Модели культуры
Оценка 4.6

Модели культуры

Оценка 4.6
ppt
29.05.2021
Модели культуры
Модели культуры.ppt

Модели культуры

Модели культуры

Модели культуры

Основы структурирования культуры

Основы структурирования культуры

Основы структурирования культуры

Элитарная – народная – массовая
Специальная - обыденная

Классическая модель» культуры

Классическая модель» культуры

«Классическая модель» культуры

Складывается в XIX веке.
Человек провозглашается субъектом и творцом культуры, а культура личности выводится из надындивидуальной культурной реальности.
В целом, культура отождествляется с саморазвитием человека и общества.
В качестве главного приобретения Просвещения XVIII века исследователи называют рассмотрение культуры, имея в виду французского философа Жан-Жака Руссо, итальянского мыслителя Джамбаттиста Вико и немецкого философа Иоганна-Готфрида Гердера с ее фундаментальными ориентациями на рационализм, историзм и гуманизм.

Неклассическая (модернистская) модель культуры

Неклассическая (модернистская) модель культуры

Неклассическая (модернистская) модель культуры

Ориентируется на повседневную жизнь человека. Культура личности, этноса, социума рассматриваются как элементы культурной реальности, взаимодействующие между собой и воспринимаемые человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия. Для модернистской модели характерны пессимизм, идея абсурдности, «темности» мира, приоритет личного перед общественным в жизни человека, тенденции нежелательности упорядоченного моделирования мира.

Постмодернистская модель культуры

Постмодернистская модель культуры

Постмодернистская модель культуры

Эта модель связана с осмыслением того обстоятельства, что мир как бы противится воздействию на него человека, что порядок вещей «мстит» нашим попыткам его творчески преобразовать, перевести из «неразумного» состояния в «разумное» (классическая модель культуры). Скептическое отстранение от установки на преобразование мира влечет за собой отказ от попыток его систематизации: мир не только не поддается человеческим усилиям, но и не умещается ни в какие теоретические схемы (Бодрийар). Распадается субъект культуры как центр системы представлений о мире, формируется новый тип философского осмысления культуры — философствования без субъекта.
В отличие от классической, постмодернистская модель отказывает в универсальности представлений о сводимости всех проявлений культуры к какой-то первооснове, обращает внимание на их самодостаточность.

Элитарная культура Элитарная культура, ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой

Элитарная культура Элитарная культура, ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой

Элитарная культура

Элитарная культура, ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.
Элита (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный), как производитель и потребитель этого типа культуры по отношению к обществу представляет собой с точки зрения как западных, так и отечественных социологов, культурологов высшие, привилегированные слои (слой), группы, классы, осуществляющие функции управления, развития производства и культуры. Тем самым утверждается разделение общественной структуры на высших, привилегированных и низших, элиту и остальную массу.
Элиту в целом понимают как высший привилегированный слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющие важные социальные и культурные функции, прежде всего функции управления.

Массовая культура Порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи; связана с формированием массового общества

Массовая культура Порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи; связана с формированием массового общества

Массовая культура

Порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи; связана с формированием массового общества.
Есть точка зрения, согласно которой массовая культура предстает как всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры (в масштабах планеты), когда профессиональная (классическая), модернистская и пр. культурные ипостаси превращаются в субкультуры. Каждая из них заключена в своем ограниченном социокультурном пространстве и ориентирована на узкую аудиторию.
Чаще всего в зарубежной и отечественной культурологии массовую культуру понимают как "массовидный способ бытия культуры в условиях современного индустриального общества, вид "культурной индустрии", производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчитанную на массовое потребление, подчиненное ему как своей цели, распространяемую по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации.

Причины появления массовой культуры 1

Причины появления массовой культуры 1

Причины появления массовой культуры

1. Развитие механизированного и автоматизированного крупного промышленного производства, которое вытеснило ручной труд, постоянное расширение производства, интенсификация процессов урбанизации, научно-технического прогресса.
2. Создание и совершенствование новых технических средств и технологий, способствующих фиксации, сохранению, копированию, тиражированию культурной информации различных видов и типов.
3. Коммерческая основа "культурной индустрии" (массовой культуры), ориентация ее на получение прибыли как цели, на коммерческий успех.
4. Концентрация большого количества людей в относительно ограниченном пространстве на базе расширения производства, роста городов, усиления миграции, способствующая "перемешиванию" населения, а, значит, разрушению традиций, ослаблению социальных связей (общинных, родственных, соседских и пр.).
5. Превращение множества работников в массу, что ведет к массовизации жизни.

Признаки массовой культуры 1.

Признаки массовой культуры 1.

Признаки массовой культуры


1. Стандартизация культурных текстов (представлений, образов, эталонов, технологий). Стандарты массовой культуры это не стереотипы народной культуры, типовые сюжетные схемы, словесные или интонационные формулы, сохраняющиеся в народной памяти, выступающие средством накопления, воссоздания, сохранения и передачи коллективной культурной информации в условиях ее устного бытования. Стандарты масскульта - это своего рода шаблоны, клише, многократно копируемые, тиражируемые.

Усредненность (гомогенизация), унификация

Усредненность (гомогенизация), унификация

2. Усредненность (гомогенизация), унификация. Тексты коммерческой массовой культуры ориентированы на "среднего" человека, "человека-массы", в котором нивелируются индивидуальные особенности.
3. Тривиализация (trivialis - обычный, лишенный оигинальности), упрощение, нивелировка культурной информации.
4. Деиндивидуализация, дегуманизация. Человек является не целью, а средством, песчинкой в общей массе потребителей культурных текстов, для нее создаваемых, ему предлагаемых. В этом проявляется тенденция выработать из человека некий стандарт, если целенаправленно на него воздействовать, т. е. "одномерного человека" (Г.Лебон, Г.Маркузе).

Мифологизация, мифотворчество

Мифологизация, мифотворчество


5. Мифологизация, мифотворчество. В первобытном обществе миф был исторически сформированной первой формой познания мира и адаптации в нем.
6. Эстетизация ужасного, страшного, патологического. Масскультовские сюжеты (литературных, кино и телевизионных и т.д.) изобилуют кровавыми преступлениями, кровопролитными войнами, деяниями монстров (инопланетян, фантастических чудовищ, вампиров и пр.). С одной стороны это травмирует психику реципиента (зрителя, слушателя), с другой - формирует отношение к реальным ужасам как чему-то обыденному, привычному, снижает порог чувствительности. Сверхнасилие и порок вышли на первый план и в Российской массовой продукции (например, телесериал "Бандитский Петербург" и др

Мода в массовой культуре как стимул изменений в культурных текстах, технологиях, а также роста потребления

Мода в массовой культуре как стимул изменений в культурных текстах, технологиях, а также роста потребления

7. Мода в массовой культуре как стимул изменений в культурных текстах, технологиях, а также роста потребления.
Мода руководствуется не столько интересами целесообразности, пользы, удобства, сколько получением высокой прибыли. Потребителю предлагаются новая одежда, автомобили, бытовая техника, новые украшения, новый дизайн для дома и пр. не потому, что прежние плохо выполняют свои функции или вышли из строя, но якобы "морально устарели". Для стимулирования потребителя создается культ вещи.
Имидж является надежным средством нивелирования личности.

Специализированная культура – культура повседневности

Специализированная культура – культура повседневности

Специализированная культура – культура повседневности

По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры — обыденную и специализированную.
Обыденная культура представляет собой сниженный, профанный или даже любительский уровень высокой культуры, которую можно также именовать специализированной, профессиональной.
Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социализацией и инкультурацией личности.

Дихотомии культуры повседневности - привычка – спонтанность; - ритуал – внезапность; - рутина – креативность; - будни - праздник; - традиция - мода; - стабильность…

Дихотомии культуры повседневности - привычка – спонтанность; - ритуал – внезапность; - рутина – креативность; - будни - праздник; - традиция - мода; - стабильность…

Дихотомии культуры повседневности

- привычка – спонтанность; - ритуал – внезапность; - рутина – креативность; - будни - праздник; - традиция - мода; - стабильность - экстремальность; - реальность - виртуальность.
Основным элементом повседневной социальной деятельности является общепринятая практика, т.е. все, что делается по привычке. Поэтому к анализу структурных дихотомий культуры повседневности приступим с дихотомии «привычка-спонтанность».
Привычка служит исходной клеточкой одновременно социальной и культурной жизни людей и соответственно лежит в основе повседневности.

Субкультура ( лат. sub — под и cultura — культура; подкультура )- термин, обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего…

Субкультура ( лат. sub — под и cultura — культура; подкультура )- термин, обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего…

Субкультура

(лат. sub — под и cultura — культура; подкультура)- термин, обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.
Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

Примеры субкультуры Музыкальные субкультуры

Примеры субкультуры Музыкальные субкультуры

Примеры субкультуры

Музыкальные субкультуры
Одной из первых музыкально-молодёжных субкультур были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Связана с хиппи субкультура битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное движение Растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией. В частности, среди убеждений растаманов — пацифизм и легализация марихуаны.

В 1970-80-е сформировались металлисты и панки. Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные её черты — мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни.

Примеры субкультуры Арт-субкультуры

Примеры субкультуры Арт-субкультуры

Примеры субкультуры

Арт-субкультуры
Большинство молодежных субкультур не связанных с музыкальными жанрами произошли из увлечений определенным видом искусства или Хобби.
Например зародившиеся в середине 20-го века ролевое движение. В нашей стране с ролевым движением связанно Игротехническое общество.
Увлечение японской анимацией породило фэндом аниме который в итоге перерос в субкультуру отаку. Для нее характерно увлечение японской поп-музыкой и косплеем.
Также в последнее время появилось такое явление, как фурри, увлечение антропозооморфными персонажами анимации, а также арт-дизайн антропозооморфных персонажей.

Примеры субкультуры Интернет-сообщество и интернет-культуры

Примеры субкультуры Интернет-сообщество и интернет-культуры

Примеры субкультуры

Интернет-сообщество и интернет-культуры
С середины 90-х годов 20-го века, с распространением повсеместно Интернет-технологий, стали расти появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо-сообщество. Фидоне́т (от англ. FidoNet, /ˈfaɪdəʊnɛt/; коротко Фидо́) — международная любительская компьютерная сеть, построенная по технологии «из точки в точку».[
Нередко хакеров относят к субкультуре.
Индустриальные и спортивные субкультуры
В начале 20-го века с романтизацией городского образа жизни и неспособности части молодежи жить вне города возникают индустриальные (городские) субкультуры. Часть индустриальных субкультур вышли из фанатов музыки индастриал, но наибольшее влияние на эти субкультуры оказали компьютерные игры (к примеру, Fallout).


Примеры субкультуры К спортивным субкультурам можно отнести футбольных фанатов

Примеры субкультуры К спортивным субкультурам можно отнести футбольных фанатов

Примеры субкультуры

К спортивным субкультурам можно отнести футбольных фанатов.


В 90-е годы сильными молодежными субкультурами стали эмо-киды и киберпанки. Субкультура эмо одна из самых молодых (большинство её представителей несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и демонстративность поведения. Киберы, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса и засильем технократии.

КОНТРКУЛЬТУРА совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов и форм духовно-практического освоения мира, альтернативная общепринятому официальному миропониманию; специфическая субкультура, порожденная «молодежным бунтом» 60-х - начала 70-х 20…

КОНТРКУЛЬТУРА совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов и форм духовно-практического освоения мира, альтернативная общепринятому официальному миропониманию; специфическая субкультура, порожденная «молодежным бунтом» 60-х - начала 70-х 20…

КОНТРКУЛЬТУРА

совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов и форм духовно-практического освоения мира, альтернативная общепринятому официальному миропониманию;
специфическая субкультура, порожденная «молодежным бунтом» 60-х - начала 70-х 20 в., основанная на утопическом стремлении вернуть человека западной цивилизации к его «естественному состоянию».
Термин К. был впервые введен американским социологом Т. фон Роззаком для обобщенного обозначения альтернативистских тенденций в искусстве, общественной мысли, религиозной жизни, политике и быту.

Контркультура Неприятие существующего порядка вещей порождает в контр-культурном сознании ряд поведенческих моделей: 1) собственно «подпольное» существование, в котором страх перед реальностью соединяется со стремлением найти…

Контркультура Неприятие существующего порядка вещей порождает в контр-культурном сознании ряд поведенческих моделей: 1) собственно «подпольное» существование, в котором страх перед реальностью соединяется со стремлением найти…

Контркультура

Неприятие существующего порядка вещей порождает в контр-культурном сознании ряд поведенческих моделей: 1) собственно «подпольное» существование, в котором страх перед реальностью соединяется со стремлением найти убежище в тайниках собственного подсознания; 2) построение субъективистско-иррациональной картины «лучшей реальности» и агрессивно-волевое вмешательство в естественный ход развития общества с целью приведения его в соответствие со своими собственными утопическими представлениями; 3) конструктивное культуротворчество, связанное с экспериментально-авангардистским поиском мировоззренческих оснований новой эпохи.

Контркультура как возможность присутствует в любой социальной системе, заявляя о себе в периоды социальной нестабильности, кризиса официального миропонимания, его неспособности адекватно отразить происходящие культурные процессы

Контркультура как возможность присутствует в любой социальной системе, заявляя о себе в периоды социальной нестабильности, кризиса официального миропонимания, его неспособности адекватно отразить происходящие культурные процессы

Контркультура

как возможность присутствует в любой социальной системе, заявляя о себе в периоды социальной нестабильности, кризиса официального миропонимания, его неспособности адекватно отразить происходящие культурные процессы.
Потеря однозначности в осмыслении окружающей действительности порождает стихийный контркультурный поиск нового языка культуры.
Неотъемлемый элемент подобного поиска - демонстративно-провокационная десакрализация привычных для конформистского «банального» сознания стереотипов, разрушение господствующей мифологии.

Контркультура Примерами контркультуры явлются некоторые молодёжные движения и субкультуры

Контркультура Примерами контркультуры явлются некоторые молодёжные движения и субкультуры

Контркультура

Примерами контркультуры явлются некоторые молодёжные движения и субкультуры XX века (хиппи, в СССР – андерграундная рок-культура). В современном западном мире примером контркультуры является движение хардкор-панк.
В русскоязычном интернете слово «контркультура» может применяться к идеологии придуманный авторами проекта ФАКРУ. Изначально целью проекта стало смешное и нецензурное изложение новостей и насущных проблем общества, в последствии к этому добавилось искаженное написание русских слов («падонки», «превед!» и прочее — современное отражение этой контркультуры).
Примером контркультуры, по мнению американского социолога Н. Смелзера, служит культура богемы.

Типология культуры Основание типологии культуры

Типология культуры Основание типологии культуры

> Типология культуры

Основание типологии культуры Типология культур (перечисление) Какие задачи решаются с помощью метода классификации (типологии) культур? Типы культуры (формационная типология) "Идеальные типы" М.Вебера Основания для типологии культуры в этнографии Единая история мировой культуры или история локальных культур? (Данилевский, Шпенглер, Ясперс) Мужское и женское начало в культуре (И. Баховен, Л. Фробениус) Типология культуры по методам познания и характеру мировосприятия (П. Сорокин и Ф. Нортроп) "Аполлоническое" и "дионисийское" начала в культуре Типология культур по технологическим основаниям (Хосе Ортега-и-Гассет)

Отрасли культуры Экономическая культура

Отрасли культуры Экономическая культура

Отрасли культуры

Экономическая культура
Политическая культура
Профессиональная культура
Педагогическая культура

Виды культуры Доминирующая культура

Виды культуры Доминирующая культура

Виды культуры

Доминирующая культура
Субкультура – Контркультура
Сельская культура-Городская культура
Обыденная и специализированная культура

Формы культуры Элитарная культура

Формы культуры Элитарная культура

Формы культуры

Элитарная культура Народная культура Массовая культура

Комплексные виды культуры Материальная и духовная культура

Комплексные виды культуры Материальная и духовная культура

Комплексные виды культуры

Материальная и духовная культура
Художественная культура
Физическая культура

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021