Слайд № 1
Концепция билингвального образования нашего детского сада строится на основе принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ориентирована на решение целей и задач Стандарта
Овладение татарским языком в дошкольном возрасте является, как средство общения и направлено на обеспечение способности и готовности к коммуникации в повседневной жизни, к взаимодействию и взаимопониманию в полиэтническом обществе.
Работа в нашем детском саду по обучению детей татарскому языку ведется в 3–х направлениях: с педагогами, детьми и родителями.
Слайд № 2
В детском саду 166 воспитанников из них 86 – русскоязычных , 80 – татароязычных, Однако детей в возрасте с 3 до 7 лет владеющих татарским языком всего 13. Программа обучения большей части детей татарскому языку строится на основании УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку »говорим по-татарски» Зариповой Зифы Мирхатовны. С детьми владеющими языком мы работаем по УМК разработанной творческой группой под руководством Хазратовой Файрузы Вакилевны.
Система обучения детей татарскому языку мы строим на основе мотивации и личного интереса ребенка, поддержки инициативы детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Слайд № 3 (аудио запись + фото)
Слайд № 4
Наш детский сад с 2012 года является базовой площадкой по обучению татарскому языку в районе.
Роль воспитателя по обучению татарскому языку, как и его коллег, выступает в качестве основного средства создания языковой среды. Она является образцом для подражания и моделью речевого поведения детей и взрослых. В 2013 году, в рамках конкурса на грант «Лучший билингвальный детский сад» Гульнур Анваровна признана одним из лучших педагогов Республики по обучению детей татарскому языку.
Педагоги ДОУ используют татарский язык во время различных режимных моментов (одевании на улицу, прогулок, приемов пищи), в сюжетно - ролевых играх, дидактических играх, на детских праздниках. Татарский язык выступает как своеобразное «правило игры», «шифр» к достижению результатов общения и совместной деятельности. Воспитатели активно используют технологию дидактического синквейна и загадок .
Слайд № 5
Так же широко в своей работе мы применяем ТРИЗ технологии, такие как составление загадок, морфологический анализ, активно используется театрализация, пальчиковые игры и т.д.
Слад № 6
Диагностика уровня знаний детей татарского языка показывает, что они хорошо усваивают материал, успешно справляются с поставленными задачами.
Слайд № 7
В учебном году с целью организации методической поддержки педагогов и поддержания творческого потенциала в вопросах билингвального образования был организован и проведен конкурс профессионального мастерства «Лучшая разработка дидактической игры по обучению татарскому языку» По данной работе имеется ламинированный наглядный материал. Было создано множество различных познавательных, развивающих и дидиктических игр, обеспечивающих игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников в изучении языка.
Слайд № 8
Роль предметной среды в ДОУ очень велика, т.к. ребёнок находится с ней в постоянном контакте. Ребёнок знает, что он может подойти, посмотреть, взять в руки в то, что ему нужно, вызывает его интерес. В связи с этим стимулируется реальное общение на татарском языке в рамках предметной среды. Для этого мы обеспечили содержательную насыщенность предметно – пространственной среды в группах детского сада: имеется атрибуты для сюжетно – ролевых игр, раздаточный материал, рабочие тетради для каждого воспитанника, маски и ширмы и т.д.
Слайд № 9
Вся работа организуется в соответствии с календарно-событийным циклом ДОУ. В данном случае дети получают возможность почувствовать другой язык в максимальном объеме, погрузиться в него как в целостную систему. Закрепление изученного во время НОД материала в группе происходят в различных видах детской деятельности: учебной, игровой, творческой. Происходит объединение мыслительной, эмоциональной, двигательной деятельности детей. Задействованы различные виды памяти детей: моторная, ассоциативная, визуальная, аудиальная.
Обучение детей татарскому языку производится применительно к конкретным ситуациям, в которых оказываются дети в детском саду (например, пожелание приятного аппетита перед приемом пищи). Действия педагогов направлены на закрепление у детей потребности обращаться к педагогам и другим детям с различными просьбами и высказываниями на татарском языке. Таким образом, знания, полученные в процессе обучения татарскому языку, дети постоянно реализуют на практике.
Слайд № 10
Родители воспитанников являются нашими партнерами в организации образовательной деятельности с детьми. Они имеют возможность наблюдать и радоваться успехам своих детей не только на открытых занятиях, в повседневной жизни.
Слайд № 10-1
Слайд № 11
Совместно с ними разрабатываем и реализуем проекты образовательной деятельности по обучению детей языку. Родителям было предложено совместно с детьми, в домашних условиях разработать сюжет и создать 3-х минутный мультфильм на татарском языке. В данном проекте приняли участие более 60% семей воспитанников. Свои мультфильмы родители презентовали в большой аудитории.
Слайд № 12
Слайд № 12-1
В течение учебного года, с целью поддержания интереса родителей к билингвальному образованию детей нами было организовано еще 3 семейных конкурса «Литературный конкурс посвященный 130 летию Г.Тукая», «Конкурс рисунков по произведениям татарских народных сказок» «Конкурс подделок по произведениям татарских народных сказок»
Слайд № 13
В обучении детей татарскому языку задействован весь коллектив педагогов. С целью формирования профессиональной компетентности педагогов педагоги ДОУ прошли трех дневное обучение и проверку знаний, успешно применяют их на практике.
Следует подчеркнуть, что научиться говорить на другом языке означает не только выучить слова и фразы, но и воспитывать в себе толерантное отношение к другой культуре; познакомиться с иноязычной культурой, т. е. с обычаями, устоями другого народа, их праздниками, фольклором, литературными произведениями, сказками, детскими играми. Это значит, что необходимо создавать культурную языковую среду, которая будет способствовать приобщению детей к другой культуре. Грамотно выстроить такую педагогам ДОУ помогает использование НРК в работе с детьми. Рахимовой Г.А., ведется работа по обучению педагогов детского сада работе по УМК, которое включает в себя не только теоретические, но и практические занятия с педагогами.
Слайд № 14
Слайд № 15
Слайд № 16
Педагоги нашего детского сада приняли участие в муниципальном конкурсе «Одаренному ребенку – одаренный педагог», где был представлен проект по билингвальному образованию «Поддержка и развитие одаренных детей дошкольного возраста в условиях билингвального пространства» , который занял первое место в конкурсе.
Слайд № 16-1
Все материалы проведенных семинаров на базе детского сада опубликованы в сборнике методических материалов по введению и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, получившим рецензию ИРО РТ в 2016 году.
Решение проблем билингвального образования детей в ДОУ заключается в необходимости обеспечить свободное развитие национального языка, сделать его символом нации и государства, расширить его социальные функции, укрепить позиции, обеспечить систему приобщения к новейшей информации, разработать учебно–методическую базу.
И поэтому для получения качественного образования УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку ориентирован на детей со средним уровнем развития и педагоги чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития.
В детском саду обучается 7 воспитанников с высоким творческим потенциалом и признаками одаренности
Поэтому имеется возможность развивать способности этих детей, но в детском саду нет соответствующих для этого условий
- необходимого методического и дидактического материала
- нет преемственности д/с и школы в работе с такими детьми.
И потому творческий коллектив нашего детского сада начал работу по проекту «Поддержка и развитие одаренных детей дошкольного возраста в условиях билингвального пространства» предназначенный для работы с детьми с высокой восприимчивостью к языкам.
В результате реализации проекта мы сможем решить проблему в обучении русскоязычных детей татарскому языку и позволит, с одной стороны, использование личностно–ориентированного подхода к ребенку, предполагающего проведение индивидуальной работы, привлечение детей к успехам в их деятельности;
с другой стороны, созданию оптимальных условий и эффективных способов работы с детьми с высоким уровнем восприимчивости к языкам в условиях билингвальной образовательной среды.
Работа по данному проекту уже дает свои результаты.3 воспитанников детского сада заняли призовые места в республиканских конкурсах.
Слайд 17
И в заключении хотелось бы сказать (пример из семьи своей) «плодотворной работа будет только тогда когда работает «МЫ»
Слайд № 18
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.