Мобильное образование. Методический материал

  • Семинары
  • docx
  • 02.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала фестиваль пед. идей 28.03.17.docx

(Слайд 1)

Здравствуйте уважаемые коллеги!!

В настоящее время информационно-комму­никационные технологии одерживают решительную победу в сфере образова­ния во всем мире. В рамках смешанного обучения, преподаватель может сам создавать симбиоз различных современных технологий.  В своей работе я увидела возможность использования таких технологий как: Мобильное обучение (BYOD –технологии), а также   «Перевёрнутый класс».

(Слайд 2) Основанием для применения мобильных технологий в образовательной деятельности является:

Закон об образовании в РФ от 29.12.2012 №273 Статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий».

ФГОС НОО предъявляет требования к формированию метапредметных результатов (пункт 11 подпункт 7 «Активное применение речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения  коммуникативных и познавательных задач»). На современном уроке работа ведется не только с бумажным носителем информации, всё чаще доклады дети приносят на своих планшетах или скачивают их на свои телефоны. 

Остановлюсь немного подробнее на модели «Перевёрнутый класс» как один из компонентов современной технологии смешанного обучения (Blended Learning)  используется для организации  самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению программного или дополнительного учебного материала.

(Слайд 3) Для данной модели обучения характерно чередование компонентов очного и дистанционного (электронного) обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. На учебном занятии организуется практическая деятельность. При работе в режиме «Перевёрнутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами). Обязательное условие использования данной модели - наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет.

(Слайд 4) Как это работает:

      Учитель при помощи специальных электронных программ записывает лекцию, размещает её на доступном классу ресурсе, делает рассылку ученикам или «сбрасывает» её на информационный носитель ученика.

      К материалу может прилагаться небольшое задание для того, чтобы ученик сам мог себя проверить.

      Место, время, темп и количество просмотров обучающего видео учащийся определяет сам, дополнительные вопросы можно задавать учителю на сайте класса.

 

Рассмотрим основные отличия классического урока и учебного занятия, построенного на основе модели «Перевернутый класс» (Таблица 1), а также преимущества и недостатки последнего, которые были представлены  в опыте профессора, доктора математических наук Кристиана Шпаннагеля (Университет Гейдельберг, Германия) и в методических материалах по реализации модели "Перевернутый класс" в рамках европейского проекта "Школа перемен/Schule im Wandel" (Германия, 20082010 гг.) (Таблица 2).

(Слайд 5)

Таблица 1. Отличия классического урока от учебного занятия в формате "Перевернутый класс".

Классический урок

«Перевернутый класс»

Учитель объясняет материал в классе. Учащиеся дома закрепляют новый материал, выполняя домашнее задание.

Проблема: обучающиеся часто бывают невнимательны в классе, дома нет никого рядом, кто смог бы помочь. Появляется тревожное состояние школьников на уроке, нежелание отвечать домашнее задание и т.п.

Учитель предлагает домашнее задание в форме учебного видео, давая подробную инструкцию по работе с ним. Учащиесяпросматривают фильм дома, предварительно выполняя задания, необходимые для дальнейшей работы в классе.

 

(Слайд 6) Для дальнейшего знакомства с этой моделью обучения, необходимо ввести следующие ключевые понятия:

Подкаст (Podcast) — это звуковой файл (аудиолекция), который его создатель рассылает по подписке через интернет. Получатели могут скачивать подкасты на свои устройства, как стационарные, так и мобильные, или слушать лекции в режиме онлайн.

Водкаст (Vodcast от video-on-demand, т.е. видео по запросу) — это примерно то же самое, что подкаст, только с видеофайлами.

Пре-водкастинг (Pre-Vodcasting) – это образовательный метод, в котором учитель создает водкаст со своей лекцией, чтобы учащиеся получили представление о теме еще до занятия, на котором эта тема будет рассмотрена. Метод пре-водкастинга – это первоначальное название метода перевернутого класса.

(Слайд 7)

Существует технология использования водкастов в учебном процессе с применением специального программного обеспечения:

·         CMS (Content Management System, система управления содержимым) – используется для создания и управления содержанием учебных материалов;

·         LMS (Learning Management System, система дистанционного обучения) – обеспечивает доступ к учебным материалам, организацию обратных и горизонтальных связей и т.п.

(Слайд 8)

Таблица 2. Преимущества и недостатки урока по модели «Перевернутый класс».

Преимущества

Недостатки

Ученик может спокойно просматривать и прослушивать заданиеделать паузу в любом месте или повторять нужный фрагмент в фильме.

Ученик не может непосредственно задавать вопрос учителю, если он у него возник.

Фильмы доступны для отсутствующих школьников.

Не каждый ученик выполняет домашнее задание.

Если ученик что-то забыл, он всегда может обратиться к исходному файлу.

Компьютер или другой аппарат должен быть в свободном доступе для школьника, что, к сожалению, не всегда возможно.

Во время презентации на компьютере (с помощью программы для записи видео-руководства Screencast) можно более доступно преподнести материал.

Речь идет о медиализации «нелюбимой фронтальной работы».

Внимание учителя сосредоточено на конкретной работе обучающегося (индивидуальный подход).

Ученикам, которые не смотрели фильм, будет неинтересно на уроке.

           

Таким образом, можно сделать следующие выводы: (слайд 9,10)

- после анализа недостатков данной системы был использован творческий подход к их устранению. Например, отсутствие прямого контакта с учителем было заменено возможностью использования социальной сети «ВКонтакте» (http://vk.com/), сервисами Всероссийской образовательной сети «Дневник.ру» (http://dnevnik.ru/)  и электронной почтой учителя для установления связи с тьютером при необходимости. Так, на начальном этапе работы по данной модели при изучении темы "Чистые вещества и смеси" (8 класс) обучающимся было предложено задание, размещенное на платформе  социальных сетей, а именно образовательной группы учителя, которое состояло из:

1) формулировки задания и сроков его выполнения;

2) списка новой лексики по теме для предварительного снятия трудностей в понимании содержания просмотренного фильма;

3) списка вопросов для контроля понимания содержания просмотренного фильма;

4) памятки с  материалом урока;

6) обращения к учебнику

7) возможных вариантов обратной связи с учителем (тьютером). 

В результате работы были отмечены плюсы и минусы модели, а именно.

( Слайд 11)  Положительные  стороны применения модели "Перевернутый класс"

- обучающиеся получили возможность не только прочесть в учебнике о способах очистки веществ, но и попробовать провести простейшие способы очистки(фильтрация) в домашних условиях, проведенную работу учащиеся снимали на видео, а затем на уроке обсуждали, что получилось при выполнении задания, а что нужно еще доработать;

- нетрадиционный формат домашнего задания способствовал привлечению внимания  школьников  к дальнейшему изучению предмета

- небольшой по объему видеоролики  не требовал долгого просиживания  школьников у компьютера, а задания к нему способствовали смене учебной деятельности в процессе выполнения обучающимися домашнего задания, что является основой здоровьесберегающих технологий.

Отрицательные стороны: требуется поиск тематических учебных фильмов, их переработка и адаптация к учебной ситуации. Таким образом, появилась необходимость самостоятельно создавать обучающие фильмы, которые будут способствовать освоению теоретического материала учащимися дома и позволит освободить время урока для отработки навыков применения знаний на практике.

 (Слайд 12)

Процесс  создания таких фильмов (видеолекций) состоит из трех основных направлений:

1. Отбор материала, который хотелось бы представить в фильме. Содержание будет определять «жанр» обучающего фильма.

2. Составление презентации, на основе которой будет создан творческий проект.

3. Синхронизация двух программ: «MicrosoftPowerPoint» и  «Screencast-O-Matic» [8] для записи фильма:

запуск программы «Screencast-O-Matic»;

- показ  презентации;

- синхронизация  окна видео-программы и размера слайдов;

- запуск  режима записи.

В процессе показа слайдов вы можете  комментировать содержание, переключая слайды. Закончилась презентация - фильм подошел к концу. Далее программный интерфейс предлагает сохранить видео на вашем компьютере или сразу разместить на собственной странице сети  «YouTube». Выбирать нужно ту команду, которая необходима. И все, учебный фильм готов!

Чтобы воспользоваться готовым продуктом, необходимо иметь:

1) собственный образовательный сайт [4] или блог [3] тьютера (учителя), на платформе которых будут размещаться учебные фильмы;

2) систему оповещения обучающихся о размещении очередного задания (например, своевременная публикация домашних заданий в электронном дневнике единой образовательной сети «Дневник.ру»);

3) инструкции по работе с материалами (приложениями, таблицами и т.п.);

4) связь с родителями, инструкции для оказания необходимой помощи школьникам при работе с фильмом в домашних условиях [4];

5) варианты возможной обратной связи (связь обучающихся с тьютером в режиме Online).

 

(Слайд 13)

На сегодняшний день существует некоммерческий проект Академия Хана, созданный американцем Салманом Ханом с коллекцией из более чем 3600 бесплатных микролекций (источник: https://www.khanacademy.org/), переведенные на разные языки, в том числе и на русский. Текже на просторах Рунета набирает популярность сервис Интернет уроки: http://interneturok.ru/, видеоуроки videouroki.net/projects/index.php?id=himia9

 

 (Слайд 14)

Мобильное обучение -это

Ø  Принципиально новые способы взаимодействия человека с миром

Ø  Новая онлайновая идентичность через социальные медиа (вид массовой коммуникации посредством интернета) и нетворкинг (решение сложных жизненных задач с помощью круга друзей и знакомых, в том числе через социальные сети)

Мобильное обучение – это любая учебная активность, в которой преимущественно или исключительно используются портативные устройства – телефоны, смартфоны, планшеты, иногда ноутбуки и тому подобное, но не обычные настольные компьютеры. (IADIS International Conference Mobile Learning). Внедрение мобильного обучения стало возможным, благодаря широкому набору функций современных мобиль­ных устройств, к которым на сегод­няшний день в частности, относятся: голосовая связь, обмен сообщениями, обмен графикой, Интернет-браузеры и др. 

(Слайд 15,16,17,18) Актуальность и целесообразность:

(Слайд 15)

1.      Рост ценности самореализации в обществе и создания необходимых для этого условий; мобильность (Мобильные устройства позволяют организовать учебный процесс вне зависимости от места и времени);

(Слайд 16)

2.      Увеличение продолжительности активной жизни; непрерывность образования. Процесс образования непрерывным: так как ученики могут выполнять задания в любое время, учителя могут выносить пассивную часть обучения за пределы класса, а школьное время использовать для развития социальных навыков. Ученики со своей стороны могут сами выбирать, как и когда они выполняют задания вне школы.

(Слайд 16,17)

3.      Семья не пространство комфорта и выживания,  а пространство совместного развития. Идентичность «новой» семьи –  образ совместного. Повышение качества коммуникации

(Мобильные устройства позволяют выстраивать быструю и качественную коммуникацию между учителями, учениками, родителями и учреждениями образования).

(Слайд 18)

4.      Персонализация обучения

Мобильные устройства позволяют ученикам самостоятельно выбирать уровень сложности заданий и контент, продвигаясь в обучении в своём собственном ритме.

(Слайд 19)

Преимущества мобильного обучения:

ü  повышает внутреннюю мотивацию учащихся, интерес, увлеченность

ü  возможность выбора

Мобильное обучение функционирует в реальном времени, предоставляя актуальные информаци­онные материалы. Оно, с одной сторо­ны, индивидуально, с другой стороны, основано на сотрудничестве, создании учебных сообществ. Таким образом, при использовании мобильного обуче­ния достигается высокая степень соци­ализации обучающихся, развитие ком­муникативных компетенций и умения работать в команде. Решаются следующие образовательные задачи:

·         передача обучающимся админис­тративной информации (расписание, оплата за обучение и т. п.);

·         персональная медиатека электрон­ных образовательных ресурсов, работа с образовательным контентом (учебни­ки, справочники, словари, аудиовизу­альная информация);

·         организация тренингов с исполь­зованием обучающих программ, по­исковых систем и Интернет-ресурсов, коллективного взаимодействия обуча­ющихся и преподавателей, дополни­тельных сервисов (система глобального позиционирования и т.п.);

·         консультирование;

·         обмен мгновенными сообщения­ми, пересылка информации;

·         вебинары, социальные сети;

·         тестирование и другие виды конт­роля успеваемости.

(Слайд 20)

Виды мобильных приложений, которые можно применить на уроках, во внеурочной деятельности, для  взаимодействия с родителями, а также для мобильного обучения.

Название приложения

Краткое описание

Область применения

1

Pio Smart Recorder

Диктофон.

Мобильное обучение

2

Gero

 Тайм-менеджер, помогающий следить за тем, как много времени вы тратите на работу и отдых.

Мобильное обучение

3

Mindly

Приложение для создания ментальных карт, отображающих ключевые моменты.

Урок, внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями

4

Bookmate

Онлайновая библиотека.

Урок, внеурочная деятельность

5

Google Maps

Спутниковые интерактивные карты онлайн.

Урок, внеурочная деятельность

6

Numerou

Приложение, которое отслеживает важные для вас числа.

Взаимодействие с родителями

7

GeoGebra

Бесплатная, кроссплатформенная динамическая математическая программа для всех уровней образования, включающая в себя геометрию, алгебру, таблицы, графы, статистику и арифметику, в одном удобном для использования пакете.

Урок, внеурочная деятельность

8

Human Anatomy Atlas

Трехмерный атлас по анатомии рассматривает модели мужской и женской анатомии.

Урок, внеурочная деятельность

9

Space Images

Изображения и видео пространства, звезд и планет

Урок, внеурочная деятельность

10

Арт-музей «Timeline»

Оффлайн музей известных картин

Внеурочная деятельность

11

Google Earth

Виртуальный глобус

Урок, внеурочная деятельность

12

Geography Learning Game

Географическое приложение для обучения в игровой форме.

Урок, внеурочная деятельность

13

Chemik крутой инструмент химии

Приложение для обучения химии

Урок, внеурочная деятельность

14

айМолекула: Биология ДНК

Приложение для изучения мира клеточной биологии.

Урок, внеурочная деятельность

15

Lingualeo

Образовательная платформа для изучения и практики иностранного языка, построенная на игровой механике.

Мобильное обучение, внеурочная деятельность

16

Лучшие рецепты мира

Все кулинарные рецепты с фотографиями и подробным описанием.

Внеурочная деятельность

17

ДругВокруг

Сервис для общения и поиска новых друзей, который покажет, кто находится рядом с  тобой.

Мобильное обучение, внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями

18

Твиттер

Социальная сеть для публичного обмена сообщениями при помощи веб-интерфейса, SMS, средств мгновенного обмена сообщениями или сторонних программ-клиентов.

Внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями

19

Skype

Программное обеспечение для бесплатной видеосвязи и голосовых звонков, а также для обмена мгновенными сообщениями и файлами.

Внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями

20

SHAREit - Connect & Transfer

Программа для переноса файлов с одного устройства на другое, используя только Wi-Fi.

Мобильное обучение

21

Переводчик Google

 Перевод с 90 языков при вводе текста с клавиатуры. – Мгновенный перевод с 26 языков с помощью фотокамеры. – Автоматический перевод речи с 40 языков и обратно.

Мобильное обучение, урок, внеурочная деятельность

22

Photo Editor

Платная проприетарная программа для креативной обработки цифровых фотографий для Microsoft Windows.

Мобильное обучение, внеурочная деятельность

23

MX Player

Плеер для просмотра фильмов.

Урок, внеурочная деятельность

24

QR Code Reader

QR-код сканер.

Мобильное обучение

25

Тесты по русскому языку

Приложение для обучения русскому языку и контроля.

Урок, внеурочная деятельность

26

Эврика! Логические задачи

Приложение с логическими задачками.

Урок, внеурочная деятельность

27

Дальномер: Smart Measure

Приложение, позволяющее рассчитать расстояние до объекта и его высоту, используя законы тригонометрии. 

Внеурочная деятельность

28

Компас: Smart Compass

Программа, при помощи которой можно использовать Android-смартфон или планшет в качестве компаса, для измерения азимутов, а также поиска ориентира (северного магнитного полюса), используя при этом встроенный магнитный датчик.

Внеурочная деятельность

29

PCM Recorder

Диктофон.

Внеурочная деятельность

30

Музыкальные инструменты

Симуляторы различных музыкальных инструментов, минусовки, ноты и все то, что необходимо для качественного воспроизведения музыки.

Урок, внеурочная деятельность

31

7 минут упражнение

 Программа для выполнения 7-минутной зарядки основана на принципе «циклических упражнений высокой интенсивности».

Мобильное обучение, внеурочная деятельность

32

Family Locator - GPS Tracker

Приложение, которое позволяет точно определять местоположение членов семьи и следить за безопасностью детей. 

Внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями

34

Сделай сам

В приложении креативные, молодежные и достаточно оригинальные идеи! Рукоделие, творчество, handmade идеи.

Внеурочная деятельность

35

Фоксфорд Учебник

 Интерактивный справочник по школьной программе за 4–11 классы. 

Урок, внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями

36

ClassDojo

Приложение, которое отслеживает и создает данные о поведении, которыми преподаватели могут поделиться с родителями и руководством.

Урок, взаимодействие с родителями

37

Шагомер

Автоматически подсчитывает шаги круглосуточно.

Мобильное обучение

38

Youtube

 Приложение для просмотра видео, а также дает возможность  загружать и редактировать видео, добавлять  комментарии.

Урок, внеурочная деятельность

39

Мой говорящий Том

Игра - забота о своем виртуальном любимце.

Мобильное обучение

 

(Слайд 22) Виды работ с помощью мобильных приложений.

(Слайд 23) У древнегреческого бога Зевса была любимая дочь – МЕРА, и она остаётся актуальной и в применении данных технологий

(Слайд 24) Целью обучения ставится адаптация обучающегося к реалиям быстро изменяющегося мира, развитие у него способности запрашивать, получать и управлять требуемыми знаниями.

Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что применение модели «Перевернутый класс», а также мобильного обучения позволяет учителю организовать обучение в соответствии  с современными требованиями ФГОС, совершенствовать навыки применения информационно-коммуникационных технологий и инноваций  в области преподавания предмета, повышать собственный уровень научно-методической подготовки.

Рефлексия:

1.Коллеги, что на ваш взгляд дает такая технология учителю и детям?

2.Как можно использовать технологию на ваших уроках?

И в заключении я хочу сказать, возможно, задача школ сейчас не пытаться вытащить подростков из сети, а направить этот интерес в нужное образовательное русло.  

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru