.) была разработана первая мнемотехническая система.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.) .
Мнемотаблицы встречаются везде. Дорожные знаки – символы правил - это яркий пример внедрения мнемотехники в повседневную жизнь. Обычный алфавит - это то же мнемонический прием. В школе ребенок заучивает соответствие звуков определенным символам - буквам. Когда буквы кодируются в комбинации точек и тире (азбука Морзе) - это также мнемонический метод.
Основной «секрет» мнемотехники хорошо известен: когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».
Мозг запоминает взаимосвязь между ними. При необходимости по одному из образов этой группы он воспроизводит все ранее соединенные образы. Операция «соединение образов» — своеобразный выключатель механизма запоминания.
Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым ассоциациям относят три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля) :
1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.
2. Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам.
3. Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления и каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.
Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации — смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.
Общие условия успешного запоминания:
1. Когда материал интересен для запоминающего. Играя с образами в шифровальщиков, дошкольник воспринимает задание с интересом и желанием.
2. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации. Прикрепление к слову или картинке собственного аналогичного образа заставляет ребенка невольно обобщать или, напротив, ввести заданное в какой либо класс.
3. Разнообразие, избежание от монотонности в работе памяти. Информация для запоминания часто подается дошкольнику на фоне цветового, зрительного тактильного или слухового восприятия.
4. Эффект запоминания увеличивается, если в запоминании зрительного или слухового материала участвуют несколько чувств. Хороший эффект возникает при запоминании в движении, особенно у детей – кинестетиков и у детей с гиперактивностью.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Память может быть развита с помощью соответствующих упражнений. При этом необходимо учитывать и особенности индивидуальности репрезентативных систем восприятия – визуальной, аудиальной и кинетической.
В своей работе над развитием памяти методами мнемотехники я опираюсь на ассоциативное запоминание и развитие умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации). Важнейшая задача данной методики – научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли.
Для быстрого преобразования любых видов информации в образы, применяю специальные упражнения мнемотехники, такие, как прием кодировки или набор знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства, качества и связи предметов, основан на двух простых принципах.
- Процессом запоминания можно управлять сознательно, если запоминание осуществляется в зрительной анализаторной системе.
- Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «Соединение образов».
Необходимо соблюдать четкую последовательность работы по развитию памяти дошкольников методами мнемотехники:
1. «Знак – слово» - Упражнение «Что это? » - детям предлагаются различные отдельные таблички с геометрическими или иными знаками и предлагают расшифровать картинку – например – круг. Это может быть и мяч и солнце. Так мы опираясь на опыт детей показываем им как можно с помощью знака закодировать слово. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо слово или предмет. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
1. «Слово-знак» - Упражнение «Зашифруй слово» - детям предлагают готовые карточки со знаками и пустые карточки, на которых они сами могут нарисовать знак для заданного слова. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
2. «Парочки» - детям предлагают 6-10 картинок соединить в пары и обозначить их одним знаком.
3. «Соединим картинки в рассказ». Детям предлагают от 3 до 5 картинок (в дальнейшем до 10) и предлагают соединить их сюжетом.
4. «Зашифруй стихотворение». Детям предлагают зашифровать короткое стихотворение. А потом вспомнить его по своим рисункам.
5. Для кинестетиков – «Запомни стишок по движениям! ». Ребенку читаю стихи и показываю одновременно движения. Затем только демонстрирую движения и прошу вспомнить строчку стихотворения.
Значение памяти в жизни человека очень велико. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.
Педагог – психолог Малякова К.И.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.