Моисеева Раиса Ивановна.
Урок развития речи в 6 «А» классе по теме: «Описание животного».
Цели урока:
Деятельностная: формирование способности обучающихся к действенному способу, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная: расширение лексикона описательными языковыми средствами, понятийной базы выразительных аспектов языка.
ФИО учителя: Моисеева Раиса Ивановна
Образовательная организация: ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Класс 6 «А»
Тип урока: Урок закрепления знаний
Тема: Р\Р. Составление текста-рассуждения на тему: «Описание животного»
Цели урока:
Деятельностная: формирование способности обучающихся к новому способу
действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная: расширение
понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- использование языковых средства для отображения своих чувств и мыслей. Высказывание своего мнения, своей позиции.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные УУД:
- извлечение фактуальной информации из учебных текстов; владение приёмами отбора и информационной переработки материалов; преобразование визуальной информации в текстовую; соблюдение основных норм современного русского литературного языка; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме;
Познавательные УУД:
- определение темы и основной мысли теста, составление плана.
Регулятивные УУД:
- внесение корректив в составленные планы и рабочие материалы.
Предметные УУД
- знание характеристики текста-рассуждения, уметь создавать связный текст, опираясь на его структуру.
Ход урока.
I. Актуализация внимания, знаний учащихся.
1. Долго я просила маму
Принести котёнка в дом.
Но она сказала прямо:
- Никогда и ни за что!
Мама! Ты не понимаешь!
Он – хороший! Он смешной!
Будет в играх мне товарищ.
Очень скучно мне одной!
Ну, а я «отлично» только
Буду в школе получать…
Разреши мне взять котёнка!
–Умоляла я опять.
Но сказала мама строго:
- Мне с тобой хватает дел.
Обещаешь слишком много…
А дневник твой, кстати, где?
Я послушной, мама, буду.
Все игрушки соберу.
Чисто вымою посуду
И на полке пыль сотру.
Я прочту сто тысяч книжек,
Буду вежливой с утра…
Глядь – корзинка…
Хвостик рыжий…
Мой котёночек! Ура!
- Ребята, а как вы думаете, о ком пойдет речь на нашем уроке? А что же мы с вами можем делать с животными на уроке русского языка?
- Совершенно верно, записывайте число, классная работа и тему урока « Описание животного». Вашим домашним заданием будет мини-сочинение-описание своего питомца
- А как вы думаете, чему мы с вами должны научиться на уроке?( описывать животное)
-Верно, а давайте вспомним, какие мы с вами стили речи знаем? А описание животного нам может встретиться в каком из них? Значит, мы можем сравнить с вами описание животного в этих стилях речи? Это еще одна цель нашего урока.
2. Словарный диктант.
Задание: выделить окончания прилагательных, подчеркнуть буквы-орфограммы.
Выросла красивая собака, короткую гладкую шерсть, на беленькой мордочке, задорно торчат, рыжеватыми ушками, шерстка в крапинку, по каштановой спинке черные полосочки, маленькая проворная рыбка, с большим радужным хвостом, на лапках мягкие подушечки ,преданный взгляд, хитроватые искорки, пестрый попугай.
II. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
-Художественно могут быть описаны не только предметы, но и животные. Если научное или деловое описание животных можно встретить в учебниках, справочниках, энциклопедиях, то художественное – в произведениях художественной литературы. Как строится такое описание? В чем его отличие от научного и делового, предстоит нам узнать.
1. Рассмотрение типа описания в различных стилях (научный, художественный), выявление особенностей каждого.
-Я уверена, что вы любите животных. У многих из вас есть дома кролики, кошки, собаки, черепахи, голуби. Поэтому описать своего любимого питомца вам не составить особого труда. А как вы думаете, ваше сочинение - описание будет выдержано в каком стиле: научном, художественном или деловом? (в художественном)
Познакомимся с Текстом № 1. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком). Читает сильный ученик.
Текст № 1
Существуют разные породы собак. Их различают по величине, строению, окрасу, голосу. Болонку нельзя спутать с собакой другой породы.
Болонка - маленькая комнатная собака. Она красивая и лохматая. У нее белая, длинная, шелковистая шерсть. Мордочка небольшая, с огромными глазами-пуговками и маленьким носом. Вьющаяся шерсть на морде как бы скрывает нос и глаза. Все болонки быстро улавливают различные запахи, у них хороший нюх. У них слегка продолговатые уши, которые они приподнимают, когда насторожены или прислушиваются.
Лапы небольшие, но очень сильные, причем передние лапы немного короче задних. Болонки хорошо бегают, звонко лают и откликаются на свою кличку.
Впервые эта порода собак была выведена в итальянском городе Болонья. От названия этого города и произошло название породы собак “болонка”.
В каком стиле речи выдержано это описание собаки?
Познакомимся с Текстом № 2. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком) Читает сильный ученик.
Текст № 2
Пушок - это маленький щенок, которого мне подарили в день рождения бабушка с дедушкой. Я давно мечтал иметь именно такую собаку.
Пушку было всего четыре недели, он недавно открыл озорные глаза и выглядел очень забавно.
Как и все болонки, он был небольшой, с длинной белой шерсткой и короткими лапками. Такой маленький пушистый комочек.
У Пушка была очень смешная мордочка: маленький холодный носик кнопкой и темные озорные глазки.
Он был очень беззащитный, поэтому я все время носил его на руках, чтобы согреть. Когда щенок засыпал, то мордочку прятал в мою рубашку. В это время я не мог играть, потому что оберегал сладкий сон своего нового друга.
Пушок был очень маленький, и когда бегал по комнате, казалось, что катится шерстяной клубок. Он с удовольствием пил молоко и ел специальный корм для маленьких собак. Мы очень дружили с Пушком, резвились в саду. Ему нравилось играть с маленьким мячиком. Он весело бежал за ним и озорно лаял.
-Отличаются ли эти описания? Чем?
(Первое описание – научное. В нем дается перечень главных признаков предмета, явления, лица. Главное в научных описаниях – точность, логическая последовательность).
Где мы можем встретить научное описание? (в учебниках, в энциклопедиях)
(Второе описание – художественном описание. Такое описание помогает нам увидеть предмет, явление, лицо во всех подробностях, представить его в своем воображении. Главное – дать яркое представление об описываемом предмете, явлении, лице, используя изобразительно-выразительные средства.)
Где мы встречаем художественное описание? (в художественных произведениях)
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
(встать, руки на поясе)
Больше спать не захотел.
(качаемся в разные стороны)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (покружиться)
3.Знакомство с композицией сочинения – описания животного в художественном стиле.
Вернемся к Тексту № 2.
· Что именно и в какой последовательности описывает автор? (вначале описан внешний вид животного, а потом уже его повадки).Такова композиция (построение) художественного описания. Давайте эту композицию запишем.
1. Внешние, наиболее яркие признаки животного.
Работа с текстом.
- Выпишите себе в тетрадь слова или выражения для внешности животного. ЗАПОМНИТЕ: не столь важно, с чего вы начнете свое описание: с хвоста или с лапок. Важно выделить такие детали, которые помогли бы создать видимое, зримое впечатление (прочитал и будто увидел перед глазами)
· А что дальше описывает автор?
· Запишем в тетради:
2. Повадки, привычки. Ведь это тоже важно.
- Какие повадки, привычки описывает автор? Записать в тетради.(как он ходит, играет, ест, купается, гуляет)
В описания животных могут включаться элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, невозможно не рассказать о каком-нибудь случае, эпизоде из его жизни.
Запишем в тетради:
3.Случай, который раскрыл бы характер животного (добрый - злой, хитрый - простой, умный - глупый, ласковый - упрямый и пр.)
- · Интересным ли получилось описание? (описание получилось интересным потому, что автор хорошо знает животное, о котором пишет).
-Какие изобразительно-выразительные приёмы использует автор для описания Пушка?
4. Предупреждение ошибок.
1- Послушайте предложения.
- Что режет нам слух? Есть ли повторы слов?
«Один раз я увидела в подъезде на коврике маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый. Глазки у него были зеленые, большие, умные».
· Нельзя ли перестроить предложение, чтобы совсем избавиться от слова БЫЛ или использовать не три, а два раза?
Итак, при написании собственного текста необходимо избегать неоправданных повторов слов и выражений. Используйте синонимы. Особенно это касается клички вашего животного.
2.Найдите, в чем ошибка!
· Художник в знак благодарности погладил лобастый затылок собаки.
· Кот был среднего роста.
· У животных волосы или шерсть?
· Ногти или когти?
· Нос или клюв? (у птиц)
· Лицо или морда, мордочка, мордашка?
· Руки или лапы?
- Ребята! Избегайте в описании животных фактических неточностей и ошибок.
3.Устраните в описании животного фактические неточности и ошибки.
У нас в деревне есть рыжий кот Василий. Он среднего роста, как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Ходит Василий не спеша, потому что) он старый. Ляжет на землю и греется на солнышке. Любит он, когда гладишь его по волосам. Тогда он выгнется, выпустит ногти из лап и мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо ему сядет муха. Тогда он злится. Но нет, чтобы смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнет. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмет лапу и долго та держит муху, а потом выпустит ее или скушает.
IV. Подведение итогов .Выставление оценок.
- Давайте подведем итоги урока.
-О чем мы говорил сегодня на уроке?
- В каких стилях речи может использоваться описание животного?
- Что характерно для каждого из них?
- Как строится описание животного, по какому плану?
V. Домашнее задание: На «5» мини-проект «Мой питомец»
На « 4» мини-сочинение
На «3» работа с текстом
Зима. Кругом на земл.. и на крышах домов л..жит снег. Деревья в инее... Помощник фермера вывел верхово.. коня для бега по кругу. Конюх был одет по-зимнему. На нем была мехов.. шапка, тепл.. пальто, а на ногах валенки. Конь был вороной масти. У коня была голова у..кая, красивая, а на лбу была белая звездочка. Шея была прямая, длинная, гибкая. Грудь у коня была крутая, крепкая. Спина была мускулистая, к..роткая. Ноги были сильные и стройные. Конь б..жит быстро, легко и энергично, хвост и грива у коня ра..в..ваются на ветру. Правую передн… ногу он выкинул вперед, а левую поджал под себя. Этот вороной конь был очень красив на белом снегу.
1.Списать, вставить пропущенные буквы
2 . Выписать из текста все о коне в соответствии с планом
3. Что нужно добавить? Допишите это в своей работе
Тигр – это большое дикое животное. Он имеет желтый окрас с черными полосами. Тигр – сильный и ловкий, он умеет громко рычать, хорошо плавать, прыгать и быстро бегать. Этот зверь живет в Азии и России. Его можно увидеть также в зоопарке или цирке.
Медведь – это дикое животное. Он большой и подвижный. У него коричневая шерсть, толстые ноги и маленькие уши. Медведь хорошо плавает и лазит по деревьям. Этот зверь живёт в лесу. Всю зиму он спит в своей берлоге. Хотя он хищник, он также любит ягоды, плоды, зерна, траву и корни растений.
Волк – это дикое лесное животное. Его мех чаще всего серого цвета, но также может и отличаться, например, быть белым или чёрным. Он внешне похож на собаку. Этот зверь очень умный и ловкий. Он умеет быстро бегать и хорошо охотиться. Ест он только мясо других животных.
Заяц – маленький дикий зверек, у которого длинные уши, круглый пушистый хвост и сильные задние лапы. Летом его шерсть серого цвета, а зимой – белого. Он обитает на лугу или в лесу. Его поймать тяжело, потому что он бегает очень быстро, ловко запутывает следы.
Лев – это хищное животное. Его называют «царем» зверей. У него есть красивая густая грива и сильные лапы. Он охотится на антилоп, зебр и других животных. После еды лев любит долго поспать. Это очень умное и выносливое животное. Его можно дрессировать, и потом он выступает в цирке.
Лиса – это хищное животное, у неё длинный и пушистый хвост, узкая и длинная мордочка, хитрые и умные глазки. Лиса очень ловкая и быстрая, хорошо умеет запутывать следы. Лиса охотится на кроликов, мышей, зайцев, рыбу. Она любит овощи, яблоки и ягоды.
Существительное |
Прил. м. р. |
Прил. ж. р. |
Прил. ср. р. |
Мн. число |
Тигр |
тигриный |
тигриная |
тигриное |
тигриные |
Медведь |
медвежий |
медвежья |
медвежье |
медвежьи |
Волк |
волчий |
волчья |
волчье |
волчьи |
Заяц |
заячий |
заячья |
заячье |
заячьи |
Лев |
львиный |
львиная |
львиное |
львиные |
Лиса |
лисий |
лисья |
лисье |
лисьи |
Загадки: тигр, медведь, волк, заяц, лев, лиса
Он огромный и усатый, и, к тому же, полосатый. Если встретишь, не до игр! Он зубастый рыжий …(тигр)
М. Корнеева
Он коричневый, лохматый. Угадайте-ка, ребята,
Кто в берлоге спит, ответь, видит сны свои … (медведь)
Длинные уши, зовется косой,
Очень боится быть пойман лисой,
Скачет, петляет, но это не танец,
Так удирает от хищников ... . (Заяц)
Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый … (волк)
Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её ... (Лисичка)
•Грозный, сильный и красивый,
Он трясёт мохнатой гривой.
А как рычит! Совсем не зря
У зверей он за царя. Страшен зверям его гнев, он большой, суровый …
(Лев)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.