Модернизация оборудования в машиностроении

  • docx
  • 02.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 20 тор 88.docx

88 Модернизация оборудования в машиностроении

 

Под модернизацией находящегося в эксплуатации оборудования обычно понимают приведение его в соответствие ссовременными требованиями путем частичных усовершенствований конструкции с целью повышения экономическойэффективности. Несмотря на то, что усовершенствования, как правило, не носят радикального характера, суммарный эффект отних обеспечивает большой прирост эффективности производства.

Модернизация оборудования включат элементы расширенного воспроизводства. Она обеспечивает ростпроизводительности и мощности машин, улучшение их эксплуатационных качеств, повышение экономичности и надежности. Мелкие усовершенствования, не влияющие на параметры оборудования, к модернизации не относятся. Не являетсямодернизацией и оснащение оборудования временными съемными приспособлениями и устройствами.

К экономическим предпосылкам проведения модернизации можно отнести следующие:

       вопервых, обеспечение ресурсосберегающего характера воспроизводства, так как замена машин и оборудования требуетбольше единовременных капитальных затрат. Отсюда эффективность модернизации, возможность хозяйственногоиспользования сэкономленных средств;

       во-вторых, предотвращение потери части стоимости средств труда, в отличие от замены оборудования, вследствие ихнедоамортизации, что повышает эффективность использования прошлого труда;

       втретьих, экономия времени на обновление оборудования. Сжатые сроки проведения модернизации, практически полноеотсутствие периода простоя при освоении модернизированной техники способствуют ускорению процессавоспроизводства активной части основного капитала;

       вчетвертых, улучшение качественных характеристик находящегося в эксплуатации оборудования позволяет утверждать, что модернизация сохраняет прошлый овеществленный труд на современной технической основе.

Существующим теоретическим и прикладным концепциям модернизации присущ односторонний подход. Модернизациядействующего оборудования в настоящее время понимается как способ устранения или уменьшения морального износа второгорода, как некоторые конструкционные усовершенствования, направленные на преодоление частичного морального износа.

В то же время ликвидация морального износа - это доведение характеристик используемого оборудования досреднеотраслевого уровня. Проведение же модернизации позволяет не только привести в сопоставимый вид потребительнуюстоимость действующего и нового оборудования, но и в отдельных случаях превзойти ее.

Модернизация находящихся в эксплуатации машин означает внесение в конструкцию действующего оборудованияизменений и усовершенствований, позволяющих реализовать последние достижения инновационного процесса, и являетсяособой формой обновления средств труда, основанной на преобразовании отдельных составляющих элементов оборудования.

В основу классификации отдельных видов модернизации следует положить ее влияние на конечные характеристикидеятельности реформируемого производства. Это поможет учитывать специфику современных рыночных условий, оцениватьне только промежуточные результаты (изменение потребительных характеристик действующего оборудования), но и конечные, показывающие, как модернизация повлияет на выпускаемую продукцию, экологические, социальные, финансовые показатели.

Выделим три направления осуществления модернизации, вызывающей изменение:

1.     только характеристик используемого оборудования и не приводящей к изменениям в структуре выпускаемой продукции, атакже социальным, экологическим изменениям;

2.     не только параметров используемого оборудования, но и в структуре производимой продукции;

3.     не только вышеназванных характеристик, но и социальных и экологических показателей.

Целесообразность проведения модернизации первого типа может быть оценена в рамках модели которую можно определить как тактическое обновление оборудования, второго и третьего, поскольку она близка к целям комплексногопреобразования парка - в рамках традиционного обоснования инвестиционного проекта (стратегического обновления). Отсюдапервый тип может быть определен как тактическая модернизация, второй и третий - стратегическая.

При обосновании тактической модернизации сравним следующие альтернативы:

1.     эксплуатация действующего оборудования и его ремонт и модернизация;

2.     ремонт и модернизация действующего оборудования и его замена.

Условие целесообразности осуществления ремонта и модернизации оборудования при анализе первой альтернативыможно сформулировать в виде

http://www.rusnauka.com/15.PNR_2007/Economics/21940.doc.files/image002.gif

где http://www.rusnauka.com/15.PNR_2007/Economics/21940.doc.files/image004.gif - величина текущих издержек, связанных с эксплуатацией оборудования после проведения его модернизации; КЗм, КЗр - затраты на модернизацию и ремонт оборудования, совмещенный с модернизацией соответственно.

Анализируя вторую альтернативу, рассмотрим связанные с новым оборудованием показатели амортизации, ликвидационной стоимости, налога на имущество. Условия целесообразности осуществления ремонта и модернизацииоборудования в этом случае можно представить в виде

http://www.rusnauka.com/15.PNR_2007/Economics/21940.doc.files/image006.gif

http://www.rusnauka.com/15.PNR_2007/Economics/21940.doc.files/image008.gif

где http://www.rusnauka.com/15.PNR_2007/Economics/21940.doc.files/image010.gif - амортизационные отчисления в году по модернизированному оборудованию; http://www.rusnauka.com/15.PNR_2007/Economics/21940.doc.files/image012.gif - среднегодовая стоимостьмодернизированного оборудования в году t.

На первый взгляд, данные формулы не учитывают изменения качественных характеристик машин после модернизацииили ввода новых (производительность, быстродействие и т.п.). Однако это не так. Эти характеристики в конечном итогепроявляются через капитальные затраты (или затраты на ремонт), необходимые для доведения качественных параметров машинкондиций. Последние учитываются либо напрямую, через затраты на модернизацию, ввод нового оборудования, либо в составезатрат на эксплуатацию оборудования (Р).

Для полного исследования альтернатив данного анализа недостаточно. Необходимо рассмотреть варианты отложенноймодернизации на один, два и более временных периодов (лет).

Условие целесообразности обложенной модернизации можно сформулировать следующим образом:

http://www.rusnauka.com/15.PNR_2007/Economics/21940.doc.files/image014.gifhttp://www.rusnauka.com/15.PNR_2007/Economics/21940.doc.files/image016.gif

Это характеризует упущенную выгоду от откладывания модернизации http://www.rusnauka.com/15.PNR_2007/Economics/21940.doc.files/image018.gifи возможностьхозяйственного использования высвобождаемых вследствие откладывания модернизации средств http://www.rusnauka.com/15.PNR_2007/Economics/21940.doc.files/image020.gif. Завершаяанализ тактической модернизации, необходимо исследовать тенденции изменения себестоимости выпускаемой продукции.