Мои права и обязанности

  • docx
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мои права и обязанности.docx

«Мои права и обязанности»

(Практическое занятие с проведением конкурсов)

Актуальность темы:

Современное общество предъявляет к человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей, принимающий и выполняющий обязанности. Всем известно, что человек — существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Каждый член общества — единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонности и пристрастия. Но индивид живет в обществе, состоящем из других столь же неповторимых индивидов и каждому необходимо знать право, уметь ориентироваться в нем.

Цель:

  • активизировать познавательные процессы учащихся, выяснить знания детей по данной теме.

Задачи:

  • закрепить юридические умения и навыки, применение их в конкретных ситуациях;
  • воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру.
  • повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей;

Форма проведения: Правовая викторина.

Место проведения: класс.

Оформление: выдержки о правах и обязанностях.

Подготовительная работа: работа с ведущими, раздаточный материал.

Участники мероприятия: воспитанники.

Ход мероприятия:

Социальный педагог: Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о праве. Все мы имеем права и обязанности. Права человека – являются неотъемлемыми от самого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Однако признание прав человека означает не только право на их осуществление, но и выполнение определенных обязательств.

Права и обязанности, составляющие систему предписаний поведения человека в обществе, имеют нормативно-правовую оболочку и делятся по категориям или отраслям, как говорят юристы.

Чтобы было понятно, что это такое, вспомним, что врачи делятся на стоматологов (лечат зубы), хирургов (осуществляют вмешательство во внутренние органы человека), офтальмолог (лечат глаза), ЛОР (лечат ухо — горло-нос) и т.д.

Так и в юриспруденции, право в зависимости от правоотношений, которые оно регулирует, классифицируется на разные отрасли: конституционное, семейное, гражданское, трудовое, уголовное право и другое.

В частности, основополагающие конституционные права закреплены в Конституции РФ, права и обязанности, затрагивающие такую категорию, как «семья» регулируются Семейным кодексом РФ, права и обязанности в сфере труда – Трудовым кодексом РФ, имущественными и личными неимущественные права и обязанности – Гражданским кодексом РФ и т. д. А какие виды права вы знаете?

(Ответ обучающихся: финансовое, банковское, вещевое право, право частной собственности …).

Предлагаю вам поучаствовать в конкурсах и определить, насколько хорошо вы знаете законы нашей страны и умеете ими пользоваться в различных жизненных ситуациях. В качестве заданий взяты наиболее распространенные отрасли права: административное, уголовное, гражданское, семейное, конституционное, трудовое.

Для разминки я проведу с Вами игру: «Да! Нет!»

Я зачитываю Вам статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».   Итак, начали:

– Россия – наша страна? – Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!

– Защищён ли человек законом? – Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!

– Может ли человек владеть имуществом? – Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!

Конкурс 1. «Правовой словарь».

Ваша задача правильно закончить предложение.

  • Человек, принадлежащий к постоянному населению государства — это …. (Гражданин)
  • Норма, поддерживаемая государством это … (Закон)
  • Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок – это….. (Наказание)
  • Определенный круг возложенных на человека действий, безусловных для выполнения — это ….. (Обязанность)
  • Обязанность человека отвечать за совершенные действия или их последствия – это ……. (Ответственность)

Второй конкурс называется «Цифры и факты».

  • Как вы думаете, до какого возраста в документах о правах ребенка человеческие существа считаются детьми? (До 18 лет).
  • С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения).
  • Какое образование вы должны получить бесплатно по Конституции РФ? (9 классов).
  • С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет).
  • С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (С 16 лет).

Сейчас мы проведём конкурс № 3 «Пословицы», я буду читать начало, а вы продолжите.

  • Украсть – в беду … (попасть).
  • Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом).
  • Легко воровать, да тяжело … (отвечать).
  • Хоть с умом воровать, а беды …(не миновать).
  • Возможность украсть создаёт …(вора).

А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в сказочных конкурсах и определить, насколько хорошо вы сумеете отгадать, какие права тех или иных сказочных персонажей нарушены.

Конкурс № 4

  • Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).
  • Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).
  • Кто кого в сказке «Лиса и заяц» лишил права владеть имуществом? (Лиса – зайца).
  • Кто кого в сказке «Золотой ключик» лишил имущества? (Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино).
  • Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь – Дюймовочку).

В конкурсе № 5 Вы должны определить, кто из героев сказки лишён следующих прав, выберите одного героя из трёх.

  • Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок).
  • Право на неприкосновенность жилища: Сестрица Алёнушка, Три поросёнка, Колобок. (Три поросенка).
  • Право на свободный труд: Золушка, Красная Шапочка, Балда. (Золушка).
  • Право на свободу вступление в брак: Золушка, Дюймовочка, Алёнушка. (Дюймовочка).
  • Право на владение личным имуществом: Красная Шапочка, Буратино, Баба Яга. (Буратино).

А теперь я предлагаю Вам разделится на две равных команды, чтобы посоревноваться между собой.

Задание называется «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

(команды получают листы с написанными незаконченными предложениями из Конституции РФ.)

1 команда

·         1. Статья 2. Человек, его прав и свободы являются … (высшей ценностью)

·         2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны … (перед законом)

·         3. Статья 19. Все равны перед законом и … (судом)

·         4. Статья 21. Достоинство личности охраняется … (государством)

·         5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и … (личную неприкосновенность)

·         6. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту … (своей чести и доброго имени)

·         7. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и … (слова).

2 команда

·         1. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и … (медицинскую помощь)

·         2.Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и … (свобод)

·         3. Статья 58. Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к … (природным богатствам)

·         4. Статья 60 Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с … (18 лет) .

·         5. Статья 91. Президент РФ обладает … (неприкосновенностью).

·         6. Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и … (Государственной Думы)

·         7. Статья 118. Правосудие в РФ осуществляется только … (судом)

 

Следующее задание. Командам необходимо пройти тест

по 5 вопросов каждой команде.

·         1 команда: — Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:

·         а) с момента рождения до 18 лет *

·         б) с момента рождения до 14 лет

·         в) с момента рождения до 16 лет

·         2 команда: — Дети имеют равные права при условии:

·         а) если они родились в одной стране

·         б) если они родились в законном браке

·         в) равного социального положения

·         г) независимо от различных обстоятельств *

·         д) равного имущественного положения

·         1 команда:— Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:

·         а)родители

·         б)родственники

·         в)никто*

·         г) сверстники

·         2 команда: — Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:

·         а) если это необходимо в интересах государства

·         б) не имеет права

·         в) если это необходимо в интересах ребенка*

·         1 команда: — С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:

·         а) с 18 лет

·         б) с 16 лет *

·         в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку

·         2 команда: — Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:

·         а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет

·         права и свободы других лиц*

·         б) не имеют этого права

·         в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя

·         г) безоговорочно

·         1 команда: — Ребенок, живущий в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это

·         жилище:

·         а) всегда и при любых обстоятельствах*

·         б) только пока живет с родителями

·         в) пока живы родители

·         2 команда: — За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:

·         а) сами дети;

·         б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;

·         в) только родители;

·         1 команда: — Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:

·         а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и

·         воспитанию*;

·         б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;

·         в) по согласию с родственниками или опекунами.

·         2 команда: — Отец платит 12-летнему сыну алименты. Кто имеет право распоряжаться этими средствами:

·         а) сын

·         б) мама*

·         в) органы опеки

 

Следующие задание называется «Анаграммы»

участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Карточка №1.

Ребенок —    к о р ё н б е

Семья – м я с ь е

Страна – а р а н с т

Документ – к у н т е м о д

Закон – к о н з а

Политика – и п о к а л и т

Жизнь – з и н ь ж и

Родители – д и л и е т о р

Карточка №2.

 Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок – Я Д П О Р О К

Право – В О Р А П

Союз – Ю З О С

Подросток – С О Д Р О П К Т О

Школа – Л О К А Ш

Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

Медицина – Д Е М И Н А Ц И

Карточка №3.

Отдых – Д Ы Х О Т

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

Досуг – Д У Г О С

Человек – Л О В Ч Е К Е

Слово – В О С О Л

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Отец – Ц Е Т О

Дружба – Ж Б А Р У Д

Карточка №4.

Школьник – К О Л Ь Ш И К Н

Малыш – Ш Ы Л А М

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

Собрание – Е Б Р А Н И С О

Общество – Б О С Т В О Щ Е

Группа – П Р А П У Г

Опекун – К Е У Н О П

Мнение – Н Е М Е Н И

Карточка №5.

Норма – М Р А Н О

Забота – Б О З А Т А

Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы

Поступок – С Т У К О П О П

Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я

Радость – Д О Р А С Т Ь

Опека – К Е П О А

Согласие – С И Л А Г О С Е

ТРЕТИЙ КОНКУРС

Следующее задание для обоих команд. Необходимо разгадать кроссворд на тему «Мои права и обязанности».

Но сперва небольшое вступительное слово:

Правовой статус – это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – изменяется ваш статус.

 

А теперь давайте расслабимся и поиграем

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил

её право на…

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа

Карло надеялся, что Буратино воспользуется

своим правом на…

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него

Было право на…

4.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса

пытались отнять у него деньги, что является

покушением на право Буратино…

5.Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло,

нарушили его право на…

6.Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились

в Страну Дураков, они воспользовались правом на…

ответы

1.     личную неприкосновенность

2.     получение бесплатного образования

3.     пользоваться учреждениями культуры

4.     иметь имущество в собственности

5.     неприкосновенность жилища

6.     свободы передвижения

 

Социальный педагог: Итак, наша правовая викторина подошла к концу, если вы будете достойно и с пониманием выполнять свои обязанности, пользоваться своими правами разумно и добросовестно, с добрыми намерениями и уважением к чужим правам, только тогда вы сможете рассчитывать на такое же правомерное ответственное поведение других людей.