МО

  • doc
  • 21.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мо2.doc

Республика Дагестан

Кизилюртовский район

Заседание районного методобъединения учителей математики, информатики и физики.

 Протокол № 3

Выступление на тему:

 

«Значение дидактических игр в информационной образовательной среде в условиях ФГОС»

 

 

29.03.2021

Утвержден: руководитель РМО_________

 

 

 

 

Подготовила

 учитель физики

МКОУ «Новочиркейская  СОШ № 2»

Алиева Патимат Узаировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение дидактических игр на уроках физики.

            Среди множества путей воспитания у учащихся интереса к учению одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности.  Почему я выбрала на данный момент именно этот путь воспитания интереса к учению? Первая причина: хочется «просто отдохнуть», т.к. в нашем лицее мы на уроках и спецкурсах много решаем сложных задач, участвуем в олимпиадах разного уровня, в конкурсах: «Хочу всё знать!», «Наука и техника», «Время, вперёд!» а др., в Сахаровских чтениях и в международных Харитоновских чтениях. Вторая причина: приохотить к учению, как писал Л.И.Перельман, не столько друзей физики, сколько её недругов, которых важно не приневолить. Слова «просто отдохнуть» я особо выделила, т.к. и игра не является для нас забавой и развлечением. Игра – это учение и труд. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой учёного. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудности, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

            Игры не могут быть источником систематических, прочных и точных знаний. Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения. Учащиеся нашего лицея  стремятся получить знания, соответствующие современному уровню развития науки, и учатся приобретать их самостоятельно.

            Игры, которые провожу я, учащимся очень нравятся: наглядные, красочные и с использованием ИКТ. Они вызывают у них только положительные эмоции: весёлое настроение и удовлетворение от удачного ответа. На протяжение всей игры присутствует дух соперничества между командами или отдельными участниками, что повышает самоконтроль и активизирует их деятельность. Завоевание победы или выигрыш очень сильно побуждает ученика к дальнейшим действиям – хочется снова играть и самостоятельно добывать знания.

            Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те, у кого этих качеств не хватает для систематического выполнения уроков.

            Игры, организованные мною, в основном, провожу в конце учебного года, в конце четверти, на протяжении свей «Недели физики», в День космонавтики, в летнем физико-математическом лагере. Ученики понимают и принимают как цели, так и правила игры, которые я постоянно меняю, и становятся активными участниками их реализации.

              Игры для 7-10 классов, ведь 11-классники должны больше размышлять, анализировать, сравнивать, обобщать, а это другие пути обучения, но при малейшей возможности и они не прочь показать свою интеллектуальность.

            Кто-то спросит: «Так причём здесь игра, когда речь идёт о сдаче ЕГЭ?» Отвечу так: «Все методы хороши, если они ведут к положительному результату сдачи экзамена, к поступлению в те вузы, в которых выпускники хотели бы учиться, а это ведущие вузы России».

            Те некоторые задания, которые я использую в своей работе, содержат элементы игры. Эти задания можно применять в конце учебного года на уроках физики 10, 11-х классах или на спецкурсах в качестве повторения. Хочется проверить не только знания физики, но и вычислительные навыки.

            Первая часть состоит из 10 заданий. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из них правильный только один, который ученик вписывает в условие следующего задания и решает его. Процесс повторяется.

            Выпускники с удовольствием «играют», хоть это не просто. Бывает, что кто-то успешно доходит в этой «игре» до финала, т.к. в группе есть призёры и победители школьных, городских и областных олимпиад. Затем отдельно рассматриваем все предложенные способы решения задач.

 

2.         Часть 1. Физическая игра (задачи с выбором ответа)

 

№1. Из пункта А в пункт В, расстояние между, которыми 30 км, одновременно выехали мотоциклист и велосипедист. Известно, что за час мотоциклист проезжает на 35 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт В на 1 час 24 минуты позже мотоциклиста.

1. 50         2. 15         3. 65         4. 15

 

№2. Тело движется равноускорено без начальной скорости. За какой промежуток времени это тело пройдёт пятый метр своего пути, если первый метр оно проходит за (см. ответ №1) с?

1. 15 с             2. 35 с             3. 1.5 с            4. 3.5 с

 

№3. Через неподвижный блок перекинута лёгкая верёвка, к концу которой прикреплён груз массой m=9 кг. Для поднятия груза с поверхности земли на высоту =(см. ответ №2) м за время t=6 с надо потянуть верёвку с постоянной силой F. На какую величину потребуется увеличить силу F, чтобы поднять груз с поверхности земли за то же время на высоту =5.5 м? Массой блока и трением в его оси пренебречь.

1. 1Н               2. 2Н               3. 3Н               4. 9Н

 

№4. Два пластилиновых тела движутся навстречу друг другу. Масса одного тела 10г. Его скорость до столкновения (см. ответ задачи №3) .  Масса  второго тела 25 г. При какой скорости второго тела после столкновения тела остановятся?

1. 2.5                      2. 0.25                    3. 0.4                      4. 4

 

№5. Если на плоскую льдину площадью S=2 м² и толщиной h=(см. ответ №4) м, плавающую на поверхности воды, встанет человек массой 70 кг, то льдина дополнительно погрузится в воду на:

1. 3.5 см                     2. 7 см            3. 1.4 см                     4. 2.8 см

 

№6. Три конденсатора с ёмкостью С, ХС, 2С соединены последовательно, где Х=(см. ответ №5, перевернуть дробь). К цели приложили напряжение И. Найти заряд конденсатора ХС.

1.                         2.                        3. 5СИ            4.

 

№7. Имеется два точечных заряда XQ и 18Q (Q>0), Х =(коэффициент ответа №6 умножьте на 10). В какой из  точек – А, В или С, находящихся на одной прямой, сила,  действующая со стороны этих зарядов на некоторый помещенный в эти точки положительный заряд q, будет наименьшей? Расстояния А – XQ, XQ – В, В – 18 Q, 18 Q – C – одинаковы и равны a.

(k – не расписывать).

 

1. В точке А и С        2. В точке С              3. В точке В               4. В точке А

 

№8. Лёгкий воздушный шар, заполненный гелием, находится в равновесии в атмосферном воздухе. Найти отношение массы оболочки шара к массе гелия в шаре. Молярная масса гелия М1=(см. коэффициент в №7)

 

 1. 6.25                        2. 7                  3. 7.25             4. 13

 

№9. Точка движется со скоростью =(см. ответ №8)  перпендикулярно главной оптической оси собирающей линзы с фокусом расстоянием F=20 см, пересекая оптическую ось на расстоянии d=60 см от линзы. С какой скоростью движется изображение точки?

1. 31.25                  2. 6.25                    3. 3.125                  4. 12.5

 

№10. Период полураспада некоторого радиоактивного изотопа равен Т. В начальный момент имеется  атомов этого вещества останется через время Х T, где Х =(см. ответ №9, округлив до целых)?

1.              2.              3.              4.

3.        Часть 2. Ответы.

 

№1.  15

№2.  3,5 с.

 

№3.  1 Н

№4 .0,4

№5.  3,5 см

№6. 

№7.  4

               d²

№8.  6,25

№9.  3,125

№10. 

 

№ задачи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

2

4

1

3

1

2

4

1

3

3

 

4.      Литература

1. Генденштейн Л.Э. , Кирик Л.А., Гельфкат И.М.. Задачи по физике. 10-11 класс М.: Илекса 2008.

2. Кирик Л.А.. Физика. Самостоятельные и контрольные работы. М. : Илекса, 2010.

3. Чугунов А.Ю.. ФЗФТШ при МФТИ, 2010

4. Муравьёв С.Е.. Олимпиада «Росатом» - 2009 по физике М.: НИЯЦ МИФИ, 2010.

5. Браверманн Э.М. Под ред. Разумовского В.Г. Урок физике в современной школе.


Скачано с www.znanio.ru