«Многофункциональное дидактическое пособие « Волшебное дерево»
Оценка 4.8

«Многофункциональное дидактическое пособие « Волшебное дерево»

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
дефектология
4 кл—6 кл
12.11.2023
«Многофункциональное дидактическое пособие « Волшебное дерево»
многофункциональное пособие
статья Букреева.docx

Букреева Ольга Николаевна ,учитель- логопед

СП ГБОУ СОШ №4г.о.Чапаевск – ДС№1

«Многофункциональное дидактическое пособие « Волшебное дерево»

 

Данное многофункциональное пособие можно использовать по разным лексическим темам «Времена года», «Фрукты», « Овощи», « Лес», « Ягоды и грибы» и т.д.

Описание пособия:   состоит из  коврика длиной 49см и шириной 46 см. На нем пришито дерево, на липучках мешочки, грибы. Есть веревочки и прищепки для применения различных карточек на разные темы.

Задачи, реализуемые при применении данного пособия:

Ø обогащение словарного запаса

Ø формирование грамматических категорий

Ø формирование синтаксического строя речи

Ø развитие фонематического восприятия

Ø автоматизация и дифференциация звуков речи

Ø формирование и усвоение сенсорных эталонов

Ø развитие связной речи

Многофункциональность заключается в использовании разных картинок на веревочках, предметов из мешочков. Пособие рассчитано для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми дошкольного возраста.


Упражнения для развития речи и усвоения сенсорных эталонов

Дидактические упражнения на развитие тактильных ощущений и закрепления понятия формы

Ø Упражнение « Чудесный мешочек»- узнать на ощупь предметы по лексическим темам ( Например, овощи. На ощупь определить, что это за овощ, назвать его)

Ø Упражнение «Узнай фигуру» - предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру, назвать её ( Это квадрат. Это круг.)

8.jpg

Ø Упражнение «Найди пару»  -предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов, назвать их ( Это квадраты. Это круги).

 

Дидактические  упражнения на закрепления понятия величины

Ø Упражнение,,Разложи палочки по длине,,

Ø Упражнение,,Самая длинная, самая короткая,,(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

Ø Упражнение,,Разноцветные кружки,,(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

Дидактические  упражнения на закрепление цвета

Ø Упражнение « Подбери по цвету»

На веревочках висят прищепки четырех основных цветов: красные, жёлтые, зелёные и синие. Учитель- логопед предлагает подобрать к каждой прищепке такого же цвета витаминки. В процессе выполнения спрашивает, какого цвета  прищепки, какого цвета витаминки к ним прикрепили.

3.jpg

Ø Упражнение,,Какого цвета не стало?,,

Ø Упражнение,,Собери гирлянду,,(предложить по образцу собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

Упражнения для усвоения лексико - грамматических категорий

Дидактические упражнения для обогащения словарного запаса

Ø Упражнение « Назови фрукты»

Педагог предлагает брать по одной  картинки с фруктами. Дети прикрепляют их, называют.

Другой вариант игры – наверху развешиваем картинки с фруктами, а внизу- в овощами. Назвать каждый фрукт, овощ.

Аналогично можно обогащать словарь по другим лексическим темам.

Ø Упражнение « Подбери слова»

На веревочке картинки с фруктами. Ребенок снимает картинку, называет ее и говорит КАКОЙ это фрукт. Это яблоко. Оно красное, вкусное, сладкое, сочное. Педагог помогает подобрать слова-признаки.

Дидактические упражнения для формирования грамматических категорий

Ø Упражнение « Назови ласково»

Педагог предлагает развешивать по одной картинки с предметами посуды, а затем называть их ласково.

( тарелка-тарелочка, стакан-стаканчик)

Ø Упражнение « Мой, моя»

Дети снимают по одной картинке, например, овощи и должны подобрать к картинке слово МОЙ или МОЯ. Например: Это мой лук. Это моя капуста.

Упражнение « Один- много»

Дети вверху развешивают картинку, где изображен один предмет, называют его. А под ним, внизу развешивают картинку ,где предметов много.

( Например, кукла-куклы)

Дидактические упражнения для формирования навыков словообразования

Ø Упражнение «Взрослые и малыши»

На верхней веревочке картинки с домашними животными ( собака, кошка, лошадь и т.п).Ребенок называет картинки. Затем на нижней веревочке ребенок должен под каждой картинкой мамы прикрепить детеныша и назвать его.

Упражнения для формирования синтаксического уровня речи

Ø Упражнение « Маленькие слова» ( употребление предлогов)

Педагог показывает маленькую игрушку или картинку, например, червячок.

Затем педагог говорит, что червячок любит прятаться. Предлагает ребенку поискать его и рассказать, где червячок находится.

Например, « Червячок находится В мешочке. Червячок ПОД деревом. Червячок НА листочке. Червячок МЕЖДУ грибами и т.д.

Упражнения для формирования связной речи

Ø Упражнение «Истории в картинках»

Детям предлагаются сюжетные картинки одной истории в любой последовательности. Они прикреплении на веревочках на прищепках. Прикрепив  их по порядку, дети придумывают по ним  историю, правильно восстановив ход событий.

Можно прикрепить карточки, пропустив одну или несколько сюжетных картинок, попросив  сказать, чего не хватает.

Упражнения для формирования фонематического восприятия

Ø Упражнение « Положи камушек»

Педагог предлагает послушать звуки. Если называет звук А, то в мешочек нужно положить камушек. Если другой звук, то камушек класть не нужно.

Аналогично с другими звуками.

Ø Упражнение « Громко-тихо»

На веревочках развешены картинки. Педагог называет их то тихо, то громко.

Если громко, то картинка снимается с веревочки, а если тихо, то остаётся висеть.

Упражнения для автоматизации звуков речи

Ø Упражнение « Повтори звук»- педагог предлагает проговорить слог АШ

столько раз, сколько камушков в мешочке. Аналогично с другими слогами, словами.

Ø Упражнение « Снимай картинку и называй»

Логопед предлагает снимать по одной картинке с прищепки и называть, проговаривая четко автоматизируемый звук.

Жук, жаба, жёлудь, журавль.

 

Список  литературы:

 

docplayer.ru/60783350-Didakticheskie-igry-po-senso...-oshchushcheniy.html

gigabaza.ru/doc/153289.html

ped-kopilka.ru/blogs/blog68310/didakticheskie-igry...a-detei-3-4-let.ht

maam.ru

infourok.ru

nsportal.ru

1urok.rucategories/20/articles/864


 

Скачано с www.znanio.ru

Букреева Ольга Николаевна ,учитель- логопед

Букреева Ольга Николаевна ,учитель- логопед

Упражнение,,Самая длинная, самая короткая,,(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам) Ø

Упражнение,,Самая длинная, самая короткая,,(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам) Ø

Дети снимают по одной картинке, например, овощи и должны подобрать к картинке слово

Дети снимают по одной картинке, например, овощи и должны подобрать к картинке слово

Логопед предлагает снимать по одной картинке с прищепки и называть, проговаривая четко автоматизируемый звук

Логопед предлагает снимать по одной картинке с прищепки и называть, проговаривая четко автоматизируемый звук
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2023