Издавна башкиры были известны как скотоводы. Они оставались ими и в 19 в. Башкиры разводили главным образом лошадей. Верховой конь у башкир являлся основным средством передвижения. Верхом на лошади ездили мужчины и женщины, взрослые и дети. Детей приучали к верховой езде с 2-3 летнего возраста.
Большая половина жизни кочевника проходила в верховой езде. Один арабский ученый в 9 веке говорил: «Тюрк сидел на спине лошади больше , чем на поверхности земли.»
Но чтобы так долго сидеть верхом на коне нужны были удобные седла.Золотом и сердоликам ты велел украсить передок седла
Народная песня
Мой верный товарищь и друг боевой. ИКБ.doc
Тема : «Мой верный товарищ и друг боевой»
Золотом и сердоликам ты велел
украсить передок седла
Народная песня
Цели урока:
1) «Повторить изученный материал, (виды декаративноприкладного
искусства, воинское снаряжение).
2) изучить тему «Материальная культура».
3) воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому.
Оборудование: ТСО, иллюстрации.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами повторим изученный материал прошлого урока,
вспомним виды декоративно прикладного искусства, воинские
снаряжения и вооружение башкир.
Итак, на прошлом уроке мы с вами начали изучать раздел
«Материальная культура»
Что же такое культура?
Как вы понимаете это слово?
(Это совокупность всего того, что делает человек, человеком;
Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а
также ее результаты).
А на какие два виды мы разделили культуру.
(На материальную и духовную).
Что входит в духовную культуру?
(Произведения литературы, живопись, музыка).
А в материальную?
(Одежда, пища, утварь, жилище).
Как называется наука изучающая историю общества.
Учитель: К материальной культуре относится декоративно
прикладное искусство.
Что такое, ДПИ?
(Это один из древнейших видов народного искусство. Декоративный
с латинского – украшающий, искусство украшать). Теперь перечислите виды ДПИ.
(Художественная обработка металла, резьба по дереву, аппликация,
вышивка, ткачество).
Ребята, также мы с вами познакомились с развитием кузнечного
ремесла.
Ученик рассказывает о развитии кузнечного ремесла.
Какие приемы ювелирной обработки металла вы знаете?
Ученик: насечка, филигрань, чеканка, чернение, гравировка.
Какой материал использовали башкиры при изготовлении украшений,
воинских снаряжений?
Ученик: Серебро, железо, дерево, золото.
Особым почётом пользовалось у башкир серебро. Среди кузнецов
ювелиров выделялись серебряных дел мастера. При изготовлении воинских
снаряжений применялся не только металл, но и кожа.
Что же делали башкиры из кожи?
Ученик: Налучья, колчаны, сумки для пороха и дроби, кожаные щиты.
Ученик рассказывает об обработке кожи.
Что относится к воинским снаряжениям?
Ученик: Колчаны, налучья, лук, стрелы, пики, кистень, кинжал, у богатых
были и огнестрельные оружия.
Объяснение новой темы.
Издавна башкиры были известны как скотоводы. Они оставались ими
и в 19 в. Башкиры разводили главным образом лошадей. Верховой конь у
башкир являлся основным средством передвижения. Верхом на лошади
ездили мужчины и женщины, взрослые и дети. Детей приучали к верховой
езде с 23 летнего возраста.
Большая половина жизни кочевника проходила в верховой езде. Один
арабский ученый в 9 веке говорил: «Тюрк сидел на спине лошади больше ,
чем на поверхности земли.»
Но чтобы так долго сидеть верхом на коне нужны были удобные
седла.
Ученик рассказывает об убранстве коня.
Мы узнали , что конь был боевым помощником человека. Давайте
запишем в тетрадях.
Запись «Конь – боевой спутник воина». Джигит и конь всегда рассматривались в народе как единое целое. В одной
из народных песен говорится
Эй, батыры, садитесь на коней,
Возьмите луки и стрелы,
Смелей идите в бой,
С победой возвращайтесь домой!
В многочисленных песнях и народных преданиях воспевается образ
коня. У башкирского народа очень много сказок, легенд, пословиц,
поговорок о лошади.
Давайте вспомним какие сказки и легенды вы знаете?
Ученик: Уралбатыр, Акбузат, Златохвостый серебряногривый, Абзелил и
т.д
Образ коня воспевается не только у башкир, но и у других народов.
Г.Тукай татарский поэт пишет:
Лошадей в упряжке пара,
на Казань лежит мой путь,
И готов рукою крепкой
кучер вожжи натянуть.
Вещий Олег киевский князь прощаясь со своим конем пишет:
Вы, отроки – други держите,
Покройте попоной, мохнатым ковром,
В мой луг под уздцы отведите,
Купайте, кормите, отборным зерном,
Водой ключевою поите.
Или же всем известная песня:
Ой мороз, мороз, не морозь меня
Не морозь меня, моего коня.
Моего коня белогривого. –
поет едущий в лютую стужу всадник.
У народа очень много песен о коне.
Запись в тетрадях Образ коня в фольклоре.
Во все века с глубокой древности и до наших дней поэты, художники,
скульпторы отдавали должное лошадям, воспевая их в стихах, изображая
их на картинах, в мраморе, бронзе и чугуне. Лошадь увековечена даже в
шахматах. Образ коня вдохновлял писателей: С.Агиш «Гнедко»,
Ч.Айтматов «Прощай, Гульсары», Г.Шафиков «Черный иноходец».
Г.Рамазанов пишет:
Что сила лошадиная! Порой
Твердят, что кони не для наших дней,
И я не против скорости
Сверх звука,
Но сверх того – за добрых лошадей.
Образ коня вдохновлял композиторов ( прослушивание песни «Под звон
медных бубенцов» на слова А.Атнабаева, музыку В.Хабисламова в
исполнении И.Смакова.
К образу коня обращались режиссеры. Очень много фильмов с
участием лошадей. На киностудии Мосфильм – снят фильм «Всадник на
золотом коне». В главных ролях Фидан Гафаров, Елена Малышева.Фильм
снимался в Бурзянском районе, где был снят и фильм «Вечный зов».
Запись в тетрадях Образ коня в литературе, музыке, в кино.
Большая часть национальных видов спорта и игр у башкир связана с конем.
Сообщение ученика о конных видах спорта.
Ребята, а какие вы знаете конноспортивные игры? (Бэйге, джигитовка,
аузарыш, переваливание, догони девушку)
Ученик: читает стихотворение «Бэйге»
Запись в тетрадях конных видов спорта.
В жизни башкир лошадь играла огромную роль. Она была и другом и
помощником и средством передвижения. Из кожи коня шили одежду,
обувь, изготавливали снаряжение, кожаные сосуды, из конского волоса
делали и сейчас делают кисточки, конским волосом сшивают кожаную
посуду. И кроме всего этого лошадь дает ценнейший пищевой продукт,
который является излюбленным напитком башкир – это кумыс.
Сообщение ученика о кумысе.
Запись в тетрадях о богатырском напитке – кумысе.
Почти 6000 лет лошади верой и правдой служат людям. Около 250
пород лошадей выведено за это время в различных странах мира. Везде они
стали настоящими друзьями и верными помощниками в разносторонней
деятельности. А сколько грации и изящества, когда они мчатся в свободном
беге! Вспоминается афоризм: Нет ничего прекраснее фрегата под парусами, танцующей женщины, и
лошади на полном скаку.
Ребята, сегодня мы с вами говорили о башкирской лошади. Давайте
вернемся к теме нашего урока и эпиграфу. Почему мы так назвали наш
урок?
(Выслушиваются ответы учащихся)
Еще раз прочитаем эпиграф. Почему народ украшал передок седла
(переднюю часть) такими драгоценными камнями? (Выслушиваются
ответы учащихся)
Домашнее задание:
принести рисунки, пословицы и поговорки о лошади;
написать похвальное слово лошади;
Дополнительное задание: подготовить по желанию сообщение на тему:
«Как воспринимает лошадь окружающий мир?»
Мой верный товарищ и друг боевой
Мой верный товарищ и друг боевой
Мой верный товарищ и друг боевой
Мой верный товарищ и друг боевой
Мой верный товарищ и друг боевой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.