Мой взгляд на проблему формирования орфографического навыка»
Оценка 4.6
Исследовательские работы +2
docx
русский язык
5 кл—11 кл
19.06.2019
Работая около сорока лет в школе преподавателем русского языка и литературы, постоянно решаю проблему обучения правописанию и имею по этой проблеме свои твёрдые убеждения и взгляды. В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило, т.е. они должны выработать орфографический навык
Мой взгляд на проблему формирования орфографического навыка.docx
Статья ( аналитическое исследование)
учителя МБОУ г.Астрахани «ООШ№1»
Гайворонской Людмилы Алексеевны
« Мой взгляд на проблему формирования
орфографического навыка»
Работая около сорока лет в школе преподавателем русского языка и литературы,
постоянно решаю проблему обучения правописанию и имею по этой проблеме свои
твёрдые убеждения и взгляды. В основу изучения орфографии и формирования
орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники
должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их
опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное
орфографическое правило, т.е. они должны выработать орфографический навык.
Итогом орфографической грамотности является навык. Это и есть цель работы
учителя в любой дисциплине; в освоении грамотой , автоматическом владении
правилами правописания заключается смысл обучения русскому языку в школе!
Орфографический навык действие сложное, которое формируется на основе
целого комплекса знаний и умений. При этом необходимо строгая взаимосвязь между
всеми компонентами, образующими фундамент того или иного навыка. Только при
этом условии учащийся могут использовать теоретические знания для обоснования
написания слова, то есть действовать сознательно. Прежде чем преступить к работе над
определенным навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют
его фундамент, какими частными операциями должен овладеть ученик, в какие
взаимодействия должны вступать эти частные операции между собой.
Орфографический навык основывается на таких простых навыках и умениях, как:
навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны; устанавливать
морфемный состав, вычленять орфограмму из слова, определять её тип; умение
подбирать проверочные слова и т.п.
Не скрою, есть у меня свои достижения, успехи как в работе с одарёнными детьми,
так и в работе с трудными. Успехи у трудных радуют больше!
В последнее время больше работаю со старшеклассниками, готовлю к ОГЭ, ЕГЭ,
итоговому сочинению. Анализируя ошибки правописания и причины трудностей в
формирования навыка , прихожу к выводу: ученики слабо или никак не владеют
понятийным материалом как основой изучения правил.
Система научных понятий составляет основу каждого учебного предмета. Без этой
системы невозможно понимание и сознательное усвоение закономерностей и правил. Понятие – это основная форма познания, а система понятий – основа любого
систематического знания.
В методике обычно говорится о формировании грамматических понятий, хотя более
точный термин “формирование языковых понятий у учащихся”.
Согласно программе “Начальная школа XXI века” школьники должны усвоить
более ста языковых понятий. Среди них грамматические, понятия из области фонетики,
из орфографии, из теории речи.
Конечно, научные понятия формируются у учащихся не изолированно, а в системе,
в процессе постоянного последовательного изучения русского языка.
Понятия сопоставляются, противопоставляются, группируются, подчиняются одно
другому. Понятие – это совокупность суждений, в которой указаны отличительные
признаки изучаемого объекта. Понятие – это мысль, в которой подтверждаются общие,
существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности.
Определить понятие – значит, установить его границы, позволяющие отличить его
от других понятий. Важно выделять в понятии существенные признаки и применять их
в практической деятельности, например: “глаголами называются слова, которые
называют действие и состояние предметов. Глаголы отвечают на вопросы “Что
делает?” и “Что делают?” В этом примере указаны лишь два признака глагола, по
которым его можно отличить от других слов. При дальнейшем изучении глаголов
ученики узнают и другие признаки : изменение по временам, лицам, числам, имеют
неопределенную форму, вид и наклонение.
Часто ученики не понимают , зачем знать термины, определения, понятия – надо
сразу отрабатывать само правило и навык. Они когдато автоматически зазубрили, что
такое корень, суффикс, существительное и т.д., а зачем в этом разбираться ,
недооценивают!
А как отрабатывать правописание, например, ннн у причастий без умения
разбираться в том, что такое причастие. Они часто не видят разницы между
прилагательными, местоимениями, числительными, если используют для распознавания
только вопрос какой? – второй, свой, какойто, кожаный, купленный… И тут
возникает необходимость возвращаться к остальным морфологическим признакам,
чтобы определить часть речи, а вслед за тем только обучать правописанию.
Очень многие проблемы уходят глубоко в начальную школу: если учителем там не
отработано представление о частях слова, это потом будет препятствием в обучении
орфографии частей слова.
Не видят часто старшеклассники , где заканчивается приставка и начинается корень,
или суффикс, или окончание. Вот вам и проблема в написании , например, слов с двумя
приставками – несгораемый, позавчера; на стыке приставки и корня, суффикса и окончания – чрезмерный, рассвет, ценный, машинныймышиный. Незнание понятий и
процессов словообразования усугубляет эту проблему.
Я всегда настаиваю на том, что грамотное письмо – это результат вдумчивого
отношения к написанию на основе анализа : что я пишу сейчас и какое правило при
этом применяю . Пишу слово приближаться, под ударением буква а, значит, все
остальные гласные буквы ошибкоопасные , начинаю включать механизмы
правописания: при – это приставка приближения, пишу И; корень –ближ, проверяю
ударением : блИзкий, вижу остальную часть в слове , а это глагол, задаю вопрос «что
делать?» и получаю – ться… Я пытаюсь убедить, как правописание зависит от знания
морфемики и морфологии.
И так по каждому случаю приходим к необходимости «качественного» обучения
учащихся на этапе формирования теоретических понятий, это основа, там не надо
жалеть времени на отработку навыка ( извините за тавтологию) для формирования
дальнейших навыков!
Всегда слёзно прошу коллег младших и средних классов научить различать части
слова и части речи.
В грамматических понятиях обобщены существенные признаки языковых явлений.
Существенные признаки — это признаки отличительные, необходимые для того или
иного понятия, без которых понятия, как такового, быть не может (они составляют его
суть, его сущность).
Приступая к работе над понятием, учитель четко определяет для себя его
существенные признаки, с учетом программных требований уточняет, с какими
признаками (существенными или несущественными) необходимо познакомить учащихся
данного класса, какой лучше использовать лексический материал, методические
приемы и средства.
После того как в процессе анализа языкового материала будут выделены
существенные признаки изучаемого понятия (первый этап работы над понятием),
необходимо установить между ними связь, соотнести их между собой как свойства
одного и того же понятия, ввести термин (второй этап работы над понятием).
Раскрытие признаков понятия и введение термина не означает, что учащиеся
осознали сущность понятия. Необходимо, чтобы учащиеся умели точно формулировать
определения понятия и переносить признаки понятия на новый языковой материал, т. е.
умели распознавать изучаемое понятие и применять знания в речевой практике.
Поэтому на третьем этапе проводится работа над точностью формулировки
определения понятия, на четвертом — упражнения в распознавании изучаемой
категории среди других; у учащихся формируются умения оперировать понятием в
целях решения практических задач (для точного выражения мыслей, для правильного написания слов и предложений и т. п.).Показателями усвоения грамматического
понятия являются: умение отличить данную категорию от сходной, умение подвести
под общие правила отдельные частные случаи (привести примеры), умение
пользоваться грамматическими знаниями в самостоятельных творческих работах.
Плохое усвоение терминов создает на уроке большое число проблем.
Часть учащихся плохо понимает рассказ и объяснение преподавателя потому, что
уровень владения понятиями учащихся не соответствует его уровню владения.
Многие учащиеся не понимают зависимости глубины приобретаемых ими
лингвистических знаний от их терминологической грамотности. Отсюда следует, что
для учителя очень важно работать в русле формирования мотивации к овладению
специальной терминологией, в противном случае ученики не в состоянии усвоить
предлагаемую программу по предмету.
Находясь в состоянии терминологической неграмотности, учащиеся теряют
интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро
ориентироваться в тексте параграфа и , главное, тормозят формирование навыков
вообще и орфографических в частности!
Всё вышеизложенное направлено на актуализацию работы учителя над усвоением
понятийного материала как основы формирования орфографических навыков. Знание
инструментария, которым являются понятия, термины, определения, и владение им
позволит упростить работу учителя по орфографии
Мой взгляд на проблему формирования орфографического навыка»
Мой взгляд на проблему формирования орфографического навыка»
Мой взгляд на проблему формирования орфографического навыка»
Мой взгляд на проблему формирования орфографического навыка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.