муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка» села Иогач.
Республика Алтай, Турочакский район,
село Иогач, ул. Школьная, д.10
т.8(388-43) 27-4-23
iogachberezka@yandex.ru
Проект:
«Моделирование
развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе «Ромашки»
в условиях введения ФГОС ДО»
Воспитатель:
Жеребятьева Юлия Владимировна.
сот. Тел. 8-963-199-12-16
julia.jerebiatjeva@yandex.ru
с. Иогач
2019г.
«Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе
в условиях введения ФГОС ДО»
Сл. 2
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО это, прежде всего совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Сл.3 высказывание философа Ж. Ж. Руссо
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Для поддержания проявления активности ребенка в различных видах деятельности, в детском саду «Берёзка» с.Иогач созданы условия для реализации творческих идей.
Сл. 4. Раза. среда группы.
В группе есть место, свободное от игрового материала, где ребенок может стать творцом своего предметного окружения, может оборудовать игровое поле по своему усмотрению.
Прежде чем начать проект по организации развивающей предметно-пространственной среды мы определили
Сл.5 Цель.
Цель проекта: Создать условия для комфортного, благоприятного и полноценного проживания детей в группе, совершенствовать развивающую предметно-пространственной среду – содержательно-насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную и безопасную в соответствии с ФГОС.
Сл.6 Задачи:
1. Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности; многофункциональное использование группы.
2.Обеспечение комфортности и безопасности обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм.
3.Учет всех направлений развития ребенка, доступное расположение предметов и пособий в группе.
4.Обеспечение разнообразия уголков и их рациональное расположение.
5.Обеспечение насыщенности, полифункциональности, трасформируемости, вариативности, доступности, безопасности предметно-развивающей среды.
6. Привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
Сл.7 Новизна проекта
Новизна заключается в разработке и создании современной развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования.
Сл.8 Требование ФГОС
Предметно-развивающая среда в нашей группе организована с учётом требований ФГОС, где прослеживаются все пять образовательных областей:
1. социально-коммуникативная;
2. познавательная;
3. речевая;
4. художественно-эстетическая;
5. физическая.
Предметно-развивающая среда в группе организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.
Сл.9 ППРС.
Создавая среду развития в группе, учитывали следующие параметры:
1. содержательно-насыщенная,
2. развивающая;
3. трансформируемая;
4. полифункциональная;
5. вариативная;
6. доступная;
7. безопасная;
8. здоровьесберегающая;
9.эстетически-привлекательная.
Сл. 10, 11, 12. развивающие центры
Групповая комната представлена развивающими центрами. Оборудование размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность. Все предметы соразмерны росту, физиологическим возможностям и гендерной принадлежности детей подготовительной группы.
Кроме того, все пространство в группе разделено на определенные зоны
или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:
Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование).
При организации развивающей предметно – пространственной среды в группе для детей было использовано несколько вариантов ее построения:
1.Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
2.Использование помещений спальни и раздевалки.
3.Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
Сл.13. Принципы
При построении предметно – пространственной развивающей среды учитываются следующие принципы:
1.принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2.принцип активности, самостоятельности, творчества;
3.принцип стабильности, динамичности;
4.принцип комплексирования и гибкого зонирования;
На основе интеграции содержания и видов деятельности в группе организованы центры активности по следующим направлениям.
Сл.14.
Направление: Художественно - эстетическое развитие.
Центр: «Территория творчества» в центре территория творчества для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу. В рабочей зоне находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенный шкаф. По желанию ребенок может воспользоваться необходимым для воплощения своих творческих замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Сл.15.
Направление: Речевое развитие.
Центр «Книжкино-царство» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. Также в уголке имеется «Книжкин-доктор». Дети могут самостоятельно ремонтировать книги. «Книжкин-доктор» создан для воспитания бережного отношения к книгам.
Сл.16.
Центр: «Веселый Язычок» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки, картинки для артикуляционной гимнастики, «Алгоритм для составления описательного рассказа», и т. д. Я считаю, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Сл.17.
Направление: Познавательное развитие.
Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей,
В Центре «Мы патриоты» помещена государственная символика
республики Алтай и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, в уголке «Моя малая Родина» дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Алтайского края.
Сл.18.
Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Оформлены макеты (пустыня, северный полюс, времена года).
В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
Сл.19.
Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. Также имеется картотека для опытно-экспериментальной деятельности. Дети охотно превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты.
Сл.20.
Центр «Математики» В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
Сл.21.
Центр «Строительный» (конструктивный) » В данном центре весь материал помещен в пластиковые контейнеры и корзины, что делает уголок мобильным. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка, а это: конструктор различного вида крупный и мелкий, конструктор «лего», «деревянный городок», модели, схемы, чертежи, картинки различных построек, мозаика; пазлы; строительный материал, игрушки для обыгрывания построек, можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально.
Сл.22.
«Театрализованный» Центр. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Он представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.
Сл.23.
В Центре «ИКТ» размещены ноутбук, магнитола, проектор коллекция дисков познавательного характера («Голоса птиц», «Шум моря», «Журчание воды»…) и записей с музыкой и сказками.
Ноутбук используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций, и как эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счёта и т. п., развития творческих способностей дошкольников.
Сл.24.
Центр «Всезнайка» (Тематический уголок). В этом центре размещены иллюстрации, фотографии, стихи, загадки и т.д. Где дети знакомятся с текущей темой недели.
Сл.25.
Центр «Светофорчик» оснащён необходимыми атрибутами для ролевых игр; игрушками, моделями транспортных средств, альбомами. «Светофорчик приглашает», «ПДД для малышей», «Правила безопасного поведения на дороге», дактическими играми «Уроки Светофора», «Узнай дорожные знаки», «Собери картинку» и т.п. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Центр «Светофорчик» в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения на дорогах.
Сл.26.
Центр «Игротека» (развивающих игр) он создан для развития у детей логического мышления и воображения, смекалки и сообразительности, памяти и речи. В нем собраны различные игры: лото, пазлы, домино, мозаика
весь материал подобран с учетом возраста детей.
Сл.27.
Направление: Социально-личностное развитие.
Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.
Сл.28-35.
В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их под свои игровые творческие замыслы. Игровой материал сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Салон красоты», «Семья», «Больница», «Аптека», «Ателье», «Библиотека», «Почта», «Водители», «Путешествие на корабле». Игровой материал помещается в коробки с условными обозначениями. Дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобную для них зону группы для свободного построения игрового пространства.
Сл.36
«Центр уединения» . Если ребёнок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уютное «местечко» для уединения и релаксации.
Сл.37.
Центр «Наши будни» В данном центре размещаются фото(будни, праздники и т.д.) детей в группе. Этот центр хороший источник впечатлений, как для детей, так и для взрослых.
Сл.38.
Направление: Физическое развитие.
Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Картотеки подвижных игр, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, дидактических игр, гимнастики после сна, физкультминуток, альбомы: «Виды спорта», «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта» «Закаливание», «Стихи, загадки о спорте».
Сл.39.
В приемной оформлены уголок «Именинника», стенд «Наш вернисаж», «Домик нашего настроения», информационные стенды для родителей «Для вас родители».
Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребёнок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Таким образом, развивающую предметно-пространственную среду в группе с учетом ФГОС ДО построили так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Список источников информации:
1.Рабочая программа подготовительной группы муниципального дошкольного образовательного учреждения
детского сада «Берёзка» села Иогач.
2. Киреева Л.Г.Организация предметно-развивающей среды.-Учитель, 2013.
3.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.- Детство-Пресс, 2010
4.Т.А. Цквитария «В помощь старшему воспитателю», Книга №2, «Диагностика. Предметно-пространственная среда». Издательство «ТЦ Сфера», 2014 г.
5. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/02/21/rabochaya-programma-starshey-podgotovitelnoy-gruppy
6.http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/05/07/proekt-innovatsionnogo-podhoda-k-sozdaniyu-predmetno-prostranstvennoy
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.