Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

  • Документация
  • Семинары
  • docx
  • 16.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Использование персональных образовательных технологий способствует усвоению знаний учащихся
Иконка файла материала Статья Резникова пенсональные технологии.docx

Резникова Е. С.,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная   (коррекционная)

школа – интернат № 2 г. Абинска

ГБОУ школа – интернат № 2 г. Абинск

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ

В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

 

В настоящее время в большинстве отечественных школ ведущей остается классическая классно-урочная система, имеющая ряд недостатков. В частности, в школах с классно-урочной системой обучения не учитываются персональные особенности ребенка. Однако о необходимости учитывать персональные, личностные особенности учащихся говорили еще советские психологи: Л. В. Выготский (теория зоны ближайшего развития ребенка), П. Я. Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий), А. А. Леонтьев (психология общения).

Использование новых персональных образовательных технологий также трудно пробивает дорогу в коррекционную школу, но познакомившись с некоторыми из них, педагоги пробуют применять эти технологии, несколько адаптируя их под наш контингент учащихся [1].

 Создание оптимальных условий для обучения, всестороннего развития учащихся с нарушением интеллекта, а также коррекции имеющихся у них недостатков.

Помимо основного нарушения развития (умственная отсталость) многие дети имеют различные нарушения соматического и психоневрологического характера. В зависимости от тяжести дополнительных нарушений выделяют группу детей со сложной структурой дефекта.

Преподавание биологии в коррекционной школе VIII вида направлено на коррекцию недостатков учащихся с нарушением интеллекта. Данная последовательность реализуется в течение учебного года при условии прохождения каждого шага в обычной дидактической триаде: усвоение, усовершенствование, закрепление [2]. Реализация персонального подхода обеспечивает развитие личностных качеств учащихся по преодолению сложностей в процессе обучения. Известно, что одним из условий психического развития учащихся в учебном процессе является преодоление трудностей (К.Д. Ушинский).

На уроках в 8 классе я использую следующие формы обучения согласно поуровневой системе обучения:

Для учащихся I-II уровня. При повторении пройденного материала учащимся раздаются карточки с рисунком и заданием.

         Сравни между собой бабочку капустницу и яблонную  плодожорку, и заполните таблицу

 

Вопросы

Бабочка – капустница

Яблонная плодожорка

Где встречается?

 

 

Чем различаются по окраске крыльев?

 

 

Где откладывает яй­ца?

 

 

Чем питается гусени­ца?

 

 

Какой вред приносит человеку?

 

 

 

Для учащихся IIIIV  уровня раздаю  раскраски с заданием соедини и раскрась разноцветными карандашами части тела бабочки  (голова, грудь, брюшко)  

http://www.playing-field.ru/img/2015/051912/3250627

Для учащихся I-II уровня. При закреплении  изученного материала учащимся провожу тестовое задание по насекомым.

1.                   Тело насекомого состоит из:

А) головы, груди и брюшка

Б) головогруди и брюшка

В) груди и брюшка

Г) головы и брюшка

Правильный ответ: А) головы, груди и брюшка

2.                 У насекомых:

А) две пары ног

Б) три пары ног

В) четыре пары ног

Г) пять

Правильный ответ: Б) три пары ног

3.                 К жукам относятся:

А) таракан рыжий

Б) тля обыкновенная

В) божья коровка

Г) щитник

Правильный ответ: В) божья коровка

4.                 Муравьи являются:

А) двукрылыми

Б) полужесткокрылыми

В) чешуекрылыми

Г) перепончатокрылыми

Правильный ответ: Г) перепончатокрылыми

5.                 К насекомым относятся:

А) мокрица

Б) циклоп

В) краб-паук

Г) водяной скорпион

Правильный ответ: Г) водяной скорпион

Для учащихся IIIIV  уровня даю задания. Вспомните,  каких насекомых мы изучали, зарисуйте их в тетради. 

Для учащихся I-II уровня. В процессе изучения темы при помощи ИТК провожу игру «Перевертыши»: Расставьте буквы в правильном порядке, чтобы получилось название домашних птиц.

т

у

п

е

х

 

 

 

 

 

у

к

а

т

 

 

 

 

н

ю

д

и

к

 

 

 

 

 

ь

с

у

г

 

 

 

 

б

ь

г

о

у

л

 

 

 

 

 

 

 

Для учащихся IIIIV  уровня раздаются карточки, с заданием выполни штриховку в заданных направлениях. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/908/69908475_domashnie_pticuy.jpg

 

Использование технологии персонального обучения в преподавании биологии в коррекционной школе VIII вида создает благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья персональные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.

Персональные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веры в свои силы. Благодаря использованию персональных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведёт к положительному результату обучения и развития данной категории детей [3].

         Основная цель учителя – использовать персональные технологии для развития у него памяти, мышления, воображения, речи и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных персональных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения.

Урок с использованием современных персональных технологий в специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

Включение в учебный процесс познавательных персональных технологий способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1                   Исаев, Д. Н. Практикум по психологии  умственно – отсталых детей и подростков [Текст]: учеб. пособие для студентов мед. и пед. вузов / Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова. – СПб.: Каро, 2012. – 176 с. – (Спец. педагогика).

2                   Михайленко, Т. М. Персональные технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. М.— Челябинск, 2011.

3                   Особенности образовательного процесса в классах коррекции. Технологии, уроки развития [Текст] / авт.-сост. Л. В. Афанасьева, Т. Н. Гордеюк. – Волгоград : Учитель, 2011. – 158 с. – (Метод. работа в школе).