«Модернизация содержания образования и технологий обучения в соответствии с концепциями преподавания учебных предметов (предметных областей) на основе формирования УУД и БУД»
Оценка 4.6

«Модернизация содержания образования и технологий обучения в соответствии с концепциями преподавания учебных предметов (предметных областей) на основе формирования УУД и БУД»

Оценка 4.6
docx
02.06.2020
«Модернизация содержания образования и технологий обучения в соответствии с концепциями преподавания учебных предметов  (предметных областей) на основе формирования УУД и БУД»
Доклад Модернизация содержания образования.docx

Доклад:

«Модернизация содержания образования и технологий обучения в соответствии с концепциями преподавания учебных предметов

(предметных областей) на основе формирования УУД и БУД»

 

Заместитель директора по УР ГОБОУ Минькинская КШИ

13.11.2019 г.

Одной из характерных черт современности является глобализация различных сторон жизни общества. Современный грамотный человек должен не только уметь читать, писать и считать, но и понимать происходящие процессы, т.е. быть функционально грамотным. Обучающихся необходимо готовить к пониманию современного мира как целостной, взаимосвязанной системы, а само образование должно обрести черты системности, т.е. наличие связей, поддерживающих ее структуру не только в организационном, управленческом, но и в содержательном аспекте.

Поэтому сейчас особое внимание уделяется содержанию учебных предметов (предметных отраслей). Вносятся изменения во ФГОС НОО, ООО, СОО.

В соответствии с перечнем поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета РФ от 23 декабря 2015 года № Пр-15ГС (п. 1 «а») в настоящее время идет работа по обновлению содержания и технологий преподавания учебных предметов, в т.ч. по разработке и реализации Концепций модернизации содержания и технологий преподавания учебных предметов.

Утверждены:

·                      Концепция развития математического образования (Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 года № 2506-р);

·                      Концепция преподавания русского языка и литературы (Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 года № 637-р);

·                      Концепция УМК по отечественной истории - Историко-культурный стандарт (19.05.2014 на общем собрании Российского исторического общества);

·                      Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров (приказ Минобрнауки РФ от 15.06.2016 года № 715);

·                      Концепция поддержки детского и юношеского чтения в РФ (Распоряжение Правительства РФ от 03.06. 2017 года № 1155-р).

·                      Концепция развития географического образования в Российской Федерации (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года);

·                      Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года);

·                      Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года);

·                      Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года);

·                      Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года);

·                      Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года).

Обсуждаются проекты:

·                      Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Биология»;

·                      Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия»;

·                      Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Физика»;

·                      Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки. Учебный предмет «Иностранный язык»;

·                      Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки. Учебный предмет «Второй иностранный язык».

Каждая концепция преподавания учебного предмета (предметной области) содержит в себе цели, задачи, направления реализации концепции, а также проблемы: мотивационного, содержательного, кадрового, методического характера.

При изучении концепций важно отметить: (выдержки из некоторых)

Главной целью преподавания и изучения обществознания в образовательной организации является формирование гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормами моральным ценностям, развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов.

Задачей преподавания предметной области «Искусство» является: Художественное и эстетическое развитие обучающихся через обретение ими базовых умений и знаний в области искусства.

Задачей преподавания предметной области «Технология» - формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, использование проектного метода во всех видах образовательной деятельности

Все выше перечисленные цели и задачи ни что иное, как формирование УУД.

Ведь в настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования выдвигают “развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий”, базовых учебных действий. В широком значении термин “универсальные учебные действия” и означает умение учиться, каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования универсальных учебных действий, что и отражается в Концепциях преподавания учебных предметов (предметных областей)

Иными словами, универсальные учебные действия (далее – УУД) и базовые учебные действия должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

В ГОБОУ Минькинская КШИ разработаны Программы развития универсальных учебных действий на ступени начального общего, основного общего образования обучающихся с ТНР и ЗПР. А также программа развития базовых учебных действий обучающихся с УО.

В соответствии с ФГОС выделены четыре вида УУД, БУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.

Личностные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

Задача учителя состоит в том, чтобы научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимися основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивающих развитие умения самостоятельно искать, находить и усваивать знания, т.е компетенцию “научить учиться”. Отбор содержания учебных предметов, определение форм и методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД, БУД.

Итак, связь универсальных и базовых учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

·                      УУД также как и БУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
– коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
– познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
– регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности,
– личностные – определяющие мотивационную ориентацию.

·                      Формирование УУД, БУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

·                      Схема работы над формированием конкретных УУД, БУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

·                      Способы учета уровня их сформированности – в требованиях к результатам освоения учебного плана по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

·                      Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

·                      Результаты усвоения УУД, БУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

В каждой школе, каждым педагогом содержание УУД, БУД должно варьироваться в зависимости от различных условий: от возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей, от класса, от педагогического стиля и приоритетных педагогических подходов учителя, предметной специфики и др.

Таблица. Сравнение УУД и БУД.



Практически идентичны, поэтому методы и приемы по формированию УУД  и БУД схожи.

Формирование УУД рассмотрим на примере Программы развития универсальных учебных действий ГОБОУ Минькинская КШИ, коснемся наиболее важных разделов.

Одним из разделов Программы развития универсальных учебных действий является «Преемственность при переходе от начального к основному общему образованию»

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы. Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных и базовых учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.

Наиболее остро проблема преемственности стоит в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.

Трудности такого перехода — ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения.

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование жизнеспособной личности.

В разделе «Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов» говориться о том, что каждый учебный предмет вносит свой вклад в развитие универсальных учебных действий.

Требования к развитию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История», «Обществознание», «География», «Математика», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Каждый из вышеперечисленных предметов помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в развитие универсальных учебных умений.

Рассмотрим приоритеты предметного содержания в формировании УУД.

 


 

УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

Технология

Личностные.

жизненное
 самоопределение

нравственно-этическая ориентация

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

творческая самореализация

Регулятивные.

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий
 (математика, русский язык, окружающий мир, технология , физическая культура и др.)

Познавательные
общеучебные.

моделирование (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, формирование общего приема решения задач, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

Моделирование и отображение объекта преобразования
в форме моделей

Познавательные логические.

Формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий

Коммуникативные.

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие
в совместно-продуктивной деятельности и продуктивном диалоге; самовыражение:
монологические высказывания разного типа.

 


В программе более подробно расписан каждый предмет.

Раздел «Методы и приёмы развития универсальных учебных действий»

Среди методов и приёмов развития универсальных учебных действий особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых универсальных учебных действий. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер.

Типология учебных ситуаций может быть представлена такими ситуациями, как:

ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД возможно использовать развивающий тип задач.

Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.

Подробная схема  работы над развитием конкретных универсальных учебных действий каждого блока отражена в рабочих программах по отдельным предметам, тематическом планировании, технологических картах. 

Раздел «Система оценивания»

Важнейшим условием формирования и развития универсальных учебных действий является развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. Вводится три линии оценивания: оценка ученика, оценка взрослого (учителя), объединённая детско – взрослая оценка. Роль и значение первой линии оценивания возрастает по мере продвижения обучающихся с 1 класса к 10 классу. Оценка со стороны учителя по мере взросления ученика эволюционирует в сторону экспертной. Кроме того, используется не единственная шкала оценивания (пятибалльная), вводится  критериальная система оценивания результатов.  Система специальных заданий, предлагаемых учащимся, способствует  развитию у них умения самостоятельно оценивать результат своих и чужих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные и чужие ошибки; мотивацию на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. Это формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Раздел «Основные направления и формы организации исследовательской и проектной деятельности»

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность

Раздел «Формирование ИКТ – компетенций как инструмент формирования универсальных учебных действий»

ИКТ - компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.

Эффективная модель формирования ИКТ – компетентности, когда ученики учат других – и в режиме лекции и в режиме работы в малой группе и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. Учащихся могут строить вместе с учителями различных предметов и их классов отдельные элементы их курсов с ИКТ - поддержкой.

Раздел «Взаимодействие с учебными, научными и социальными организациями»

Важную роль в развитии универсальных учебных действий в школе играет внеурочная и внешкольная деятельность учащихся, которая становится возможна в результате взаимодействия с различными социальными партнерами.

Раздел «Информационно-методические условия»

                     информационно-образовательная среда

                     система методической работы

                     Мероприятия:

                     1. Семинары, посвящённые содержанию и ключевым особенностям формирования и развития универсальных учебных действий на разных этапах обучения в основной школе.

                     2. Тренинги для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной профессиональной позиции с целями и задачами, методикой формирования и развития универсальных учебных действий.

                     3. Заседания методических объединений учителей по соответствующим проблемам.

                     4.  Участие педагогов в проведении мастер-классов, круглых столов, открытых уроков, внеурочных занятий и мероприятий по вопросам формирования и развития универсальных учебных действий.

 

Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в разных формах: совещания при директоре, заседания педагогического и методического советов, решения педагогического совета, презентации, приказы, инструкции, рекомендации, и т. д.

                     Совместная деятельность

Под совместной деятельностью понимается обмен действиями и операциями, а также вербальными и невербальными средствами между учителем и учениками и между самими обучающимися в процессе формирования знаний и умений.

                     Учебное сотрудничество

На ступени основного общего образования учебная деятельность по своему характеру остаётся преимущественно индивидуальной, тем не менее, вокруг неё нередко возникает настоящее сотрудничество обучающихся: подростки помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль  и т. д.

                     Разновозрастное сотрудничество

Особое место в развитии коммуникативных и кооперативных компетенций школьников может принадлежать такой форме организации обучения, как разновозрастное сотрудничество. Чтобы научиться учить себя, т. е. овладеть деятельностью учения, подростку нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому («пробую учить других») или к самому себе («учу себя сам»). Разновозрастное учебное сотрудничество предполагает, что младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений, например, роль учителя в 1-2 классах.

                     Педагогическое общение

Наряду с учебным сотрудничеством со сверстниками важную роль в развитии коммуникативных действий играет сотрудничество с учителем, что обусловливает высокий уровень требований к качеству педагогического общения.

Партнерская позиция педагогического общения признана в гимназии адекватной возрастно-психологическим особенностям подростка, задачам развития, в первую очередь, задачам формирования самосознания и чувства взрослости.

                     Развитие контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся

Индивидуализация учебных действий контроля и оценки является необходимым условием для становления полноценной учебной деятельности школьников. Для того, чтобы каждый ученик научился самостоятельно контролировать и оценивать себя и других, необходим систематический опыт следующих действий.

 

Выводы

Сегодня перед системой общего образования стоит задача — обустройство новой практики работы с особыми детьми — инклюзивное образование, которое позволит обеспечить доступность и качество большему количеству обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, перед педагогами не только коррекционных школ встает необходимость формирования УУД у детей с ОВЗ с целью выпуска учащегося из школы более успешного, социализированного, самостоятельного, целеустремленного с учётом их психофизиологического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Доклад: «Модернизация содержания образования и технологий обучения в соответствии с концепциями преподавания учебных предметов (предметных областей) на основе формирования

Доклад: «Модернизация содержания образования и технологий обучения в соответствии с концепциями преподавания учебных предметов (предметных областей) на основе формирования

Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях

Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях

Все выше перечисленные цели и задачи ни что иное, как формирование

Все выше перечисленные цели и задачи ни что иное, как формирование

УУД также как и БУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий: – коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность, –…

УУД также как и БУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий: – коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность, –…

«Модернизация содержания образования и технологий обучения в соответствии с концепциями преподавания учебных предметов (предметных областей) на основе формирования УУД и БУД»

«Модернизация содержания образования и технологий обучения в соответствии с концепциями преподавания учебных предметов  (предметных областей) на основе формирования УУД и БУД»

«Модернизация содержания образования и технологий обучения в соответствии с концепциями преподавания учебных предметов (предметных областей) на основе формирования УУД и БУД»

«Модернизация содержания образования и технологий обучения в соответствии с концепциями преподавания учебных предметов  (предметных областей) на основе формирования УУД и БУД»

«Модернизация содержания образования и технологий обучения в соответствии с концепциями преподавания учебных предметов (предметных областей) на основе формирования УУД и БУД»

«Модернизация содержания образования и технологий обучения в соответствии с концепциями преподавания учебных предметов  (предметных областей) на основе формирования УУД и БУД»

Практически идентичны, поэтому методы и приемы по формированию

Практически идентичны, поэтому методы и приемы по формированию

УУД Русский язык Литературное чтение

УУД Русский язык Литературное чтение

В программе более подробно расписан каждый предмет

В программе более подробно расписан каждый предмет

Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье

Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье

Заседания методических объединений учителей по соответствующим проблемам

Заседания методических объединений учителей по соответствующим проблемам

Выводы Сегодня перед системой общего образования стоит задача — обустройство новой практики работы с особыми детьми — инклюзивное образование, которое позволит обеспечить доступность и качество…

Выводы Сегодня перед системой общего образования стоит задача — обустройство новой практики работы с особыми детьми — инклюзивное образование, которое позволит обеспечить доступность и качество…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2020