МБОУ «СОШ №8»
«Утверждаю»
директор МБОУ «СОШ №8» ________________Абакаров И. С.
«____»____________2024 г.
Мой профессиональный опыт на тему:
Классный руководитель 7 «В» класса:
Зубаирова Хадижат Джабраиловна
Образование: высшее. ДГПУ факультет филологии
Специальность по диплому: учитель русского языка и литературы.
Занимаемая должность учитель русского языка и литературы.
Место работы: МБОУ "СОШ №8» г.Кизилюрт.
Содержание
1. Характеристика субъектов педагогического взаимодействия и педагогической среды …………………………………………………… 3
2. Описание педагогической проблемы, обоснование ее актуальности…………………………………………………….………….5
3. Формулировка цели и задач по разрешению педагогической проблемы………………………………………………………………..….7
4. Теоретическая база опыта……………………………………….……..8
5. Новизна опыта и технология опыта……………………………….…..9
6. Результативность, условия и возможности применения данного опыта…………………………………………………………….…………14
Список литературы…………………………………………………...…...17
Пояснительная записка
“Если ты думаешь на год вперед,
посади семя,
если ты думаешь на десятилетие,
посади дерево,
если ты думаешь на век вперед,
воспитай человека”.
Восточная мудрость
Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать, наедине с ним.
Многие подростки не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще, поэтому классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
§ формирование нравственных качеств личности
§ знакомство с примерами положительных идеалов.
Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе: школа – семья – общество – ребенок.
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет, 5 – 9 классы) — переходный от детства к юности. Он совпадает с глубокой перестройкой всего организма.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и совсем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
Поэтому важно знать основные причины трудностей, возникающих у подростка в учении и помочь ему преодолеть их.
Это, прежде всего недостатки учебной подготовки: пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и несформированные учебные умения и навыки. Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций – анализа, синтеза, с плохим речевым развитием, недостатками развития внимания и памяти.
Надо сказать, что в подростковом возрасте ребята очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.
Поскольку в жизни детей этого возраста значительное место еще занимает игра, развитие этих процессов первоначально лучше проводить вне урока и в ситуации, отличной от учебной, что успешно могут делать и родители.
В этом возрасте необходимо помочь учащимся осознать главные нравственные нормы и правила. Также большую роль играет значимость их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения. И наконец, немаловажным является формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Цель:
Создание в классе единого воспитания пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс основной школы, выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.
Задачи:
развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка;
формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;
формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;
координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума:
развитие и упрочение детской организации как основы ученического самоуправления, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося
1. Характеристика субъектов педагогического взаимодействия и педагогической среды.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «МБОУ СОШ №8» г. Кизилюрт.
Язык образования русский. Численность обучающихся 1882 ученика. Режим работы образовательной организации: пн-сб 7:30 -18:50, субб. вс: выходной. Начало занятий в 8:00. Уроки ведутся по 45 минут. Перемены по 5 минут. График работы МБОУ: понедельник-суббота.
В школе активно ведется досуговая деятельность. Работают кружки:
Помимо учебной деятельности, в школе активно проводятся воспитательные мероприятия. Целью воспитательной деятельности школы является создание условий для формирования духовно – развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Указанная цель реализуется по следующим модулям:
Модуль «Ключевые общешкольные классные дела»
Модуль «Классное руководство»
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Модуль «Самоуправление »
Модуль «Профориентация»
Модуль «Работа с родителями»
Модуль «Школьный урок
Модуль «Я выбираю жизнь»
Модуль «Юные патриоты России»
Модуль « Экскурсии,экспедиции .походы»
В параллели 7-х классов обучается 144 ученика. В 7 «В» классе 26 учеников: 14 мальчиков и 12 девочек. Многодетных семей-14; малообеспеченных -4; неполных -6. Образовательный уровень родителей: высшее- 14; среднеспециальное -8; среднее- 4.
Познавательный уровень класса довольно высокий. Большая часть детей развиты умственно и физически в соответствии со своими возрастными особенностями.
На уроках дети очень активны и любознательны, имеют среднюю работоспособность. Наиболее частые отметки, получаемые, учениками класса являются 3,4 и 5. Но в классе есть ученики, которые менее успешно справляются с учебой: Абдурахманов А., Магомедов Ш., Мукутова Х..
У большинства учащихся наблюдается большой познавательный потенциал и высокий уровень самообразовательной активности. На уроках проявляют интерес к учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий используют дополнительную литературу. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Сообразительны, могут проявлять творчество в умственной деятельности. Владеют навыками самостоятельного труда. Учащимся: Абдурахманову А., и Магомедову Ш., свойственен замедленный темп деятельности. Не всегда успевают за общим темпом. Не показывают осознанности и систематичности знаний. Не всегда могут сделать самостоятельных выводов, не проявляют широты и гибкости мышления. Не сформированы навыки самостоятельного труда. Требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль со стороны взрослых, в результате чего могут достигать высоких результатов. На уроках и перерывах поведение учащихся удовлетворительное.
В классе имеются и органы самоуправления, члены которого избираются не только классным руководителем, но и самими учащимися. Четко распределены должностные обязанности и каждый знает, за что отвечает. Старостой единогласно избрана Гаджиева Шуайна. Формальные лидеры имеют авторитет в классе среди сверстников.
Дети также активно принимают участие во всех школьных мероприятиях и занимают призовые места. Всегда интересуются общественными делами школы, предлагают свою помощь и также принимают участие в них. К общественным поручениям всегда подходят ответственно и творчески.
В классе также наблюдаются группировки по интересам и увлечениям, положительно влияющим на их развитие. Это отдельная группа всех мальчиков с лидером Алиевым Р. У девочек группировок нет, все дружат между собой.
В прошлом году между отдельными мальчиками возникали трения за лидерство в классе, но временем они нивелировались, и получилась одна команда.
В целом же, ребята дружат между собой микро группами по два, три и более человек не только в школе, но и за ее пределами в зависимости от того, кто живет в одном доме. Но, несмотря на такую разрозненность коллектива, ребята всегда заступаются и поддерживают друг друга в трудных ситуациях. Вместе переживают удачи и неудачи класса.
В данном коллективе ребятами не принимаются и осуждаются такие качества, как жадность, корысть, трусость, ябедничество, «расхождение слова с делом». К отзывчивым и дружелюбным ребятам всегда готовы прийти на помощь в трудную минуту.
В целом же класс очень активный, жизнерадостный и общительный. Эмоциональный климат положительный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Характерной особенностью возраста является активное формирование коллективных групп, что социально-ориентированные ученики очень зависимы от мнения группы, легко подчиняются требованиям.
Контроль
над успеваемостью ведет учебный сектор и классный руководитель,
организовывается взаимоконтроль по проверке домашнего задания, проверяются
дневники, выставляются оценки.
Пропуски уроков присутствуют, но они по уважительной причине. Пропуски учащихся
связаны с болезнями и по семейным обстоятельствам. Все справки и объяснительные
родителей имеются. В классе в основном нет учащихся из группы «риска» и
«проблемных семей». К внеклассным мероприятиям дети относятся с большим
интересом, с удовольствием готовят их, принимают в них участие. Дети творчески
подходят к решению любых вопросов, стараются вносить что-то свое,
индивидуальное. В основном все склонны к проявлению фантазии, выдумки. Навыки
культурного общения, порядка и гигиены им многим привиты в семье, с детства.
Большое внимание уделялось сплочению коллектива, проводились различные
психологические тренинги, тесты, давались деловые советы.
1 место на конкурсе «…
Родители оказывают большую помощь в организации работы в классе, а также в воспитании детей. В основном дети чувствуют себя в школе среди детей комфортно, нашли себе друзей, стремятся помочь другим, но есть и такие ребята, которые стараются быть лидерами, первыми.
Полагаю, что в дальнейшем продолжу работу и с детьми, и с родителями по формированию уважительного отношения к окружающим; попытаюсь добиться, чтобы все учащиеся класса посещали секции или кружки; продолжу сплочение и формирование классного коллектива; буду формировать самооценку учащихся; повышу стремление к участию в классных и школьных делах всех учащихся класса; помогу учащимся повысить оценки по некоторым предметам; попытаюсь повысить посещаемость родительских собраний и активность родителей в жизни класса и школы.
Родительское собрание в 7 «в» классе
2. Описание педагогической проблемы, обоснование ее актуальности
Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение обучающимися духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Даже в этом направлении множество внутренних тем. Одной из них является проблема агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, которые проявляются в отношениях между детьми и отношениях между детьми и взрослыми.
Современное общество детоцентрично. Ребенок живет иллюзорным ощущением свободы. Рост информационного давления и наша (взрослая) неготовность к нему, породили страх. В том числе и за ребенка, которого от всего стараются оградить. Современный ребенок дольше находится в состоянии беззаботности, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Эта изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, нарушает процессы взросления, искажает их социализацию.
Перемещение фокуса взаимодействия с окружающим миром в виртуальный мир приводит к ослаблению вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми, в итоги приводят к самоизоляции с детства. Результатом этого и является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
Снижение ценности других людей и участия в их жизни, выводит на первый план позиционирование себя, что приводит к распространению эгоизма, потере гуманистической сути человеческих отношений, буллингу.
Буллингом называется агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться, при этом ответ жертвы показывает, как сильно она задета происходящим. Неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы, – три существенных признака буллинга.
Школьный буллинг можно разделить на две основные формы:
1. Физический школьный буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений.
2. Психологический школьный буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести:
· вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
· обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);
· запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
· изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);
· вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
· повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы).
Новая разновидность школьного буллинга - кибербуллинг – жертва получает оскорбления на свой электронный адрес, унижения с помощью мобильных телефонов или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).
При этом ситуация буллинга негативно влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», т.к. если проявление агрессии оказывается эффектным, то это может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем. Профилактика буллинга поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв».
3. Цели и задачи по разрешению педагогической проблемы
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственной, творческой, гуманистической личности, отрицательно относящейся к вопросам буллинга и травли.
Задачи в соответствии с выбранной проблемой:
- развивать у обучающихся ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство и др.);
- сформировать благоприятные условия для доброжелательного общения обучающихся в классе, в школе;
- сформировать у обучающихся набор компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе обучения;
- развивать у обучающихся комплексное мировоззрение, опирающееся на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности;
- воспитывать у обучающихся уважительное отношение к понятию и принятию «иного», отличающегося от него;
- обучить коммуникативных навыкам, умению сотрудничать.
4. Теоретическая база опыта
Проблема травли обширная тема, которая исследуется психологией, социологией, криминологией, философией, педагогикой. Первые работы, посвященные проблеме насилия, появляются за рубежом в печати с 1905 г. в отечественной психологии тема издевательств в школе относилась к категории замалчиваемых.
В последнее время интерес к этой теме растет. И.А. Александрова отмечает, что буллинг возникает в период неустойчивости коллектива (появление новенького, адаптация). М.В. Сафронов, наоборот, отмечает влияние половозрастных факторов на развитие системной травли в школе (ей больше подвержены шестиклассники, а с возрастом она снижается) . В работах И.А. Регуш, М.А. Новиковой большое внимание уделено способам профилактики и предотвращения буллинга в подростковой среде).
5. Новизна опыта и технология опыта
Реализация данного направления показала важность и значимость системы поддержки и диалога учителя, родителя и обучающегося. Новизна проявляется применительно в выработке конкретной модели взаимодействия с классом. Ряд направлений и методов оказались неприменимы или малоэффективны в данном коллективе.
Ключевые принципы эффективного противостояния травле на уровне школы:
1. Ясная и четкая руководящая позиция взрослых (учителей, администраторов, других сотрудников школы). Она выражается в том, что взрослые не передают детям полностью ответственность за эффективное разрешение сложных ситуаций в отношениях в классе, хотя поддерживают детские инициативы в этом направлении; взрослые подают личный пример поведения, основанного на уважении и интересе к людям и не включающего обидные и унижающие практики общения; они ясно транслируют свою позицию, обозначая критерии соответствия поведения; они выражают эту позицию в реагировании на поступки других – поддерживая позитивное и вмешиваясь и пресекая нежелательное поведение. Позиция взрослых не должна быть деспотичной в высказывании оценок поведения, но она должна быть четкой, понятной и избегать неопределенности.
2. Последовательность, согласованность, непротиворечивость; сотрудничество для достижения общей цели. Работа по прекращению и предупреждению травли эффективна, когда учителя, администрация, родители работают в едином ключе. Когда проблема не замалчивается, а активно рассматривается с разных сторон. Когда транслируемые взрослыми ценности не противоречат основным практикам общения в школе. Несогласованность действия и позиций участников ведет к повышению неопределенности и напряжения и снижению взаимного доверия у участников школьного сообщества.
3. Разработка правил, процедур
и приемов работы. Процесс работы должен быть упорядочен – как во времени, так и
в поведении.
Эффективная позиция учителя включает в себя:
приоритет обучения (над социально-психологическими процессами в классе, соблюдением нормативов и пр.), любознательность и методическую компетентность учителя;
выстраивание доверительных и конструктивных отношений с учениками, основанных на диалоге и принятии любого обучающегося;
установление границ и четкое разъяснение того, что является неприемлемым (без враждебности, без длительных разбирательств);
постепенное делегирование ответственности за прекращение буллинга ученикам.
Технологии профилактики буллинга включают в себя два уровня.
1. Работа с качеством психолого-педагогическим процесса в целом:
Создание правил класса;
Тренинги командообразования;
Привлечение родителей в классную жизнь.
2. Тематическая работа с проблемой буллинга – выработка правил и алгоритмов поведения в рамках конфликтных ситуаций:
Привлечение специалистов (лекции и беседы с психологом);
Тематические классные часы;
Тематические тренинги и игры;
Диспуты;
Родительские собрания.
Существуют периоды жизни класса, когда вероятность возникновения травли повышается - когда существующая система недостаточно устойчива, и необходима адаптация. Такими общими факторами становятся:
начало обучения в первом классе;
переход в среднюю школу;
появление новых учеников в классе;
смена классного руководителя.
Все это учитывается при планировании воспитательной деятельности.
Таблица 1.
Работа по профилактике травли состоит еще и в организации атмосферы сотрудничества, постановки общей цели, достижения
Четверть |
Работа с психологом |
Тематические классные часы, мероприятия, беседы. |
Участие в общешкольных, городских акциях и мероприятиях |
1 |
- диагностика состояния агрессии у подростков - индивидуальная работа с обучающимися |
Классный час «Беслан – город ангелов», открытый классный час «Достойный сын своего народа», - поход на природу - «Школьный этикет. Правила поведения в школе» - «Скажи мне, кто твой друг…», Классный час ко Дню единства народов Дагестана «Мы разные, но мы вместе» |
- Международный день распространения грамотности - «День Мира», - Акция «Милосердие», Акция «Поддержим своих», Акция «С любовью к учителю», Флешмоб «Читаем Расула» |
2 |
- Методика диагностики межличностных отношений - индивидуальная работа с обучающимися - беседа |
- организация совместно с родительским комитетом праздников - «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» |
- Акция «Подари книгу школе» - День толерантности Акция «Дарим тепло» Акция «ПДД на зимней дороге» |
3 |
- индивидуальная работа с обучающимися
|
Открытый классный час «Блокад ный Ленинград», Классный час «Афганистан – ты боль моя», - организация совместно с родительским комитетом праздников для мальчиков и девочек - «Как не стать жестоким?» - «Отчего бывает одиноко?» |
- Акция «Подари частичку детства», Акция «Посылка солдату», Акция «За свой успех благодарю», Акция «Засветись», Акция «Мамины помощники», Праздник весны» «Конкурс «Живая классика», |
4 |
- индивидуальная работа с обучающимися - диагностика уровня удовлетворенности учащихся школьной жизнью - повторная диагностика уровня агрессии |
- индивидуальные беседы - «Давайте говорить друг другу комплементы» - «Быть сильным – это значит…» Классный час ко Дню Победы |
- «Праздники успеха» |
Отдельное направление составляет работа с родителями, которые играют важную роль в коррекции и поддержке позитивного поведения ребенка. Многим родителям трудно принять факт травли, особенно, если их ребенок является агрессором. Работа в этом направлении предполагает индивидуальный и коллективный характер.
Полагаю, что в дальнейшем продолжу работу и с детьми, и с родителями по формированию уважительного отношения к окружающим; попытаюсь добиться, чтобы все учащиеся класса посещали секции или кружки; продолжу сплочение и формирование классного коллектива; буду формировать самооценку учащихся; повышу стремление к участию в классных и школьных делах всех учащихся класса; помогу учащимся повысить оценки по некоторым предметам; попытаюсь повысить посещаемость родительских собраний и активность родителей в жизни класса и школы.
Работа с родителями
Индивидуальная работа с родителями |
Работа с родительским комитетом |
Тематические родительские собрания |
По мере необходимости |
Раз в четверть |
«Почему дети плохо ведут себя в школе?» «Духовно-нравственное развитие личности ребенка в школе и в семье» |
По мере необходимости |
Раз в четверть |
«Можно ли уберечься от вируса грубости?» |
Таким образом, проводимая работа носит комплексный характер. Работа классного руководителя поддерживается психологической службой и администрацией школы.
Родительское собрание
6. Результативность, условия и возможности применения данного опыта
Класс разделен на несколько групп, большая часть из которых нейтрально настроена друг к другу. В отношениях с новеньким время от времени проскальзывали неприемлемые высказывания, замечания.
В период адаптации уровень тревожности повысился, что объясняется несовпадением ожиданий обучающихся, родителей с переходом на новую образовательную ступень и усложнением программы. В тоже время по наблюдениям в классе стали более заметно нарастать противоречия: «мальчики-девочки», «красивые-умные», «модные-немодные».
Ежегодно проводится активная работа по профилактике травли и буллинга, к ней привлекались родители, психологи.
Психолог привлекался для проведения мониторингов, общих бесед с классом. Он проводил работу с отельными детьми, в отношении которых возникали проблемы, а также с их родителями.
Работа проводилась по двум направлениям. По отношению к детям, которые непосредственно были вовлечены в конфликтные ситуации (выполняющими роли агрессоров и жертв): повышение толерантности и навыков саморегуляции агрессоров; развитие коммуникативных навыков, социальной компетентности, а также навыков саморегуляции у детей, ставших объектом травли.
Вторым направлением была работа с классным коллективом по выстраиванию доброжелательной атмосферы, поскольку травля является не формой персональных отношений между двумя детьми, а «симптомом» неблагополучия в классе.
Проведена серия классных часов, бесед, направленных на усиление атмосферы взаимопомощи и поддержки, взаимного доверия в классе. Класс чаще стал принимать участие в общешкольных мероприятиях, где приходится действовать как единый организм, сообщество.
Ифтар в 7 «в» классе
Большую роль в улучшении отношений между обучающимися сыграли родители. Родительский комитет и отдельные родители помогали организовать совместные мероприятия, походы, праздники. Многим пришлось открыть и признать для себя, что агрессивность и жестокость может проявлять любой ребенок. Главное, не допускать создания условий для этого.
Школа является конкурентной средой, в которой сравнение детей по успехам в обучении и выстраивание определенной иерархии происходит всегда, что, конечно, служит источником тревоги и агрессии у детей. Для того, чтобы эти переживания были не так сильны, и психологический климат в классе был благополучным, необходимо, чтобы у каждого ребенка был опыт успешности и переживания себя в статусе эффективного, компетентного и уверенного в себе человека. Выделение учителем отчетливых лидеров и явно неуспешных детей способствует формированию жесткой иерархической структуры в классе, в которой будут устойчиво использоваться методы травли для поддержания этой структуры. Связи с этим стараюсь часто проводить беседы с учителями-предметниками.
Мероприятие, посвященное Международному женскому дню, с приглашением (с участием) учителей-предметников
Организация обучения таким образом, чтобы все дети имели возможность показать свои сильные стороны (ум, догадливость, память, готовность к взаимопомощи, изобретательность, чувство юмора, дружелюбие, физическую форму, отдельные навыки и т.п.) дает возможность детям чувствовать уверенность в себе и свою ценность, обходясь без травли другого.
Список литературы
1. Александров Д. А., Иванюшина В. А., Ходоренко Д. К., Тенишева К. А. (2018) Школьный климат: концепция и инструмент измерения. М.: Изд. дом ВШЭ
2. Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д. (2015) Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество. Т. 6. № 1. С. 103–113.
3. Бутовская М. Л., Русакова Г. С. (2016) Буллинг и буллеры в современной российской школе // Этнографическое обозрение. № 2. С. 99–115.
4. Дахин А.Н. Буллинг в школе и не только…// Сибирский педагогический журнал. № 6 / 2015 . С. 208-214
5. Вишневская В. И., Бутовская М. Л. (2010) Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографическое обозрение. № 2. C. 55–68.
6. Епископ Зиновий (Корзинкин), Гатилова Н.Н., Меньшиков В.М. Духовно-нравственное воспитание: сущность и предмет// Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29). С. 7-13
7. Курносова С.А. Духовно-нравственное воспитание школьников. Система инновационной работы школы// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4(13). С. 58-62
8. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг)// Детская и подростковая психотерапия/ под ред. Д. Лэйн и Э. Миллера. – СПб, 2001 – 345 с.
9. Новикова М. А., Реан А. А. Влияние школьного климата на возникновение травли// Вопросы образования / EducationalStudiesMoscow. 2019. № 2. С. 80-97
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.