МО начальных классов "Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия"
Оценка 4.6

МО начальных классов "Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
классное руководство +2
1 кл—4 кл
23.02.2019
МО начальных классов "Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия"
"Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия" - это тема выступления на методическом объединении начальных классов. Для учителей проводится тест на определение ведущей системы восприятия мира, с помощью которого определяется кто из учителей: визуалы, аудиалы, кинестетики, а может некоторое из них имеют не один, а два канала восприятия. Этими каналами обладают не только учителя, но и обучающиеся. В данном выступлении рассказывается об особенностях обучаемости детей с разным типом восприятия.
Выступление на МО.doc
Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала  восприятия                                                 (Сл.1) Модальность – форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе  (зрительной, слуховой, тактильной).  Пища для нашей нервной системы бывает разной, и  разными бывают наши предпочтения. Кто­то предпочитает визуальную информацию, кто­то  аудильную (слуховую), кто­то кинестетическую (прикосновения, внутренние ощущения и т.д). Поэтому и сенсорный голод (недостаток впечатлений для зрения, слуха, осязания) следует  утолять не чем попало, а информацией для ведущей модальности. Ведущая модальность – это наше предпочтение в сенсорной пище, с помощью которой мы лучше всего понимаем  происходящее. В решении любой задачи один человек нарисует на бумажке разные варианты,  другой проговорит вслух, третий разложит перед собой предметы.  Какая модальность для вас ведущая? Тест на определение ведущей системы восприятия мира Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является  наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию.  Плохая погода  1. Завывание ветра, стук капель.(*) 2. Зябко, ощущение сырости, влажный воздух.(­) 3. Тусклое небо, серые тучи.(+) Мёд  1. Сладкий запах, липкие губы, тягучий.(­) 2. Золотистая прозрачная жидкость.(+) 3. Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл.(*) Море  1. Сине­зелёная вода, большие волны с белыми гребешками.(+) 2. Тёплая солёная вода, горячий песок.(­) 3. Шум прибоя, шелест волн, крики чаек.(*) Яблоко  1. Звонкий хруст укуса.(*) 2. Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве.(+) 3. Кисло­сладкий , сочный вкус, запах варенья.(­) 1 Снег  1. Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало.(+) 2. Холодный, мягкий, пушистый.(­) 3. Скрипит под ногами, потрескивание наста.(*) Ключ к тесту: Если среди ответов больше тех, что обозначены знаком “+” ­ это визуалы,  больше со знаком “*” ­ аудиалы, больше ответов со знаком “­“ ­ кинестетики. Можно использовать тест для родителей “Методика определения основного канала  восприятия” ­ из книги серии “Мир вашего ребенка” ­ “Психология детства – азбука для  родителей” О.А.Кулягинова. Ростов­на­Дону: Феникс, 2008 Школьное   обучение   для   ребенка   ­   это,   в   основном,   процесс   восприятия   и (Сл.2)        Человек   извлекает   информацию   из   окружающей   среды   через   несколько   каналов восприятия: глазами – визуальный канал приема информации, ушами – аудиальный канал, и через прикосновение к объекту, несущему интересующую нас информацию – кинестетический канал.  Каждый человек обладает способностью принимать и анализировать информацию через все перечисленные каналы, но, как правило, отдает предпочтение одному или двум. Согласно исследованиям ученых, всего у трети людей генетически определено предпочтение какой­либо   модальности.   В   основной   массе   человечество   обладает   одинаковым   уровнем развития способности работать в разных модальностях. Однако сам этот уровень развития может быть различный, и зависеть не только от наследственности, но и от того, насколько часто востребуется данный канал для восприятия информации. (Сл.3) усвоения предложенной информации.  В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории: (Сл.4) Визуалы ­ люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Это люди, которые «видят» окружающий мир. Обычно, у них высокий голос, зоркий взгляд, жесты горизонтальны, направлены от себя. При общении визуал смотрит в глаза и требует того же от собеседника. Около 35 % из нас ­ визуалы. (Сл. 5) Аудиалы ­ те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Обладают удивительно   острым   слухом   и   великолепной   памятью.   При   общении   им   необязательно смотреть на собеседника и ли прикасаться к нему, главное­ слушать.  Люди,  воспринимающие  мир  преимущественно  посредством   звуков,  составляют   около 25% (Сл.  6)  Кинестетики  ­   люди,   воспринимающие   большую   часть   информации   через   другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. «Чувствуют» окружающий мир. Они не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза.  Ответы на вопросы просты и прямолинейны. Решения принимают, опираясь на свои чувства. Кинестетиков среди населения  около 40 % (Сл. 7)  Дискреты (дигитал)  ­ у них восприятие информации происходит в основном через логическое   осмысление,   с   помощью   цифр,   знаков,   логических   доводов.  Дискрет   (дигитал), прежде всего, воспринимает смысловую составляющую сказанного. Он может не вспомнить, как   звучит   голос   собеседника   или   как   он   выглядел,   зато   точно   оценит   степень 2 аргументированности сказанного и точность логических построений. «Я полюбил чеснок после того, как узнал, что он полезный». Эта   категория,   пожалуй,   самая   немногочисленная   вообще   среди   людей.   А   школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен. Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?  На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Определить   ведущую   модальность   можно   с   помощью   тестов,  если   ребенок   учится   в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном  на основании внешних наблюдений. По наблюдениям: Аудиалы много и охотно говорят, всегда внимательно слушают, хотя они могут не смотреть на  собеседника. Это не проявление антипатии, просто им не важна визуальная составляющая  информации. Аудиалы чутко улавливают малейшие оттенки интонации, могут обидеться  только на слишком грубую интонацию (хотя, к примеру, кинестетик и внимания на такую  мелочь не обратит). Визуалы, наоборот, глаз с собеседника не сводят. Они всегда отметят  новую прическу или удачное сочетание цветов в одежде. Их мнение о собеседнике  основывается на внешнем впечатлении. Одежда, мимика, жесты – все это очень важно для  визуалов. А вот слушать они могут невнимательно, как, впрочем, и кинестетики. Это нормально для подобных психотипов. Кинестетики во время беседы много двигаются, жестикулируют.  Пожалуй, именно они – самый грациозный психотип. Ответ на вопрос «как определить  кинестетика» очевиден. Потому что именно такой тип всегда старается прикоснуться к  собеседнику: похлопать его по плечу, дотронуться до руки. Это вовсе не посягательство на  личное пространство. Просто кинестетики именно так ощущают мир.    (Сл.8)   Наблюдения на уроке дает следующую информацию: Выраженный  визуал  — ученик, обращающий большое внимание на вид своей тетради, свой внешний вид; его раздражает беспорядок на столе, на доске и т. д. Выраженный аудиал — часто произносит вслух то, что хочет понять. Прислушивается к себе, ведет как бы монолог с собой. Часто исключает зрение: смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит все, что вы говорите. Он лучше расскажет, чем напишет. Выраженный  кинестетик  — чаще всего очень подвижный, легко отвлекающийся, мгновенно реагирующий на прикосновение, легко проявляет эмоции, часто неаккуратен «потому что ­ какая разница...». Однако, зачастую может проявлять высокую способность к интуитивным способам решения учебных задач. Эти дети создают для учителя  обычно много проблем, однако, из кинестетиков, если они осваивают и другие способы общения с миром, получаются яркие творческие личности. При записи домашнего задания Визуалы – послушно откроют дневник и перепишут с доски то, что задано.   Аудиалы – переспросят у учителя или соседа по парте. Дома могут перезвонить однокласснику    и уточнить, что задано.  Кинестетики – чаще всего долго роются у себя в портфеле, задание предпочитают отметить  прямо в учебнике. (Сл.9)   Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.  Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для  него главное ­ возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут  помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет  выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на  стенах. 3      Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на  предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке". Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. Особенности внимания.   Кинестетику   вообще   трудно   концентрировать   свое   внимание,   и   его   можно   отвлечь   чем угодно;  аудиал легко отвлекается на звуки;  визуалу шум практически не мешает.  Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.    Аудиал ­ то, что обсуждал; запоминает слушая.   Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает,  двигаясь.        (Сл. 10) Особенности обучаемости детей с разным типом восприятия (Сл. 11) Визуалы – лучше воспринимают новый материал, когда он написан в книге, на доске, представлен схематически. Визуалы лучше справляются с письменными заданиями, а не с   устными.   Они   лучше   овладевают   правилами   правописания   и   меньше   делают орфографических ошибок. Для осмысления и запоминания материала визуалу нужно чертить, штриховать, рисовать, записывать с доски то, что он там увидел. Визуал любит картинки и краски, а также видеть и составлять таблицы и схемы. От визуала можно требовать быстрого решения задач. Аудиалы   –   лучше   воспринимают   информацию   на   слух,   с   большей   охотой   говорят   и слушают,   запоминая   произношение   слов   и   интонации,   читают   вслух,   учат   стихи   и   готовят пересказы. Предпочитают слушать информацию, записанную на магнитофон, нежели читать её про   себя.  Чтобы   усвоить   новую   информацию,   аудиалы   обычно   проговаривают   ее   вслух. Попросить такого человека замолчать нельзя – он просто не запомнит то, что нужно выучить. Они   лучше   пишут   изложения,   диктанты.   Но   аудиалы   и   самые   отвлекаемые   на   любой   звук ученики.  Кинестетики – лучше усваивают материал, когда могут его исследовать через активные движения.   Кинестетикам   необходимы   действия:   что­то   подчеркнуть,   обвести,   соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д. У них хорошо развита моторная память, и они легче усваивают новую информацию, записывая её за учителем или списывая из источника. Эти дети с   удовольствием   пишут   на   доске.   Любят   принимать   участие   в   разыгрывании   сценок   по изученному материалу. Поэтому во время работы над материалом они ходят взад­вперед, что­ то вертят в руках или теребят. В мультфильме «Утиные истории» у главного героя Скруджа Макдака была специальная комната для размышлений. В ней он ходил по кругу, раздумывая над   решением   очередной   проблемы.   Даже   тропинку   протоптал.   Этот   герой   –   пример классического   кинестетика.   Заставлять   представителя   данного   психотипа   сидеть   спокойно бесполезно. Это не улучшит результат, а, наоборот, ухудшит его. (Сл. 12) При выполнении работы на уроке или дома Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и  запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.  Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит  губами – так ему легче справиться с заданием.  Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, обязательно давать ему  возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске и т.д.),  запоминание материала у него лучше происходит в движении.  4 (Сл. 13) Замечания, производящие нужный эффект Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем.  Аудиалу – сказать что­то.  Кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по плечу.     (Сл. 14) Методические рекомендации для разработки заданий с учётом каналов  восприятия  Визуал  Аудиал  Кинестетик  Задания   предлагать   в   виде записей;   писать   карточки ярко, красиво, красочно;  давать задание: найти что­то в тетради самостоятельно, рассмотреть, сделать вывод…  учебнике,       Вызвать   к   доске   во   время математического диктанта; прочитывать   задание   вслух   учителю или   родителям;   давать   задание сочинить что­либо, рассказать классу, объяснить своему другу что­либо…  задание   на   перекладывание рисование, фишек, на моделирование, пересчёт предметов…        (Сл. 15) Если Ваше объяснение ограничено только одним каналом восприятия, вы рискуете тем, что две трети класса не воспримут его.  (Сл. 16) Знание доминирующих каналов восприятия дает учителю возможность не только  лучше понимать внешние и внутренние реакции учеников, но и предлагать задания,  рассчитанные на разные особенности и потребности. А это как путь к лучшему  взаимопониманию, так и способ облегчить восприятие и освоение школьного предмета.    Воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых  слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться  взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником. Работа учителя в трех модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках.  Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика. Учет сенсорных особенностей учеников, владение приёмами воздействия на зрительный,  аудиальный и кинестетический канал восприятия позволяет учителю избежать многих  трудностей при обучении, помогает заложить более прочную базу знаний, и, следовательно,  значительно повысить эффективность учебного процесса.  Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные  каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него  практически не работают. Их можно и нужно развивать.  Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс  обучения. 5 6

МО начальных классов "Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия"

МО начальных классов "Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия"

МО начальных классов "Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия"

МО начальных классов "Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия"

МО начальных классов "Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия"

МО начальных классов "Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия"

МО начальных классов "Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия"

МО начальных классов "Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия"

МО начальных классов "Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия"

МО начальных классов "Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия"

МО начальных классов "Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия"

МО начальных классов "Организация личностного подхода в обучении школьников с учётом их доминирующего канала восприятия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2019