Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.
Оценка 4.8

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Оценка 4.8
Семинары
docx
окружающий мир
Детсад
10.11.2017
Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.
Известно, что воспитанность - качество личности, определяющее в повседневном повелении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку. Это качество формируется прежде всего в процессе общения. Общение - это воспитание себя и других.
Моделирование проблемно.docx
Моделирование проблемно­игровых ситуаций для  социально­эмоционального развития дошкольников. Известно, что воспитанность ­ качество личности, определяющее в  повседневном повелении человека его отношение к другим людям. В  основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к  каждому человеку. Это качество формируется прежде всего в процессе  общения. Общение ­ это воспитание себя и других. В общении у детей формируется умение подчиняться общим правилам,  ориентироваться на социальные нормы. И задача педагога ­  формировать у детей положительный социальный опыт, умение  ориентироваться в жизни, т. е. научить жить среди людей, ладить с ними,  быть равноправными членами общества, в межличностном общении  правильно воспринимать информацию, осмысливать её, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с  мнением других. Поэтому необходимо не только научить ребёнка общаться, чётко излагая  свои мысли, но и научить детей общаться со сверстниками, находить  способы разрешения конфликтов. И наиболее эффективны в этом  направлении косвенные воздействия, прежде всего через игру, игровое  общение. Форма и содержание педагогического общения воспитателя в  значительной степени определяются теми задачами, которые он пытается  решить в процессе руководства деятельностью дошкольников, как в  отношении всех детей, так и каждого ребенка в отдельности. Для активизации общения детей, их инициативных высказываний, я в  своей работе использую такую форму работы с детьми,  как моделирование игровых проблемных ситуаций, направленных на  формирование у детей компетентности в общении, способности находить  адекватные способы разрешения конфликтов. В процессе совместной  деятельности по решению поставленной проблемы дети учатся применять всевозможные варианты, вести беседы, обсуждать решения. Игровые проблемные ситуации ­ это полноценная, но специально  организованная игра. Её характеризуют следующие моменты: ­она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе  жизненных событий или сказочного либо литературного произведения,  которое хорошо знакомо дошкольникам; ­в содержание игры заложена цель, воспитательная задача, которым  подчинены все её компоненты ­ сюжет, ролевое взаимодействие  персонажей ­игру проводит воспитатель: предлагает название и сюжет, распределяет  роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает  воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; ­воспитатель насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями,  через которые и осуществляется цель. Игра становится вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Это в первую очередь касается  специально разработанных игровых моделей и специально подобранных  как игровых ситуаций, так и реальных, имевших место в группе. При составлении содержания проблемных игровых  ситуаций необходимо придерживаться определенных условий. ­ Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и  возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные  особенности. ­ Игровые модели должны включать моменты импровизации,  альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения  составляющих в связи с неожиданным изменением условий. Реализация  любого игровой модели требует специальной подготовки, в которой  можно выделить 3 этапа. 1. Подготовительный этап Направлен на привлечение интереса детей, формирование умения  действовать от другого лица, передавать ролевую интонацию, развивать  умение вести диалог. Включает сообщение темы, рассказ педагога о  конкретном событии (ситуации, игре, в ходе которого даются  характеристики героев, выбираются игрушки, предметы­заместители,  распределяются роли (дети могут выбрать их сами). 2. Выбор вариантов завершения предложенной ситуации На этом этап идет конкретизация ситуаций, поиск средств достижения  цели, определение границ допустимого поведения, определение этических ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя». 3. Установление причинно­следственных связей Развитие выбранной ситуации, поиск причины, обострившей ее, а также  возможности преобразования этой ситуации для положительного  разрешения конфликтов и проблем. Главное ­ научить детей анализировать, искать различные варианты  решения проблем и уметь применить такие возможности в обыденной  жизни. Дети часто объединяют оценку поступка с личностной оценкой:  плохой поступок­плохой человек. Наводящие вопросы взрослого,  чередование открытых и закрытых вопросов, совместное обсуждение той  или иной ситуации помогают детям встать на место другого человека,  понять мотивы его действий, оценить их с нравственной точки зрения и  прийти к правильным выводам. Но предшествовать моделированию  проблемных ситуаций должны игровые обучающие ситуации: ­ ситуации­ иллюстрации, ­ ситуации­упражнения, ­ ситуации­оценки. В ситуации­иллюстрации лучше разыгрывать простые сценки из жизни  детей, с помощью различных игровых материалов и дидактических  пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого  поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. В ситуации­упражнения дети тренируются в выполнении отдельных  игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать  взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. В ситуации­оценки происходит анализ и обоснование принятого решения,  его оценка со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже  решена, но воспитатель помогает ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. В основе игровой ситуации лежит активное общение, включающее  различные формы: разговор педагога с детьми, игры­путешествия, игры­ беседы, игры­драматизации, игры­импровизации. Воспитатель выступает  как партнер по общению, уважающий право ребенка на инициативу, его  желание говорить на интересующие именно его темы. Кроме социально значимых ситуаций детям интересны сюжеты со  сказочными героями. Можно анализировать поведение сказочных героев:  соответствует ли оно нравственным представлениям, какие  положительные качества есть у отрицательного героя (и наоборот, всегда  ли персонаж ведет себя одинаково, существуют ли другие возможности  достичь желаемого. Далее представлены наиболее интересные наработки использования  игровых и творческих заданий для развития навыков общения детей,  культуры поступков и умения находить компромиссный выход  из проблемной ситуации. Ситуации­иллюстрации С помощью игрушек, либо персонажей настольного или пальчикового  театра разыгрывается ситуация, отражающая те стороны жизни, в  которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о  правильном поведении: «Как мальчики бабушке помогли», «Волшебные  слова во всем помогают», «Правду легче сказать», «Как девочки  помирились». В этих ситуациях детям демонстрируются конкретные  способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в  роли заинтересованных зрителей, дети получают  образец социально одобряемого поведения. Ситуации­упражнения Воспитатель подключает детей к поиску правильного решения. С этой  целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в  спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим  выбрать лучшее решение из нескольких; просят показать, какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы  решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться  с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного). То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают,  показывает, как развиваются нравственные представления и  соответствующий опыт детей. Ситуации­оценки В ходе таких ситуаций обсуждаются жизненные события, поступки и  отношения. Содержание ситуаций можно моделировать из детской  литературы или придумывать ­ тогда они выглядят как случай из жизни  детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки.  Основой ситуации может стать книжная иллюстрация или картина. Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, педагог  вызывает их на откровенный разговор, чтобы связать  обсуждаемые проблемы с их личным опытом, вызвать соответствующие  чувства, дать правильную оценку. При этом важно избегать прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. Главное ­ пробудить определенные  эмоциональные переживания, навеянные обсуждаемой ситуацией, и  помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы. Практические игровые и реальные ситуации Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как  практические ситуации игрового и реального содержания. Например, «Научим наших гостей здороваться и прощаться», «Покажем Лунтику, как  принимать гостей», «Поздравим Каркушу с днем рождения». Культурные  привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация  таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного  поведения. Наибольшее значение имеют ситуации, в которых дети  разрешают конкретные житейские проблемы. Это ситуации  практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях  и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф,  обувь); «Не грусти»(успокоить, угостить, поиграть); «Мы встречаем друга  после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки  малышам (пожилым людям, мамам, папам)». «Наша забота нужна всем» Дети приобретают опыт участия в делах, важных для  детского сада: «Поможем дворнику убрать опавшую листву на  участке», «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем лук для  малышей», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Задача педагога – увлечь детей содержанием  предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим. «Мы старшие» Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство  самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я  организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки», «Порадуем  малышей подарками, сделанными своими руками», «Покажем для малышей концерт», «Научим малышей водить хороводы». Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота  старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для  проявления ответных чувств. «Научи друга тому, что умеешь сам» Важно побуждать детей к проявлению внимания друг к другу,  взаимопомощи и сотрудничеству: научить лепить, играть в настольные  игры, бросать в цель, крутить обруч. Моделируя данную ситуацию,  побуждаем детей поделиться опытом, помогаем им войти в  роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и  снисходительными к трудностям и ошибкам сверстников. «Как поступить?» В данной ситуации воспитатель ставит детей перед выбором:  откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные  интересы и проявить безразличие? Например, оставить конфетку себе или угостить ею пришедшего после болезни сверстника (плачущего ребенка);  дать поиграть своей игрушкой сверстнику или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее.  Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности  их социально – нравственного и эмоционального развития. Более подробно хочу остановиться на использовании в работе  с дошкольниками ситуаций­ проблем, их моделировании, т. к. у  педагогов часто возникают сложности с их подбором. Когда дети приобретут определенный опыт общения и поведения  возникает необходимость моделирования проблемных игровых  ситуаций, которые помогут ребятам постепенно овладеть умениями  предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого  выстраивать дальнейшие взаимоотношения и мотивы поведения. Ситуации­ проблемы Очень важно приучать детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью очень эффективны ситуации ­ проблемы.  Например, в ситуациях: «Развязались шнурки», «Рассыпался  раздаточный материал». Ребята спешат собрать, но все собирают в одну  общую кучу. Подчеркиваю: «Как же все это разобрать?» Отмечаю ребят,  которые стремятся группировать смешавшийся материал и т. п. В ситуациях­ проблемах каждый ребенок активно учится находить выход  своим чувствам и переживаниям, осознавать и принимать их. Воспитателю необходимо эмоционально представлять  возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад.  Как мы можем ее порадовать?», «У нас новенькая, как ее встретить, чтобы  ей у нас понравилось?») и вовлечь детей в поиск решения. Если они  затрудняются, подсказать или показать правильный способ  решения проблемы и предложить самостоятельно его осуществить. Проблемная ситуация, профессионально и своевременно заданная  детям, позволяет достаточно эффективно решать актуальные  групповые проблемы. Ребенок может самостоятельно «узнать себя» в,  казалось бы, не имеющем к нему прямого отношения примере. В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребенок на  практике осваивает правила и законы общения. И часто сталкивается  с проблемой выбора действия: как лучше и правильнее поступить?  Вначале варианты действий предлагает педагог, а ребенок выбирает из  них наиболее приемлемые для себя. Впоследствии, имея представления о  возможных способах решения проблемы ребенок сможет найти для себя  оптимальный способ. Эффективность выбора действия часто оценивается его последствиями, а для ребенка сделать такую предвосхищающую оценку самостоятельно  ­проблематично. Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить. Скажем, «туча»: как ее можно рассеять и развеять? С помощью этой  схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего поведения и  определить выход из создавшейся ситуации. Во­первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой  необходимо погасить конфликт: жить дружно, чувствовать себя свободно,  никого не обижать и др. Во­вторых (и это самое сложное, надо отделить свое «хочу» («Что я хочу  сделать?») от чужого «хочу» («Что хочет сделать другой?»). В этом и  состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения  противоположных «хочу» следует искать пути договоренности. В­третьих, ребенок учится аргументировать свое «хочу» («Почему мне  необходимо добиться своего?») и пытается сформулировать точку зрения  другого («Почему другой настаивает на своем?»). На подготовительном  этапе можно использовать методику «Две гири» (см. выше). Оценивая  все «за» и «против», ребенок приходит к выводу: добиваясь одной личной  цели (своего «хочу!», можно многое потерять, а уступив другому, можно  многое приобрести. Приведенные упражнения приносят эффект после предварительной  работы педагога. Обучая детей общению, педагогу необходимо быть  готовым к возникновению трудностей: ­Для ребенка приоритетным остается мнение родителей, а оно не всегда  соответствует позиции педагогов. Ребенок может прямо заявить, что  мама (или папа) велели ему вести себя подобным образом. ­Дети могут на словах формулировать свое отношение  к ситуации согласно общепринятым человеческим ценностям, однако на  практике не поступать должным образом, что может быть обусловлено  недостаточным развитием волевой сферы, импульсивностью. ­Стремясь к положительной оценке взрослого, дети способны вести  себя социально приемлемым способом, Не факт, что в  другой ситуации (в отсутствие воспитателя) ребенок будет вести себя  подобным образом. ­Привлекательный внешний вид ассоциируется у дошкольников с  положительным внутренним содержанием. На вопрос: «Как ты думаешь,  красивый человек обязательно добрый?» — большинство детей отвечают  утвердительно. Во взаимодействии со сверстником приоритет может  отдаваться внешним признакам ­ привлекательному внешнему виду,  обладателю красивых игрушек, хотя на этой же почве возможны  конфликты. После обобщения всего вышесказанного становятся  очевидными условия эффективной работы педагогов по ­развитию у детей навыков общения: ­единый подход к воспитанию в семье и детском саду. ­личностно­ориентированное взаимодействие педагогов с детьми. ­выбор оптимальных средств и методов работы (в зависимости от  потребностей детей, педагогических целей и возможностей). Существуют четыре уровня проблемности в обучении: 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при  активном слушании и обсуждении детьми. 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его  руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на  самостоятельные поиски путей решения (частично­поисковый метод). 3. Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У  ребенка воспитывается способность самостоятельно  формулировать проблему. 4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не  указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а  увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее  решения. Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных  приемов, методов и средств: ­ подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения; ­ изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; ­ побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации,  сопоставление фактов; ­ постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование,  конкретизацию, логику рассуждения); ­ постановка проблемных задач. Этапы процесса решения проблемных ситуаций: 1) поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих  вопросов с актуализации прежних знаний: «что нам надо вспомнить для  решения нашего вопроса?», «что мы можем использовать из известного  нам для решения проблемы?» 2) процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее  неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение  гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних  условиях», в различных источниках знаний. 3) доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного  решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с  практической деятельностью. Очень эффективно моделирование  проблемных ситуаций в сюжетно­ролевых играх: «Как быть, что делать?» Это различные ситуации затруднения, которые моделируются,  чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность,  отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например,  цветы в горшке вянут; на шкафчиках отклеились картинки; некоторым  детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая  вода; перепутаны детские варежки. Как быть? Дети самостоятельно ищут  решение, вместе находят способы разрешения проблем: поливают цветок,  делят пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки;  вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам  варежки, обувь. «Не поделили игрушку» Материал: различные игрушки. Педагог достает коробки (посылки) и  предлагает детям разобрать игрушки, а сам наблюдает со стороны. Как  правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки.  Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается слишком много. В  группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому  достанется та или иная игрушка? Педагог успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в  сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а  желающих с ней поиграть много». и предлагает детям для обсуждения  различные варианты разрешения конфликтной ситуации. ­отдать игрушку тому, кто взял ее первым; ­никому не давать игрушку чтобы не было обидно; ­играть всем вместе; ­посчитаться; ­играть с игрушкой по­очереди; ­отдать игрушку Кате, потому что она самая грустная и др. Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации,  предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных. Проблемные ситуации в сюжетно­ролевой игре «Больница» В очереди на приём к врачу много посетителей. Вновь приходящие  занимают очередь. Очередь запуталась. (Выяснений отношений между  посетителями, мирное разрешение конфликта) Маленький ребёнок стал капризничать, бегать по коридору больницы и  кричать. (Беседа с ребёнком, развлечь его чтением стихотворений); «Детский сад» У куклы сегодня вечером будет день рождения. Он хочет пригласить  друзей к себе домой на праздник. Как это сделать? (Обзвонить всех своих  друзей и отпросить их у родителей, написать и разослать приглашения) Приглашённые гости на праздник готовят подарки (художественная  продуктивная деятельность по изготовлению подарков, разучивание  поздравлений, гости готовят номера для праздничного концерта для  именинницы). Нужно приготовить вкусное угощение для друзей и накрыть на стол.  (Составление меню, приготовление угощения, оформление праздничного  стола. Рано подошедшие гости помогают в этом именинницы). Приход гостей. Все гости собрались, начинается праздник. Один гость  забыл принести подарок и сильно расстроился. Как ему поздравить теперь именинницу? (Кукла встречает гостей. Рассаживает их за столом.  Забывчивому гостю можно посоветовать сказать приятные, красивые  слова об имениннике, исполнить какой­то музыкальный номер. Советы  дают все присутствующие на празднике) Завершение праздника. Один из гостей нечаянно разбил чашку, когда пили чай. (Гость извиняется, помогает в уборке). «Зоопарк» При приобретении билетов кассир выдала лишнюю сумму сдачи.  Как поступить: промолчать и уйти, или сказать об этом кассиру и вернуть  деньги. (Обсуждение ситуации с детьми, принятие решения). Некоторые посетители стали кормить тех животных, на вольере у которых  висит табличка, запрещающая это делать (попросить подойти служащего  зоопарка, попросить его рассказать о правилах посещения зоопарка, о  штрафах в случае их несоблюдения, о животных ­ обитателях этого  зоопарка). Один мальчик отстал от группы, он загляделся на белого медведя,  плавающего в бассейне (можно подойти к радиорубке и сделать  объявление для этого мальчика, громко произносить его имя всем детям) Таким образом, представленные в данной разработке  игровые ситуации помогут педагогу научить детей анализировать, искать  различные варианты решения проблем и развить умение применять такие  возможности, а значит избежать многих конфликтов, овладеть умениями  предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого  выстраивать дальнейшие взаимоотношения и мотивы поведения.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.

Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2017