Мнение одного учителя
Оценка 4.7

Мнение одного учителя

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
физическая культура +2
Взрослым
22.06.2017
Мнение одного учителя
Конечно, от того, что чьи-то мысли будут высказаны вслух, вряд ли что-то изменится в одночасье. Но капля камень точит – кто знает, может быть, настанет день, когда позиция учителей будет услышана теми, кто принимает решения, касающиеся будущего школы, модернизации физического воспитания и системы детского спорта…Конечно, от того, что чьи-то мысли будут высказаны вслух, вряд ли что-то изменится в одночасье. Но капля камень точит – кто знает, может быть, настанет день, когда позиция учителей будет услышана теми, кто принимает решения, касающиеся будущего школы, модернизации физического воспитания и системы детского спорта…
Мнение одного учителя.doc
Алексей МАШКОВЦЕВ, учитель физической культуры, АНО «Школа «Премьер», г. Москва Наболело! Мнение одного учителя Чем реально могут помочь органы власти развитию детского спорта? Мы продолжаем   разговор   об   этом   на   страницах   нашей   газеты.   Конечно,   от того, что чьи­то мысли будут высказаны вслух, вряд ли что­то изменится в одночасье. Но капля камень точит – кто знает, может быть, настанет день,   когда   позиция   учителей   будет   услышана   теми,   кто   принимает решения,   модернизации   физического воспитания и системы детского спорта…   касающиеся   будущего   школы, Спартакиада – не выход В последнее время в обществе сложилась тенденция по любому поводу проводить спортивные акции, призванные отвлечь незанятых детей и подростков от   наркотиков,   преступности,   вредного   влияния   улицы   и   пустого времяпровождения.   В   этом   есть   разумное   зерно:   хотя   бы   во   время   их проведения мы можем быть спокойны за наших детей. Считается, что после очередного   мероприятия   набор   в   спортивные   секции,   школы,   клубы   и   т.д. существенно увеличивается. А на самом деле? Существуют ли данные о том, насколько   увеличилось   количество   занимающихся   после   организации глобальных   спортивных   проектов,   на   которые   тратятся   огромные   деньги? Оправдывают ли себя эти финансовые вложения? Уверен, что радоваться нам особо нечему. В   таких   соревнованиях,   как   правило,   принимают   участие   дети,   уже занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни, которых не надо ни в чем   убеждать.   Дети   со   слабой   физической   подготовкой,   не   интересующиеся спортом, в таких состязаниях не участвуют – в лучшем случае выступают в качестве зрителей. Бесспорно,   проведение   Спартакиады   школьников   оставит   в   душах подростков   приятные   воспоминания.   Соревнования,   особенно   финальные, проводятся очень красиво и торжественно. Но это оценят лишь те, кто дошел до финала. Финансирование же первых этапов более скудное, чем последних. А ведь именно в них принимают участие большинство юных спортсменов, и именно на них нужно делать ставку, если мы действительно хотим приобщить детей к регулярным занятиям физическими упражнениями. В конечном итоге все это просто ложится на плечи рядовых учителей физкультуры. Опыт есть Конечно, можно составить Положение о соревнованиях и продумать их таким образом, чтобы в них участвовали практически все учащиеся. Но нужно ли изобретать велосипед? Вот уже десять лет, как по всей стране проводятся Президентские   состязания   по   шести   основным   базовым   тестам   –   сначала   в классах,   потом   в   школах,   городах,   на   региональном   уровне,   и   финальный праздник   –   фестиваль   в   Анапе,   куда   съезжаются   победители   состязаний   в регионах. В   Президентских   тестах   участвуют   все   школьники,   не   имеющие медицинских   противопоказаний.   В   результате   счет   участников   ведется   на миллионы.   Но   знают   о   таких   соревнованиях   немногие.   К   сожалению,   кроме газеты «Спорт в школе» – методической газеты для учителей физкультуры и тренеров, практически никто об этих соревнованиях не пишет – видимо, потому, что   в   них   участвуют   самые   обычные   дети,   не   занимающиеся   в   спортивных школах, не обучающихся в спортивных классах и интернатах. Соответственно, уровень их физической подготовки и демонстрируемые результаты ниже, хотя накал страстей очень высок и победить может каждый. Не   обходится   и   без   проблем:   каждый   год   судьи   уличают   команды   в нечестной   борьбе   –   подставы,   нарушения   Положения   о   соревнованиях. Проблемы большого спорта отражаются и в спорте детском. Если финальные состязания   проводятся   торжественно,   то   на   местах   существует   проблема фальсификации   результатов.   Контролировать   это   сложно.  И   все­таки,  может быть, вместо того чтобы изобретать новые виды соревнований, нам всем вместе лучше заняться улучшением качества проведения Президентских состязаний? Физкультура и спорт. Вместе по жизни? В нашем обществе большинство людей, к сожалению, так и не различают два разных понятия: физическую культуру и спорт. Сложился стереотип: эти понятия являются синонимами. И только профессионалы в этой области могут дать им точные определения и отделить одно от другого. А ведь в этом кроются многие причины недопонимания наших проблем. Если спортивная структура у нас в стране выстраивается достаточно четко, то с развитием физической культуры не все так гладко. Мы по­прежнему возлагаем на общеобразовательные школы функции подготовки спортивной смены, хотя на самом   деле   этим   должны   заниматься   школы   спортивные.   В   результате   о культуре физической – а ведь именно культуре движения, технике основных двигательных навыков, спортивной этике следует учить детей в школе на уроках физкультуры! – мы и забываем, подменяя уроки физкультуры гонкой за призами и наградами. Посмотрите   на   план   спортивных   мероприятий   московского   учителя физкультуры. За учебный год он должен принять участие более чем в десяти соревнованиях   –   чаще,   чем   ежемесячно!   При   этом   школьная   программа   по физическому   воспитанию   включает   только   легкую   атлетику,   гимнастику, спортивные   игры,   плавание,   лыжные   гонки,   виды   единоборств.   Как   учителю подготовить сборную по футболу, шахматам или настольному теннису, когда этих  видов  спорта   нет  в  программе? А  если  учитель  работает  в  нескольких классах? А если его команда стала победителем и вышла на следующий уровень соревнований?   Добавьте   сюда   еще   школьные   спортивные   мероприятия   и массовые спортивные акции. Кто   же   тогда   школьный   учитель   –   преподаватель   основ   физической культуры или организатор спортивной работы с детьми? В отдельных школах введены   дополнительные   ставки   инструктора   по   спортивной   работе,   но   на практике эти функции выполняют школьные учителя. Оно и понятно: кто лучше учителя знает индивидуальные особенности ребенка, ситуацию в семье и имеет возможность общаться с учеником ежедневно? Школьный спорт необходим, и было бы глупо отрицать это. Дети по мере освоения   учебного  материала   стремятся   реализовать  себя   в  соревнованиях   с ребятами из других школ. Для многих из них это первые шаги по спортивной лестнице. Однако спорт – не для всех: к участию в соревнованиях допускаются только лучшие и к тому же не имеющие медицинских противопоказаний дети. Таких   учащихся   у   нас   год   от   года   все   меньше.   И   это   при   том,   что диспансеризация в школах проводится не каждый год. А ведь польза от уроков физкультуры должна быть для всех детей – и для спортивно ориентированных, и для   совсем   далеких   от   спорта   как   такового,   но   также   нуждающихся   в оздоровлении, двигательной активности, выплеске энергии. Где найти спортшколу? Еще   совсем   недавно   Москва   пестрела   плакатами:   «Запиши   ребенка   в спортшколу!» Парадоксально, но факт: количество спортивных школ при этом только   сократилось,   в   то   время   как   в   отчетах   фигурируют   данные,   что количество детей, занимающихся спортом, увеличивается. На сегодняшний день 250 тыс. юных москвичей занимаются спортом. Это порядка 2% от населения Москвы. А ведь именно дети в большинстве своем и составляют число активных сторонников спорта! В последнее время в Москве и других крупных городах стали создаваться частные   спортивные   школы   и   клубы.   Это   говорит   о   том,   что,   во­первых, родители готовы платить за услугу, которую им предоставляют, – значит, они не равнодушны   к   тому,   чтобы   их   дети   регулярно   занимались   физкультурой   и спортом; во­вторых, получается, что годами сложившаяся система спортивной подготовки дает сбой, раз мощная структура, подкрепленная государственным финансированием,   получила   хоть   и   не   очень   серьезного,   но   конкурента. Безусловно, частная спортивная школа не даст резерв олимпийским сборным и не   сможет   тягаться   со   школой   государственной   в   материально­техническом оснащении.  Но  рациональному  использованию   средств,  организации  работы  и набору детей у них можно поучиться. Собери единомышленников! Проблема   набора   детей   в   спортивные   школы   в   последнее   время   стоит очень остро. К сожалению, в последнее время в Москве практически полностью утрачен   контакт   между   учителями   физкультуры   и   тренерами   из   спортивных школ.   Учителя   практически   не   имеют   информации   о   том,   где   находятся ближайшие спортивные школы, кто там работает и с кем. Тренеры же перестали ходить по общеобразовательным школам, посещать уроки физкультуры, чтобы набрать   к   себе   в   секцию   талантливых   ребятишек.   Отсутствует   и   реклама   в печатных   зданиях   и   на   телевидении.   Ведь   ни   для   кого   не   секрет:   чтобы вырастить   одного   мастера   спорта,   нужно,   чтобы   в   группах   начальной подготовки занимались сотни детей. Все лучшее – детям! По всей стране возводятся новые спортивные комплексы, но при них не открывается   спортивных   школ.   Большинство   комплексов   вынуждено переходить на самоокупаемость: открываются платные секции, клубы. В лучшем случае для детей – как правило, из многодетных семей – предложат скидку, размер   которой,   кроме   улыбки,   ничего   не   вызывает.   В   одном   из   новых московских Физкультурно–оздоровительных комплексов предлагают скидку – именно скидку! – участникам Великой Отечественной войны... Такого масштабного строительства спортивных объектов страна не знала со времен Олимпиады­80. Нам бы порадоваться, а нечему. Пока новые объекты востребованы благодаря моде на фитнес. Но мода – вещь проходящая. Может, стоило   использовать   те   же   деньги   для   модернизации   школьных   спортивных залов и площадок? «Все  лучшее  – детям!»  Помните  такой  известный   советский  лозунг?  В наше время его можно перефразировать так: «Все лучшее – олимпийцам!» Дети же должны заниматься на низкокачественном оборудовании, в залах, требующих постоянного   ремонта,   с   одним   мячом,   который,   как   реликвию,   хранит   вся школа.   Как   можно   привить   детям   элементарные   навыки   гигиены,   если раздевалки школ не оборудованы душевыми, а расписание уроков составляется так, что дети все равно не успели бы этот душ принять? Почему­то футболистам даже самых низких лиг не предлагают играть в футбол на гравии, а школьникам, получается,   можно?   В   результате   они   получают   травмы,   дышат   пылью, изнашивают последнюю пару кед… Как заработать на детях? Признаем:   в   последние   несколько   лет   ситуация   с   оснащением   школ спортивным   инвентарем   изменилась:   выделяются   определенные   деньги   на развитие материальной базы, покупку спортивного инвентаря и оборудования. И это   здорово!   Однако   качество   продукции   вызывает   лишь   слезы   у   учителей физкультуры. Чтобы определить, кто получит право оснастить школы спортинвентарем, проводят специальный конкурс – тендер. Побеждает в нем тот, кто предложит на аукционе меньшую сумму, то есть самый дешевый товар. Сразу встает вопрос качества,   потому   что   в   результате,   получив   новые   мячи,   учителя   через   год остаются ни с чем. Тогда почему бы не дать возможность школам или учителям самим покупать инвентарь? Но, видимо, так не получится: кто­то при этом не сможет заработать... На старт – без подготовки! В январе я был поражен одним из сюжетов, показанным по телеканалу «Спорт». В региональных новостях сообщили о соревнованиях по лыжам среди дошкольников в подмосковном Красногорске. И вот из уст министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Виталия Леонтьевича МУТКО  прозвучала   фраза:   «Многие   в   первый   раз   встали   на   лыжи   и   сразу приняли участие в таких соревнованиях». О чем это говорит? В первую очередь о том, что детей загнали на соревнования без надлежащей подготовки. Ведь все понимают, что участию в соревнованиях должен предшествовать тренировочный процесс. А тут – на тебе: только встал на лыжи – и сразу на соревнования! Уж о вопросах, которые хочется задать в такой ситуации к медицинским работникам, оформлявшим допуск, я не говорю. Дальше –  больше. В сюжете  о  соревнованиях взрослых  баскетболистов тренер одной из команд сетует, что если бы они тренировались хотя бы раз в неделю, то сыграли бы лучше... Что происходит? Кому нужны такие состязания, если к ним никто не готовится? Не поэтому ли участились смертельные случаи на соревнованиях? На пороге реформ Исходя   из   сказанного   становится   ясно:   назревает   реформа физкультурного   образования   в   стране.   Требует   изменений   не   только материально­техническая база, но и программа по физическому воспитанию. А все предлагаемые новые программы являются, по сути, небольшим изменением старых.   Но   ведь   в   обществе   многое   изменилось:   те   виды   спорта,   которые изучались   ранее,   неинтересны   современным   детям.  Выбор   базовых   школьных программных видов спорта основан на общедоступности. Но ведь не может быть единой   программы   для   всей   нашей   огромной   страны!   Почему   бы   не   дать регионам возможность разрабатывать собственные программы в зависимости от имеющихся условий, состояния материально­технической базы, интересов детей и уровня подготовленности преподавателей? В принципе, многие учителя физкультуры вполне могут составить свои программы, только не нужно устраивать преграды на их пути. Составив свой план, учитель будет ему следовать, потому что это его программа! За   рубежом   каждый   учитель   сам   составляет   программу   по   своему предмету. Важно, чтобы эти программы отвечали ряду требований, а школьники, занимающиеся по ним, по окончании курса достигали определенных результатов (образовательного стандарта). Для гармоничного развития личности программой на каждом году обучения должны быть предусмотрены: – один или два вида спорта на развитие выносливости; – одна или две командные игры с мячом; – одна индивидуальная игра; – один вид спорта эстетической направленности; – один вид спорта на развитие общей физической подготовки; – один вид спорта, присущий данному региону. Осваивая все эти виды в комплексе, можно будет добиться всестороннего и сбалансированного физического развития учащихся. При этом виды спорта можно менять год от года, постепенно усложняя программный материал. Создай себе норматив Для чего школьные учителя пользуются нормативами? Во­первых, чтобы оценить знания и умения учащегося по специально разработанной шкале. Во­ вторых,   чтобы   дать   ему   возможность   выполнить   задание   с   максимальным усилием,   проявить   свои   лучшие   способности.   Именно   поэтому   учащиеся, отнесенным   к   подготовительной   и   специальной   медицинским   группам,   не должны выполнять эти нормативы. Правильно ли при этом оцениваются результаты детей? Шкала нормативов основана   на   среднестатистических   данных,   которые   составлялись   и обрабатывались   несколько   лет   назад.   Но   ситуация   в   школах   меняется ежемесячно.   В   последнее   время   дети   не   становятся   сильнее,   а   процент абсолютно   здоровых   детей   катастрофически   снижается.   Возможно,   в   скором времени обычные уроки физкультуры придется заменять на уроки лечебной или адаптивной физкультуры, так как большинство учащихся в современной школе нуждаются именно в такого рода занятиях. Соответственно, было бы правильно не оценивать детей по результатам тестов, а учитывать динамику развития их физической   подготовленности   или   же   предложить   учителям   самим разрабатывать нормативы исходя из особенностей их учеников. Кроме   того,   развитие   физических   качеств   школьников   во   многом обусловлено генетически. Известно, что на уроках физкультуры можно развить быстроту в среднем на 15%, а выносливость – качество, которое развивается лучше других и меньше всех зависит от генетической предрасположенности – на 44%. Таким образом, проблема оценивания на уроках физкультуры в последнее время стоит достаточно остро. Разговор о реформе нужно начинать с подготовки кадров. По–прежнему лишь   несколько   процентов   студентов,   оканчивающих   педагогические   вузы, Кадры решают все! собираются   работать   в   школе.   Основная   причина   –   низкая   зарплата.   И   это несмотря на то, что в последнее время правительство неоднократно повышало оплату труда педагогов, которые тем временем не только проводят уроки, но и организовывают   спортивно­массовую   работу,   возят   детей   на   соревнования,   а главное, имеют доступ к самому сокровенному – здоровью детей. Возникает вопрос:   если   на   московском   уровне   осуществляется   дополнительное финансирование учителей иностранных языков, так почему бы на уровне страны не   поднять   уровень   оплаты   труда   учителей   физкультуры?   Может   быть,   это станет   одним   из   способов   повышения   статуса   педагога   по   физическому воспитанию   и   привлечет   в   школы   молодых   специалистов,   оканчивающих физкультурные вузы? К  сожалению, в нашей стране  в сознании  людей физкультура стоит на одном из последних мест среди школьных предметов. При этом мы понимаем, как   важно   быть   здоровым   гражданином   своей   страны,   уметь   противостоять болезням  и вести  здоровый  образ  жизни. Фундамент  этих  знаний   и, главное, выработка   потребности   к   регулярным   занятиям   физическими   упражнениями должны закладываться в школе. Одним из методов улучшения ситуации может стать увеличение количества учебных часов, отводимых на уроки физкультуры в общеобразовательных учреждениях. Это потребует создания новых программ и укрепления материальной базы. В Россию можно только верить! Разговор   о   проблемах   современного   физкультурного   спортивного образования может быть очень долгим. Безусловно, невозможно охватить все проблемы,   присущие   развитию   физкультуры   и   спорта   в   образовательных учреждениях. Но, вероятно, можно обозначить круг тех проблем и вопросов, с которых надо начать: 1. Нужно   поднять   статус   учителя   физической   культуры   и   детского тренера в обществе. 2. Следует   пересмотреть   систему   оплаты   труда,   подготовки   и переподготовки физкультурных кадров. 3. Необходимо   кардинально   улучшить   состояние   материально­ технической базы школ. 4. Стоит   увеличить   количество   часов,   отводимых   на   преподавание физической культуры в общеобразовательных учреждениях. 5. Требуется пересмотреть программы по физическому воспитанию на региональных и общегосударственном уровнях. 6. Необходимо обеспечить должный уровень медицинского контроля здоровья учащихся. 7. Следует   ввести   в   общеобразовательных   учреждениях   ставку педагога по адаптивной физкультуре. 8. местах. Необходимо   улучшить   качество   проведения   соревнований   на 9. Нужно   больше   привлекать   к   участию   в   соревнованиях   детей,   не занимающихся спортом. 10. Требуется   пересмотреть   политику   оценивания   знаний   и   умений учащихся на уроках физкультуры. 11. Необходимо   поддержать   развитие   детско­юношеского   спорта   с помощью СМИ, особенно телевидения. Смею предположить, что только комплексные меры помогут изменить в лучшую   сторону   ситуацию   с   развитием   физической   культуры   и   спорта   в общеобразовательных учреждениях и в обществе в целом.

Мнение одного учителя

Мнение одного учителя

Мнение одного учителя

Мнение одного учителя

Мнение одного учителя

Мнение одного учителя

Мнение одного учителя

Мнение одного учителя

Мнение одного учителя

Мнение одного учителя

Мнение одного учителя

Мнение одного учителя

Мнение одного учителя

Мнение одного учителя

Мнение одного учителя

Мнение одного учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2017