Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ростовской области
«Новошахтинский технологический техникум»
Методическая разработка урока по обществознанию
Тема «МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Разработал:
Преподаватель общественных дисциплин
Нечепуренко Любовь Николаевна
Новошахтинск
Тема урока:МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ЦЕЛИ: 1. Подвести учащихся к выводу о том, что развитие общества может идти на основе разных путей в том числе с помощью реформ и революций. Добиться усвоения понятий «революция», «реформа».
2. Формировать умение использовать знания, полученные на других уроках обществознания, умение сравнивать, отстаивать свою точку зрения.
3. Воспитывать у учащихся нетерпимость к проявлениям насилия, террора, сопровождающих революции, приверженность эволюционному пути развития.
ПОНЯТИЯ: реформа, социальная революция, модернизация, классовая борьба.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебникА. Г. Важенин Оществознание стр. 88-89
ТИП: комбинированный
МЕТОД: проблемный
Актуализация знаний
1. Вспомните, что такое революция?
2. Какие вы знаете революции?
3. Что такое социальная революция?
4. Приведите примеры социальных революций в нашей стране.
5. Что такое реформа?
6. В каких областях проводятся реформы?
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
План урока.
1.Понятие общественного развития
2Особенности революционного развития общества
3Эволюционное развитие- альтернатива революционному движению общества
4Понятие и виды реформ
Понятие социальная революция- наиболее острая форма борьбы между новым и старым, отжившими общественными отношениями при резко обострившихся социальных процессах.
Признаком соц. Революции является переход власти из рук одного класса в руки другого, смена годсподтствующего способа производства. На примере Октябрьской революции объясните:
Причины революции?
Была ли она неизбежной на ваш взгляд?
Каковы последствия революции?
Какой характер они носят: положительный? Отрицательный? Свой ответ аргументируйте.
Чем сопровождаются революции?
Каково ваше отношение к революционному развитию общества?
Обобщая итоги дискуссии, делаем вывод:
Оценка революции неоднозначна.
Так Октябрьская революция оказала огромное воздействие, как на Отечественную, так и на мировую историю. Однако ее результаты оказались не только противоречивыми, но и трагическими, любая революция связана с насилием, и новые положительные итоги перечеркиваются жертвами людей.
Альтернативой революционного движения общества является эволюционное развитие.
Что такое эволюция? Это постепенное развитие общества. Формой развития эволюции является реформа.
Реформы – сложный и многообразный процесс, охватывающий все стороны жизни общества- политику, право, экономику, культуру. Все они взаимосвязаны и проходить должны согласованно. Например, политические реформы не могут происходить без совершенствования системы образования и той же законодательной базы и т. п.
Реформа обычно является правительственной инициативой или происходит в ответ на внутренний и внешний прессинг для решения или предотвращения экономических, социальных или политических проблем. Истинные поводы для реформы, однако, могут существенно отличаться от объявленных реформаторами. Различие между реальными и объявленными целями может быть особенно существенно, если на реформы идут те, кто не поддерживают их цели.
Основные направления реформ:
1. Политика и право, реформы затрагивают сферы государства, власти, законодательства, судопроизводства;
2. Культура и духовная сфера- реформы образования, государственной идеологии, религии, информации и доступа к ней;
3. Экономика-собственность, производство, объмен и распределение, заработная плата и т. п.;
4. Социальная сфера-семья, комплекс социальных гарантий.
Критерии и задачи реформирования:
1. В политической и правовой сфере - переход к светскому государству, формирование правового государства и принципа разделения властей, внедрение демократии, участие населения в политическом процессе через сферу политических прав/ выборы, деятельность политических партий и объединение и т. п./, стремление к достижению социального равенства и способы;
2. В культурной и духовной сфере – распространение грамотности и секуляризации образования, обеспечение свободы мысли и творчества, религиозной терпимости и свободы совести, многообразие течений в науке и идеологии, свободный доступ к образованию, информации и культуре;
3. В экономике – совершенствование технологий и научных знаний, развитие различных секторов хозяйствования, разделение труда, развитие рынка и денежного обращения;
4. В социальной области – разделение сфер деятельности между людьми в обществе, производстве, в политике, семье, а также личная социально-экономическая независимость человека.
В центре реформ должен стоять человек. Реформы могут быть как результатом внутренних противоречий и проводиться на своей собственной культурной базе, так и сильного давления опыта других стран.
Закрепление материала.
1. Сравните революционный и эволюционный путь развития?
2. Какай, на ваш взгляд, путь исторического развития предпочтительней и почему?
Задание на дом:
Назовите основные направления, критерии и задачи проводимых в современной России реформ ,используйте знания, полученные на уроках истории из СМИ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.