Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 15»
г. Нижневартовск, 201
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Один из самых актуальных вопросов сегодня - безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях. Подготовить детей к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья.
В новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ 17 декабря 2010г. № 1897) одно из качеств выпускника основной школы обозначено как «…осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды…» (ФГОС, раздел «Портрет выпускника основной школы»)
Целенаправленная работа по обучению основным навыкам самозащиты при ЧС, воспитанию и привитию навыков культуры безопасного обращения с огнем, безопасного поведения детей на улицах и дорогах позволит снизить количество дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций с участием обучающихся школы, в том числе и воспитанников лагеря.
Именно с этой целью разработана программа пришкольного лагеря «Дружина юных спасателей», которая представляет широкий спектр направлений деятельности по основам безопасности жизнедеятельности ( профилактике ДТП и пропаганде ПДД, ППБ и т.д.).
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, была вызвана необходимостью обобщения и систематизации практических знаний учащихся в области личной безопасности.
Программа разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:
— Конвенцией ООН о правах ребенка;
— Конституцией РФ;
— Законом РФ «Об образовании»;
— ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 г. № 124–ФЗ;
— Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 г. № 197–ФЗ;
— ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
— Приказом Министерства Образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря дневного пребывания детей.
Содержание программы отвечает современным требованиям и условиям образования и направлена на формирование культуры безопасности воспитанников, повышению их готовности к безопасной жизнедеятельности.
Новизна программы. В школе ведется систематическая и содержательная работа в данном направлении в течение учебного года. Воспитательная функция при формировании культуры безопасности и ценностного отношения к ЗОЖ реализовывается на уроках ОБЖ, в массовой внеклассной и внеурочной деятельности. Вместе с тем нужно отметить, что теоретических знаний правил безопасности недостаточно и новизна программы пришкольного лагеря прослеживается в необходимости отработки практических навыков. Программа основана на возможности применения на практике, приобретенных во время смены или уже имеющихся знаний основ безопасности у детей через организацию интересных, познавательных мероприятий с привлечением сотрудников специальных служб города. Программа позволит воспитанникам приобрести и обобщить определенные теоретические, практические знания и умения по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, по пожарной и дорожной безопасности, а так же примерить на себя роль спасателей, моделируя в игровой форме чрезвычайные ситуации.
Таким образом, реализация программы будет содействовать формированию культуры безопасности у воспитанников через включение в просветительскую и практическую деятельность при проведении разноплановых мероприятий по ОБЖ.
Понятийный аппарат программы
«Дружина юных спасателей» - образовательное пространство, состоящее из 4 отрядов.
Школа спасателей. В течение всей смены воспитанники отрядов обучаются в Школе спасателей, где отрабатывают и закрепляют специальные навыки по медицинской помощи, пожарной и дорожной безопасности и адекватных действий при ЧС.
Центроспас – высший орган самоуправления, координирующий работу лагеря, в состав которого входят воспитанники подросткового возраста, вожатые.
Слет спасателей - коллективное творческое дело, проводимое в конце смены, с демонстрацией практических навыков и умений воспитанников.
Час спасателя - практическое занятие с детьми по ОБЖ
Юный санитар - звание, которое получают воспитанники лагеря, показавшие отличные знания и умения по оказанию первой медицинской помощи в Школе спасателей.
Юный пожарный - звание, которое получают воспитанники лагеря, показавшие отличные знания и умения по пожарной безопасности в Школе спасателей.
Юный инспектор движения - звание, которое получают воспитанники лагеря, показавшие отличные знания и умения по ПД в Школе спасателей.
Юный спасатель - звание, которое получают воспитанники лагеря, показавшие отличные знания и умения по действиям в экстремальных ситуациях в Школе спасателей.
Значки-«спасики» - награда за успешную работу в Школе
• Значок в виде пожарной каски – Школа пожарных
• Знак в виде светофора – Школа юных инспекторов ДД
• Знак в виде красного креста – Школа санитаров
• Знак в виде аббревиатуры МЧС – школа спасателей
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на учащихся образовательных организаций города в возрасте 7-17 лет и реализуется в течение одной смены продолжительностью 5 дней (весна) и одну смену продолжительностью 21 день (лето).
3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
Программа представляет собой целостный комплекс воспитательных, профилактических, творческих, интеллектуально-развивающих мероприятий с элементами практической отработки полученных знаний в области безопасной жизнедеятельности.
В течение дня для детей воспитатели организуют Час спасателя, где дети знакомятся с ситуациями, которые могут стать причиной несчастного случая. После обсуждения ситуаций дети выполняют задания, в процессе выполнения которых отрабатываются практические навыки и умения
Для более эффективной организации образовательного пространства в программе предусмотрена возможность совместного сотрудничества со специальными службами города: Пожарной частью, отделом ГИБДД, Станцией скорой помощи и ГО и ЧС. Взаимодействие происходит в виде встреч с сотрудниками служб, экскурсий, бесед, а так же организации и проведении конкурсов, викторин и соревнований, подготовленных силами детей и вожатых, с приглашением сотрудников служб в качестве судейской коллегии.
4. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ
Цель программы: формировать культуру безопасности у воспитанников через включение в просветительскую и практическую деятельность при проведении разноплановых мероприятий по ОБЖ.
Задачи:
1. Формировать навыки безопасной жизнедеятельности через организацию практических занятий по пожарной, дорожной безопасности, оказанию первой медицинской помощи, адекватных действий в экстремальных ситуациях.
2. Привлекать детей к организации пропаганды безопасного поведения через проведение просветительских мероприятий (акции, конкурсы и т.д.)
Предполагаемые результаты
1. Сформированы навыки безопасной жизнедеятельности по пожарной, дорожной безопасности, оказанию первой медицинской помощи, адекватных действий в экстремальных ситуациях.
2. Организована пропагандистская деятельность через проведение акций, конкурсов, агитбригад по ОБЖ
5. КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Критерии |
Показатели |
Результат |
Формирование практических навыков безопасной жизнедеятельности |
-Повышение уровня практических знаний по ОБЖ
|
-Не менее 80% воспитанников награждены грамотами за отличные знания и умения по ОБЖ
|
Уровень достижения результатов |
-Положительная мотивация к выполнению практических заданий;
-успешная деятельность в Школе спасателей
-обогащение практического опыта воспитанников
|
- Не менее 80% детей вовлечены в работу Школы спасателей
- 80 % детей поощрены за успешную деятельность в Школе спасателей
- присвоение воспитанникам званий (Юный пожарный, Юный санитар и т.д.) |
Эмоциональный настрой |
- Удовлетворенность своей деятельностью |
- 90% воспитанников удовлетворены пребыванием в лагере
|
6. СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
Модель игрового взаимодействия.
В основе организации смены лежит сюжетно-ролевая игра со своими законами и правилами.
Дети, посещающие лагерь, приняты в Дружину юных спасателей, которая состоит из 4 разных школ . В течение смены дети обучаются в Школе спасателей, Школе санитаров, Школе пожарных, Школе инспекторов ДД. В начале смены отряды получают маршрутный лист, где прописаны задания и мероприятия определенной Школы. Каждый маршрут отряды проходят в течении 5 дней. 6 день недели объявляется Днем забав и развлечений . Успешно выполняя задания, участвуя в мероприятиях, организуемых Центроспасом, воспитанники имеют возможность к концу смены получить звание спасателя. (Юный пожарный, Юный санитар, Юный спасатель, Юный инспектор).
Итог работы Школ - коллективно творческое дело «Слёт спасателей», где воспитанники демонстрируют практические знания и умения, приобретенные в Школах.
Логика развития содержания по направлениям программы.
В 1 день лагерной смены происходит погружение воспитанников в игру: воспитатели и вожатые рассказывают легенду, связанную с определенной школой, воспитанники определяют проблему и пути его решения.
Каждый отряд получает индивидуальный маршрут игровой карусели на смену. Игровая карусель предполагает прохождение следующих модулей: «ПДД» «Пожарная безопасность», «Первая медпомощь», «Спасатель». На прохождение одного модуля (Школы) отводится 1 неделя. Таким образом, каждый отряд в течение смены проходит обучение во всех 4 модулях (Школах). Воспитательные мероприятия в отряде планируются в соответствии с заявленными модулями.
«Первая медпомощь». В течение 5 дней воспитанники выполняют задания модуля: отрабатывают и закрепляют навыки по оказанию медицинской помощи. Ученики Школы проводят утренние зарядки, профилактические беседы, викторины, конкурсы по ЗОЖ, организуют встречи с медицинскими работниками.
«Пожарная безопасность». В течение недели в Школе изучают правила пожарной безопасности и применяют их на практических занятиях с сотрудниками Пожарной части. Ученики школы проводят конкурсы рисунков, викторины, эстафеты по ПБ, экскурсии в ПЧ.
«Инспектор ДД». В течение недели воспитанники выполняют задания модуля: изучают правила дорожного движения, проводят конкурсы, викторины по ПДД, организуют встречи с сотрудниками ГИБДД.
«Спасатель». В течение 5 дней дети рассматривают возможности опасных ситуаций дома, на природе, на водоемах и т.д. Организуют встречи с сотрудниками ГО и ЧС.
В конце смены проводится Слет спасателей. По итогам Слета победителям присваиваются звания.
Стимулирование деятельности воспитанников
Для стимулирования деятельности используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг определяется ежедневно после занятий в Школе спасателей, где каждому отряду по итогам дня присваивается не более 2-3 символов рейтинга.
Символы:
- Знак в виде пожарной каски
- Знак в виде светофора
- Знак в виде красного креста
- Знак в виде букв аббревиатуры «МЧС»
Регулярно посещая выбранную Школу и успешно выполняя определенные задания, участвуя в мероприятиях, организуемых Центроспасом, отряды, имеющие в копилке наибольшее количество определенных знаков, к концу смены получают звание спасателя (Юный пожарный, Юный санитар, Юный спасатель, Юный инспектор).
7 . КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
В реализации программы участвуют воспитатели, лидеры школьного самоуправления, вожатые из числа студентов ССУЗОВ. Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией образовательного учреждения. Перед началом работы лагеря проходит установочный семинар для воспитателей и лидеров школьного самоуправления. Воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана учебно-воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел.
8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СИСТЕМА АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы разработаны планы работы Школы спасателей, методические пособия по описанию модели игрового сюжета, план мероприятий (на 1 смену 5 дней - весна, 1 смену 21 день - лето), подобран методический материал в соответствии с программой лагеря, игровой реквизит для проведения творческих дел. Планируется проведение до начала лагерной смены установочного семинара для лидеров школьного самоуправления, создание информационного стенда с оформлением уголков пожарной и дорожной безопасности, освещение проведенных воспитательных мероприятий на сайте школы.
Разработана система диагностики реализации программы, которая включает в себя:
- вводная диагностика для изучения ожиданий детей от смены в лагере;
- текущая диагностика пребывания в лагере, эмоциональных состояний детей; удовлетворенности проводимыми мероприятиями.
- заключительная экспресс-диагностика для изучения результативности образовательно-воспитательного процесса в лагере.
Вводная диагностика |
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: анкетирование с целью выявления их интересов, беседы в отрядах. |
Пошаговая диагностика |
Учет «классиков» и «знаков» по результатам учебы в Школах Беседы на отрядных сборах. |
Итоговая диагностика |
Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. КТД «Слет спасателей». Беседы в отрядах. учет «классиков» и «мастерков») |
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации образовательной программы пришкольного лагеря имеются необходимые помещения: классные комнаты, спортивный и актовый залы, медицинский кабинет, столовая. В наличии оборудование: настольные игры, мячи, скакалки, обручи, бадминтон, телевизор. На территории школы оборудована спортивная площадка.
Смета расходов
№ п\п |
Наименование материалов |
Количество |
Цена за штуку, упаковку |
Итого |
|
Бумага для печати белая А 4 |
10 уп. |
155 руб. |
1550 руб. |
|
Бумага для печати белая А 3 |
5 уп. |
265 руб. |
1235 руб. |
|
Бумага для печати цветная «Радуга» А 4 |
5 уп. |
400 руб. |
2000 руб. |
|
Ватманы |
50 шт. |
15 руб. |
750 руб. |
|
Ручки |
50 шт |
7 руб. |
350 руб. |
|
Фломастеры 6 цветов |
25 наборов |
70 руб. |
1750 руб. |
|
Тонированный картон А 4 |
10 упак |
40 руб. |
4000 руб. |
|
Мелки цветные (12 цветов) |
50 уп. |
20 руб. |
1000 руб. |
|
Воздушные шары |
150 шт. |
10 руб. |
1500 руб. |
|
Мыльные пузыри |
175 шт. |
40 руб. |
7000 руб. |
|
Гуашь цветная (6 цветов) |
20 шт. |
150 руб. |
3000 руб. |
|
Настольные игры по ПДД |
10 шт. |
450 руб. |
4500 руб. |
|
Настольные игры по ОБЖ |
10 шт. |
600 руб. |
6000 руб. |
|
Наградной материал (дипломы, грамоты) |
200 шт. |
15 руб. |
3000 руб. |
|
Значки нагрудные |
100 шт |
50 руб. |
5000 руб. |
|
ИТОГО |
|
|
55735 руб. |
Список литературы
1. «Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
2. «Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
3. Болл А. и Б. Основы лагерного менеджмента / пер с англ. - СПб. 1994,-С. 31.
4. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2009год.
5. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
6. Летний оздоровительный лагерь, Издание 2-е, исправленное. Составитель Е.А. Губин
7. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.
Приложение 1
Распорядок дня
8.30 |
- |
8.35 |
Встреча детей Мы рады вам! Чтобы быть весь день в порядке, надо делать всем зарядку! |
8.35 |
- |
8.45 |
Зарядка |
8.45 |
- |
9.00 |
Утренняя линейка « Пора, пора, на линейку, детвора!» (объявление плана работы на день) |
9.00 |
- |
9.30 |
Завтрак Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сытно и красиво. |
9.30 |
|
12.30 |
Работа школы спасателей КТД |
12.30 |
- |
13.00 |
Обед Нас столовая зовёт, суп отличный и компот. |
13.00 |
- |
13.45 |
Подвижные игры, мероприятия, отрядные мероприятия Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!
|
13.45 |
- |
14.30 |
Игры на свежем воздухе Лишь заслышим зов игры быстро на улицу выбежим мы. Ждёт нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных Линейка (подведение итогов дня). |
14.30 |
|
|
Уход домой До свидания! До новых встреч! |
Приложение 2
План- сетка мероприятий смены (весна, 5 дней) «Неделя безопасности»
1 день Школа ПДД
|
2 день Школа санитаров |
3 день Школа пожарных |
1. Утренняя зарядка 2. Учебная эвакуация 3. Линейка, сообщение сюжета игры 4. Работа школы ПДД 5. Подготовка отрядов к открытию смены 6. Торжественное открытие смены «Неделя безопасности» 7. Круглый стол с инспектором ГИБДД
|
1. Утренняя зарядка 2. Работа в Школе санитаров 3. Викторина «Виды травм и медпомощь при травмах» 4. Игра по станциям «Айболит спешит на помощь».
|
1. Утренняя зарядка 2. Работа в Школе пожарных 3. Экскурсия в Пожарную Часть (практическое занятие) 4. Конкурс рисунков «Профессия пожарный»
|
4 день Школа спасателей |
5 день Слет спасателей |
|
1. Утренняя зарядка 2. Работа в Школе спасателей 3. Встреча с сотрудником ГО и ЧС. 4. Акция «Мы за безопасность!» (с демонстрацией выполненных рисунков, плакатов)
|
1. Утренняя зарядка 2. Закрытие смены КТД «Слет спасателей» |
|
Приложение 3
План-сетка мероприятий 1 смены (июнь, 21 день) «Школа спасателей»
1 день- День Детства |
2 день – День Лагеря |
3 день – День |
1. Утренняя зарядка 2. Час безопасности (проведение инструктажей) 3. Линейка, сообщение сюжета игры, распределение в Школы 4. Бассейн 5. Работа в Школах 6. Игровая программа «Здравствуй, лето» Шоу-мыльных пузырей |
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 3. Работа в Школах по маршрутам 4. Торжественное открытие смены «Школа спасателей» 5. Конкурс рисунка на асфальте «Разноцветное лето».
|
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 3. Работа в Школах по маршрутам 4. Караоке-зал 5. Конкурс «Безопасное колесо»
|
4 день - День здоровья и чистоты |
5 день - День театра и песни |
6 день - День стран мира |
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 3. Работа в Школах по маршрутам 4. Эстафета: Действия при пожаре в квартире |
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 3. Работа в Школах по маршрутам. 4. Конкурс инсценированной детской песни. |
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 3. Работа в Школах по маршрутам. 4. Игра-путешествие по странам «Краски мира»
|
7 день- День Рекордов |
8 день - День смеха |
9 день - День России |
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 3. Работа в Школах по маршрутам. 4. Спортивная игра «Большие гонки»
|
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 3. Работа в Школах по маршрутам. 4. Конкурс пародий «Один в один» |
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 3. Работа в Школах по маршрутам 4. Викторина «Символы России»
|
10 день - День Мастеров |
11 день - День джентльменов и прекрасных дам |
12 день -День Безопасности |
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 3. Работа в Школах по маршрутам 4. Мастер-классы по изготовлению поделок из бумаги «Символы России (матрешки, валенки, и тд.)»
|
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 3. Работа в Школах по маршрутам. 4. Конкурс «Мистер и Мисс Лето- 2015 » |
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 3. Работа в Школах по маршрутам. 4. Встреча с работником ГИБДД. 5. Эстафета «Пешеход и дорога» |
13 день - День Земли |
14 день - День Природы |
15 день- День театра и кино |
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 3. Работа в Школах по маршрутам 4. Конкурс плакатов «Как помочь нашим зелёным друзьям». |
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 3. Работа в Школах по маршрутам 4. Экологическая викторина – «Радуга». |
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 3. Работа в Школах по маршрутам 4. Посещение театра или кинотеатра |
16 день Нептуна |
17 день - День семьи |
18 день- День Памяти |
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 3. Работа в Школах по маршрутам 4. «Конкурс песочных архитекторов» 5. Водное шоу «В царстве Нептуна» |
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 3. Работа в Школах по маршрутам 4. «Выставка «Увлечения моей семьи» 5. КТД «Семь Я» |
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 3. Работа в Школах по маршрутам 4. Акция «Пусть всегда будет солнце!» |
19 день – День именинников |
20 день – День интересных затей |
21 день – День Мастеров |
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 3. Работа в Школах по маршрутам 4. Работа мастерской «Подарок для именинника» 5. Поздравительный концерт «Созвездие именинников» |
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 5. Работа в Школах по маршрутам 3. Подготовка к закрытию смены
|
1. Утренняя зарядка 2. Линейка 6. Работа в Школах по маршрутам 3. Закрытие смены «Слёт спасателей» 4. Акция «Нас здесь не было»
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.