Многозначные задачи или изложения с продолжением
Оценка 4.9

Многозначные задачи или изложения с продолжением

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
русский язык
5 кл—8 кл
26.02.2020
Многозначные задачи или изложения с продолжением
Многозначные задачи.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №50»

Семёнова Инна Владимировна

-учитель русского языка и литературы.

 

 

Многозначные задачи или изложения с продолжением

На мой взгляд, главное достоинство этих задачв том , что они дают возможность ребёнку удовлетворить потребность быть успешными. Эти задачи позволяют школьнику расстаться с привычкой пассивного слушателя и стать творцом, думающим и торигинальным собеседником.

Ещё одно благотворное качество этих задач состоит в том, что они нередко впервые открывают ребёнку, что об одном и том же разные люди могут думать по-разному. Обнаружив разнообразие в подходах и ценностях своих ровесников школьники задумаются о себе и других, о внутреннем мире и нравственных проблемах.

Многозначные задачи – самовоспитывающие, решая их, школьник воспитывает себя сам, без поучений взрослого. Я бы сказала, эти задачи формируют у детей нравственную зоркость.

Замечательный итальянский сказочник Джанни Родари считал, что прежде чем научить детей думать, надо научить их придумывать. Тексты которые дают такую возможность можно использовать как для устной работы, так и для письменной( изложение с продолжением). Важно, чтобы при создании ответа ученику ничего не предлагалось, не подсказывалось, а тем более не навязывалось. Самостоятельные ответы детей покажут каждого ученика как на ладони: его интеллектуальный, нравственный уровень и уровень речевого развития. Я провожу эту работу с 5 классами, но можно использовать более сложные тексты с учащимися 7-8 классов.

Обсуждение ответов – важнейший и интереснейший этап этой работы. Практика показывает, что дети , давшие неудачные ответы, сами и очень верно определяют, какие ответы их товарищей более удачны. При этом они с большим интересом относятся к ответам друг друга.

 

.

 

 

 

Три охотника

(Сказка охотников Мадагаскара)

Три человека собрались на охоту. У одного был лук, у другого стрелы. У третьего не было ни лука, ни стрел. Зато он был ловким охотником, не то что его товарищи, которые не умели стрелять. Они пошли все вместе, и третий охотник убил сто птиц. Они разделили их на три равные части, но осталась одна лишняя птица. Все трое заспорили, кому она должна принадлежать.
– Эта птица моя, – сказал один, – потому что лук мой.
– Нет, это моя птица, – сказал другой, – потому что стрела, которая ее проколола, моя.
– Птица моя, – сказал третий, – потому что я ее убил.

Задание

Ответьте на вопрос: что бы вы посоветовали этим охотникам, если бы они попросили вас разрешить их спор?

Ответы

1. Разделить спорную птицу или сварить и съесть втроем.

2. Отдать тому, кто ее убил.

3. Исключить из расчета (выбросить, закопать в землю и т.д.).

4. Бросить жребий.

5. Убить еще двух птиц, чтобы всем досталось поровну.

6. Поделиться лишней птицей с другими людьми. Отдать птицу бедному, слабому, беспомощному человеку.

Есть интересные единичные высказывания. Например, :

1.Охотники , которые не умеют стрелять- ленивые и жадные.

2. Надо продать птицу на базаре и на вырученные деньги купить лук и стрелы для других охотников.

3. Не надо убивать птиц. «Я думаю , пртицам тоже жить хочется.

Решения больщинства школьников на банальном уровне, оно не требует оригинального мыщления. Нам представляется , что мудрый советчик дал бы охотникам понять, как недостойно они выглядят. Настоящие мужчины и настоящие товарищи выиграют не из-за того , чтобы взять , а из-за того , чтобы отдать , проявив взаимоуважение , великодушие , милосердие 

Решения большинства школьников вполне приемлемы, но это решение банального конфликта на банальном уровне. Оно не требует ни проявления оригинальности мышления, ни собственной нравственной позиции.
Нам представляется, что мудрый (а не просто неглупый и даже добрый) советчик дал бы охотникам понять, как недостойно они выглядят, когда, имея большую добычу, спорят, чтобы урвать себе еще небольшую ее долю. Настоящие мужчины и настоящие товарищи выиграют гораздо больше, если будут спорить не из-за того, что взять себе, а из-за того, что отдать другому. Выигрыш во взаимоуважении, великодушии и милосердии гораздо важнее, чем выигрыш маленькой прибавки к большой добыче.

Закон кошки

(Отрывок из книги С.Л. Соловейчика "Педагогика для всех")

Когда Матвею было два года, он ужасно мучил нашего котенка. Таскал за хвост, раздирал ему пасть, засовывал под ковер и садился сверху, а то поймает и сунет его в унитаз вниз головой. Что только мы ни делали, какими словами его ни ругали – не помогало. Но прошло время, Матвей вырос – и кошка выросла. И в один прекрасный день она так хватила Матвея по щеке, что он с ревом побежал от нее, и роли вмиг переменились. Теперь не кошка бегала от Матвея, а он от нее, да еще как! С какой прытью!
Вот закон кошки: наладить отношения между двумя существами никто третий не может. Лучше и не вмешиваться!

Задание

Какие еще выводы можно сделать?

Ответ

Здесь справедлив и такой вывод: зло, которое человек причиняет другим, оборачивается против него самого.

Пророк и длинные ложки

(Восточная легенда)

Один человек обратился к пророку с вопросом, что такое ад и что такое рай. Вместо ответа пророк взял вопрошавшего за руку и повел по темным переулкам во дворец. Они вошли в большой зал. Народу там было видимо-невидимо. В центре зала стоял на огне огромный котел, в нем кипел суп, от которого шел приятный запах. Вокруг толпились люди с впалыми щеками и запавшими глазами. Каждый старался получить свою порцию супа. У каждого в руках была ложка величиной с человека. Лишь на самом конце черенка имелась деревянная ручка. Остальная часть была железной и от супа нестерпимо горячей. С жадностью голодные люди тыкали свои ложки в котел. Они с трудом вытаскивали свои ложки из супа, но так как те были слишком длинными, то и сильнейшие не могли отправить их в рот. Люди обжигали руки и лицо, обливали супом плечи соседей. С руганью набрасывались они друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод. Пророк сказал своему спутнику: "Вот это – ад!" Они ушли и после долгих странствий по темным переходам вошли в другой зал. Там стоял такой же котел с кипящим супом, и у людей были такие же ложки. Но люди были упитанными, в зале слышались лишь тихие довольные голоса и звук окунаемых ложек. Люди подходили парами. Один окунал ложку и кормил другого. Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжелой, ему помогали, так что каждый мог спокойно есть. Как только насыщались одни, их место занимали другие. Пророк сказал своему спутнику: "А вот это – рай!"

Задание

Расскажите, какая жизненная мудрость заключена в этой истории.

Ответ

Смысл этой легенды в том, что люди сами создают себе ад и рай. Где жадность, эгоизм и вражда, там ад. Где взаимная помощь и дружелюбие, там рай.

Вот еще один, на наш взгляд, интересный ответ.

Сейчас наша жизнь похожа на эту сказку. Автор хочет рассказать нам об этом, хочет что-то изменить в лучшую сторону, чтобы мы не были такими же. Он хочет, чтобы мы были чуточку лучше и добрее.

 

Почему мудрость встречается повсюду и почему не у всех она есть?

(Африканская сказка)

Паук Анаси считал себя мудрее всех на свете. Он умел строить мосты, сооружать плотины, проводить дороги, умел ткать, умел и охотиться. Но делиться мудростью он ни с кем не хотел.

В один прекрасный день Анаси решил собрать всю мудрость и спрятать её подальше для себя одного.

Бродил он по свету, собирал мудрость везде и всюду  и складывал в большой глиняный горшок. Когда горшок наполнился, Анаси решил спрятать его на вершинесамого высокого дерева, чтобы никто не мог найти запрятанную им мудрость. Прижимая горшок к животу , он стал взбираться наверх, но это было очень трудно. Отец сказал ему : «Если ты передвинешь горшок на спину , тебе будет легче». Он так и сделал и легко вскорабкался на дерево. Он смутился, почему неся целый горшок мудрости, не мог сразу взобраться на дерево. В гневе Анаси разбил горшок, и мудрость разлетелась в разные стороны.

Услышав , что произошло, сбежались люди, чтобы собрать хоть немного мудрости для себя.

Если вам доведётся встретиться с глупцом ; знайте, что это тот , кто опоздал и не получил своей доли.

Эту историю вспоминают люди из племени Ашантиев, когда говорят: «Одна голова хорошо , а две лучше».

Задание

Какие ещё выводы можно сделать?

Ответы

1.     Мудрости надо учиться , а не собирать её.

2.     .Мудрость принадлежит всем людям

3.     .Мудрость нельзя спрятать , она в голове.

4.     Мудростью надо делиться.

Трудность этого задания для школьников состояла в том, что надо было из конкретного сюжета извлечь абстрактный смысл и выразить его в обощённой форме. Однако, значительная часть щкольников 5-6 классов либо совсем не смогла сделать вывод, либо сделала вывод не соответствующий содержанию.( не будь дураком , будь умным)

Этот результат свидетельствует, что умение увидеть сквозь фабулу общий глубокий смысл произведения у большенства учащихся не сформирован. А именно это умение в значительной мере определяет ценность чтения, делает его источником духовного развития.

Китайская мудрость

Рассказывают, что однажды китайский мудрец Конфуций проезжал по деревне и увидел плачущую женщину. Он послал ученика узнать, почему женщина плачет. Ученик сказал: «Тут объявился саблезубый тигр и съел у женщины сына». Конфуций говорит «Да, это ужасно». Приезжают в другую деревню- там плачет вся деревня. «Почему плачут здесь?» - спрашивает Конфуций. Ученик отвечает: : «Налоги, учитель, ужасные». На что Конфуций отвечает…

Задание

Закончите этот текст.

Ответ учителя: «Видишь,  налоги значительно хуже саблезубова тигра. Вспомни об этом , когда будешь управлять государством»

Школьники давали на этот вопрос разные ответы. Некоторые решили, что для мудреца эти житейские беды безразличны, он выше этого.

Спор

Однажды соль рассшумелась в солонке. Ей хотелось доказать, что она слаще всего на свете, потомучто люди едят всё с солью. Без соли ни от какого обеда не бывает радости. Хрен ответил , что ему горько слушать такие речи. Без хрена не бывает настоящей вкусной еды. Не обошлось в этом споре и без горчицы. Ей тоже казалась , что она необычайно сладка. В одном все были согласны: самая самая горькая вещь на свете- сахар. Его всегда приходиться запивать чаем.

Задание

О каком отношении к себе и остальным говорят действующие лица?

Ответ учителя

Каждый считает себя самым важным, и это разъединяет всех. И только в осуждении кого-то они едины.

Сотворение человека

Вылепил Бог человека. Всё ему сделал как настоящее, ещё и кусок глины остался.

Спрашивает у человека:

- Что тебе из этого слепить?

Оглядел себя человек, руки-ноги  есть, голова на месте. Чего ещё надо? – Слепи мне, - говорит счастье. Остальное вроде имеется. Призадумался бог , стал вспоминать. Много он повидал на своём веку, а счастье так и не видел. Поди знай ,как его лепить.

- Вот тебе твоё счастье,- сказал бог и протянул человеку нетронутый кусок глины.- ДА, да в этом и состоит твоё счастье- в куске глины из которого можно, что хочешь вылепить. Человек взял глину, повертел в руках, покачал головой…

- Да,..это ты ловко придумал..(Ф.Кривин)

Задание

Что такое счастье? Напишите изложение с продолжением

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №50»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №50»

Три охотника (Сказка охотников

Три охотника (Сказка охотников

Охотники , которые не умеют стрелять- ленивые и жадные

Охотники , которые не умеют стрелять- ленивые и жадные

Ответ Здесь справедлив и такой вывод: зло, которое человек причиняет другим, оборачивается против него самого

Ответ Здесь справедлив и такой вывод: зло, которое человек причиняет другим, оборачивается против него самого

Сейчас наша жизнь похожа на эту сказку

Сейчас наша жизнь похожа на эту сказку

Трудность этого задания для школьников состояла в том, что надо было из конкретного сюжета извлечь абстрактный смысл и выразить его в обощённой форме

Трудность этого задания для школьников состояла в том, что надо было из конкретного сюжета извлечь абстрактный смысл и выразить его в обощённой форме

Каждый считает себя самым важным, и это разъединяет всех

Каждый считает себя самым важным, и это разъединяет всех
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2020