РЕФЕРАТ
На тему: «Модели и типы обучения дошкольников».
Междисциплинарный курс: |
МДК 03.04. «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах» |
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
(подпись) |
||
Группа: |
4зДО1 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|||
|
|
|
|
|
Специальность: |
44.02.01 Дошкольное образование |
|
|
|
|
|
|||
Квалификация: |
Воспитатель детей дошкольного возраста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание
Введение…………………………………………………………………… |
3 |
Модели обучения………………………………………………………… |
4 |
Типы обучения дошкольников………………………………………….. |
6 |
Формы обучения дошкольников……………………………………….. |
10 |
Заключение……………………………………………………………….. |
13 |
Список использованных источников……………………………………. |
14 |
Введение
В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.
1. Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.
2. Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.
3. Сущность опосредованного обучения в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается.
Модели обучения
В зависимости от стиля общения педагога с детьми (авторитарный, демократический, либеральный) формируется модель процесса обучения.
Учебно-дисциплинарная модель. Ее целью было вооружение детей знаниями, умениями, навыками (ЗУНами). Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больше «вложили» в ребенка, тем успешнее его обучали. В школе и других учебных заведениях показателями служили отметки, на основе которых высчитывались проценты успеваемости. При этом, оценивались«чистые знания» (что знает, умеет ребенок) в отрыве от анализа важных для обучении факторов.
Единообразие содержания, методов и форм обучения - отличительная черта учебно-дисциплинарной модели.Обучение в дошкольных учреждениях, школах и других учебных заведениях страны проводилось по единым программам, учебным планам, учебникам и пособиям.
Девиз обучения «Не можешь - научим, не хочешь - заставим»выражал взгляд на ребенка как на существо, в котором изначально заложено нежелание учиться. Распространенными методами обучения были объяснение (монолог взрослого), деятельность детей по образцу. С помощью этих методов у детей развивали исполнительность на репродуктивно-подражательном уровне. Чтобы принудить ребенка учиться, педагоги предъявляли к нему различные требования, прибегали к запретам, нотациям, наказаниям, обращались к родителям с просьбой «принять меры», воздействовать на него.
Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлением, свободных от догматизма и приспособленчества, побудила ученых (Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) к разработкеличностно-ориентированной модели обучения.
Личностно-ориентированная модель обучения.Цель такого обучения - развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей, интересов, мотивов, т.е. личностное становление ребенка, обретение им самого себя как неповторимой индивидуальности.
В личностно-ориентированной модели утверждается личностно-гуманный взгляд на ребенка (Ш. А. Амонашвили). Сущность этого взгляда в том, что ребенок хочет и может учиться, что важно поддерживать его «хочу» и укреплять его «могу». Главная обязанность педагога - организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого обучаемые ощущают свой рост, радость творчества, совершенствования.
Технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Обучение реализуется в совместной деятельности сотрудничестве педагога и детей, в котором педагог - помощник советчик, старший друг.
Типы обучения дошкольников
Прямое обучение:
предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.
Проблемное обучение:
заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении. Коллективно-поисковая деятельность - это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям, от одного ребенка - к другому. Решение проблемной ситуации - итог коллективной работы.
Задача педагога - руководить сложным ансамблем, где солистом может быть каждый ребенок.
Основная движущая сила проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые предлагаются детям.
Эффективные вопросы: установления сходства между предметами; проблемные вопросы; активизирующие образное мышление детей.
Трудности осуществления проблемного обучения:
1. Сложно определить степень трудности проблемной ситуации для детей группы.
2. Проблемное обучение требует больших затрат времени, снижает информационную емкость занятий.
Опосредованное обучение:
педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается. На основе собранных данных педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества. «Научился сам - научи другого». Важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компетентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.
Педагог, осуществляя опосредованное обучение должен обладать следующими умениями: прогнозирование педагогического процесса, гибкость, мобильность поведения.
В дидактике сложились разные типы обучения:
¾ прямое,
¾ проблемное,
¾ опосредованное.
Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер и др.). В работах Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Н. А. Курочкиной, Н. А. Алексеевой, А. Б. Высоцкой были разработаны основы взаимосвязи сенсорного воспитания и изобразительной деятельности (рисования, лепки). В соответствии с ними назначение обследования па занятиях по развитию изобразительной деятельности - формирование у детей способов рационального, чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов форм, цвета, величин.
В дальнейшем психолого-педагогические исследования по проблеме умственного воспитания дошкольников под руководством Н. Н. Поддьякова дали возможность сформулировать другое определение метода обследования. Обследование - целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем.
В чем смысл и значение этого метода? Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. Как правило, обследование используется при затруднениях в их изображении. Обследовать можно игрушки, предметы быта (дом, мост и др.), природы (деревья, кусты, цветы, животные и др.). При изображении человека можно обследовать игрушку - куклу, можно рассматривать фигуры и позы детей (на прогулке, гимнастике) и т.п. То есть смысл обследования заключается в формировании представления об изображаемом предмете.
Однако смысл использования данного метода не только, а может быть, не столько в решении сиюминутной изобразительной задачи. Более глубокий и важный смысл заложен в освоении ребенком самого способа обследования как способа познания окружающего. Овладение самим способом и дает ребенку относительную свободу и самостоятельность в познании. Поэтому наблюдение и обследование - методы обучения и в то же время задачи обучения. Овладение ребенком способами наблюдения и обследования формирует у него художественную позицию - в поиске способа изображения он начинает идти от восприятия изображаемого предмета. Формирование такой позиции к концу дошкольного возраста имеет большое значение для становления самостоятельности ребенка, для перевода изобразительной деятельности на самодеятельный, творческий уровень. Умение "смотреть и видеть" в большей степени снимает чувство неуверенности, страха перед изображением ("не умею, не смогу"), позволяет ребенку смело ставить разнообразные изобразительные задачи и активно искать способы их решения. Такие проявления у детей можно назвать творческими.
Кроме наглядных методов обучения, в методике развития изобразительной деятельности детей используются специальные вербальные методы и практические, отличающиеся от традиционных.
Среди вербальных методов можно назвать вопросно-ответный метод (диалоговый метод), эвристические беседы (в программе "Войди в мир искусства" М. В. Мацкевич), методы воспитательного чтения и литературно-художественного чтения (в программе "Красота. Радость. Творчество" Т. С. Комаровой, А. В. Антоновой, М. Б. Зацепиной) и др.
Среди практических - метод упражнения в практических действиях (в "Программе художественно-эстетического воспитания" Т. Фокиной, В. Хитровой); игровой метод (в программе "Войди в мир искусства" М. В. Мацкевич) и др.
Следующая категория, описывающая процесс обучения детей дошкольного возраста, - форма организации обучения как совместной деятельности обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.
Формы обучения дошкольников
Формы организации обучения |
Особенности |
Индивидуальная |
Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми |
Групповая (индивидуально-коллективная) |
Группа делится на подгруппы. Число занимающихся может быть разным - от 3 до 8, в зависимости от возраста и уровня обученности детей. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, уровни развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения |
Фронтальная |
Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения |
Использовать данные формы обучения можно как в специально организованном виде, так и в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности: предметно-игровая, трудовая, спортивная, продуктивная (рисование, аппликация, лепка), общение, сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения, конструирование как деятельность.
Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения; восприимчивость и способность к усвоению знаний. Она определяет уровень и зону «ближайшего развития» ребенка.
Изучением обучаемости детей занимались Л. С. Выготский, Н. Н. Поддьяков, С. Л. Новоселова, А. К. Маркова и др.
Сегодня ученые различают:
- общую обучаемость как способность усвоения любого материала,
- специальную обучаемость как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности).
Для оценки эффективности процесса обучения детей наиболее важными для пас выступают признаки общей обучаемости детей. К ним относятся активность ориентировки в новых условиях; перенос ориентировки в новые условия; быстрота образования новых понятий и способов деятельности; темп деятельности; работоспособность, выносливость; экономичность деятельности; восприимчивость к помощи.
Для активизации потенциалов обучаемости ребенка недостаточно реализации на практике принципов эффективного обучения. Нужно, чтобы это обучение стало развивающим. Именно тогда на практике реализуется тезис о том, что «обучение ведет за собой развитие» - он становится принципом.
Обучение может идти не только вслед за развитием, оно может идти впереди развития, продвигая его дальше. Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой.
Согласно Е.Д. Худенко выделяются следующие принципы развивающего обучения применительно к работе с детьми дошкольного возраста:
- принцип мотивации к обучению, который заключается в том, что вся организация процесса обучения ориентирована на добровольное и заинтересованное включение ребенка в деятельность;
- принцип развития высших психических функций, который предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в нем были задействованы все психические процессы, которые формировались в комплексы, позволяющие успешно ориентироваться в проблемной ситуации и продуктивно осуществлять тот или иной вид деятельности;
- принцип развития динамичности восприятия, который предполагает построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне сложности в процессе формирования межфункциональной системы обработки информации;
- принцип продуктивной обработки информации, который заключается в том, чтобы сформировать у детей навык переноса способов ориентировки в задании и обработки информации с целью развития механизма самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
В контексте принципов развивающего обучения рассматриваются также особенности влияния предметно-развивающей среды и подбора учебного материала, организационно-педагогического воздействия обучающего взрослого и фактор организации учебного времени. Согласно мнению И.В. Подласого, все эти феномены относятся к факторам активизации механизмов обучаемости детей дошкольного возраста - к факторам эффективности их обучения. Кроме того, к таким факторам относится использование методов обучения в зависимости от уровня усвоения знаний детьми и степени сформированности у них умений и навыков учебной деятельности, познавательно-речевой и исследовательской компетенции.
Заключение
Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие, т.е. действительно быть субъектом конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения, но также используют с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.
Методы и средства воспитания применяются во взаимосвязи. Такое сочетание возможно в контексте, как комплекса, так и отдельной воспитательной ситуации. Например, в рамках воспитательной работы родителей, членов трудового (ученического, студенческого) коллектива и в ходе воспитательной деятельности профессионалов в специальных учреждениях.
К основным понятиям, используемым для понимания способов воспитательного воздействия на человека и приемов взаимодействия воспитателя и воспитанника, относят методы, приемы и средства воспитания, формы воспитания, методику и технологию воспитания.
Список использованных источников
1. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2004. - 416 с.
4. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Юрайт, 2017. — 202 с.
5. Тихомирова О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 155 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.