Выступление на тему:
«Продуктивная технология при комплексном решении задач по физике» |
|
|
|
||
11.01.2019
Алиева Патимат Узаировна
Наука вовсе не трудна и не тяжела, она, напротив,
имеет своё обаяние для каждого человеческого ума, -
обаяние точности, полноты и системы. Хочешь наукой
воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики
полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их;
но ежели ты сам не любишь её, то сколько бы ты ни
заставлял учить, наука не произведёт воспитательного
влияния.
Традиционное обучение было связано с практической деятельностью в условиях реальной жизни, т.е. оно носило продуктивный характер. Человек, проходивший такую практику, участвовал в процессе, целью которого был какой-то социально и экономически значимый результат. Его действия были объединены с действиями других людей, он интегрировался в реальную социальную жизнь, адаптировался к ее условиям, учился существовать в них.
На данном этапе развития общества больше всего подойдёт технология, которая
· основывается на современных достижениях науки;
· отвечает современным и ближайшим возможностям;
Этой технологии больше всего подходит название продуктивной.
Россия присоединилась к движению продуктивного образования
еще на его начальном этапе. Последнее стало возможным именно потому, что очень
многие специалисты в области образования из России разрабатывали свои идеи в
том направлении, которое впоследствии приобрело название продуктивное
обучение.
«Продуктивное обучение — это личностно ориентированная педагогическая система, обеспечивающая получение образования на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представляющих собой последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых индивидуумом и обеспечивающих рост его общеобразовательной подготовки и культуры, профессиональную ориентацию, осуществление различных этапов профессионального образования, его уверенное вхождение в социум с учетом своих склонностей и особенностей своего развития на основе широкого использования информационных обучающих технологий».
Сегодня, я считаю, общество из индустриального становится информационным, то есть основным продуктом производства и потребления становится информация. При изучении физики важнейшую роль я отвожу эксперименту. На начальных этапах знакомства с физическими явлениями эксперимент на моих уроках по возможности становится реальным, а не модельным. Сложность восприятия реального эксперимента часто связано с задержкой в представлении результатов обработки эксперимента, в течение которой теряется внимание наблюдателя. Применение компьютера существенно сокращает эту задержку и позволяет демонстрировать явления и результат обработки практически синхронно. Наблюдение эксперимента и соответствующих графиков позволяет повышать наглядность и облегчает запоминание и интерпретацию результатов. Изображения, созданные компьютером, позволяют дать самое удивительное и одновременно самое полное из всех известных описаний множества математических и физических формул. Поэтому при освоении структур программирования в курсах информатики я стараюсь учить их созданию “мира” математических образов, рассматривая, например кривые, заданные в системе координат комбинациями синусов и косинусов.
Выполнение на уроке физики заданий с применением компьютерной графики оказалось достаточно эффективным средством активизации учебного процесса, усиления его обучающего и развивающего эффекта. Использование компьютерной графики в реализации межпредметных связей способствует не только повышению эффективности процесса обучения, но и расширению кругозора учащихся, что весьма важно в подготовке будущих специалистов. Таким образом, современные информационные технологии стали для меня и моих воспитанников не только предметом изучения, но также средством и рабочей средой обучения. Это позволяет:
делать обучение более эффективным, вовлекая в мультимедийный контекст все виды чувственного восприятия;
создавать более тесные связи между изучаемыми дисциплинами реализовать компетентностно - ориентированный подход к обучению.
От меня, как учителя, требуется хорошее знание и методически грамотное использование достижений современных информационных технологий в обучении, а также способность вовлекать учащихся в создание новой среды обучения.
Рассмотрим фрагмент урока-проекта «Строение атома»:
Учитель.
Сначала каждый из вас внимательно читает текст.
У вас на столе есть набор: кружки трех цветов, белый лист (А2), ножницы, клей и
фломастеры. По описанию в тексте создайте модель атома на большом листе.
Расскажите о своей модели другим группам. (Каждая группа представляет свою
модель у доски, предварительно прикрепив ее.)
Перед нами три модели, которые созданы по описанию ученых.
А сейчас сравним каждую модель с реальной моделью атома (Компьютер –
анимационная модель атома и звуковое сопровождение). Найдем ошибки или
недочеты в ваших моделях.
Итак, что мы можем сказать?
Эффективность учебного процесса во многом зависит от того, на сколько сознательно учащиеся участвуют в нем. К числу таких уроков относится урок обобщения по теме “Магнитное поле Земли”. Информационные технологии занимают все больше места в моём преподавании предмета и внеклассной работе. Без этих технологий невозможны современные методы обучения. Поэтому я всё чаще решаюсь объединить физику и информационные технологии. Обобщающие уроки дают мне возможность развивать при повторении не только память, но и мышление учеников, учат выявлять сходства и различия отдельных понятий, устанавливать соотношение между физическими величинами, экспериментом и формулами, сравнивая их друг с другом, позволяют обобщать учебный материал, т.е. формируют фундамент для творчества.
Предлагаю обобщающий интегрированный урок по теме “Магнитное поле Земли”. Изложение нового материала в форме компьютерной презентации. Выступление учеников сопровождается показом слайдов с помощью мультимедийного проектора и комментариями.
В условиях классно-урочной системы обучения продуктивная технология выступает одним из средств дифференциации и индивидуализации обучения. Как учитель, я освобождаюсь от ряда контрольных, оценочных и обучающих обязанностей, которые передаются ученикам, больше внимания уделяю организации учебного процесса. Такое обучение реализует деятельностный подход к преподаванию физики и этим повышает интерес к занятиям, способствует развитию творческих способностей и познавательной активности школьников.
Слабые стороны: большие затраты времени но подготовку дидактических материалов; невозможность применять его более чем на двух уроках в день; сложность организации работы и поддержания рабочего состояния групп.
В современных условиях образование не может оставаться в стороне от стремительных процессов научно-технического прогресса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства, политики. Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образований выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования:
- к обучаемости, т.е. к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности,- к интеллектуально-физическому развитию, т.к. доступ к технологиям возможен только интеллектуально развитым людям,
- к способности мыслить и действовать творчески.
Многие из этих качеств можно развить, вводя в школах интегрированные уроки, используя компьютерные технологии, желание педагогов научить видеть мир целым, а не раздробленным на кусочки маленьких сведений и представлений, которые легко забываются и не находят применение в реальной окружающей действительности.
В своей работе использую приёмы и методы диагностики результативности учебной и воспитательной деятельности, с помощью которых получаю достоверную информацию о развитии личности, наличии или отсутствии у обучаемых удовлетворённости делом, которым они занимаются.
ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
|
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
Творческая активность |
12% |
21% |
33% |
Коммуникативные качества |
30% |
42% |
48% |
Развитие интеллектуальных умений |
25% |
38% |
45% |
Социализированность личности |
33% |
44% |
51% |
Исследовательская деятельность |
2% |
9% |
22% |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.