Модель работы учителя с одаренными детьми на уроках

Модель работы учителя с одаренными детьми на уроках

Медиа
Документация
docx
29.11.2019
Доклад.docx

 

 

 

Доклад

Модель работы учителя с одаренными детьми

 на уроках

 

 

 

 

 

                                                                                                        Автор доклада:

Директор  МБОУ «ООШ с.Дубовка»

                                    Кондратьева Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность.

Талант – это зерно, чтобы оно проросло,

                                                          должны быть благоприятные условия.

Родители и педагоги считают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных заведениях — ему, очевидно, определено более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.

Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребенок вызывает озабоченность и даже тревогу. Иногда его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать: ребенок прочитывает все книги в доме; много увлекается спортом, он поглощен решением задач; его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств…

Нередко родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся — не болезнь ли все это — необычная яркость способностей, неутомимая умственная и физическая активность, разнообразие интересов.

В других семьях одаренность ребенка принимается как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; а на основе самомнения и тщеславия не так-то просто легко найти общий язык со сверстниками…. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека. Дети с ранним умственным развитием нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям им порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет «принято к сведению», оно не минует детского сознания.

Таким образом, в вопросе воспитания одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: учителях, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.

 

Проблемы одаренных детей.

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появиться потому, что учебный план не соответствует их способностям.  Нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально и физически одаренных детей может быть успешно преодолена.

2. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

3. Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном и физическом развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

4. Игнорирование специальной одаренности при возникновении проблем в области академической успешности (большие трудности при овладении письмом и грамотой, выполнении сложных физических упражнений, ответить на поставленный вопрос).

5. Неспособность к регулярной «рутинной» работе, недостаток настойчивости, готовности к преодолению трудностей. В школьные годы эти дети не приобретают подобного опыта, поскольку учеба обычно дается им очень легко. Нередко и окружающие невольно ориентируют их именно на избегание усилий, которые рассматриваются как удел «неспособных». Отсутствие же усилий часто становится объектом социального признания, как доказательство высоких способностей. Таким образом, ребенку бывает не только «лень» делать усилие, но он еще и считает это унизительным (доказывающим недостаток способностей).

6. Коммуникативные трудности, склонность к индивидуализму, эгоцентризм. Это существенно снижает их достижения в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы. Впоследствии, в профессиональной деятельности это приводит к неспособности эффективно работать в команде. Коммуникативные трудности являются также одним из основных источников нарушения социальной адаптации личности.

7. У многих одаренных детей выявляются также недостаточный уровень ответственности, протест против любых ограничений, непереносимость ситуации проигрыша, неуспеха.

8. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.

9.  Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

10. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

11. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.

12. Страх ошибки, взрослым необходимо не только быть сдержанными в порицании неудач ребенка, но и контролировать проявления собственных негативных эмоций.

13. Проблемы саморегуляции – занимаются только той деятельностью, которая достаточно интересна для них. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. В конечном итоге возникает специфическая ситуация. Когда особо одаренные дети, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться тех случаях, когда от них требуются выраженное волевое усилие.

14. Проблемы быта, самообслуживания, решения самых простых жизненных проблем. Необходим человек, который бы был всегда рядом и помогал.

15. Проблема общения с взрослыми. Родители, порой обнаружив талант ребенка, с жаром начинают его развивать, ограничивая другую деятельность, игры, общение с детьми, считая, что это навредит ребенку. Иногда это приобретает почти маниакальную форму, родители буквально загоняют ребенка в прокрустово ложе собственных амбиций и нереализованных способностей, а в итоге невроз. Ребенок начинает болеть, убегает из дома и даже в худших случаях бывают попытки суицида.

16. Проблема толерантности окружающих к одаренному человеку. Одаренные люди, как правило, яркие индивидуальности, а большинству людей признать право за другим человеком быть «другим» бывает очень трудно. Но и одаренному человеку порой трудно принять, что вокруг другие люди, не похожие на него.             

 

Описание моей модели приемов с одаренными детьми.

   Как известно, гениальные люди рождаются редко, но одаренных детей достаточно, да и вообще, бесталанных людей не бывает. Учитель же должен помочь ребенку раскрыть свои способности. Очень распространено мнение, что для выявления и развития способностей ребенка, необходимо организовывать дополнительные мероприятия, выходящие за рамки урочной деятельности: предметные кружки, спортивные секции, научные общества и т.д. Однако для развития индивидуальных особенностей учащегося может быть достаточно и просто урочного времени, если грамотно его использовать. Очевидно, чтобы дать ребенку возможность раскрыть свои способности и учиться в меру своих возможностей и потребностей, не оказывать давление на  одного ученика и не тормозить развитие другого, необходим индивидуальный подход. Но возникает вопрос, как реализовать индивидуальный подход в рамках урока с большим количеством учеников в классе и жесткими рамками учебной программы. Для себя я сделала следующий вывод - чтобы подход к ученику действительно был индивидуальным, нужно реализовать следующие принципы.

1. Отсутствие ограничений для познания. Необходимо стараться дать учащимся сведений больше того минимума, чем есть в программе, учебнике, из этого объема каждый возьмет столько, сколько требуется ему. К тому же, слишком легкая задача не развивает.

2. Практикоориентированное обучение – то, что полезно в повседневной жизни, запоминается лучше, сохраняется в памяти дольше, переходя на уровень повседневных умений и знаний, а еще помогает реализовать свои интересы в любом направлении, параллельно формируя потребность в получении дополнительных знаний и умений в области информационных технологий

3. Формирование навыков самоанализа и самооценки. Умение оценивать и анализировать свою деятельность – необходимое условие формирования способности планировать и реализовывать различные жизненные и образовательные задачи.

4. Формирование творческого подхода к решению учебных задач. Если творчески подойти к решению любой жизненной или учебной задачи, то  велика вероятность того, что она «обречена на успех».

О реализации каждого из направлений можно сказать многое, рассмотрим их, по крайней мере, в общих чертах.

1. Реализация принципа «Отсутствие ограничений для познания»: а) включение дополнительного материала в содержание урока: более подробные сведения, интересные факты, случаи из жизни; б) подбор дополнительных материалов или Интернет – ссылок для самостоятельного изучения при подготовке к уроку; в) использование элементов дистанционного обучения. Можно создать небольшие дистанционные курсы по определенным темам, содержащие необходимый образовательный минимум для изучения на уроках всеми учащимися и дополнительные материалы для изучения на уроках или в другое время «заинтересованными» учащимися.

2. Реализация принципа «Практикоориентированное обучение»: а) при выполнении практической работы учитель формулирует минимум предъявляемых к работе требований. Учащийся формулирует тему, определяет форму и содержание работы, определяет дефицит информации. Учитель в ходе работы дает консультации учащимся в индивидуальном порядке. Важно то, что такие практические работы часто перерастают в интересные проекты или научно-практические работы; б) моделирование жизненных ситуаций.

3. Реализация принципа «Формирование навыков самоанализа и самооценки»: а) анализ собственного ответа на уроке; б) самооценка и самоанализ теста, самостоятельной работы…  Выполнив тест или самостоятельную работу, учащиеся, после проверки учителя (в самих работах учитель не делает никаких исправлений, а все ошибки заносит в таблицу), получают работы назад. В качестве домашнего задания они должны, пользуясь учебником и прочими источниками, проверить свою работу, проанализировать ошибки и выставить себе оценки. Если учащийся выполнил анализ верно – нашел большинство ошибок, смог объяснить возможные причины их появления, то итоговая оценка может быть повышена; в) отчет - презентация работы является заключительным этапом выполнения  практической работы.

Деятельность учащегося состоит в следующем:

1. Презентует свою работу: показывает итоговый продукт, рассказывает о том, какие цели ставил, приступая к работе, что удалось реализовать в полной мере, что не получилось.

2. Дает характеристику одной из работ одноклассников, выявляя лишь положительные стороны данной работы.

3. Дает характеристику еще одной работы, выявляя лишь отрицательные стороны данной работы.

4. Выставляет оценки за свою работу и работы одноклассников.

Реализуется это так. Сначала выступает автор (авторы) с анализом своей работы, затем выступают «критик» и «защитник», выявляя недостатки и достоинства работы. После этого остальные учащиеся могут высказаться, задать вопросы. Последним анализирует работу учитель. По окончанию выступления все учащиеся, в том числе автор (авторы) работы и учитель, выставляют оценки в специальных «оценочных листах». В итоге учащийся получает три равнозначных оценки: самооценка, оценка учителя и средняя оценка класса.

 

Выводы: Надеюсь, данная модель работы окажется вам полезной. Лично мне она приносит результаты. В течение ряда лет мои ученики становятся победителями и  занимают призовые места. Я считаю, что это хорошие результаты, если учесть, что я работаю в сельской школе, где дети не проходят никакого отбора, да и наполняемость классов низкая.

 

Список использованной литературы:

1     Интернет-материалы.

    Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008.

2. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении. Р.Гильмеева, И.Сибгатуллина; учебно-методическое пособие, 1998.

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)