Статья "Новые педагогические технологии",начальная школа

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 04.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья по теме"Новые педагогические технологии в начальной школе в свете ФГОС" содержит в себе материал из опыта работы, о проблемах и их решениях.Как сначала учитель должен сам научиться работать по новому,а потом вести детей к осуществлению задуманных задач, поставленным целям.
Иконка файла материала новые технологии.doc
НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СВЕТЕ ФГОС В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую,  решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных  ситуациях. За годы работы в школе меня всегда интересовало «Применение современных педагогических технологий в  начальной школе». Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей  эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора  и поиска решения, что помогает максимально  раскрыть  умственный и творческий потенциал  учащихся. Возможно моя работа, как и многих других до введения ФГОС опиралась на ЗУН и у каждого были свои  изюминки, достижения и провалы, но с введением ФГОС учитель получил четкий алгоритм: чему, как и на что  опираться в своей работе. Это большое подспорье. А теперь  на меня возложена особая ответственность. Вместе со своими первоклашками и их родителями 1  сентября 2013 г.мы отправились покорять новые Федеральные государственные стандарты. Не могу сказать, что я не испытывала определенных трудностей. Но самое главное – это так интересно! С  внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя  должны научить ребенка не только читать,  считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой  относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения  творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей  мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.В основу моей деятельности во внедрении стандартов ФГОС второго поколения положен системно­ деятельностный подход в обучении  с применением инновационных технологий т.к. собственная учебная  деятельность школьников – важная составляющая системно – деятельностного подхода. В начале учебного года  я провела стартовую диагностику, имеющую целью определить основные проблемы, характерные для  большинства обучающихся, и в соответствии с ними  спланировала систему  работы по обеспечению личностных и  метапредметных результатов. В ней четко прослеживается  целостная работа по формированию УУД через  предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии  продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах. Техника взаимодействия учителя с учеником  при деятельностном подходе осуществляется через применение  технологий качественного обучения. В своей работе применяю самые современные технологии, направленные на решение учебных задач: 1. Развивающее обучение 2. Проблемное обучение 3. Разноуровневое обучение 4. Использование исследовательского метода в обучении 5. Проектные методы в обучении 6. Игровые методы 7. Обучение в сотрудничестве 8. Информационно­коммуникационные технологии 9. Здоровье сберегающие технологии Структура каждого моего урока тщательно продумывается. Ведь только грамотное построение урока позволяет  детям открыть для себя новое, обратить внимание на главное, добиться успеха каждому в меру способностей и  возможностей. Дать шанс самым неуверенным учащимся.Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний  путём творческого поиска решений и открытий. Большое внимание в своей работе уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к  изучаемым предметам. Работу с одаренными детьми  начинаю с диагностики характерологических особенностей  личности обучающихся и свойств их нервной системы (в 1 классе). Изучив результаты диагностики,  составляю  краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволяет  предопределить реакцию детей и дает возможность  в выборе нужных методов обучения и воспитания. Позвольте привести конкретные примеры моей работы на различных уроках: На уроках литературного чтения  веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода  работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик  выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли  о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не  называю ошибочным. Все детские версии  обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно –  неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая  наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих  условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой –  каждый в силу своих индивидуальных возможностей.  Нравится моим ученикам  инсценировать произведения.  Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же основная  задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Так  некоторые ученики любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить свою сказку.  Я координирую стремления  детей, направляю их, помогаю в выборе хорошей литературы. Они делятся со мной впечатлениями о прочитанных  дома книгах, а я советует прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется  дифференциация обучения. * На уроках математики Дети младшего возраста мыслят образами. На уроках даю возможность думать, а не  «быстро, быстро, рук не вижу». Задаю такие вопросы, на которые нет ответа, а надо подумать. Вот на уроках иищем, шепчемся, и решаем. Создаю ситуация успеха, комфорта, сотрудничаю с детьми. Я люблю юмор. А дети  любят учителей с юмором. Они без юмора, без улыбки, без радости не могут жить. На моих уроках всегда присутствует яркая наглядность, помогая самоутвердиться каждому ребёнку. * На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее  активны, стремятся поделиться своими  наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении  создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия,  я  предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и  организованные наблюдения. И уже в 1 классе ребята активно участвуют в проектной деятельности. Дети дают  результат уже на выходе из 1 класса. Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки  технологии, которые проходят в  атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие  способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся  приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к  культурным традициям и людям – носителям этих традиций. Это подтверждается участием в творческих и интеллектуальных конкурсах как муниципального, регионального,  краевого, всероссийского и международного значения. Для  отслеживания качества обучения первоклассниками отдельных предметов использую Мониторинг, при  создании которого я исходила из Требований к результатам освоения основных образовательных программ по  ФГОС 2­го поколения, где основное внимание уделяется  личностным, метапредметным и предметным  результатам.  Методика отслеживания (Инструментарий) – уровень знания по предмету, личные наблюдения  учителя, контрольные срезы, тесты…Процесс усвоения знаний учащимися – индивидуальный, поэтому я использую различные формы диагностики,  контролирующие работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика  класса. Результатом работы  является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся их творческие успехи,  стабильные показатели качества знаний. Для раскрытия творческих  способностей детей  я  применяю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры и экскурсии, конкурсы, турниры, собеседования, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые  эксперименты, индивидуальные занятия, художественно­эстетическую деятельность. Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, я предлагаю составить загадки, ребусы,  сказки, викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно.  Детские  кроссворды затем редактирую и использую в своей работе        разноуровневый дидактический материал.         как   Даже те, кто не любит и не умеет хорошо рисовать, иллюстрируют стихотворения, отрывки из рассказов,  составленные загадки и кроссворды. Ребята и их родители с удовольствием посещают мой кружок  «Нетрадиционного рисования», и уже после нескольких занятий дети сами просят выполнения  творческих заданий на уроках. В системе каждодневно используются:                 Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяются во время урока  в виде физкультминуток. А также мною разработана программа динамических пауз заключающаяся  в том, что на протяжении всего года каждый день недели проводится в соответствии с планом: пн подвижные  игры, вт спортивно интеллектуальные, ср  народные и настольные игры, чт  общеразвивающие комплексы, пт  музыкальные физминутки. Ежедневно проводятся процедуры витаминотерапии и фитоозоровления.Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения,  способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном  в 1­2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание  детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. Информационно Коммуникативные технологии. Активно использую в своей практике ИКТ: систему  голосования, документ камеру. разрабатываю мультимедиа­презентации не только сама, но и привлекаю к этому  учащихся. С помощью ИКТ дети  узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими,  расширяется их кругозор, повышается мотивация учения.  Также при проведении уроков и подготовке к ним я  использую материалы нового поколения единой коллекции цифровых образовательный ресурсов, размещённой  на сайте в Интернет:http://school­collection.edu.ru Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не  «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы  выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации  следует обратиться? Иными словами, действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное  русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». формирую у детей необходимых УУД: 1.Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся: – умение работать в группе; – высказывать свое личное мнение; – выслушивать мнение товарищей; – создавать благоприятный психологический климат, – атмосферу взаимопомощи, толерантности. 2.личностные. мотивация учения, моральный выбор. 3.познавательные.  формулирование цели, поиск и выделение информации, моделирование самостоятельный  поиск решения проблем творческого и поискового характера.4.регулятивное универсальное учебное действие. Рефлексия учащимися своих действий предполагает  осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью  всех уроков в   классе. Для оценивания своей работы на уроке дети используют  так называемые карточки «светофоры», а  также  смайлики. Также, для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности первоклассников на родительском  собрании решили   создать для учащихся  « Портфолио»,  которое служит хорошим стимулятором их учебной  деятельности, т.к. в нем отражены достижения первоклассника не только в учебе, но и внеучебной деятельности. В заключение хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично  развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть  способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и  устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных  условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного  общества.