Моисеева Раиса Ивановна. Урок развития речи в 6 «А» классе по теме: «Описание животного».

  • docx
  • 03.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева Описание животного.docx

Моисеева Раиса Ивановна.

Урок развития речи в 6 «А»    классе по теме: «Описание животного».

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности обучающихся к действенному способу, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная:  расширение лексикона описательными языковыми средствами, понятийной базы выразительных аспектов языка.

ФИО учителя: Моисеева Раиса Ивановна

Образовательная организация: ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

Класс 6 «А»

Тип урока: Урок закрепления знаний

Тема: Р\Р. Составление текста-рассуждения на тему: «Описание животного»

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная:  расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- использование языковых средства для отображения своих чувств и мыслей. Высказывание своего мнения, своей позиции.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные УУД:

- извлечение фактуальной информации из учебных текстов; владение приёмами отбора и информационной переработки материалов; преобразование визуальной информации в текстовую; соблюдение основных норм современного русского литературного языка; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме;

Познавательные УУД:

определение  темы  и основной мысли теста, составление плана.

Регулятивные УУД:

внесение корректив в составленные планы и рабочие материалы.

Предметные УУД

знание характеристики текста-рассуждения, уметь создавать связный текст, опираясь на его структуру.

 

 

Ход урока.

I. Актуализация внимания, знаний  учащихся.

1. Долго я просила маму

Принести котёнка в дом.

Но она сказала прямо:

- Никогда и ни за что!

Мама! Ты не понимаешь!

Он – хороший! Он смешной!

Будет в играх мне товарищ.

Очень скучно мне одной!

Ну, а я «отлично» только

Буду в школе получать…

Разреши мне взять котёнка!

–Умоляла я опять.

Но сказала мама строго:

- Мне с тобой хватает дел.

Обещаешь слишком много…

А дневник твой, кстати, где?

Я послушной, мама, буду.

Все игрушки соберу.

Чисто вымою посуду

И на полке пыль сотру.

Я прочту сто тысяч книжек,

Буду вежливой с утра…

Глядь – корзинка…

Хвостик рыжий…

Мой котёночек! Ура!

- Ребята, а как вы думаете, о ком пойдет речь на нашем уроке? А что же мы с вами можем делать с животными на уроке русского языка?

- Совершенно верно, записывайте число, классная работа и тему урока « Описание животного». Вашим домашним заданием будет мини-сочинение-описание своего питомца

- А как вы думаете, чему мы с вами должны научиться на уроке?( описывать животное)

-Верно, а давайте вспомним, какие мы с вами стили речи знаем? А описание животного нам может встретиться в каком из них? Значит, мы можем сравнить с вами описание животного в этих стилях речи? Это еще одна цель нашего урока.

2. Словарный диктант.

Задание: выделить окончания прилагательных, подчеркнуть буквы-орфограммы.

Выросла красивая  собака, короткую гладкую шерсть, на беленькой мордочке, задорно торчат, рыжеватыми ушками, шерстка в крапинку, по каштановой спинке черные полосочки, маленькая проворная рыбка, с большим радужным хвостом, на лапках мягкие подушечки ,преданный взгляд, хитроватые искорки, пестрый попугай.

II. Изучение новой темы.

1.     Слово учителя.

-Художественно могут быть описаны не только предметы, но и животные. Если научное или деловое описание животных можно встретить в учебниках, справочниках, энциклопедиях, то художественное – в произведениях художественной литературы.   Как строится такое описание? В чем его отличие от научного и делового, предстоит нам узнать.

1.     Рассмотрение типа описания в различных стилях (научный, художественный), выявление особенностей каждого.

-Я уверена, что вы любите животных. У многих из вас есть дома кролики, кошки, собаки, черепахи, голуби. Поэтому описать своего любимого питомца вам не составить особого труда.  А как вы думаете, ваше сочинение - описание будет выдержано в каком стиле: научном, художественном или деловом? (в художественном)

Познакомимся с Текстом № 1. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком). Читает сильный ученик.

Текст № 1

Существуют разные породы собак. Их различают по величине, строению, окрасу, голосу. Болонку нельзя спутать с собакой другой породы.

Болонка - маленькая комнатная собака. Она красивая и лохматая. У нее белая, длинная, шелковистая шерсть. Мордочка небольшая, с огромными глазами-пуговками и маленьким носом. Вьющаяся шерсть на морде как бы скрывает нос и глаза. Все болонки быстро улавливают различные запахи, у них хороший нюх. У них слегка продолговатые уши, которые они приподнимают, когда насторожены или прислушиваются.

Лапы небольшие, но очень сильные, причем передние лапы немного короче задних. Болонки хорошо бегают, звонко лают и откликаются на свою кличку.

Впервые эта порода собак была выведена в итальянском городе Болонья. От названия этого города и произошло название породы собак “болонка”.

 В каком стиле речи выдержано это описание собаки?

Познакомимся с Текстом № 2. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком) Читает сильный ученик.

Текст № 2

Пушок - это маленький щенок, которого мне подарили в день рождения бабушка с дедушкой. Я давно мечтал иметь именно такую собаку.

Пушку было всего четыре недели, он недавно открыл озорные глаза и выглядел очень забавно.

Как и все болонки, он был небольшой, с длинной белой шерсткой и короткими лапками. Такой маленький пушистый комочек.

У Пушка была очень смешная мордочка: маленький холодный носик кнопкой и темные озорные глазки.

Он был очень беззащитный, поэтому я все время носил его на руках, чтобы согреть. Когда щенок засыпал, то мордочку прятал в мою рубашку. В это время я не мог играть, потому что оберегал сладкий сон своего нового друга.

Пушок был очень маленький, и когда бегал по комнате, казалось, что катится шерстяной клубок. Он с удовольствием пил молоко и ел специальный корм для маленьких собак. Мы очень дружили с Пушком, резвились в саду. Ему нравилось играть с маленьким мячиком. Он весело бежал за ним и озорно лаял.

-Отличаются ли эти описания? Чем?

(Первое описание – научное. В нем дается перечень главных признаков предмета, явления, лица. Главное в научных описаниях – точность, логическая последовательность).

Где мы можем встретить научное описание? (в учебниках, в энциклопедиях)

(Второе описание – художественном описание. Такое описание помогает нам увидеть предмет, явление, лицо во всех подробностях, представить его в своем воображении. Главное – дать яркое представление об описываемом предмете, явлении, лице, используя изобразительно-выразительные средства.)

  Где мы встречаем художественное описание? (в художественных произведениях)

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

(встать, руки на поясе)

Больше спать не захотел.

(качаемся в разные стороны)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (покружиться)

3.Знакомство с композицией сочинения – описания животного в художественном стиле.

Вернемся к Тексту № 2.

·  Что именно и в какой последовательности описывает автор? (вначале описан внешний вид животного, а потом уже его повадки).Такова композиция (построение) художественного описания. Давайте эту композицию запишем.

1.  Внешние, наиболее яркие признаки животного.

Работа с текстом.

Выпишите себе в тетрадь слова или выражения для внешности животного. ЗАПОМНИТЕ: не столь важно, с чего вы начнете свое описание: с хвоста или с лапок. Важно выделить такие детали, которые помогли бы создать видимое, зримое впечатление (прочитал и будто увидел перед глазами)

·  А что дальше описывает автор?

·  Запишем в тетради:

2.  Повадки, привычки.  Ведь это тоже важно.

- Какие повадки, привычки описывает автор? Записать в тетради.(как он ходит, играет, ест, купается, гуляет)

В описания животных могут включаться элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, невозможно не рассказать о каком-нибудь случае, эпизоде из его жизни.

Запишем в тетради:

3.Случай, который раскрыл бы характер животного (добрый - злой, хитрый - простой, умный - глупый, ласковый - упрямый и пр.)

- ·  Интересным ли получилось описание? (описание получилось интересным потому, что автор хорошо знает животное, о котором пишет).

-Какие изобразительно-выразительные приёмы использует автор для описания Пушка?

  • Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: носик, лапки, шерстка, глазки, мордочка
  • Эпитеты: пушистый, озорные глаза, сладкий сон
  • Метафоры: пушистый комочек, шерстяной клубок, носик кнопкой

4. Предупреждение ошибок.

1- Послушайте предложения.

- Что режет нам слух? Есть ли повторы слов?

«Один раз я увидела в подъезде на коврике маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый. Глазки у него были зеленые, большие, умные».

·  Нельзя ли перестроить предложение, чтобы совсем избавиться от слова БЫЛ или использовать не три, а два раза?

Итак, при написании собственного текста необходимо избегать неоправданных повторов слов и выражений. Используйте синонимы. Особенно это касается клички вашего животного.

2.Найдите, в чем ошибка!

·  Художник в знак благодарности погладил лобастый затылок собаки.

·  Кот был среднего роста.

·  У животных волосы или шерсть?

·  Ногти или когти?

·  Нос или клюв? (у птиц)

·  Лицо или морда, мордочка, мордашка?

·  Руки или лапы?

- Ребята! Избегайте в описании животных фактических неточностей и ошибок.

3.Устраните в описании животного фактические неточности и ошибки.

У нас в деревне  есть рыжий кот Василий. Он среднего роста, как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Ходит Василий не спеша, потому что) он старый. Ляжет на землю и греется на солнышке. Любит он, когда гладишь его по волосам. Тогда он выгнется, выпустит ногти из лап и мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо ему сядет муха. Тогда он злится. Но нет, чтобы смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнет. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмет лапу и долго та держит муху, а потом выпустит ее или скушает.



IV. Подведение итогов .Выставление оценок.

- Давайте подведем итоги урока.

  -О чем мы говорил сегодня на уроке?

- В каких стилях речи может использоваться описание животного?

- Что характерно для каждого из них?

- Как строится описание животного, по какому плану?

V. Домашнее задание: На «5» мини-проект «Мой питомец»

На « 4» мини-сочинение

На «3» работа с текстом

Зима. Кругом на земл.. и на крышах домов л..жит снег. Деревья в инее... Помощник фермера вывел верхово.. коня для бега по кругу. Конюх был одет по-зимнему. На нем была мехов.. шапка, тепл.. пальто, а на ногах валенки. Конь был вороной масти. У коня была голова у..кая, красивая, а на лбу была белая звездочка. Шея была прямая, длинная, гибкая. Грудь у коня была крутая, крепкая. Спина была мускулистая, к..роткая. Ноги были сильные и стройные. Конь б..жит быстро, легко и энергично, хвост и грива у коня ра..в..ваются на ветру. Правую передн… ногу он выкинул вперед, а левую поджал под себя. Этот вороной конь был очень красив на  белом снегу.

1.Списать, вставить пропущенные буквы

2 . Выписать из текста все о коне в соответствии с планом

3. Что нужно добавить? Допишите это в своей работе

 

Тигр – это большое дикое животное. Он имеет желтый окрас с черными полосами. Тигр – сильный и ловкий, он умеет громко рычать, хорошо плавать, прыгать и быстро бегать. Этот зверь живет в Азии и России. Его можно увидеть также в зоопарке или цирке.

Медведь – это дикое животное. Он большой и подвижный. У него коричневая шерсть, толстые ноги и маленькие уши. Медведь хорошо плавает и лазит по деревьям. Этот зверь живёт в лесу. Всю зиму он спит в своей берлоге. Хотя он хищник, он также любит ягоды, плоды, зерна, траву и корни растений.

Волк – это дикое лесное животное. Его мех чаще всего серого цвета, но также может и отличаться, например, быть белым или чёрным. Он внешне похож на собаку. Этот зверь очень умный и ловкий. Он умеет быстро бегать и хорошо охотиться. Ест он только мясо других животных.

Заяц – маленький дикий зверек, у которого длинные уши, круглый пушистый хвост и сильные задние лапы. Летом его шерсть серого цвета, а зимой – белого. Он обитает на лугу или в лесу. Его поймать тяжело, потому что он бегает очень быстро, ловко запутывает следы.

Лев – это хищное животное. Его называют «царем» зверей. У него есть красивая густая грива и сильные лапы. Он охотится на антилоп, зебр и других животных. После еды лев любит долго поспать. Это очень умное и выносливое животное. Его можно дрессировать, и потом он выступает в цирке.

Лиса – это хищное животное, у неё длинный и пушистый хвост, узкая и длинная мордочка, хитрые и умные глазки. Лиса очень ловкая и быстрая, хорошо умеет запутывать следы. Лиса охотится на кроликов, мышей, зайцев, рыбу. Она любит овощи, яблоки и ягоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

Существительное

Прил. м. р.

Прил. ж. р.

Прил. ср. р.

Мн. число

Тигр

тигриный

тигриная

тигриное

тигриные

Медведь

медвежий

медвежья

медвежье

медвежьи

Волк

волчий

волчья

волчье

волчьи

Заяц

заячий

заячья

заячье

заячьи

Лев

львиный

львиная

львиное

львиные

Лиса

лисий

лисья

лисье

лисьи

 

 

Загадки: тигр, медведь, волк, заяц, лев, лиса

Он огромный и усатый, и, к тому же, полосатый. Если встретишь, не до игр!  Он зубастый рыжий …(тигр)

М. Корнеева

Он коричневый, лохматый. Угадайте-ка, ребята,

Кто в берлоге спит, ответь, видит сны свои …  (медведь)

Длинные уши, зовется косой,

Очень боится быть пойман лисой,

Скачет, петляет, но это не танец,

Так удирает от хищников ... . (Заяц)

Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый … (волк)

 

Эта рыжая плутовка,

Кур ворует очень ловко.

Волку серому сестричка,

А зовут её ... (Лисичка)

•Грозный, сильный и красивый,

Он трясёт мохнатой гривой.

А как рычит! Совсем не зря

У зверей он за царя. Страшен зверям его гнев, он большой, суровый …

(Лев)