Моделирующий эксперимент представляет собой объяснение психических явлений посредством их моделирования. В экспериментальной ситуации ученик воспроизводит (моделирует) ту или иную естественную для него деятельность: эмоциональные или эстетические переживания, запоминание необходимой информации. Во время этого моделирования исследователи пытаются также выявить наиболее благоприятные для данного процесса условия.
Моделирующий эксперимент
Моделирующий эксперимент представляет собой объяснение
психических явлений посредством их моделирования.
В
экспериментальной ситуации ученик воспроизводит (моделирует) ту или
иную естественную для него деятельность: эмоциональные или
эстетические переживания, запоминание необходимой информации. Во
время этого моделирования исследователи пытаются также выявить
наиболее благоприятные для данного процесса условия.
Формирующие методы
Ранее описанные методы изучения учащихся носили, прежде всего,
фиксирующий характер, выявляли лишь текущий уровень развития.
Однако многие психологи придерживаются мнения, что личность
следует изучать в развитии. Только тогда можно в полной мере выявить
её способности и возможности.
Формирующие методы как раз и отвечают данным требованиям. Суть
этой группы методов – изучение психологических особенностей ученика
в естественных условиях путём активного формирования интересующих
исследователя качеств. "Попутно" решаются образовательные и
воспитательные задачи. Эти методы, позволяя прослеживать развитие
личности, удачно сочетают психологическое изучение школьников с
поиском и разработкой оптимальных путей учебновоспитательной
работы.
Анализ
Для учителя исключительно важно иметь информацию о
неформальных нормах, действующих в классе. Взрослея, учащиеся всё
больше и больше отходят от формальных норм школы и общества.Группа имеет свои собственные законы, свои собственные критерии
признания и непризнания, популярности и непопулярности. Именно от
них часто зависит поведение отдельных учеников, реакция коллектива на
те или иные события. В соответствии с этими критериями
распределяются симпатии и социальное признание между членами
группы. Поэтому на этапе анализа фактов, полученных при сборе
данных, нельзя упускать такой важный фактор влияния.
Учитель может узнать о неформальных нормах группы лишь в том
случае, если он пользуется её доверием.
В группах различают структуры влияния, коммуникации, ожидания и
симпатий [1]. Коммуникационная структура описывается как сеть
каналов или путей, с помощью которых в группе происходит обмен
информацией и мнениями. Аналогично описываются структуры влияния,
ожидания и симпатий. Эти структуры частично совпадают.
Коммуникативные структуры и структура ожидания раскрываются
преимущественно при использовании методов наблюдения и
естественного эксперимента. Для диагностики структур влияния и
симпатий применяются социометрические шкалы.
Прогнозирование
В сфере педагогической диагностики преподаватель вынужден
постоянно экстраполировать данные, полученные в результате
сопоставлений и анализа, на поведение в других ситуациях или в
будущем. Это также значительно помогает в педагогической работе,
позволяя подобрать оптимальный способ взаимодействия с учеником и с
классом в целом.Сообщение результатов
Обычно результаты диагностической деятельности не следует
оглашать публично. Если требуется повлиять на конкретного ученика,
лучше всего поговорить с ним или с его родителями наедине.
Разговаривая с родителями о воспитании, легко затронуть интимные
сферы как отдельной личности, так и всей семьи. Этот эффект
сглаживается, если обсуждать проблему на родительском собрании. При
этом не следует указывать на конкретных учеников: родители сами
должны понять, что относится к их ребёнку.