Семинар - практикум на тему
«Моделирование учебного занятия в учреждении дополнительного образования»
ЦЕЛЬ - овладение современным подходами, принципами и формами планирования и моделирования учебного процесса в объединениях по интересам.
ЗАДАЧИ:
УЧАСТНИКИ: педагоги дополнительного образования.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: семинар – практикум.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: мультимедийные презентации, раздаточный материал, рефлексия «Мишень».
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
Обобщая выдвинутые гипотезы, можно сказать.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детейпредставляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.
Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.
Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.
По словам В.Ф. Шаталина «…основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться».
Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам.
Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования,должен отвечать следующим требованиям:
Для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями, использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;
Учебное занятие — основная форма организации учебного процесса.
Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.
- Дайте определение учебного занятия.
Исходя из определений, резюмируем:
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.
Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.
Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.
Планирование занятия начинается с определения целей и задач учебного занятия. Этот момент часто бывает проблемным для педагогов.
Необходимо исходить из самого понятия цель - это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены.
Как правило, определяется 1 цель занятия. Она должна быть достаточно конкретной и достижимой за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании цели занятия становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса ЗУНов.
Цель достигается через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их.
При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.
Традиционно к занятиям ставятся три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная.
Практикум в группах: Формулировка задач учебного занятия
- Коллеги, Вам розданы листы с определениями задач без указания категории задачи (образовательная, развивающая, воспитательная) (Приложение 1), поработав, определите, какие задачи обозначены на листах. Подпишите.
Подводя итоги работы по формулированию задач, обобщаем:
Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно формировать на учебном материале занятия.
Задачи развития обучающихся определяют, какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов и т. д.
Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия.
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:
- изучение нового материала;
- применение знаний на практике, формирование практических умений;
- контроль знаний.
В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.
- Какие существуют типы учебных занятий?
Итог работы групп — определение типов занятий:
изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.);
закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.);
обобщение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.);
комбинированное (учебное занятие со всеми элементами процесса обучения);
контрольное (итоговое).
К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.
Вопрос для обсуждения в группах:
- Какие требования необходимо предъявлять к занятиям в дополнительном образовании?
Обобщаем ответы групп:
Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
- целесообразное расходование времени занятия;
- применение разнообразных методов и средств обучения;
- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
- практическая значимость полученных знаний и умений.
- Какие формы организации учебного процесса Вы знаете?
В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагогработает фронтально, в малых группах, индивидуально.
Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе
Лекция — устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.
Семинар - форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.
Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
Конференция — собрание, совещание для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.
Экскурсия — коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.
Экспедиция — поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудитории.
Туристический поход — передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.
Учебная игра — занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.
Нетрадиционные формы организации деятельности детей
Презентация предмета, явления, события, факта — описание, раскрытие роли предмета, его социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
Социодрама — сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.
Защита проекта — способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
Круглый стол — коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни – «Свобода и долг», «Человек и природа» и т.п.
Чаепитие — обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.
«Крепкий орешек» - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.
Конверт вопросов — свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
Выпускной ринг - отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.
Имеется многообразный арсенал методов обучения, методов мотивации истимулирования познавательного интереса, контроля и коррекции.
Рассмотрим две классификации методов обучения.
По Ю.К. Бабанскому
Словесные (источником знания является устное или печатное слово)
Рассказ
Объяснение
Беседа
Дискуссия
Лекция
Работа с книгой
Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)
Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т.д.)
Метод демонстраций (демонстрация приборов, технических установок, видеофильмов, презентаций и т.д.)
Практические (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие)
Упражнения
Практическая работа
Решение задач
Моделирование объектов
По М.Н. Скаткину и И.Я. Лернеру
Объяснительно-иллюстративный метод (педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти)
Репродуктивный метод (суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога)
Проблемный метод (педагог ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь его решения, вскрывая возникающие противоречия, назначение этого метода – показать образцы решения проблемы)
Частично-поисковый метод (педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует)
Исследовательский метод (обеспечение организации поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем, творческое применение знаний)
В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются основные этапы современного занятия.
Вопрос для обсуждения в группах: Выделите основные этапы учебного занятия.
В процессе обсуждения выделяем этапы занятия:
1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.
2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовности к изучению новой темы.
3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.
4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, упражнения творческого характера.
5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.
2.3. План-конспект учебного занятия педагога дополнительного образования
Все перечисленные позиции: типы учебных занятий и требования к ним, формы работы, методы обучения, этапы занятия - находят своё отражение в плане, который педагог составляет на каждое учебное занятие.
В основе многообразных вариантов планирования учебных занятий имеются общие характеристики:
- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
- любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
- построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.
Работа в группах:
- Рассмотрим и обсудим возможный вариант плана-конспекта занятия (Приложение 2).
Структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой
- Мы рассмотрели план-конспект традиционного занятия. Сейчас мы познакомимся со структурой инновационного занятия (по Н.Е. Щурковой) (Приложение 3). В целом любое учебное занятии можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится на смене видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание - применение – обобщение – систематизация.
2.4 Рефлексия как этап современного занятия в объединениях по интересам
Приоритетной целью современной образовательной концепции в учреждениях дополнительного образования стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Ребенок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным.
Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии.
Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом, осмыслением, оценкой предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов, т.е. обращение назад, размышление о внутреннем состоянии, самопознание, самоанализ.
Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными. Выбор приёмов зависит от конкретной цели проводимой рефлексии.
Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать пробелы в своих знаниях, формировать самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала;
- рефлексия как способ обратной связи.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:
Выбор приёмов зависит от конкретной цели проводимой рефлексии.
Рефлексия деятельности
«Запрет»
Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.
В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную, позитивную рефлексию над своим опытом.
«Дерево цели»
Для стимулирования мотивации. На листе ватмана изображено дерево. Каждый ученик прикрепляет листочек зелёного цвета. На одной стороне учащиеся пишут свою личную цель - чтобы он хотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце прохождения темы каждый ученик пишет на своем листке, достиг ли он цели, частично или полностью
«Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
«Яблоня»
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
«Лесенка успеха»
Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне скверно
Ожидаемый результат предполагает рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом). Благодаря различным формам приемов наблюдается рост активности каждого учащегося.
Рефлексия эмоционального состояния
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Рассмотрим некоторые приемы этой группы рефлексии.
Прием «Пятерочка»
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
Образная рефлексия
Дети сравнивают своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка), нарисовать его. Можно объяснить словами
Прием «Слон»
Учащиеся получают задание на листочках нарисовать слона. Листочки собираются педагогом для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Затем учащимся устно дается характеристика элементов.
Уши - значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух;
глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно;
хобот – знания, которые вы приобретаете;
голова – это мыслительные процессы;
Необходимо посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой;
ноги тонкие – неуверенность.
Данные приемы используются для формирования благоприятного микроклимата на уроке, снижение уровня психологических и физиологических проблем у учащихся.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера.
Тест Люшера
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
«Дерево успеха»
По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Листики – не совсем удовлетворён днём.
«Светофор»
Учащиеся в начале занятия выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После занятия или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета.
Красный – нет (не понравилось, ошибки),
желтый – не совсем (сомнения, трудности),
зеленый – да (понравилось, получилось).
Сигнальные карточки
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.
Рефлексия содержания учебного материала
Данный вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Эффективен прием незаконченного предложения (клеше), пословицы, подбора афоризма, «дерево целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания типа: «Я не знал… - Теперь я знаю…»), выбор афоризма, умозаключение, кластер, синквейн, работа с текстом, работа с фрагментом фильма.
Обычно в конце занятия организуется обсуждение того, что узнали, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
«Итог занятия»
«Синквейн»
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
«Кластеры»
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наше занятие, вокруг нее планеты – части занятия или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно увидеть всю картину занятия и сделать соответствующие выводы. «Звездой» может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, педагог на занятии. В качестве «результатов» могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.
Как результат использования вышеперечисленных приемов – улучшение развития речи учащихся (речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной). Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили.
Рефлексия как способ обратной связи
Рефлексия как способ обратной связи, т.е. подведения итогов занятия может начинаться словами педагога: «Наше занятие, мероприятие, игра и т.д. подошли к концу, и я хочу сказать…». Для подведения итога занятия можно использовать тесты, сочинения, стихотворения, эссе, размышления над вопросами, составление таблицы, прием многоточия, открытого финала и др.
Прием «Острова»
Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце занятия: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.
Прием «Уборка в доме»
Получение обратной связи от учеников от прошедшего занятия, определение каждым учащимся, что было полезным, а что было бесполезным.
Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры.
Листы прикрепляются к стене. На первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.
На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с занятия или семинара, заберет с собой и будет активно применять.
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.
На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то, что нужно ещё додумать и доработать.
Прием «Комплимент»
Для того чтобы закончить занятие на позитивной ноте и для передачи способов коммуникации, можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент»: комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в занятие и благодарят друг друга и педагога за проведенное занятие. Такой вариант завершения занятия дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Применение таких видов рефлексии приводит к стимулированию речемыслительной деятельности учащихся. Дает возможность нового взгляда учащихся на проблему, формирование и умение выдвигать свои предположения, гипотезы развития событий. Развитие гипотетического мышления учащихся.
Прием «Горячий стул»
Учащиеся по кругу (по цепочке) отвечают на вопросы, передавая из рук в руки какой-либо предмет. Вопросы могут быть следующими:
-Что нового ты узнал?
-Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?
-Какие знания, умения, полученные на занятии, понадобятся тебе в будущем?
-Где во время работы ты чувствовал себя успешным, и у тебя всё получалось хорошо?
-О чем ты думал во время работы?
-Какие формы работы ты использовал (читал, искал дополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)?
-Что тебе понравилось при работе больше всего?
Данный набор вопросов можно менять в зависимости от особенностей группы. Учащиеся также могут высказать иную точку зрения относительно работы над заданием, не отраженную в вопросах.
Эмоционально – художественная рефлексия
Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Дети выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Эмоционально – музыкальная рефлексия
Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
Прием «Что ты чувствуешь сейчас?»
Учащиеся 3-4 классов могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания педагог может предложить опорный конспект, использование которого также способствует расширению лексического запаса.
Прием «Фразеологизмы»
Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:
- каша в голове
- ни в зуб ногой
- светлая голова.
Прием «Анкетирование»
1. На занятии я работал 2. Своей работой на занятии я 3. Занятие для меня показалось 4. За занятие я 5. Мое настроение 6. Материал заняти мне был
7.Домашнее задание мне кажется |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Занятие в учреждении дополнительного образования – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую. Однако процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности учащихся будет проводиться системно. Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий педагог находится в постоянном поиске.
Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Пока педагог задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только учащегося, но и педагога.
Изложенные этапы занятии могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.
1. Педагоги в группах заполняют технологическую карту учебного занятия «Знакомство с составом и свойствами соленого теста», пользуясь памятками (Приложения 2, 3, 4).
2. Педагоги-наставники проверяют технологическую карту занятия педагогов, а пока педагоги работают, наставники разрабатывают план-конспект занятия (тему выбирают сами)
3. Методисты разрабатывают технологическую карту занятия школы раннего развития на тему «Плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал».
Звучит музыка.
Подведение итогов работы групп. Выступление представителей групп. Обсуждение структуры инновационного занятия. Возможности включения такой структуры в практику своей работы.
Подведение итогов семинара
Рефлексия педагогов «Мишень».
Заключительное слово ведущих семинар
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не надо опасаться.
Давайте говорить
Друг другу комплименты,
Ведь это все любви
Счастливые моменты…
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не надо опасаться.
Давайте говорить
Друг другу комплименты,
Ведь это все любви
Счастливые моменты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Практикум в группах «Формулировка задач учебного занятия»
1 - содействовать в ходе занятия формированию личностных качеств…;
2 - осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение вопросов: патриотизма; гуманизма, товарищества, этических норм поведения…;
3 - формировать правильное отношение к природе;
4 - развивать у детей умение выделять главное в изучаемом материале;
5 - обучать составлению схем, плана, формулированию выводов, контрольных вопросов; 6 - формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия…,
7 - формировать у учащихся умение преодолевать трудности в учении;
8 - проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков:…, … изученных и сформированных на предыдущих занятиях…,
9 - сформировать, продолжить формирование, закрепить следующие специальные умения и навыки ….
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЛАН-КОНСПЕКТ
учебного занятия
Дата
Тема занятия
Цель
Задачи
образовательные
воспитательные
развивающие
Тип занятия
Форма работы
Методы обучения
Оборудование для педагога
Оборудование для учащихся
План занятия
Организационный момент. Проверка готовности детей к занятию. Создание психологического настроя на работу. 1-3 мин
Проверка домашнего задания — творческого, практического (если было), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. 5-10 мин
Изучение нового материала. Сообщение темы, ТБ, вводная беседа, ознакомление с новым материалом (новой техникой, приёмом, упражнением, произведением, вариацией ит. д.).
10 -15 мин
Самостоятельная (практическая) работа обучающихся. Закрепление знаний и способов действий. Практические задания. Тренировочные упражнения. Физкультминутка
20-25 мин
Итог занятия. Выставка работ, подведение итогов работы, выводы, высказывания детей, оценивание, поощрение и т.д. Домашнее задание (если есть). Рефлексия. 5 мин
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой
1 этап: организационный
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап: проверочный
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию)
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).
4 этап: основной
В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1) Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2) Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием
3) Закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
5 этап: контрольный
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
6 этап: итоговый
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.
7 этап: рефлективный
Задача: мобилизация детей на самооценку.
Содержание этапа: может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
8 этап: информационный
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Содержание этапа: информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Возможные формулировки задач учебного занятия
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.