Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры.
С точки зрения культурологии субкультура – это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.
Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, атрибутикой, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть музыкальные жанры и стили, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Другие субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Урок 35 // Гуманитарий [10:35]
Молодежная субкультура — субкультура, характерная для молодежи. Это — любое объединение молодёжи, имеющей собственные элементы культуры, а именно: язык (сленг), символику (внешняя атрибутика), традиции, тексты, нормы и ценности.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ «РИТМ»
Секция обществознания
РЕФЕРАТ
«Молодежная субкультура и ее роль в
современном обществе»
Выполнила: ученица 11А класса
Пакуленко Анастасия Юрьевна
Руководитель: учитель истории и
обществознания
Курякина Наталья Леонидовна 2
Хабаровск
2012 г.
План
1.Введение
2. История термина, смыслы понятия
3. Основные характеристики молодежной субкультуры
4. Фэндом и возникновение молодежных субкультур
5. Примеры субкультур (музыкальные субкультуры)
5.1.Хиппи
5.2. Растманы
5.3.Металлисты
5.4.Панки
5.5.Готическая мода
5.6.Эмо
6.Японские субкультуры
6.1.Акихабадакэй и анимекультура
6.2.Косплей
6.3.Visual kei
6.4.Гяру (гангуро)
6.5.Fruits
7.Заключение
Литература и источники 3
1.Введение
Современное общество не однородно. Каждый человек – это особенный
микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у
многих из нас похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить,
необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть
цели. Таков социальный механизм образования субкультур – объединений
людей по интересам, которые не противоречат ценностям традиционной
культуры, а дополняют её. И молодежные субкультуры (которые часто
основываются на увлечениях различными жанрами музыки, спортом,
литературой и др.) не исключение.
Подростки
во все времена составляли особую социально
демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая
подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами,
играет большую роль в развитии современного подростка. Впервые к этой
проблематике обратились социологи в 60е годы XX века. В России с конца
80х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам стало
более заметным. В последние годы молодежной субкультуре уделяется
гораздо больше внимания.
Цель моей работы: рассмотреть основные характеристики и аспекты
молодежных субкультур, выделить их особенности, показать их взаимосвязь и
влияние на формирование моды, вкусов и моровоззрение молодого
поколения. Работая над темой, я столкнулась с многообразием позиций, точек
зрения авторов.
Очень интересно было работать с источниками Интернета, трудами
отечественных и зарубежных социологов и психологов. Целую главу в своей
работе я посвятила японским музыкальным субкультурам, поскольку они
очень своеобразны и необычны.
В своей работе я преимущественно использовала статьи журнала
«Теория моды» ( №10, 20082009 г.г.) авторов Дика Хебдиджа, Дмитрия
Громова, Джо Терна, Энна ПирсонаСмита. Также интересной мне показалась
лекция профессора социологии Дугина. Для подготовки презентации по
данной теме я использовала ресурсы Интернета.
2.История термина, смыслы понятия 4
В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих
исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно
избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более
тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в
своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры
привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют
общепринятые стандарты и ценности.
Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие
«городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор
Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие
«клубы»[5].
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался
термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово
«неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда
используется жаргонное слово «тусовка».
Молодежная субкультура система ценностей, и норм
поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и
характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20
лет.
Субкультура молодежи получила заметное развитие в 60 80 е годы в
силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная не занятость
трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов,
фактором социализации школьников, играет противоречивую роль и
оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она
отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой
способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.
Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:
От уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования,
например, учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов.
От возраста. Пик активности 1617 лет, к 2122 годам она заметно
падает.
От места жительства. Движение неформалов более характерны для
города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием
социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и
форм поведения.
Проблема в том, что ценности и ориентации молодежи ограничены в
основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями,
часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит
развлекательно рекреативный и потребительский характер, а не
познавательный, созидательный и творческий.
В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности:
американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а 5
не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения
школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом
средствами ТВ, музыки и др. Эти вкусы и ценности поддерживаются
периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим
деморализующее и дегуманизирующее воздействие.
Рост самодеятельных молодежных групп связан с особенностями
психического развития личности в подростковом и юношеском возрасте,
когда активное стремление молодых людей к признанию их роли в обществе
проявляется при недостаточно сформировавшейся социальной позиции, что
находит отражение в тяге к стихийногрупповому общению.
Речь идет о стремлении к самоорганизации, к утверждению своей
самостоятельности,
характерном для социального созревания на
подростковом и юношеском этапах. Эта тенденция проявляется в моде на
одежду, музыку, и т.д. Причем нередко эти второстепенные моменты
приобретают особую значимость, подкрепляя, с одной стороны, чувство
мнимой самостоятельности подростка, с другой желание протеста, порой
даже неосознаваемого.
3.Основные характеристики молодежной субкультуры
У современной молодежи отдых и досуг ведущая форма
жизнедеятельности. От удовлетворенности досугом теперь зависит
удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует
избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и
групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура
обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все
больше она становится неформальной культурой, носителями которой
выступают неформальные подростковые группы. Молодежная субкультура
во многом носит суррогатный характер она полна искусственными
заменителями реальных ценностей. Одним из способов бегства от
действительности, а также реализации стремления походить на взрослых
является употребление наркотиков.
Социологи сегодня бьют тревогу: на первом месте среди авторитетных
источников информации у молодых людей компьютер, на втором
телевизор. И лишь затем школа, причем, как среда обитания, а не мест
общения. В конце списка семья.
Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка сленга,
который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает
барьер между ними и взрослыми.
Одним из проявлений молодежной культуры являются неформальные
молодежные объединения, своеобразная форма общения и жизни
подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, 6
ценностями, симпатиями. Неформальные группы возникают обычно не в
классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют
важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные,
эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем
не так просто говорить со взрослыми, обеспечивают психологический
комфорт, учат выполнению социальных ролей.
Для многих подростков объединение в неформальные группы и
асоциальный образ жизни являются одной из форм протеста против
привычного уклада жизни, опеки со стороны старших. Подростковая группа
представляет собой новый специфический вид эмоциональных контактов,
невозможных в семье.
Неформальные группы в большинстве своем немногочисленны,
объединяют подростков различного возраста,
пола и социальной
принадлежности и функционируют, как правило, вне контроля взрослых.
Структура их зависит от многих факторов, но главным образом, от
устойчивости
функциональной направленности и
взаимоотношений между членами.
(стабильности),
С возрастом подростковая конформность снижается, авторитарное
влияние группы уменьшается, и тогда уже выбор жизненного пути зависит от
личностных качеств юноши и социальной среды за пределами группы.
Отношения в субкультуре строятся не на основе симпатий или
антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого его членами в
системе. Следует подчеркнуть, что потребность в положительной оценке
окружающими людьми, является ведущей потребностью в подростковом
возрасте. Именно поэтому подросток испытывает острую нужду в
положительной оценке своей личности. Этим объясняется острота
потребности в признании достойного положения подростка в группе
сверстников. В этой связи становятся понятными факты девиантного, а то и
противоправного поведения внешне вполне благополучных подростков из
«хороших» семей.
4.Фэндом и возникновение молодежных субкультур
Фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, как
правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом
может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный»
юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты.
По некоторым признакам фанатство и различные увлечения могут
приобретать черты субкультуры. Так, например, произошло с панкроком,
Однако
готической музыкой и многими другими интересами.
большинство фэндомов и хобби не
субкультур,
будучи
сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.
образуют 7
Если фанатство чаще всего связанно с отдельными личностями
(музыкальные группы, музыкальные исполнители, известные художники),
которых фанаты считают своими кумирами, то субкультура не зависит от
явных или символических лидеров, и на смену одному идеологу приходит
другой. Сообщества людей с общим хобби (геймеры, хакеры, и т. п.) могут
образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков
субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих
сферах).
Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к
изоляции от массовой культуры. Это вызвано как происхождением
субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением
отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в
конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и
иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в
конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой. В
молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство
от реальности), что является одной из фаз самоопределения.
Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж),
язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение
для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является
маркером,
отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от
посторонних людей. В этом проявляется сходство новых субкультур 20го
века и традиционных народных культур. Поэтому методы изучения
субкультур схожи с методами изучения культур традиционных. А именно, это
историколингвистический анализ, анализ предметов культуры и мифо
поэтический анализ.
У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык.
Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично
вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга — неологизмы.
С культурологической точки зрения символ и символизм являются
определяющими в описании той или иной культуры и культурного
произведения. Символы субкультур — это с одной стороны самоопределение
субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с
культурным наследием прошлого. Например, знак анкха в субкультуре
готов — это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с
другой — символ, самоопределяющий культуру в настоящее время [8].
5.Примеры субкультур (музыкальные субкультуры)
5.1.Хиппи
Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются
молодёжные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж 8
музыкальных субкультур формируется во многом в подражании
сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей.
Одной из первых музыкальномолодёжных субкультур современности
были хиппи.
изначально
Хиппи — философия и субкультура,
возникшая
в 1960 годах в США. Расцвет движения пришелся на конец 1960 —
начало 1970 годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской
морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали
стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из
самых известных лозунгов хиппи: «Make
что
означает: «Занимайтесь любовью, а не войной!».
Хиппи верит:
lo ve,
not
war!»,
что человек должен быть свободным;
что достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
что поступки внутренне раскованного человека определяются
стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
что красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и
другого — чисто духовная проблема;
что все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;
что духовная община — идеальная форма общежития;
что все, думающие иначе, заблуждаются.
Символика хиппи
Культура «хиппи» имеет свою символику, признаки принадлежности
и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их
миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус,
плетеных из бисера или ниток, браслетов («фенечек») и прочее, а также
использование текстиля окрашенного в технике «тайдай» (или иначе —
«шибори»).
Примером могут служить так называемые фенечки. Эти украшения
имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров
обозначают разные пожелания, изъявления собственных музыкальных
предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрножёлтая полосатая
фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красножёлтая —
признание в любви. Следует отметить, тем не менее, что эта символика
трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно поразному,
и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения.
Лозунги хиппи 60х:
«Make love, not war» («Занимайтесь любовью, а не войной»)
«Off The Pig!» («Выключи свинью!») (игра слов — «свиньёй» назывался
пулемет M60, немаловажный атрибут и символ Вьетнамской войны) 9
«Give Peace A Chance» («Дайте миру шанс») (название песни Джона
Леннона)
«Hell No, We Won’t Go!» («Ни черта мы не уйдём!»)
«All You Need Is Love!» («Всё, что тебе нужно — это любовь!»)
(название песни The Beatles)[5]
5.2.Растманы
Растаманами
последователей растафарианства.
в
мире
традиционно
называют
В начале 1990х годов на постсоветском пространстве образовалась
особая молодёжная субкультура, представители которой также называют себя
растаманами. При этом они зачастую не являются истинными приверженцами
оригинальной религиознополитической доктрины
африканского
превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую очередь по
признаку употребления марихуаны и гашиша.
Некоторым этого достаточно, чтобы считать себя растаманами,
некоторые более приближены к растафарианской концепции — многие
слушают Боба Марли и музыку регги в целом, используют для идентификации
комбинацию цветов «зелёныйжёлтыйкрасный» (например, в одежде),
некоторые носят дреды. Однако мало кто искренне отстаивает идею
возвращения американских чернокожих в Африку,
соблюдает
растафарианский пост «айтал» и т. п. Однако многие истинно верующие
русские растаманы считают, что репатриация и панафриканизм просто
бессмыслен, по причине того, что русские растаманы никакого отношения к
чернокожим и Африке, по сути, не имеют. В странах СНГ панафриканизм был
замещен идеей «Сиона внутри себя», которая звучит так: «Сион это не место
в физическом, материальном мире. Не в Африке или Израиле или гделибо
еще. Сион находится в душе каждого человека. И стремиться к нему нужно не
ногами, а поступками, мыслями, добром и любовью».
Как бы то ни было, в русскоязычной среде слово «растаман» прочно
связалось с этой группой (но не полностью тождественно ей). Слово по
похожему принципу может использоваться и в других языках для обозначения
просто любителей марихуаны без религиозной подоплёки. Так, в
испаноязычных странах словом «растас» могут называть дреды [5].
5.3.Металлисты
Металлисты — это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в
стиле метал, появившаяся в 1970 годы.
Субкультура широко распространена в Северной Европе, достаточно
широко — в России, Украине, Беларуси, в Северной Америке, есть 10
значительное количество ее представителей в Южной Америке, Южной
Европе и Японии. На Ближнем Востоке, за исключением Турции и Израиля,
металлисты (как и многие другие «неформалы») малочисленны и
подвергаются преследованию.
Слово «металлист» — русское, производная от слова «металл» с
добавлением заимствованного латинского суффикса «ист». Изначально оно
означало «жестянщиков», работников металлургии. Металлист в значении
«поклонник тяжёлого металла» вошло в обиход в конце 1980х.
В английском языке аналогом русского «металлист»
является metalhead — «металлоголовый», «помешанный на металле».
Металлистов также называют жаргонными словамиheadbanger —
«головотряс» и mosher — «толкающийся», в соответствии с поведением
фанатов на концертах.
Стиль одежды
Типичную моду среди металлистов можно описать так:
Длинные волосы у мужчин (распущенные или собранные в хвост)
Преимущественно чёрный цвет в одежде
Кожаная мотоциклетная куртка «косуха», кожаный жилет.
Банданы
Чёрные
футболки
балахоны
или
любимой металлической группы.
с
логотипом
Напульсники — кожаные браслеты с заклёпками и/или шипами (порки),
шипастые, проклёпанные ремни, цепи на джинсах. Также на ремне
может располагаться пряжка с логотипом какойлибо металгруппы.
Нашивки с логотипами любимых металгрупп.
Короткие или высокие сапоги с цепями — «казаки». Тяжелая обувь —
«камелоты», «керзы», «гриндерсы», «мартинсы», «стилы», «гады»,
обычные высокие ботинки. Туфли (как правило, остроносые,
«готические» штиблеты).
Кожаные штаны, армейские штаны, джинсы
Клёпки и шипы на одежде и аксессуарах
Часто — длиннополая одежда черного цвета (плащи, пальто)
Мотоциклетные кожаные перчатки без пальцев (приложение1).
Мировоззрение
В отличие от некоторых других субкультур, субкультура металлистов
лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена только вокруг музыки.
Тем не менее, есть некоторые особенности мировоззрения, которые можно
назвать типичными для значительной части металлистов.
Тексты металгрупп пропагандируют независимость, самостоятельность
и уверенность в себе, культ «сильной личности». Для многих металлистов 11
субкультура служит средством эскапизма,
реальности», формой молодёжного протеста.
отчуждения от «серой
В прессе появлялись исследования,
что
интеллектуальный уровень металлистов зачастую довольно высок, на
основании чего делается вывод, что увлечение металлом может быть
признаком интеллектуальности. По результатам опроса 1000 одарённых
подростков, проведённого в 2007 году, многие из них ответили, что слушают
металл и другую рокмузыку тяжелых направлений для снятия стресса.
утверждающие,
Некоторые исследователи утверждают, что у слушателей тяжёлого рока
и металла выше тяга к агрессии и депрессии. Однако психологи сходятся на
том, что это не следствие, а причина увлечения тяжёлой музыкой. Более того:
респонденты, показывавшие негативные тенденции, чувствовали себя лучше и
увереннее после прослушивания любимой музыки. По их словам, тяжёлая
агрессивная музыка помогает им выплескивать негативные эмоции, не копить
их в себе. Таким образом, некоторые металлисты осознанно или неосознанно
используют металл как средство психотерапии.
5.4.Панки
Панки (англ. punk
—
молодёжная субкультура, возникшая в конце 60х — начале 70х годов
в Великобритании, США, Канаде и Австралии.
Истоки и влияния
дрянной)
плохой,
перен.
разг.
Панк берёт своё начало в 60х годах, когда под влиянием Beatles и
Rolling Stones стали появляться много молодёжных команд, исполняющих
рокнролл.
Относительно сырой и грубый (raw) звук, основанный всего лишь на
нескольких аккордах, можно обнаружить в таких классических вещах того
времени, как «You Really Got Me» группы The Kinks. К концу 1960х
вызывающе примитивное звучание, в соединении с вульгарной манерой
поведения на сцене, стала культивировать американская команда The Stooges.
Её лидер Игги Поп отвергал музыкальные утончённости, ценил в рокнролле
необузданный драйв, выступал на концертах вымазанным в собственной крови
и заканчивал бесчинства на сцене «нырянием» в толпу зрителей.
Идеология
Панки придерживаются различных политических взглядов, но в
большинстве своём они являются приверженцами социально направленных
идеологий и прогрессивизма. Распространенными воззрениями являются
стремление к личной свободе и полной независимости
(индивидуализм), нонконформизм, принципы «не продаваться», «полагаться
на самого себя» (DIY) и принцип «прямого действия» (direct action). Другие
направления
в
включают
политике
панков
в 12
себя нигилизм, анархизм, социализм,
антикапитализм, антирасизм, антисексизм, антинационализм.
антиавторитаризм,
антимилитаризм,
Литература
Панккультура породила значительное количество поэзии и прозы.
Среди известных панкпоэтов следует отметить Патти Смит, Ричарда
Хелла, Джона К. Кларка, объединение «The Medway Poets», а также Джима
Кэррола, чьи автобиографические работы считаются первыми из образцов
панкпрозы.
Издавалось довольно большое количество фэнзинов (т. н. punkzines),
упомянуть Maximum RocknRoll, Punk
среди которых
Planet, CometBus, Flipside, Search and Destroy. Первым из такого рода изданий
стал собственно журнал Punk, основанный в 1975 г. Легсом МакНилом,
Джоном Хольстромом и Гедом Данном.
стоит
О панке написано множество художественных и документальных книг.
Также с понятием «панк» тесно связаны такие литературные жанры,
как киберпанк, дизельпанк и стимпанк.
Внешний вид панков
Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают
и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80х у
панков стала модной причёска «ирокез». Носят рваные джинсы, заправленные
в тяжёлые ботинки или подвёрнутые под короткие тяжёлые ботинки (банки) и
кеды. Некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе
отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Манеру носить кеды
начала группа Ramones, а саму эту манеру они переняли у мексиканской
шпаны (также именуемой как «латиносы»)[9].
Курткакосуха — была перенята как рокнролльный атрибут из 50х,
когда мотоцикл и рокнролл были неотделимыми компонентами. Панки
первой волны стремились вернуть рокмузыке ту же нарочитую задиристость
и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки.
Также панки носят различные атрибуты рокерских субкультур
— ошейники, браслеты (преимущественно кожаные с шипами), и т. п.
(приложение 1).
5.5.Готическая мода
Готы — представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце
70х годов XX века на волне постпанка. Готическая субкультура достаточно
разнообразна и неоднородна, однако для неё в той или иной степени
характерны общие черты: специфический мрачный имидж, а также интерес к
готической музыке, хоррорлитературе и мистике. 13
У готов за два десятилетия сложился достаточно узнаваемый имидж.
Хотя внутри готической моды существуют многочисленные направления, их
объединяют общие черты.
Основные элементы готического имиджа — преобладание чёрного цвета
в одежде, использование металлических украшений с символикой готической
субкультуры, и характерный макияж.
Типичная атрибутика, используемая готами — анх (древнеегипетский символ
бессмертия, активно используется после фильма Голод), черепа, кресты,
прямые и перевернутые пентаграммы, летучие мыши.
Макияж используется и мужчинами, и женщинами. Он не является
повседневным атрибутом, и как правило, наносится перед посещением
концертов и готических клубов. Макияж обычно состоит из двух элементов:
белой пудры для лица и тёмной подводки вокруг глаз.
Прически в готической моде достаточно разнообразны. В эпоху пост
панка основным видом прически были средней длины растрепанные волосы.
Но в современной субкультуре многие носят длинные волосы, или
даже ирокезы. Для готов характерно красить волосы в чёрный или — реже —
рыжий цвет.
Некоторые готы предпочитают одежду, стилизованную под моду XVIII
—XIX вв. с соответствующими атрибутами: кружева, длинные перчатки и
длинные платья у женщин, фраки и цилиндры у мужчин. Встречаются также
общие атрибуты с модой металлистов — частое использование кожаной
одежды, цепей и металлических аксессуаров. Иногда используются садо
мазохистские атрибуты, такие как ошейники и браслеты с шипами. Стиль
«вамп» особенно характерен для готов.
Готика напрямую связана с образом смерти,
и даже сам
вид готов напоминает о ней. Восприятие смерти — одна из характерных
особенностей готического мировоззрения и один из признаков
принадлежности к готам. Образ смерти крайне важен в готической эстетике и
проходит через многие пласты готической культуры. Нормальное состояние
для готов – аngst, «тоска» — достаточно всеобъемлющий термин, которым
описывается обычное готическое состояние.
Юмор у готов довольно
специфичен — это сугубо черный юмор).
Готическая музыка
Готическая музыка родом из английского панка образца 70х. Не буду
описывать, как происходило это рождение – этому посвящены километровые
webстраницы FAQов на gothic.ru, shadowplay.ru и им подобных сайтах [10].
Скажу только, что всё разнообразие готической музыки выкристаллизовалось
из gothicrock.
В Туле готикой считают HIM, 69 eyes, а между тем готическая
музыка очень разнообразна — gothic rock, gothic metal, gothic industrial, dark 14
electro, dark ambient, synth gothic, electro goth, cyber gothic, ethereal, dream pop,
gothic folk, apocalyptic folk, ethno goth, tribal, medieval, neo classic [10].
Что объединяет это разнообразие? Мрачный атмосферный звук; ярко
выраженный декадентский, депрессивный, романтичный и мрачный характер
текстов. Многие коллективы используют horrorэстетику, женский вокал
иdrumмашины вместо живых ударных — это своеобразная визитка готик
музыки.
На раннем этапе развития gothicсубкультуры готы и музыка были
неразрывно
исключительно
поклонников готических групп, и подобная ситуация продолжалась довольно
долго. В настоящее время связь готов с музыкой несколько ослабла. Можно
быть готом, не слушая готическую музыку.
связаны — готами тогда
называли
Готическая субкультура охватывает все религии и их разновидности,
она не имеет прямой привязки к религии. Несмотря на этот факт, goth
культураимеет репутацию культуры сатанистов, извращенцев, людей, которые
своей неприемлемой свободой несут погибель и разрушение — так думает о
них узколобый обыватель. Готы активно используют религиозные образы в
песнях, религиозные украшения в одежде, но всё это сатирическая издевка
или просто fashion и к религии никакого отношения не имеет.
Киберготы — молодежная субкультура, образованная в начале 90х гг в
связи с началом массового распространения Интернета.
Из всех существующих субкультур, Кибер Готы, является самой
молодой и самой развивающийся. Ориентировочно, истоки зарождения
приходятся на 1990й год. Стоит заметить, что точной классификации и
определения данного неформального направления, еще не существует,
конечно, есть некие особенности, которые выделяют это направление от
других, но по глубокому заблуждению многих – ничего общего с
обычной субкультурой Готы, они не имеют.
взглядом
Сами истоки были взяты именно из готического движения, но в
короткий срок были полностью переориентированы. Родоначальное
направление было узко зацикленным, а новым последователями, которые
пытались изза всех сил развивать свое движение – это было не по вкусу.
Именно здесь кроется ответ на вопрос, почему же сейчас видно, даже не
вооруженным
различие.
Как и большинство субкультур, Кибер Готы образовались из
музыкальных направлений в частности стиля Noise, и Индастриал, которые
радикально отличался от других существующих стилей того периода времени.
В качестве музыкальной основы, предпочтение отдается именно ему. Если
кратко затронуть описание этого стиля будет ясно, что помимо звуков гитары
и стандартных песен в стиле рок, в нем активно используются семплы (звуки,
созданные с помощь электронных инструментов, т.е. компьютер и другая
специальная аппаратура,
ориентированная для музыкантов)[9].
радикальное
такое 15
Слово Кибер,
Нельзя обойти вниманием внешний вид субкультуры. В целом он не
имеет ничего общего с другими существующими видами. В качестве основных
причесок используются: дреды, волосы окрашенные в разные цвета, нередко
встречаются у представителей этого движения и ирокезы, но с субкультурой
панк, они не имеют ничего общего. Цветовая гамма колеблется от зеленого,
до черного, но преимущественно используются яркие.
используется не просто так. Если внимательней всмотреться в их внешний
вид, то можно увидеть микросхемы, задействованные как элемент дизайна
одежды, т.е. собственного стиля. Одежды в основном состоит из кожаного
или
материала.
Поскольку это самая современная субкультура, то страсть к компьютерам
здесь рассматривается по умолчанию. 90% представителей данного
неформального направления хорошо разбираются в компьютерных
Единственное, что осталось от
идеологии Готов – это вера в апокалипсис (судный день), который близится с
каждым днем и затронет как минимум весь мир. Больше общих черт со своей
родоначальным направлением, новое движение Кибер Готов, просто не имеет
(приложение 2).
технологиях сегодняшнего дня.
синтетического
5.6.Эмо
от emotional —
Эмо (англ. emo:
эмоциональный) —
молодёжная субкультура,
образовавшаяся на базе поклонников
одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют эмо
киды (emo + англ. kid — молодой человек; ребенок) или, в зависимости от
пола: эмобой (англ. boy — мальчик, парень), эмогёрл (англ. girl — девочка,
девушка) [5].
Мироощущение
Зачастую
мироощущение.
Выражение эмоций — главное правило для эмокидов. Их
отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное,
чувственное
ранимый
и депрессивный человек.
Существует стереотипное представление об
эмо, как о плаксивых мальчиках и девочках. Несмотря на то, что эмо
кор появился и развивался как подвид панкрока, ценностные ориентации
этих субкультур совершенно различны. В отличие от классических панков,
эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви. Внимание эмо чаще
обращено на глубокие личные переживания, чем на общественные
события. Эмокультура начисто лишена агрессии,
характерного
для хардкора — прямого предка эмо.
эмокид —
Эмо часто сравнивают с готической субкультурой, что обычно вызывает
протест как у «готов», так и у эмокидов, хотя некоторые соглашаются, что
между этими субкультурами есть определённое родство. Некоторые
исследователи субкультуры предположили, что эмо подвергаются ещё 16
большему риску самоубийства, чем «готы». По словам Грэхема Мартина,
редактора австралийского журнала о психическом здоровье: «Например, один
вебсайт, посвящённый культуре эмо, описал как ключевое различие между
этими категориями <готами и эмо>: эмо ненавидят себя, готы ненавидят всех.
Если эта ненависть к себе — правда, то можно предположить, что эмо имеют
больший риск нанести себе вред, чем их ровесникиготы. Таким образом, в
идентификации с культурой эмо есть определённый риск. Можно с
уверенностью говорить (хотя формальных исследований на эту тему не
проводилось), что самодеструктивное поведение часто встречается в данной
группе и является ключевой особенностью эмокультуры»[5].
Имидж эмо
Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика
носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные
стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У
девушек возможны детские, смешные причёски — два «маленьких хвостика»,
яркие «заколочки» — «сердечки» по бокам, бантики. Для создания этих
причёсок эмо используют большое количество фиксирующего лака для волос.
Часто эмокиды прокалывают уши или делают тоннели. На лице и иных
частях тела эмокида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре,
бровях, переносице).
И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать
светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью. Ногти
покрывают чёрным лаком.
Одежда
Для эмо характерна одежда в розовочёрных тонах с двуцветными
узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются
чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующеяркие сочетания
считаются допустимыми (приложение 1).
Бывают сочетания в широкую полоску. Часто на одежде изображены
названия эмогрупп, смешные рисунки или расколотые сердца. Встречаются
черты спортивного стиля одежды скейтбордистов и BMXеров.
Наиболее типичная одежда:
Узкая, обтягивающая футболка.
Узкие джинсы чёрного или пепельногосинего цвета, возможно, с
дырками или заплатками.
Чёрный или розовый ремень с заклёпками, провисающими цепями и
большой бляхой с символикой.
Кеды с яркими или чёрными шнурками,
зашнурованными
особым способом.
Клетчатая косынкаарафатка на шее.
Присутствуют ободочки с бантиком. Полосатые гетры на руках. Реже
встречается одежда унисекс. 17
Для эмо характерны следующие атрибуты:
Атрибутика
Почтовая сумка через плечо, покрытая заплатками и значками.
Значки, прицеплённые к одежде и, иногда, к обуви.
БигОчки яркой или чёрной расцветки.
Яркие разноцветные (обычно силиконовые) браслеты на руках, особенно
популярны снэпы или панкатрибутика (напульсники с шипами).
Крупные бусы ярких цветов на шее.
Мягкие игрушки в виде мишек, которым эмокиды вспарывают животы
и зашивают толстыми нитками. Такие игрушки играют роль
своеобразных талисманов. Их берут с собой на прогулки, на занятия, с
ними остаются дома и спят.
Напульсники на руках.
Характерные жесты
Наклонить голову, чтобы свисала чёлка, и приставить к виску два
пальца на манер пистолета.
Сложить руки вместе в виде сердца.
Скривить ноги ступнями внутрь и чуть присогнуть колени.
Фотографировать своё отражение в зеркале [10].
6.Японские субкультуры
Японские молодёжные субкультуры — ряд субкультур среди японской
молодёжи, выделяющихся собственной философией, стилем одежды и
музыкальными предпочтениями. Неотрывно связаны с уличной модой,
поэтому с субкультурами также часто связывают термин «японская уличная
мода», иногда эти термины замещают друг друга. Большинство субкультур
появилось как протест против традиционных японских идеалов красоты и
социальных устоев.
Центром японских молодёжных субкультур является квартал
Харадзюку в районе Сибуя, где появились стиль «лолиты» и смешанный стиль
«фрутс». Также Сибуя — родина «гяру», а квартал Акихабара в
районе Тиёда — мекка поклонников японской анимации (аниме) и комиксов
(манги). На данный момент выделяют несколько основных направлений
типично японских субкультур.
6.1.Акихабаракэй и анимекультура 18
«Отаку» в Японии называют человека, который увлекается чемлибо, но
за пределами страны, в том числе и в России, это понятие обычно
употребляется по отношению к фанатам аниме и манги. В Японии для отаку,
увлекающихся аниме и мангой, используется сленговый термин «акихабара
кэй», обозначающий молодых людей, всё своё время проводящих в
районе Акихабара и увлекающихся миром аниме и его элементов. Район
Акихабара является важным центром японской современной культуры. В
2000х он стал прочно связан с японской игровой индустрией и крупнейшими
издательствами аниме и манги.
Одним из центральных элементов культуры отаку является
понятие моэ означающее фетишизацию или влечение к вымышленным
персонажам.
6.2.Косплей
Косплей ( сокр. от англ. costume play — «костюмированная игра») —
форма воплощения действия, совершаемого на экране. Возник современный
косплей в Японии в среде японских фанатов аниме и манги, поэтому обычно
основным прототипом действия является манга, аниме, видеоигры или
исторический фильм про самураев. Другими прототипами могут являться j
rock/jpopгруппы, представители Visual Kei и тому подобные [11].
Участники косплея отождествляют себя с какимто персонажем,
называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют
аналогичные речевые обороты.
Часто во время косплея
разыгрывается ролевая игра. Костюмы обычно шьются самостоятельно, но
могут и заказываться в ателье или покупаться готовыми (в Японии, например,
бизнес производства костюмов и аксессуаров для косплея поставлен довольно
широко) (приложение 2).
6.3.Visual kei
Музыкальный жанр Visual kei возник на базе японского рока в
результате смешения его с глэмроком, металом и панкроком в 1980х годах.
«Visual kei» буквально означает «визуальный стиль». Он характеризуется
использованием макияжа, сложных причёсок, ярких костюмов, его
последователи зачастую прибегают к андрогинной эстетике.
Благодаря поклонникам, visual kei, как субкультура, смогла обрести и
фэшн составляющую, параллельно впитав в себя элементы стилей «лолит»,
фрутс, а также более традиционных японских представлений о мужской
красоте. Среди поклонников visual kei можно также встретить металлистов.
Во внешнем облике музыкантов групп visual kei, появились черты
«готических лолит» (приложение 2). В свою очередь, вторая волна visual kei, с 19
такими представителями как Malice Mizer, обогатила субкультуру Gothic &
Lolita, повлияв на её развитие и своим внешним видом популяризировав эту
моду среди поклонников visual kei. Привычным для облика музыкантов visual
kei стало использование и одеяний «Лолит». О своём интересе к этому
направлению в моде говорили многие музыканты visual kei.
Мода «Лолита» — субкультура,
основанная на стилистике
времён викторианской эпохи, а также на костюмах эпохи рококо и отчасти на
элементах готической моды. «Лолита» — одна из самых массовых субкультур
Японии, оставивших след в моде, музыке и изобразительном искусстве.
Костюм «Лолиты», как правило, состоит из юбки или платья длиной до
колена, головного убора, блузы и высокой обуви на каблуках (или же ботинок
на платформе).
Прообразы будущей моды «Лолит» можно увидеть уже в моде эпохи
рококо, например, в моде тогдашней Европы. Комбинируя элементы
викторианской эпохи и рококо, «Лолита» также заимствовала западные
традиции и элементы самой японской уличной моды. Несмотря на то, что
мода «Лолита» имитирует типичные европейские образы, она стала сугубо
японским модным и культурным направлением. Родоначальницей стиля была
субкультура «Готическая Лолита».
6.4.Гяру
транскрипция gal с
японская
Гяру —
искажённого
английского девушка (англ. Girl). Термин может означать как популярную
среди девушек японскую субкультуру, пик которой пришёлся на 1990е годы,
так и сам образ жизни. Название происходит от рекламного слогана 1970х
годов марки джинсов «GALS» — «Я не могу жить без мужчин», ставшего
девизом молодых девушек.
как и их
разновидности когяру и гангуро, заслужили прозвища «оя о накасэру»
(заставляющие родителей плакать) и «дараку дзёкусэй» (дегенеративные
школьницы) за нарушение традиционных для японок табу и увлечение
западными ценностями. Девиз когяру — Биба дзибун! («Да здравствую я!»)
[11]. Они выделяются легкомысленным поведением, позитивным мышлением,
любовью к яркой модной одежде, особыми представлениями об идеалах
красоты. К субкультуре гяру могут принадлежать и мужчины, так называемые
«гяруо». С самого своего появления гяру стали одним из важнейших
элементов японской уличной моды.
Нынешние гяру,
Гангуро — направление в моде гяру. Внешний вид гангуро может быть
самым экстремальным и ярким среди гяру, если рассматривать манбу как их
часть. Учитывая распространённую путаницу между гангуро и гяру вообще в
русскоязычном интернете, следует отметить что Гангуро — лишь течение
среди гяру, как например химэгяру или когяру, а не основная субкультура. 20
Гангуро появились в 1990тых годах и сразу начали сильно
дистанцироваться от традиционных взглядов на японскую женщину.
Основными их чертами является глубокий загар, осветлённые волосы (от
просто светлых до серебристых) и яркая одежда. Как и у большинства
японских субкультур, у гангуро популярна обувь на большой подошве. Одна
из самых главных причин возникновение гангуро — огромная популярность j
pop певицы Намиэ Амуро. Она ввела моду на загар, осветлённые волосы и
стиль юбка+сапоги, что во многом определило основы гангуро.
По мнению исследователей японской попкультуры, гангуро является
протестом против традиционных японских представлений о женской красоте.
Это ответ на длительную социальную изоляцию Японии и консервативные
правила в японских школах. В тоже время, многие молодые японки хотели
быть похожими на загорелых девушек из Калифорнии, которых они видели в
американских фильмах или музыкальных хипхоп клипах. По этим
причинам СМИ негативно воспринимает гангуро, как и всю гярумоду в целом
(приложение 2).
Прежде всего, гангуро известны своим глубоким загаром, настолько
сильным, что их часто можно спутать с мулатами. За это они часто становятся
объектом критики со стороны японских хипхоп музыкантов, которые
прозвали гангуро «black wannabes» (рус. Хочу быть чёрным, близкое по
смыслу к русскому «позёр») . Например японский рэппер Banana Ice отмечал,
что хипхоп культура Японии самобытна и не стремится копировать афро
американскую. Этой теме он посвятил несколько песен, где высмеивает и
критикует гангуро и ту часть японской хипхоп сцены, которую он считает
«black wannabie»[11].
6.5.Fruits (стиль Харадзюку)
Район Харадзюку — культовое место для адептов японской уличной
моды. Прежде всего этот район известен благодаря молодёжной
субкультуре Харадзюку гарудзу, с характерыми для неё яркими костюмами,
обилием аксессуаров и «сочетанием несочетаемого» Костюм может включать
в себе как готику и киберпанк, так и клубные неоновые цвета. Отдельно
можно выделить «панкнаправление», для которого типичны клетчатые и
кожаные штаны, использование цепей и других рокатрибутов.
Субкультура «харадзюку гарудзу» возникла в середине 1990х, вместе с
появлением на улицах Харадзюку молодых людей в костюмах, состоящих из
огромного количества разнообразных элементов одежды и аксессуаров.
Разнообразие элементов нарядов представителей этой субкультуры огромно, а
число их возможных сочетаний практически безгранично: на одетом таким
образом человеке можно было увидеть элементы европейских костюмов 21
вперемешку с японскими, дорогостоящую одежду вместе с рукоделием или
одеждой из секондхэнда.
Это не осталось незамеченным представителями модной индустрии. В
1997 году фотограф Сёити Аоки выпустил первый номер ежемесячника
«FRUITS» («фрутс», букв. англ. «Фрукты»), названный в честь народившейся
субкультуры, первый номер которого составляли фотографии подростков с
улиц Харадзюку. В этом же номере журнала Аоки выразил свой взгляд на
движение, объявив появление «фруктов» культурной революцией и бунтом
против шаблонного внешнего вида. Важнейшим свойством движения автор
считал демократичность, возможность любого человека приобщиться к моде,
вне зависимости от финансовых возможностей. Здесь Аоки видел шанс для
противостояния крупным брендам, диктующим тенденции в модной
индустрии.. В это же время моду «фрутс» замечают известные японские
дизайнеры, такие как Ёдзи Ямамото и Михара Ясухиро. Благодаря им мода
Харадзюку получает ещё больший импульс для дальнейшего развития.
Суть идеологии «фрутс» заключается в возможности каждого человека
самому создать свой идеал современной красоты, доступный людям с любыми
финансовыми возможностями, и в отказе от навязанных свыше штампов и
шаблонов. Главную роль при создании костюма играют воображение и
практически ничем не ограниченная возможность выбора. Так, в один день
подросток или молодой человек может появиться на улице одетым в
стиле милитари — в иностранной военной форме, в качестве аксессуара
прихватив с собой противогаз, — а на следующий день нарядиться в
костюм покемона и надеть ботинки на очень высокой подошве.
Впоследствии стиль фрутс интегрировался в японскую уличную моду
вообще, прославив токийскую моду.
Постепенно мода фрутс стала мировым трендом. Благодаря Аоки и
нескольким модным брендам в США и Австралии прошли модные показы и
фестивали фрутс. Проникла эта субкультура и в Россию.
Российские фрутс отличаются от японцев некоторыми особенностями.
Например, в России могут заимствовать какието тенденции у гяру, хотя
традиционно молодёжь Харадзюку игнорирует гяру, а некоторые —
готические лолиты — являются их убеждёнными противниками.
Фрутс вместе с модой из Харадзюку нашли себя и в японской музыке, в
поджанре направления visual kei — oshare kei. Первоначально некоторые
осярэгруппы также назывались «дэкоракэй» (одно из названий фрутс) изза
их демонстративной приверженности моде Харадзюку [11].
7.Заключение
В последние два десятилетия в обществе происходят необратимые
изменения, которые оказывают существенное влияние на молодое поколение. 22
Нынешнее молодое поколение воспитывается в принципиально иных
условиях, нежели прежнее. Социальное расслоение общества, отсутствие
четких нравственных ориентиров, возрастающая роль религии – все это
реальность, к которой надо приспосабливаться. Делают это подростки
весьма мобильно например, включаются в рыночные отношения.
Динамичность изменения сознания – особенность этой социальной группы.
По статистике МВД, примерно 25% молодежи от 12 до 30 лет страдают
наркозависимостью. Помимо этого ползет вверх кривая не только
подросткового, но и детского алкоголизма. По последним данным,
несовершеннолетние и молодежь составляют 7080% наркоманов, все больше
случаев заболевания отмечается у 78 летних детей. По данным ЮНЕСКО, в
Колумбии, Бразилии и России самый высокий уровень насилия среди
молодежи [1].
Подростки в современной ситуации казались в наиболее трудном
положении, потому что их потребность в приобщении, причастности к
обществу, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию, с одной
стороны, стимулируется происходящими сейчас процессами; с другой
жестко сталкивается, вопервых, с отсутствием понимания, уважения со
стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает, не фиксирует,
атрибутивность растущего человека; вовторых, с отсутствием условий для
реального выхода подростка на серьезные дела общества. Данное
противоречие приводит к острому конфликту и искусственной задержке
личностного развития подростков, лишая их возможности занять активную
социальную позицию.
…Запрещать? Это не уничтожит субкультуры, а лишь загонит в
подполье и изменит до неузнаваемости, причем в худшую сторону (ведь когда
тебе говорят сто раз в день, что ты плохой, то это может тебя не только
серьезно обидеть, но и изменить твой характер, мировоззрение).
Сейчас в СМИ идет дискуссия о позитивных и деструктивных субкультурах,
об их «вредности» и «полезности».
Но, наверное, следует говорить не о деструктивности той или иной
субкультуры, а об отдельных ее представителях. Как и в любой социальной
группе, в субкультуре тоже можно встретить и преступников, и наркоманов...
Ни одно объединение не застраховано от этого, таковы особенности социума.
Но деление субкультуры на «опасные» и «безопасные» может стать ловушкой.
Вспомним, как в советское время панков, хиппи и металлистов
причисляли к социально опасным движениям! Но прошло время, и
обнаружилось, что это никакие не бандиты, а просто ребята со своими
увлечениями. Поэтому я категорически против навешивания ярлыков, мол,
эта субкультура — хорошая, а вот эта — плохая. Запрещая яко бы «вредные»
движения, мы загоняем их в подполье и заставляем бунтовать — это 23
естественная психологическая реакция, особенно для молодежи и
подростков.
Субкультура это часть общественного организма, она не противоречит
базовой культуре, а дополняет ее. Поэтому давайте сначала будем изучать
субкультуры, а лишь потом пытаться запрещать. Давайте говорить об этом:
пусть взрослые услышат молодых, а молодые — взрослых. Ведь у всех нас
гораздо больше общего, чем различий, и всегда можно договориться.
Литература и источники
1.fsselecrton.forumbook.ru/t44topic
2.komarenko.org/
3.Лекция №11 Постобщество (Структурная социология) проф. Дугин.
konservatizm.org/konservatizm/sociology/
4.molodeznyiextrimizmrossii.com/2011/05/molodezhnyesubkultury/
www.npnd.ru/view
5.Молодежные тусовки и субкультуры/ coolreferat.com/
6.stud24.ru/sociology/molodjozhnaya
7.turbopro.ru/itk/web/istoria.html
8.«Теория моды». № 10, зима 2008—2009. Дик Хебдидж. Главы из книги
«Субкультура: значение стиля».
9.«Теория моды». № 10, зима 2008—2009. Дмитрий Громов. Любера: как
становились пацанами.
10.«Теория моды». № 10, зима 2008—2009. Джо Терни. Взгляд сквозь камеру
слежения: антисоциальный трикотаж и «эти жуткие типы в капюшонах».
11.«Теория моды». № 10, зима 2008—2009. Энн ПирсонСмит. «Готы»,
«Лолиты», «Дарты вейдеры» и коробка с маскарадными костюмами:
исследование феномена косплея в ЮгоВосточной Азии. 24
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Молодежная субкультура - и ее направления.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.