Моделирование уроков "открытых мыслей".
Оценка 5

Моделирование уроков "открытых мыслей".

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
математика
9 кл—11 кл
27.02.2019
Моделирование уроков "открытых мыслей".
В работе рассмотрены уроки, которые я провожу 1 раз в четверть. Удобно проводить в конце большой темы. Здесь учащиеся пользуются научной литературой, выдвигают гипотезы, спорят, отстаивают собственное мнение. Рассмотрены примеры составления кластера, работа с тонкими и толстыми вопросами, урок одной задачи. Надеюсь, что материал будет полезен для учителей.
публикация-конф-статья.doc
Моделирование  уроков «открытых мыслей». Учитель математики высшей категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13» Людмила Михайловна Рулева Город Обнинск  «Страшная   это   опасность   ­   безделье   за   партой;   безделье   шесть   часов   ежедневно,   безделье   месяцы   и   годы.   Это   развращает,   морально   калечит человека,   и   …   ­   ничто   не   может   возместить   того,   что   упущено   в   самой главной сфере, где человек должен быть тружеником,­ в сфере мысли».  В. А. Сухомлинский                Сегодня роль учителя приобретает другое звучание. Учитель работает вместе со всеми и   равен ученику в поиске знаний. Он не спешит отвечать на вопросы,   а   необходимую   информацию   предлагает   дозировано,   обнаружив потребность в ней у учащихся. Математическому образованию отводится одна из главных ролей, в связи с принятой на уровне Правительства РФ Концепции по математическому образованию. Как повысить мотивацию к учению? Успешность современного педагога состоит из следующих моментов:  Способность управлять собой  Ставить разумные цели  Умение решать проблемы  Личностный рост  Изобретательность  Способность к инновационному творчеству.              Уроки я провожу под девизом:        «Учащемуся положено работать, а Учителю – руководить этой работой». Я. А. Коменский Актуальность таких уроков: 1. Они подсказаны экспериментальной практикой и сейчас широко  применяются в школьной практике. 2. Уроки открытых мыслей таят непредвиденные ситуации, и  профессиональное мастерство учителя проверяется на них самым строгим  образом. « Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий». ( Пифагор ) Задачи урока открытых мыслей: 1. Развивать творческий потенциал учащихся. 2. Помочь каждому ребёнку познать себя. 3. Заинтересовать каждого учащегося математикой. 4. Формировать положительную мотивацию. Их удобно проводить в любом классе. Можно в конце изученной темы, можно в начале темы, можно 1 раз в четверть. Урок провожу по схеме: 1. Исторический этап. 2. Теоретический этап. 3. Практический этап. 4. Занимательный этап. 5. Творческий этап.                    В ходе живой беседы учащиеся высказывают яркие, интересные мысли, смелые суждения, свои сомнения. На уроках используется научная литература. Самое главное, что слово на уроке предоставляется самим учащимся.                    В ходе реализации этапов урока удачно используется метод «толстых и тонких вопросов», верные – неверные суждения, в творческом этапе очень удачно можно   применить   ­   «составляю   учебник»,   в   практическом   этапе   –   «мозговая атака», на теоретическом этапе – составление кластера темы или «дерева» темы. Очень часто на таких уроках учащиеся составляют свое домашнее задание для класса или для пары.  Приведу   пример   составления  кластера  по   теме   «Построение   сечений многогранников» в 10 классе. Учащиеся  предлагают большой набор слов по теме:   сечение,   плоскость,   секущая   плоскость,   тетраэдр,   правила, параллелепипед,   виды   сечений,   многоугольник,   аксиомы   стереометрии. Потом   выбирают   главное   слово   и   вокруг   него   располагаются дополнительные понятия. На протяжении всего урока можно повторять теорию, задавать вопросы, подводить итог по теме. Примеры верных и неверных суждений удобно брать из учебника по геометрии. Верно ли: 1. Любые два противоположно направленных вектора коллинеарны? 2. Если  два вектора лежат на одной прямой или на параллельных прямых, то они сонаправлены? 3. Любые два равных вектора коллинеарны? 4. Любая точка может выступать в роли вектора? 5. От любой точки можно отложить вектор, равный данному? По данным вопросам ведется обсуждение, что позволяет учащимся высказать и доказать свою точку зрения. Очень нравится учащимся работа, когда надо самим поставить вопрос. Например:                                                             ???              Какой вопрос можно задать? Учащиеся задают различные вопросы. В ходе обсуждения   выбирают   верные   ответы.   Задача   учителя   верно   направить   и   дать возможность каждому учащемуся быть услышанным.               «Толстые и тонкие» вопросы. Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов  может быть использована на любой стадии урока: это вопросы до изучения темы;  способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при демонстрация  пройденного.  Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также  развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает  в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить  содержание текста и материал по теме. Например, по теме «Производная  функции». Толстые вопросы                                Тонкие вопросы Определение производной функции. Что такое приращение аргумента? Что такое приращение функции? Что называется разностным  отношением? Какие правила дифференцирования  знаете? Чему равна производная суммы? Чему равна производная  произведения? Чему равна производная частного? Какие применения производной вы  знаете? Как связана производная с  геометрией? Как связана производная с физикой? Что необходимо знать для построения графика функции? Работая на таких уроках, учащиеся учатся:  Исключать лишнее, выделять главное  Логически мыслить, устанавливать причинно­следственные связи  Обобщать, классифицировать и систематизировать материал  Формулировать проблемные вопросы.                  Учитывая специфику обучения математике в старших классах, выбором учащимися   будущей   профессии,   удобно   в   старших   классах   решать     практико­ ориентированные задачи. В результате чего формируется познавательный интерес, который проявляется в стремлении к информации в конкретной области можно выделить   несколько   факторов:   организационные,   содержательные   (значимые, интересные   факты   науки,   теории,   математические   открытия,   нерешенные проблемы, практико­ориентированные задачи). Хорошо в старших классах работает проект «Составь задачник». Когда группа работает над проблемой по составлению и изучению различных групп уравнений:   Логарифмические  Показательные  Иррациональные  Степенные  Дробно­рациональные.           Итогом такой работы является составление электронного или текстового учебника. Очень удобно это делать в 10­11 классах для подготовки к ГИА. Ребята по темам и номерам задач в  ЕГЭ составляют задачи. На первых порах  можно было использовать Открытый банк заданий. Потом эти задачи  используем на уроках.    На таких уроках я обязательно показываю дальнейшее применение темы.  Где изучают, на каких специальностях, в каких программах.  Например,  тема тригонометрия как один из разделов математики находит широкое  практическое применение по следующим специальностям: "Финансы",  "Экономика, бухгалтерский учет и аудит", "Маркетинг", "Правоведение"    Хочешь, чтобы ученики были заинтересованы – будь предельно мотивирован сам на   уроке,   хочешь,   чтобы   ученики   получали   удовольствие   от   познания   нового, непривычного, сам « научись радоваться всему этому». Литература. 1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования/ Министерство образования и науки РФ ­ М.: Просвещение, 2012. ­ 31  с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного  образования. Дидактические требования к современному уроку. 2.http://www.myshared.ru/slide/231702/#  3. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный  ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.; 4. Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL. 5. Стандарты второго поколения: примерные программы по учебным предметам.  Математика 10­11 классы. – М.: Просвещение, 2012. 6. Как помочь учителю в освоении ФГОС, М.М. Поташник. М.В. Левит. Москва,  педагогическое сообщество России, 2014. 7. Исследовательская и проектная работа школьников, под редакцией   А.В.Леонтовича, Москва Вако,2014.

Моделирование уроков "открытых мыслей".

Моделирование уроков "открытых мыслей".

Моделирование уроков "открытых мыслей".

Моделирование уроков "открытых мыслей".

Моделирование уроков "открытых мыслей".

Моделирование уроков "открытых мыслей".

Моделирование уроков "открытых мыслей".

Моделирование уроков "открытых мыслей".

Моделирование уроков "открытых мыслей".

Моделирование уроков "открытых мыслей".

Моделирование уроков "открытых мыслей".

Моделирование уроков "открытых мыслей".

Моделирование уроков "открытых мыслей".

Моделирование уроков "открытых мыслей".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019