Цели:
– формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания.
Оборудование: иллюстрации с изображением строения органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания; различные предметы (лимон, лук, мяч, кубик, цветные карандаши, камертон и т.п.), фитолампа.
Окружающий мир
Урок 11.
РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Тема: Многогранный мир чувств
Цели:
– формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния,
вкуса и осязания.
Оборудование: иллюстрации с изображением строения органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания;
различные предметы (лимон, лук, мяч, кубик, цветные карандаши, камертон и т.п.), фитолампа.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
4 3
Обсуждение творческих вопросов прошлого урока
– Прочитайте диалог на с. 46.
– Какие мнения высказывают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?
Рассмотрите рисунок вверху слева.
– Сколько же на самом деле у человека органов чувств? Как они
помогают нам воспринимать мир, если их так много?
Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками,
что они уже знают.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
© ООО «Баласс», 2014– Когда зрения бывает недостаточно для представления о предмете?
– Сколько органов чувств у человека? Назовите их.
– Какие органы чувств у человека отсутствуют?
– Сядьте поудобнее, возьмите в руки комочек ваты, закройте глаза. (Учитель
включает приятную музыку с голосами птиц, зажигает фитолампу, даёт
детям время на восприятие ощущений.)
– А теперь давайте обсудим, что почувствовали, что представили.
Отвечают на вопросы.
– Можете определить тему сегодняшнего урока?
– «Многогранный мир чувств».
– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.
План. 3
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.
4 3 7 2 3 3 2
Работа в рабочей тетради.
– Выполните задание 6 на с. 20 в рабочей тетради. Почему с некоторыми словами
возникли трудности? (Эти слова мы можем применять при описании наших
ощущений разными органами чувств, ведь мир такой разный.)
– Как же мы воспринимаем окружающий нас мир? (Мы воспринимаем мир
целостным, не разделяя на отдельные восприятия.)
Показ различных предметов и определение органа чувств, который помогает
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли
© ООО «Баласс», 2014их опознать.
– Работаем в группах. Представьте, что вы специалисты, изучающие органы
чувств. Вы проводите исследование по плану:
1) название органа чувств;
2) как он устроен;
3) что воспринимает.
Выполнение заданий: орган слуха – задание на с. 47 учебника, орган равновесия
– задание 2 в рабочей тетради; орган обоняния – задание на с. 47 учебника;
орган вкуса – задание на с. 48 учебника; орган осязания – задание 5 в рабочей
тетради.
Делятся на 5 групп. Каждая группа по окончании работы представляет
результаты своего исследования.
– Почему мозг не путает сигналы от разных органов чувств?
– Каждый сигнал идёт в определённую область мозга. Мы говорили, что большие
полушария мозга помогают нам запоминать, сравнивать, обобщать,
связывать в единое целое, устанавливать причины.
Задание 1 в рабочей тетради. Выполняют задание.
2. Игра «Путаница».
1. «Может ли ухо воспринимать свет, а глаз – звук?»
2. «Что было бы, если бы у нас не было органа слуха?» (далее по цепочке).
Играют в одну из игр.
– Как мы ответим на вопрос урока?
– Мы воспринимаем мир всеми органами чувств сразу, а наш мозг обрабатывает
эту информацию и составляет единое впечатление о мире.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
в устной форме.
4. Умение работать в паре
и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2014– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
ΙΙΙ
.
Самостоятельное
применение
знаний.
2 1 2 3 1
1. Работа в учебнике.
Вопросы на с. 45.
2. Работа в рабочей тетради.
Задания из рабочей тетради на выбор.
Выполняют задания.
3. Проверочная работа № 6.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план.)
4. Осуществлять
познавательную и
© ООО «Баласс», 2014личностную рефлексию.
ТОУУ
VΙ . Домашнее
задание.
V. Итог урока.
Читать учебник (тема 11). Подобрать слова, имеющие отношение к разным
органам чувств.
4
– Почему мир чувств так многогранен?
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтонибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
Возможные ответы на задания проверочной работы № 6.
Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Канатоходцу – орган равновесия. Играющему в жмурки – орган слуха. Пешеходу –
орган зрения. Повышенный уровень. Мозг. Максимальный уровень. Мы лучше видим контрастный рисунок (серый и белый
цвета). 2. Необходимый уровень. Повар, парфюмер. Повышенный уровень. Любое чувство слегка притупляется через
некоторое время. 3. Необходимый уровень. Чтобы точнее определять направление на источник звука. Повышенный
уровень. С более расставленными ноздрями.
Вариант 2. 1. Необходимый уровень. Ученику музыкальной школы – орган слуха. Повару в столовой – орган вкуса.
Парфюмеру – орган обоняния. Повышенный уровень. Хрусталик. Максимальный уровень. В сумерках лучше будет виден
контрастный рисунок, состоящий из вертикальных и горизонтальных полос. 2. Необходимый уровень. Работник аварийной
службы газа, винодел. Повышенный уровень. Любое чувство слегка притупляется через некоторое время. 3. Необходимый
© ООО «Баласс», 2014уровень. Расстояние между ушами позволяет определить направление на источник звука. Повышенный уровень.
Усиливают и передают колебания барабанной перепонки.
© ООО «Баласс», 2014