Предмет: биология
Тип урока: Комбинированный, интегрированный.
Тема урока: Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.
Продолжительность: 1 урок (45 минут)
Класс: 7 класс
Технология: Развитие критического мышления на основе чтения текста
Аннотация: Урок представлен в разделе Многообразие животных, глава 2. Многоклеточные животные Беспозвоночные. Целью данного урока является формирование представлений о многообразии насекомых и их практическом значении. Урок ориентирован на установление роли насекомых в природных сообществах и значении их для человека. Учащиеся расширяют знания о многообразии насекомых, знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности отрядов, учатся различать их среди биологических объектов; овладевают основами экологической грамотности: способностью оценивать последствия деятельности человека в природе, осознанием необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных. В ходе урока учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о насекомых в учебнике, научно-популярной литературе, раздаточном материале. У учащихся развиваются познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение насекомых, интеллектуальные умения доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Урок проходит в форме соревнования.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: Иллюстрации, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.
Конспект урока:
I. Организационный момент
II. Мотивация
Учитель: Недавно я прочитала в журнале «Мир животных» статью с названием «1 млн. разных видов – 1 млн. разных жизней». Как вы думаете, про кого это написано в статье? А почему эта фраза именно про насекомых? Насекомые – самая многочисленная и разнообразная группа животных.
Действительно, рядом с нами живёт мир существ, так мало похожих на нас (людей) своим строением и образом жизни, что их можно принять за жителей другой планеты. Но эти существа оказывают огромное влияние на человека. Без насекомых мы не можем прожить. Следовательно, что же сегодня на уроке мы должны с вами выяснить? Мы обобщим наши знания о многообразии этого класса, об отрядах насекомых и их представителях и значении в природе и жизни человека.
Работаем по плану:
1. Классификация насекомых .
2. Роль насекомых в природе и в жизни человека
3. Многообразие и красота насекомых – источник вдохновения человека.
Как вы уже обратили внимание мы разделились на три группы. Каждая группа должна сейчас придумать название и записать на информационном листе. Название должно отражать название одного из отрядов насекомых.
Наша работа сегодня будет иметь соревновательный характер и задания которые вы будете выполнять правильно будут оцениваться вот таким насекомым (заготовленный макет насекомого) и группа, которая наберет их больше остальных получит высокую оценку за урок-5.
III. Повторение
1 задание «Разминка». Для разминки, вспомним, а кто же такие насекомые и как они устроены.
Вставьте пропущенное слово.
1. Насекомые имеют _________ покров. (Хитиновый)
2. Обычно у насекомых _______крыльев. (Две пары)
3. Насекомые имеют следующие отделы тела: __________. (Голову, грудь, брюшко)
4. Развитие у насекомых может быть _________. (С полным превращением и неполным превращением; прямое и непрямое; с метаморфозом и без метаморфоза)
5. Насекомые имеют _________ пару усиков. (одну пару)
6. Кровеносная система насекомых ___________. (Незамкнутая)
7. У насекомых _________ пар ног. (Три пары)
8. Дыхательная система насекомых представлена __________. (Трахеями)
Пока вы выполняете задание я попрошу команду выбрать одного из представителей для конкурса «Знатоки энтомологии». (По составленному рассказу команде необходимо определить, о каком насекомом идёт речь).
2 задание «Ловля насекомых»
Распределить насекомых по отрядам или выбрать насекомых своего отряда (работа по карточкам с изображением насекомых).
Физкульминутка
Решите, правильно или неправильно предложенное суждение. Если суждение на ваш взгляд правильное – встаньте, если вы с суждением не согласны – оставайтесь на месте.
1. Своё название насекомые получили за характерные насечки на брюшке. (Да.)
2. Тело насекомых чётко разделено на голову, грудь, брюшко. (Да.)
3.Верно ли, что самка колорадского жука откладывает яйца в стволе дерева? ( неверно)
4.Верно ли, что оводы наносят вред человеку?(верно)
5.Верно ли, что бабочки относятся к классу насекомых? (верно)
6. Среди насекомых нет паразитических форм. (Нет.)
7. Верно ли, что комары могут являться переносчиками опасного заболевания?(верно)
8. Насекомые едят все, а некоторые из них – перья, шерсть, древесину и пластмассу. (Да)
9. Верно ли, что тутовый шелкопряд – домашнее животное? (верно);
10. Самый многочисленный отряд насекомых – жуки. (Да)
3 задание «Знатоки энтомологии». Выбранный ученик, используя раздаточный материал (журналы или книги с соответствующей информацией), готовит рассказ по плану
План рассказа:
1. Среда обитания
2. Особенности строения и жизнедеятельности
3. Роль в природе и значение в жизни человека
4. Интересные факты
5. Название отряда и вид насекомого
Группам учащихся по рассказу необходимо определить, о каком насекомом идёт речь.
4 Задание «Стена почёта».
Как мы сегодня слышали, насекомые приносят огромную пользу людям. Давайте соорудим в их честь «Стену почёта и благодарности»! Для этого каждая команда с помощью фломастеров и листов бумаги изготовит Почетные грамоты насекомым. Обычно в таких грамотах указывают профессию и заслуги героев. Подумайте, какой текст можно было бы написать о Насекомых.
Один лист – это одна «грамота», на ней можно указать одну «профессию», одну пользу насекомых. (Например. «Медоносной пчеле от излеченных больных», «Божьей коровке за уничтоженных вредителей растений от садоводов и огородников» и т.д.) Количество баллов за этот конкурс определяется по количеству изготовленных «грамот». Дополнительно можно заработать баллы за оригинальность исполнения.
IV. Закрепление.
(Каждая группа зачитывает свою грамоту. Учитель подводит итоги и выставляет оценки.) Биология насекомых очень разнообразна. Велико и многообразно их значение в природе. Без насекомых разорвалась бы цепь круговорота веществ. Класс насекомые очень разнообразный и многочисленный. У представителей сложное поведение и многообразно значение. Несмотря на многочисленность насекомых их нужно охранять: не уничтожать их места обитания, не разорять гнезда, не раздавливать просто так, не собирать коллекции, если в этом нет необходимости, правильно выбрать методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.
Спасибо за урок.
V. Рефлексия
VI. Домашнее задание. Многие насекомые стали редкими и требуют охраны. Для них создаются заповедники. А какое участие вы можете принять в их охране? Подумайте об этом.
Приложение
Вставьте пропущенное слово.
1. Насекомые имеют ________________ покров.
2. Обычно у насекомых ____________крыльев.
3. Насекомые имеют следующие отделы тела: __________.
4. Развитие у насекомых может быть ________________________________.
5. Насекомые имеют _________ пару усиков.
6. Кровеносная система насекомых ________________.
7. У насекомых _________ пар ног.
8. Дыхательная система насекомых представлена __________.
Рассказ о насекомом
План рассказа:
1. Среда обитания
2. Особенности строения и жизнедеятельности
3. Роль в природе и значение в жизни человека
4. Интересные факты
5. Название отряда и вид насекомого
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.