Модули в школе
Оценка 5

Модули в школе

Оценка 5
docx
13.07.2020
Модули в школе
Практикум для 7-10классов.Модули в школе..docx

ПРАКТИКУМ  ДЛЯ 7-11 КЛАССОВ. МОДУЛИ

I.       Примеры (из централизованных тестов)

П-1. Найти сумму корней уравнения                                        8 класс          

            | x2+3x | = 4

            1) x2+3x-4=0;             x1 = 1; x2 = -4;

            2) x2+3x+4=0;            D=9-16 < 0;

            Сумма корней: . Ответ: -3

П-2. Найти сумму корней уравнения                                        7-8 класс

            | 2x-3 | = | x-1 |

            (2x-3)2-(x-1)2=0

            (2x-3-x+1)*(2x-3+x-1)=0

            (x-2)*(3x-4)=0 x=2 и x=; . Ответ: 3

П-3. Найти сумму корней                                                         7-8 класс

            | x2-2x | = | 1-2x |

            (x2-2x)2-(1-2x)2=0

            (x2-2x-1+2x)*(x2-2x+1-2x)=0

            (x2-1)*(x2-4x+1)=0

            x2-1=0             или      x2-4x+1=0

            x1,2=                       D=16-4=12

 x3= x3=2+

                                               x4=  x4=2-

            1-1+2++2-=4             . Ответ: 4

 П-4. Произведение корней                                                          8-9 класс

            | x2+x-3 | = x

            1)                  2)

            x2=3;   x1,2=                   x2+x-3=0

            x1=;                                   x3=1

            x2= - не удов. x      x4=-3 – не удов. x

            Ответ: x1=; x2=1; x1*x2=*1=

П-5. Произведение корней                                                           8-9 класс

            | 3x2-x | = 8+x

                                               Решение

            1)                 2)

            Решаем первую систему:

            3x2-2x-8=0

            x1=2 и x2=

Оба корня удовлетворяют неравенству 8+x0, а значит, являются решениями исходного уравнения.

Вторая система решений не имеет. Следовательно, произведение корней равно:

2*=. Ответ:

П-6. Найти сумму корней уравнения                                        9-10 класс

            | x+3 | + | 2x-1 | = 8

                                               Решение

            1) Найдем нули подмодульных выражений:        x+3=0;  x=-3;  , 2x-1=0;  x=

2) Они разбивают числовую ось на три промежутка. Решаем данное уравнение на каждом промежутке.

 


    -3                   x

 
                                                        

            3)

 

x<-3

-3

x

x+3

-

+

+

2x-1

-

-

+

 

-x-3-2x+1=8

x+3-2x+1=8

x+3+2x-1=8

            Сумма корней: . Ответ:

П-7.  Произведение корней                                                          10-11 класс

            | x-2 | * x2 = 10-5x

                                               Решение

            | x-2 | =

         1)

            Найдем ОДЗ:

           

   +         +          -

 
            Т.к. , то

      0          2         x

 
            10-5x0

            2-x0

                                   

            Решим уравнение системы:

            (x-2)*x2=10-5x, x0

            10-5x=x3-2x2

            x=2

x3-2x2+5x-10=0

x3-2x2+5x-10  x-2

x3-2x2                x2+5

                       5x-10

                       5x-10

                              0

            (x-2)*(x2+5)=0

            x=2      или x2-5

            x=2      уд. ОДЗ

            x1=2    является корнем исходного уравнения

            2)

           

 

           

Решим уравнение системы:

                5x-10=x2*(x-2), x0

            5x-10-x3+2x2=0

            -x3+2x2+5x-10=0

            x3-2x2-5x+10=0

            x=2; 8-8-10+10=0

x3-2x2-5x+10  x-2

x3-2x2                x2-5

                       -5x-10

                       -5x-10

                              0

                (x-2)*(x2-5)=0  x=2; x=; x=

            x=ОДЗ. Следовательно, x2=

            Произведение корней равно: x2*x2=2*(). Ответ: -2

П-8. Найти среднее арифметическое всех корней данного уравнения      9-10 класс

            | x2-x-1 | = x2+2x+1

            1)

            3x+2=0. x=

                ОДЗ

            x2+2x+1

            x

 
            (x+1) 2=0

            x=-1, xR

           

2) x2-x-1=-x2-2x-1

2x2+x=0

x*(2x+1)=0

x=0      или     x=

Оба корня удовлетворяют ОДЗ. Следовательно, среднее арифметическое всех корней уравнения равно:

==. Ответ:

П-9. Найти произведение корней уравнения                                      9 класс

            x2+3x+| x+3 | = 0

                                        Решение

            | x+3 | = -x2-3x

            1)

           

            x=-1,   x=-3

   +         -          +

 

     -3         0         x

 
           

 

            -1ОДЗ; -3ОДЗ

            2)

                x2+2x-3=0 , x1=1; x2=-3   1ОДЗ    -3ОДЗ

                Следовательно, корнями данного уравнения являются: -1 и -3

            Произведение корней равно: (-1)*(-3)=3. Ответ: 3

П-10. Найти среднее арифметическое всех корней уравнения       9 класс

            | x-1 | + 2 * | x+3| = 5

                                    Решение

            1) Найдем нули подмодульных выражений:        x-1=0, x=1

                                                                                               x+3=0, x=-3

    -3         1          x

 
           

 

2) Числа -3 и 1 разбивают числовую прямую на три интервала. Решаем уравнение на каждом интервале

3)

 

x<-3

-3

x1

x-1

-

-

+

x+3

-

+

+

 

1-x-2*(x+3)=5

1-x-2x-6=5

-3x-10=0

x=

-3x<-3

x= корень

1-x+2*(x+3)=5

1-x+2x+6=5

x+7-5=0

x=-2

x=-2 корень

x-1+2*(x+3)=5

x-1+2x+6=5

3x+5=5

3x=0

x=0

нет корней

           

Среднее арифметическое корней:

            =-5:2=:2=  ;   -3ОДЗ. Ответ:

П-11. Найти среднее арифметическое всех корней                            9-10 класс

            | | 3x-1 | - 3 | = 2

                               Решение

            1) | 3x-1 | - 3 = 2

            | 3x-1 | = 5

            3x-1=5                                    3x-1=-5

            3x=6                                       3x=-4

            x1=2                                        x2=

            2) | 3x-1 | - 3 = -2

            | 3x-1 | = 1

            3x-1=1                                    3x-1=-1

            3x=2                                       3x=0

            x3=                                      x4=0

                Среднее арифметическое всех корней:

            (2++0-):4=(2-):4=:4=. Ответ:

П-12. Найти произведение корней уравнения                                    9-10 класс

            | 2x-1 | + | x+1 | = 2x+1

                        Решение

            Найдем нули:

1)      2x-1=0, x=, x+1=0,х = -1

        

         2) 2x+1                   x+1                            x

  -1                   x

 
x                     x

 

Решим на промежутках:

2)      x<-1  решений нет, т.к. x

-

1-2x+x+1=2x+1

-3x=-1

x= x1= - корень уравнения

x>

2x-1+x+1=2x+1

x=1)

x2=1 – корень уравнения. 4)   Произведение корней равно: . Ответ:

II.    Упрощение выражений с модулем.

            Применяем определение модуля или свойства модуля.

1)      | a | =

2)      a2= | a |2;  | -a | =a,  | a-b | = | b-a |

 

| ab | = | a | * | b |  и  |  | =
Другие свойства модуля будут указаны в процессе решения задач.

Задачи с модулем. (Упрощения) (9-11 классы)

З-1. Упростить выражение

                                    ОДЗ: дробь определена для любых значений a.

            1) при a0

                       

            2) при a<0

                       

            II способ

                       

            Ответ: при a, a-2

                         при a, -(a+2)

3-2. Упростить выражение

                        ОДЗ: дробь определена для a1

            1) Нули подмодульных выражений: 0 и 1 делят числовую ось на промежутки:

            (-;0), [0;1), (1;+)

            2) Упростить дробь на каждом из промежутков

a<0

0a<1

a>1

           

         Ответ: при a(-;0),  ;

                        при a[0;1),  1-a;

                        при a(1;+),  a-1.

З-3. Упростить выражение

           

                        Решение

            ОДЗ: выражение определено для всех значений x-1

           

1) Найдем нули подмодульных выражений: -1 и 1. Они разбивают числовую ось на промежутки:

            (-;-1), (-1;1), [1;+)

            2) Упростим выражение на каждом промежутке

                        a) x<-1

                       

                        б) -1<x<1

                       

                        в) x1

                       

            Ответ: при x(-;-1),  1; при x(-1;1),   при x[1;+),  3.

 

З-4. Упростить выражение.

           

            Решение

            Дробь определена на R, кроме 0

x+x+1=(x+)+  при любых  x

Дробь примет вид

1) Найдем нули подмодульных выражений: -1; 0; 1. Они разбивают числовую ось на промежутки: (-;-1), [-1;0), (0;1), [1;+).

2) Упростим выражение на каждом промежутке

при   x <-1

при  -1  и  0< x <1

при  x

Ответ:  при x<-1,  -1

             при x

             при x   1

З-5. Решить уравнение. Найти сумму корней.

           

            Решение

            Дробь определена при x

|x-1|      

1)      Найдем нули подмодульных выражений:

 x-1=0,  x=1  и  x=0

 

 


2)      Решим уравнение на каждом из промежутков:

 

x<0

0

x

    

 

   

 

Решений нет

5=x+4x+4

x+4x-1=0

x=-2+

x не уд., <0

Следовательно, x=-2+

корень уравнения

5-(4x-x)=0

5-2x+x

x  уд.

x  не уд.

Следовательно, x=3

 

3)      Сумма корней уравнения равна:

-2+Ответ:  1+

Пример для самостоятельной работы

     Ответ: 1)   при x 2)   при x; 3)  при x

4)   при x

З-6. Упростить выражение (Математика №23, 2004 г.)

           

                        Решение. Разложим квадратный трехчлен на множители:

            m2-m-6=(m+2)*(m-3)

            Дробь примет вид:

           

            Дробь определена на R, кроме

  -2        0         3        x

 
           

 

1)      при m<-2 и -2<m<0, тогда

2)      при 0<m<3

;

3)   при m3

           

            Ответ: при m(-;-2)(-2;0)(3;+),   ;      при m(0;3),  

З-7. Упростить выражение (Математика №23, 2004 г.)

           

                        Решение

              2                    x

 
            Область определения дроби R, кроме  

            Рассмотрим промежутки (-;2) и (2;+)

            1) x<2            

           

            2) x>2

           

            Ответ: при x(-;2),   x2-4x-12; при x(2;+),   (x+2)2

Для самостоятельной работы:

З-8. Упростить

                        Ответ: при x(-;-3),;       при x(-3;+),

З-9. Упростить

           

            Ответ: при x[0;1), ;   при x(1;+),

З-10. Упростить

           

                Ответ: при x(-;1),          ;

                         при x[1;2),              ;

                         при x(2;+),        

Решение неравенств.

 

  1. | x |                                                  

         -a         a             x

-a  [-a; a]

 

  1. | x |<a, a>0                            

         -a             a         x

-a < x < a,   (-a; a)

 

  1. | x |                                    

   0                    x

x=0

 

  1. | x |<0;  | x | | x |<-a, нет решений

 

  1. | x | a>0                          

        -a          a              x  

x

 

  1. | x |                                       

x – любое (-)        x

 

 

  1. | x |>0                                                                            

  x   

      x<0; x>0,  (-)(0;+)

Примеры.

П-1. Найти наибольшее целое решение неравенства.

|x - 4| > 2x-1

Решение

1)

2) 

3)  Общее решение                                                 x

                                                     -3        1   

Ответ. Наибольшее целое решение -это 1

П-2. Найти число целых решений неравенства.

            1

                        Решение

            1; т.к.

            1)

      2       4                x

 
           

           

            2)  |x-3|3

           

           

      0       6               x

 
           

 

            3) Общее решение: [0;2][4;6]

           

 

                                               0     2      4       6        x

 

Целые решения: 0,1,2,4,5,6. Ответ: 6

П-3. Найти наименьшее целое положительное решение неравенства.

           

                        Решение

           

           

            1)

           

            2)

            не имеет решения

            3) Общее решение: (-;-2)(3;+)

     -2       3    4        x

 
           

 

            Наименьшее положительное целое решение равно 4. Ответ: 4

П-4. Найти наименьшее целое положительное решение неравенства.     8-9 класс

           

                        Решение

           

            1)

           

              x>3

            Значит, наименьшее целое решение неравенства: 4. Ответ: 4

П-5. Решить неравенство (квадратичная функция)                                     9-10 класс

           

            Решение

            1) 3x2-x-1>1

            3x2-x-2>0

            3x2-x-2=0

            x1=1, x2=

            3*(x-1)*(x)>0

 

 

            2) 3x2-x-1<-1

            3x2-x<0

            3x2-x=0

            x*(3x-1)=0

            x=0; x=

            3x*(x-)<0

         0                   x

 
            x*(3x-1)<0

 

            3) Общее решение: объединим эти решения

           

           0              1    x

 
 

 


            Ответ: (-;-)(0;)  (1;+)

П-6. Решить неравенство                                                                        9-10 класс

           

                        Решение

Данное неравенство равносильно неравенству (x2-5x-6)*(x2-5x+6)0,

            которое решим методом интервалов:

            x2-5x-6=0                               x2-5x+6=0

            x1=-1; x2=6                             x1=2; x2=3

            (x+1)*(x-6)*(x-2)*(x-3) (Можно решить и алгебраически)

 +          -       +         -           +

 
           

 

                            -1      2       3         6            x

            Ответ: [-1;2][3;6]

П-7. Решить неравенство                                                                        9-10 класс

           

                        Решение

            (x-2)2-(x+4)2

            (x-2-x-4)*(x-2+x+4)   (Можно решить методом промежутков)

            -6*(2x+2)

            -3*(x+1)

            x+10

            x-1

            Ответ: [-1;+)

П-8. Решить неравенство                                                                        9-11 класс

             (Можно решить методом промежутков)

                        Решение

            1) Найдем нули подмодульных выражений

                        x=-2; x=1

 

 

            x

            -x-2-(1-x)<x-

            -x-2-1+x<x-

            -3<x<; x>-1,5 – нет решений, т.к. x<-2

            x->0; x>

            2) -2<x<1

            x+2+x-1<x-1,5;          x<-2,5 – нет решений

            3) x1

            x+2-x+1<x-1,5;          x>4,5;  (4,5;+)

            Ответ: (4,5;+)

П-9. Решить неравенство                                                                        8-9 класс

           

                        Решение

            1) x0

            x2+5x+6<0

            x2+5x+6=0

            x1=-2; x2=-3

         +         -             +

 
           

 

        -3     -2     0         x

 
 


        (-3;-2)

            2) x>0

            x2-5x+6<0

            x2-5x+6=0

            x1=2; x2=3

(2;3)

            3) Общее решение: (-3;-2)(2;3). Ответ: (-3;-2)(2;3)

П-10. Решить неравенство                                                                                 

           

                        Решение

            -5<x2-4x<5

           

            x2-4x-5<0                               x2-4x+5>0

            x2-4x-5=0                               x2-4x+5=0

            D<0                                        x1=-1; x2=5

 


           

 

            Ответ: (-1;5) Можно и графически

П-11. Решить неравенство

           

                        Решение

            1) Нули подмодульных выражений:

            x2-2x=0;          x=0; x=2

            2)

 

 

           

            3) a. Если x, то

            2x-x2<x

         0        3               x

 
            x2-3x<0

            x*(x-3)<0

            0<x<3

            Т.к. x<0, то нет решений.   

            б. Если 0<x<2, то

            0        1        2     x

 
            -x2+2x-x<0

            x2-x>0

            x*(x-1)>0

            x(1;2)

           в. Если x2, то

           2  1                x

 
            x2-2x<x

            x2-3x<0

            0<x<3, но x2, поэтому

            x[2;3)

            Ответ: (1;3)

П-12. Решить уравнение

            x2-4*+5x+3=0

            x+10;           x-1

            x2-4*(x+1)+5x+3=0

            x2-4x-4+5x+3=0

            x2+x-1=0

            D=1+4=5

            x1=;   x2=

            1)  уд. усл. x

            2) ==

            Оценим:

            2<<3

            -3<-<-2

            -<-<-1

            -2<-<-1,5

             - не уд. усл. x

            Следовательно, корнем явл. x=

            II. x+1<0;        x<-1

            x2-4*(-x-1)+5x+3=0

            x2+4x+4+5x+3=0

            x2+9x+7=0

            D=81-28=53

            x1=;            x2=

            a)  - не явл. решением 7,2801098

                                    7<<8

                                    -2<-9+<-1

                                    -1<<- x<-1

                б)  - явл. решением

                                    7<<8,   -8<-<-7

                                    -17<-9-<-16 ,   -8,5<<-8   x<-1

            Ответ:  и

Для самостоятельной работы

В1.

            1. Решить уравнение

а)

            Т.к. 2x-3 и 3-2x противоположны, поэтому

                        3-2x0 (только ), тогда

                        -2x-3

                        x

            б)    Ответ: 1

            2. Решить уравнение

              Ответ: [-1,5;0]

В2. 1. Решить уравнение

а)       Ответ: x

б)    Ответ: 3,5; 0,5

            2. Решить уравнение

              Ответ: -2; 4

В3. 1. Решить уравнение

а)       Ответ: ; -4,5

б)          Ответ: x1,2

            2. Решить уравнение

                       Ответ: ; -1; -

В4. 1. Решить уравнение

а)       Ответ:

б)

           

 

 

                        Решаем методом интервалов

            1) x<0

            -x-(2-x)=2

            -x-2+x=2

            -2=2 – неверно

            2) 0x<2

            x-(2-x)=2

            x-2+x=2

            2x=4

            x=2 [0;2)

            3) x2

            x-(x-2)=2

            x-x+2=2

            0=0 – верно  x2

            Ответ: x2

            2. Решить уравнение

           

                        Решение

            1) x<1

            , , x= (входит в рассмотр. промежуток)

            2) x1

            , , x=-3 . Ответ:

П-1. Решить уравнение

           

                        Решение

                 

 

                +        -            +            -        +

                      3       4                7       8          x

            Ответ: [3;4)[7;8)

П-2. Решить уравнение

           

                        Решение

            ; ;

            , не удовлетворяет

            , , x1=-4, x2=4

            Ответ: -4; 4

П-3. Решить уравнение

           

                        Решение

            Пусть =y0, тогда

            y2-5y+6=0, y1=3, y2=2

            Значит:

            1.

            а) ,

            б) , D<0, решений нет

           

              2.

            а) ,

            б) , D<0, решений нет

            Ответ: ; 4; 1

П-4. Решить уравнение

           

                        Решение

            Во-первых, x

            Тогда , ,

            Т.к. x, то x+3=3x-1, x=2

            Ответ: 2

П-5. Решить уравнение

           

                        Решение

            , т.к. D<0, значит,

 


                                         -1             1                  x

            1) x-1, , x=2 ( неудовл. усл. x1)

            2) -1<x1, , ,   (оба (-1;1]), 3) x>1

            , x=2 (2(1;+)). Ответ: 0; ; 2



Учитель математики – Кобаидзе Н.И.

«Исследователи-энциклопедисты»

гимназии № 5 г. Владикавказа,  РСО-Алании

 

 


 

ПРАКТИКУМ ДЛЯ 7-11 КЛАССОВ

ПРАКТИКУМ ДЛЯ 7-11 КЛАССОВ

Ответ: x 1 = ; x 2 =1; x 1 * x 2 = * 1=

Ответ: x 1 = ; x 2 =1; x 1 * x 2 = * 1=

Сумма корней: . Ответ: П-7

Сумма корней: . Ответ: П-7

ОДЗ x 1 =2 является корнем исходного уравнения 2)

ОДЗ x 1 =2 является корнем исходного уравнения 2)

ОДЗ x 2 +2 x +1 x (x+1) 2 =0 x=-1 , x

ОДЗ x 2 +2 x +1 x (x+1) 2 =0 x=-1 , x

Найдем нули подмодульных выражений: x -1=0, x =1 x +3=0, x =-3 -3 1 x 2)

Найдем нули подмодульных выражений: x -1=0, x =1 x +3=0, x =-3 -3 1 x 2)

П-12. Найти произведение корней уравнения 9-10 класс | 2 x -1 | + | x +1 | = 2 x +1

П-12. Найти произведение корней уравнения 9-10 класс | 2 x -1 | + | x +1 | = 2 x +1

Другие свойства модуля будут указаны в процессе решения задач

Другие свойства модуля будут указаны в процессе решения задач

Ответ: при a (- ;0), ; при a [0;1), 1- a ; при a (1;+ ), a -1

Ответ: при a (- ;0), ; при a [0;1), 1- a ; при a (1;+ ), a -1

Дробь определена на R , кроме 0 x + x +1=( x + ) + при любых x

Дробь определена на R , кроме 0 x + x +1=( x + ) + при любых x

Решим уравнение на каждом из промежутков: x<0 0 x

Решим уравнение на каждом из промежутков: x<0 0 x

Дробь определена на R, кроме -2 0 3 x 1) при m<-2 и -2 <m<0, тогда 2) при 0 <m<3 ; 3) при m 3

Дробь определена на R, кроме -2 0 3 x 1) при m<-2 и -2 <m<0, тогда 2) при 0 <m<3 ; 3) при m 3

Ответ: при x (- ;-3), ; при x (-3;+ ),

Ответ: при x (- ;-3), ; при x (-3;+ ),

Примеры. П-1. Найти наибольшее целое решение неравенства

Примеры. П-1. Найти наибольшее целое решение неравенства

Решение 1 ; т.к

Решение 1 ; т.к

Общее решение: (- ;-2) (3;+ ) - 2 3 4 x

Общее решение: (- ;-2) (3;+ ) - 2 3 4 x

Общее решение: объединим эти решения 0 1 x

Общее решение: объединим эти решения 0 1 x

Можно решить и алгебраически) + - + - + -1 2 3 6 x

Можно решить и алгебраически) + - + - + -1 2 3 6 x

Ответ: (4,5;+ ) П-9. Решить неравенство 8-9 класс

Ответ: (4,5;+ ) П-9. Решить неравенство 8-9 класс

Решение -5 <x 2 -4x<5 x 2 -4x-5<0 x 2 -4x+5>0 x 2 -4x-5=0 x 2 -4x+5=0

Решение -5 <x 2 -4x<5 x 2 -4x-5<0 x 2 -4x+5>0 x 2 -4x-5=0 x 2 -4x+5=0

Если x 2, то 2 1 x x 2 -2 x < x x 2 -3 x <0 0< x <3, но x 2, поэтому…

Если x 2, то 2 1 x x 2 -2 x < x x 2 -3 x <0 0< x <3, но x 2, поэтому…

Следовательно, корнем явл. x =

Следовательно, корнем явл. x =

Т.к. 2 x -3 и 3-2 x противоположны, поэтому 3-2 x 0 (только ), тогда -2 x -3 x б)

Т.к. 2 x -3 и 3-2 x противоположны, поэтому 3-2 x 0 (только ), тогда -2 x -3 x б)

Решаем методом интервалов 1) x <0 - x -(2- x )=2 - x -2+ x =2 -2=2 – неверно 2) 0 x <2 x -(2-…

Решаем методом интервалов 1) x <0 - x -(2- x )=2 - x -2+ x =2 -2=2 – неверно 2) 0 x <2 x -(2-…

Решение + - + - + 3 4 7 8 x

Решение + - + - + 3 4 7 8 x

D <0, решений нет

D <0, решений нет

Модули в школе

Модули в школе

Модули в школе

Модули в школе

Модули в школе

Модули в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.07.2020