Модель психологического сопровождения одаренных детей в условиях предпрофильной подготовки для 9 класса.
Оценка 5
Работа в классе
doc
психологическая работа +1
9 кл
21.06.2018
Модель психологического сопровождения одаренных детей в условиях предпрофильной подготовки для 9 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Психологическое сопровождение профессионального определения компенсирует недостаточность и несогласованность внешних и внутренних ресурсов личности при последовательном принятии решений, связанных с послешкольным образовательно-профессиональным маршрутом.Модель психологического сопровождения одаренных детей в условиях предпрофильной подготовки для 9 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Психологическое сопровождение профессионального определения компенсирует недостаточность и несогласованность внешних и внутренних ресурсов личности при последовательном принятии решений, связанных с послешкольным образовательно-профессиональным маршрутом.
модель.doc
Методическая разработка
«МОДЕЛЬ ПИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ»
В современной школе изменились приоритетные ценности образования – школа
переориентировалась на развитие интересов и способностей, на выявление и сопровождение
одаренных детей, на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной ,
гражданскоправовой, коммуникационной, информационной и других сферах жизни. Большое
внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ
общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных
условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных
жизненных ситуациях.
Поэтому перед педагогом возникает необходимость развития познавательной активности,
самостоятельности и координации образовательной деятельности одаренных детей. Опыт
показывает , что путь разрешения противоречия между целями и средствами современного
образования лежит в разработке моделей педагогического сопровождения одаренных детей,
которая будет выполнять следующие функции:
Диагностика области одаренности учащегося;
Организация изучения индивидуальных и личностных особенностей одаренного;
Консультативная работа по выявлению творческого и интеллектуального
потенциала ребенка;
Разработка индивидуальной образовательной траектории;
Создание условий успешного развития и социальной адаптации одаренного ребенка.
Педагогическое сопровождение – взаимодействие , в ходе которого ученик выполняет
действие, а педагог создает условия для осуществления и осмысления этого действия.
Сопровождение предполагает соединение действий сопровождаемого с сопутствующими
действиями сопровождающего с целью достижения наиболее оптимального результата. По
Газману О.С., проблемы воспитания – проблемы педагога, который приобщает учащегося к
должному, а проблемы педагогической поддержки – это проблемы ребенка, справляющегося со
своими трудностями при помощи педагога. Предметом педагогической поддержки является
культивирование самоценности, интересов, собственных целей, осознание личных достоинств и
индивидуальности, поиск путей преодоления препятствий в осуществлении образовательно
профессионального плана.
Психологическое сопровождение профессионального определения компенсирует
недостаточность и несогласованность внешних и внутренних ресурсов личности при
последовательном принятии решений, связанных с послешкольным образовательно
профессиональным маршрутом. Необходимым условием для поддержки одаренного школьника
является отход от предопределенности, свойственной обучению и воспитанию. В её процессе
происходит не линейное развитие определенных качеств личности, а объемное изменение
индивидуального поведения, эмоционального состояния, продуктивной деятельности.
Технология педагогического сопровождения учащихся предполагает разработку содержания,
средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование
субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной
траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных
потребностей ученика.
Традиционно в предпрофильной подготовке выделяют следующие этапы :
Пропедевтический – выявление образовательного запроса.
Основной моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в
профильной школе.
Завершающий – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля
обучения. Результатом эффективной работы предпрофильной подготовки я считаю успешное и
осознанное продвижение по выбранному образовательнопрофессиональному маршруту.
В педагогической практике хорошо зарекомендовала себя разработанная модель
сопровождения одаренных учащихся, которая предполагает
выполнение принципов
непрерывности, интеграции, дифференциации и индивидуализации, гибкости, открытости,
активности, оптимизма и постепенности работы. Эти принципы изложены ведущими
специалистами в области образовательнопрофессионального самоопределения С.Н.Чистяковой
и Н.Ф.Родичевым.
Цель модели: создание эффективной системы работы, развивающей и поддерживающей
одаренных и способных детей и обеспечивающей их личностные саморазвитие и самореализацию,
самоопределение и социализацию.
Задачи:
Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных и
способных детей.
Развитие умений выделять главное, существенное в материале (например, составлять схему,
план, формулировать выводы и контрольные вопросы).
Формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.
Развитие самостоятельного мышления.
Развитие речи:
обогащение и усложнение словарного состава и смысловых функций речи в ходе решения
образовательных задач;
усиление коммуникативной функции речи в ходе решения образовательных задач.
Развитие воображения, памяти, внимания одаренных учащихся.
Формирование у них умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать
ситуации эмоциональных переживаний.
Развитие поисковоисследовательских методов получения знаний по образовательным областям. Развитие индивидуальных творческих способностей гимназистов в условиях комфортной
познавательной ситуации.
Модель педагогического сопровождения одаренных учащихся можно изложить в виде
совокупности деятельности школьного психолога, классного руководителя, социального
педагога. Эти действия направлены на формирование и развитие у учащихся навыков
самостоятельного, осознанного принятия решения о выборе маршрута дальнейшего обучения
(включая выбор профильных курсов). Деятельность психолога заключается в исследовании
интересов, склонностей и способностей, деятельность классного руководителя – знакомство с
возможными вариантами образовательного маршрута и консультирование учащегося и его
родителей. Работа социального педагога – организация и проведение просветительских
мероприятий: встреч со специалистами центра занятости, посещение дней открытых дверей
учреждений профессионального образования, бесед с успешными представителями разных
профессий и т. д. Качественным показателем предпрофильной подготовки служит дневник
профессиональной карьеры школьника.
Объём подобной работы велик и в условиях
общеобразовательной школы решается вопрос о выделении специалистаорганизатора,
курирующего вопросы профильного обучения и предпрофильной подготовки. Тьютор (в
переводе с английского) – педагогнаставник, который тестирует детей на начальном этапе и с
учетом пожеланий родителей и ребенка, составляет индивидуальный план обучения и развития
подопечного, разрабатывает график занятий, отслеживает успешность продвижения и рост
ребенка на каждом этапе, корректирует это развитие, осуществляет переход из одного
образовательного потока в другой, если выбор был ошибочным. В некоторых школах уже
работают подобные специалисты, что является подтверждением потребности в педагогическом
сопровождении учащихся на этапе предпрофильной подготовки.
Современные психологи отмечают увеличивающееся количество одаренных детей или ,как их
иногда называют, «индиго». Некоторые ученые склонны считать, что с увеличением таких детей,
а затем и взрослых, наше общество необратимо изменится, и нормой будут считаться именно
одаренные дети.
Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной
изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных
детей не понимается окружающими, и нормальный для такого ребенка процесс развития
рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей
возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят
казаться такими, как все. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и
отрицательно оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется
тем, что сами дети осознают свою непохожесть. В некоторых публикациях можно заметить
призыв к обучению одаренных детей в специализированных учебных заведениях. На мой взгляд
эта позиция может привести к убежденности детей к принадлежности к элитному классу, и, как
следствие, к изоляции от «обычных» людей , к социальной дезадаптации.
При таком подходе психологопедагогическое сопровождение выступает как неотъемлемый
элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в
решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.
Педагогическое сопровождение учащихся 89 классов на этапе предпрофильной подготовки
призвано психологически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание
профессиональной деятельности, особенности её освоения и реализации, обеспечить
превращение одаренного учащегося из объекта педагогических воздействий в субъекта
профессионального образования, а значит обеспечить условия профессионального развития
личности на всех этапах жизненного пути.
Список использованной литературы
Электронный документ:
1. Википедия ru.wikipedia.
2. Как выбрать профессию по темпераменту
3. http://moeobrazovanie.ru/kak_vibrat_professiy_po_temperamentu.html
4. Психологические притчи .Четыре типа людей Castle.by pritchi.castle.by/ras11
109.html
Модель психологического сопровождения одаренных детей в условиях предпрофильной подготовки для 9 класса.
Модель психологического сопровождения одаренных детей в условиях предпрофильной подготовки для 9 класса.
Модель психологического сопровождения одаренных детей в условиях предпрофильной подготовки для 9 класса.
Модель психологического сопровождения одаренных детей в условиях предпрофильной подготовки для 9 класса.
Модель психологического сопровождения одаренных детей в условиях предпрофильной подготовки для 9 класса.
Модель психологического сопровождения одаренных детей в условиях предпрофильной подготовки для 9 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.