Для успешной реализации учебного процесса современный учитель должен обладать определенным набором качеств.Первое, чем должен владеть предметник - это содержание и методология предмета.Современный образовательный стандарт по биологии требует от учителя развития познавательных и творческих способностей учащихся, чтобы добиться этого, учителю надо знать, какими видами памяти, внимания и модальности владеет ученик.Выступление на заседании методического объединения учителей естественно- математического цикла.
модальность на уроках биологии.docx
Коммунальное государственное учреждение
«Основная средняя школа им.М.Горького»
Отдела образования города Риддера.
«Модальность на уроках биологии»
Панарина М.Г.
Учитель биологии КГУ «ОСШ им М.Горького»
Выступление на заседании МО учителей предметников г. Риддер ,2016 год.
«Модальность на уроках биологии»
Для успешной реализации учебного процесса современный учитель
должен обладать определенным набором качеств, которые несомненно
являются общими для всех предметников, но тем не менее компетенции
учителя биологии должны отличаться от таковых учителя, предположим,
математики или русского языка.
Первое, чем должен владеть предметник это содержание и методология
предмета. Но если содержание представляет собой набор теорий, законов,
фактов, то методология должна распределить их в определенной
последовательности, развить систему понятий с тем, чтобы у учащихся в
головах были не разрозненные сведения о предмете, а выстроилась система
знаний. Для этого учитель должен знать ведущие идеи, на которых базируется
изучение биологии. Это многообразие и эволюция органического мира;
биологическая природа и социальная сущность человека; уровневая
организация живой природы.
В соответствии с этими идеями содержание курса структурировано в
виде трех разделов: «живые организмы», «человек, его здоровье», «Общие
биологические закономерности».
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по биологии должны стать: умения характеризовать царства
живой природы и находить у них общие признаки; умения объяснять как
черты различия, так и сходства представителей живой природы, приводить
аргументы родства человека с млекопитающими; понимать взаимосвязь
живых организмов с окружающей средой, результатом которой является
эволюционное развитие всего органического мира, объяснять значение
биологического разнообразия для сохранения биосферы; понимать ценность
жизни и здоровья для собственного успешного будущего.
Для достижения этих целей учителю нужно выстроить стратегическую
линию обучения предмету на основе правильного планирования учебного
материала и выбора для каждого раздела основного содержания, которое и
сформирует у учащихся систему биологических знаний.
Вторая профессиональная компетентность – это знание закономерностей
познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их в
реальном учебном процессе. Современный образовательный стандарт по биологии требует от учителя
развития познавательных и творческих способностей учащихся, чтобы
добиться этого, учителю надо знать, какими видами памяти, внимания и
модальности владеет ученик. Для учащихся с образной памятью желательно
подбирать задания с рисунками, наглядностью. Для учащихся со словесно
логической памятью правильнее дать задания с текстом книги, аудио или
видео записью, ну а если у ученика развита больше эмоциональная память,
воздействовать на него подбором интересных фактов, наблюдений. Но это на
первых ступенях обучения, в дальнейшем необходимо развивать все виды
памяти. Уроки биологии, насыщенны как словесной, так и наглядной
эмоциональной информацией, могут этому способствовать.
Важным параметром, определяющим формы самостоятельной работы
учащихся, является модальность. Модальность – это предпочитаемый,
наиболее комфортный для ребенка канал приема информации.
Дети – визуалы предпочитают все увидеть;
дети – аудиалы часто произносят вслух то, что хотят понять; могут
смотреть в окно во время объяснения;
детям – кинестетикам, очень подвижным, с развитой интуицией надо все
«пощупать».
И поскольку в классе разные дети, то и учитель должен уметь
организовать работу в разных модальностях так, чтобы было что увидеть,
услышать и даже подержать в руках.
Кроме памяти и модальности учитель должен уметь определять уровень
самостоятельности в учебной деятельности ученика, который трактуется как
обучаемость.
Различают три уровня обучаемости:
I уровень позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию и
применять ее по алгоритму.
II способность активно использовать знание в знакомой ситуации.
III наиболее высокий, творческий, это необходимо знать для подготовки
заданий разного уровня сложности и оказания вовремя педагогической
помощи ученику.
Третья составляющая профессиональной компетентности. это владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка
средствами учебного предмета. На сегодняшний день педагогическая наука
предлагает большой арсенал средств для развития ребенка. Это различные
приемы развития умственной деятельности и педагогические технологии. Для
успешного усвоения любого предмета школьник должен овладеть понятийным
аппаратом. И здесь в помощь учителю можно привести ряд упражнений по
усвоению и развитию понятий: упражнения на проговаривание биологических
терминов; на соотнесение терминов с понятием; анализ и синтез сложных
терминов; выбор терминов из научного текста и их объяснение и т.д.
Развитию учащихся будут способствовать такие виды работ, как
составление схем строения организмов и органов; сравнительных таблиц,
схематических рисунков, требующих от них таких мыслительных операций
как «анализ», «синтез», «сравнение», «выбор существенных признаков» и т.д.
Хорошим развивающим средством является составление по изучаемой
теме рисунка (в младших классах), опорного конспекта, синквейна (в
старших), для реализации которых надо не только знать суть процесса или
явления, но и владеть изобразительными и художественными средствами.
Биология как предмет не может обойтись без проблемных вопросов и
ситуаций, которые будят мысль учащихся. Главным проблемным вопросом
биологии должен стать вопрос о возможной продолжительности жизни
человека и что нужно сделать для того, чтобы прожить как можно дольше. А
для этого необходимо знать собственный организм и изучить все
биологические закономерности, оказывающие влияние на здоровье. Все
остальные проблемные вопросы могут исходить из этой общей и всех
интересующей проблемы.
Знание валеологических требований к уроку 4ая компетентность,
которой должен владеть учитель. Для успешной учебы важно все:
выбор цвета стен, парт, одежды, т.к. цвет отражает не только
психологические качества человека, но влияет на его гормональный статус;
С помощью цвета можно решать проблемы снятия напряжения с
учащихся; действия технических средств обучения, т.к. электромагнитная
среда может рассматриваться как источник помех для жизненно важных
процессов, происходящих на молекулярноклеточном уровне в организме
человека; статическая нагрузка на отдельные органы и системы органов, что
может создавать определенное физическое напряжение; уровень температуры,
влажности в классе и.п. Хотелось бы отметить еще одну составляющую успешной работы с
учащимися: а именно владение учителем приемами эффективного общения с
детьми, родителями, коллегами. Часто в школе встречаешь авторитарный
стиль общения, как с детьми, так и с родителями по принципу: «учитель
всегда прав», что вносит в детский коллектив обиду, чувство
несправедливости и возникает цепная реакция: « не могу ответить учителю,
оторвусь на комнибудь другом». Все это порождает негативную обстановку в
школе. Учитель биологии, зная закономерности развития высшей нервной
деятельности, основы психологии, должен быть примером в отношениях с
детьми, родителями, коллегами.
В современной школе с введением профильного обучения, различных
вариативных курсов учитель должен быть готов к созданию новых программ,
методик, технологий, должен уметь построить и проанализировать
эксперимент, т.е. учитель должен обладать еще одной компетентностью –
умением работать в инновационном режиме.
Таким образом, зная содержание и методологию предмета, закономерности
познавательных процессов ученика и валеологических требований к уроку,
владея приемами и технологиями, развивающими ребенка, умея управлять
инновационными процессами, можно добиться успехов в обучении учащихся.
Модальность на уроках биологии
Модальность на уроках биологии
Модальность на уроках биологии
Модальность на уроках биологии
Модальность на уроках биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.