Результаты диагностики
ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ образования
Обучающихся 1 класса за 2020 – 2021 учебный год
Диагностика сформированности личностных УУД обучающихся 1 класса (апрель 2021 г.)
Таблица 3. Результаты оценки уровня сформированности личностных УУД обучающихся 1 класса
№ п/п |
Список класса |
Самоопределение |
Смыслообразование
|
Нравственно – этическая ориентация |
||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
||
1. |
|
1 |
2 |
# |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2. |
|
1 |
1 |
# |
0 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3. |
|
1 |
2 |
N |
0 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
4. |
|
2 |
2 |
N |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
5. |
|
1 |
2 |
N |
0 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
6. |
|
2 |
3 |
N |
3 |
3 |
5 |
2 |
2 |
3 |
7. |
|
1 |
1 |
# |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
8. |
|
1 |
2 |
# |
2 |
2 |
4 |
2 |
1 |
3 |
9. |
|
1 |
2 |
N |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
10. |
|
2 |
2 |
$ |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
11. |
|
2 |
2 |
# |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
12. |
|
2 |
2 |
N |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
13. |
|
2 |
2 |
# |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
14. |
|
2 |
3 |
N |
2 |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
15. |
|
1 |
1 |
$ |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
16. |
|
1 |
2 |
# |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
17. |
|
1 |
1 |
# |
0 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
18. |
|
2 |
3 |
N |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
19. |
|
2 |
2 |
N |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
20. |
|
1 |
2 |
N |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
21. |
|
2 |
3 |
N |
2 |
3 |
5 |
2 |
2 |
3 |
22. |
|
2 |
3 |
# |
2 |
3 |
4 |
2 |
2 |
3 |
23. |
|
1 |
2 |
N |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
24. |
|
1 |
1 |
# |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
25. |
|
3 |
3 |
N |
3 |
3 |
5 |
2 |
2 |
3 |
26. |
|
2 |
2 |
N |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
27. |
|
2 |
3 |
$ |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
3 |
28. |
|
2 |
2 |
$ |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
29. |
|
1 |
2 |
# |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
30. |
|
2 |
2 |
$ |
2 |
3 |
4 |
2 |
2 |
3 |
Самоопределение
А. Уровень сформированности основ гражданской идентичности:
1 уровень – низкий – 47 %
2 уровень – средний – 50 %
3 уровень – высокий – 3 %
Б. Уровень сформированности внутренней позиции школьника:
0 уровень – отрицательное отношение к школе и пребыванию в ней (0 %);
1 уровень – положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации) (17 %);
2 уровень – ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, а не учебных (60 %);
3 уровень – ориентация на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни (23 %).
В. Уровень сформированности самооценки:
заниженная самооценка – 17 %
адекватная самооценка – 47 %
завышенная самооценка – 36 %
Г. Уровень развития рефлексивной оценки атрибуции успеха/неуспеха в деятельности:
0 уровень – низкая рефлексия – некритичная оценка своей деятельности (13 %)
1 уровень – «способности, везение» – ребёнок ссылается на способности, везение (40 %)
2 уровень – «объективная трудность задачи» – ссылается на объективную трудность (37 %)
3 уровень – «усилия» – ссылается на недостаточность собственных усилий (10 %)
Смыслообразование
Д. Уровень развития познавательного интереса и инициативы:
1 уровень – низкий – 20 %
2 уровень – средний – 57 %
3 уровень – высокий – 23 %
Е. Уровень сформированности школьной мотивации:
1 уровень – негативное отношение к школе (0 %)
2 уровень – низкая школьная мотивация (10 %)
3 уровень – низкая мотивация при положительном отношении к школе (40 %)
4 уровень – хорошая школьная мотивация (40 %)
5 уровень – высокая школьная мотивация (10 %)
Нравственно – этическая ориентация
Ж. Ориентация на моральное содержание ситуации и усвоения нормы справедливого распределения:
1 уровень – норма справедливого распределения усвоена частично, отсутствует ориентация на моральное содержание ситуации (3 %);
2 уровень – выделяют норму справедливого распределения и формулируют её, как правило, которому необходимо следовать всем («нужно делиться с другими», «должно всем достаться поровну») (97 %)
З. Ориентация на моральное содержание ситуации и усвоения нормы взаимопомощи:
1 уровень – не выделяют морального содержания рассказа ответа. Ориентировка на связь эмоций и невыполненного поручения отсутствует, хотя и принимают установку на просоциальное поведение – указание на неправильное поведение героя, ориентированы на норму взаимопомощи (43 %);
2 уровень – выделяют моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев. Указывают на невыполненную просьбу матери («ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал»). Ориентировка на связь эмоций и невыполненной просьбы (57 %)
И. Ориентация на мотивы поступков героев (уровня моральной децентрации):
1 уровень – отсутствует ориентация на обстоятельства проступка (Следует наказать обоих: оба виноваты, поступили оба плохо) (10 %);
2 уровень – ориентация на объективные последствия поступка (Следует наказать Сережу: Сережа виноват больше, он разбил больше (много) чашек) (33 %);
3 уровень – ориентация на мотивы поступка (Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя удовлетворить свои желания) (57 %)
ВЫВОДЫ:
1) На момент окончания 1 класса 47 % учащихся продемонстрировали низкий уровень сформированности основ гражданской идентичности. Эти дети имеют поверхностное представление о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу; считают их малозначимыми для себя, проявляют пассивное отношение к ним.
50 % учащихся продемонстрировали средний уровень сформированности основ гражданской идентичности. Эти дети имеют недостаточно полное и чёткое представление о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу; проявляют диффузное эмоциональное отношение к ним.
3 % учащихся продемонстрировали высокий уровень сформированности основ гражданской идентичности. Эти дети имеют полное и чёткое представление о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу; считают их значимыми для себя, проявляют эмоционально – личностное отношение к ним.
В целом для учащихся 1 класса характерно не только поверхностное представление о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу, но и слабая дифференцированность понятий «гражданин» и «хороший человек».
2) На момент окончания 1 класса внутренняя позиция школьника сформирована у 23 % учащихся. Эти учащиеся демонстрируют положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы они продолжают стремиться к занятиям школьного содержания. Они проявляют особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа. Такие дети предпочитают классные коллективные занятия индивидуальным занятиям дома и социальный способ оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).
60% учащихся продемонстрировали второй (средний) уровень сформированности внутренней позиции школьника. Для них характерна ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, а не учебных.
17 % учащихся продемонстрировали низкий уровень сформированности внутренней позиции школьника. Для них характерно положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации).
Отсутствуют учащиеся с отрицательным отношением к школе и пребыванию в ней.
3) 47 % учащихся продемонстрировали адекватную самооценку себя и своей деятельности. У них сформировано положительное отношение к себе.
36 % учащихся продемонстрировали завышенную самооценку себя и своей деятельности. Это обусловлено слабо развитой рефлексией (способность анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих). Дети часто не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
17 % продемонстрировала заниженную самооценку.
4) На конец первого класса рефлексивная оценка атрибуции успеха/неуспеха в деятельности развита у 10 % учащихся. Эти дети считают, что их неуспех в какой-либо деятельности связан с недостаточностью собственных усилий.
77 % (40 % и 37 %) учащихся приписывают неуспех в деятельности внешним обстоятельствам (не успеваю так быстро, не умею, случайно, трудная задача, мы раньше таких не делали). А 13 % учащихся не могут критически оценить свою деятельность. Это связано с тем, что рефлексивная оценка собственной деятельности у учащихся находится в стадии становления.
5) На конец первого класса познавательные интересы 23 % учащихся сформированы на высоком уровне. Эти дети проявляют выраженный интерес к сказке, сами задают вопросы, настаивают на чтении сказки до конца.
Познавательные интересы 57 % учащихся сформированы на среднем уровне. Дети проявляют интерес к сказке, но их инициативность проявляется ещё недостаточно, после дополнительного вопроса взрослого спрашивают, чем закончилась сказка и с интересом выслушивает развязку.
Познавательные интересы 20 % учащихся сформированы на низком уровне. Дети интереса к чтению сказки не проявляют, вопросов не задают.
6) На конец первого класса 50 % учащихся продемонстрировали высокий и хороший уровень формирования учебной мотивации. Из них 10% учащихся отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. А 40 % учащихся успешно справляются с учебной деятельностью.
40 % учащихся положительно относятся к школе, но школа их привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10 % учащихся продемонстрировали низкую школьную мотивацию.
7) На конец учебного года 97 % первоклассников осознанно ориентированы на норму справедливого распределения и поиск способов её реализации, 57 % усвоили нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений, 57 % при решении моральной дилеммы ориентированы на мотивы поступка.
Проблемы формирования личностных УУД у учащихся 1 класса:
– недостаточно чёткое и полное представление о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу;
– низкий уровень сформированности рефлексивной оценки себя и своей деятельности;
– незрелая мотивация учения;
– неадекватная самооценка;
– слабая нравственно-этическая ориентация.
Рекомендации на следующий учебный год
1. Формировать внутреннюю позицию школьника и учебную мотивацию через развитие учебно – познавательного интереса, эмоциональной привлекательности учения и школьно – учебной действительности, через обеспечение успешности детей в учебной деятельности, поощрение усилий в преодолении трудностей.
2. Развивать рефлексию через адекватную систему оценивания учителем (включает адекватное описание степени достижения учащимися цели, допущенных ошибок, их причин, способы преодоления ошибок и затруднений); через ориентацию учеников на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий.
3. Формировать нравственно – этическую ориентацию учащихся через развитие ориентации в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей; через развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регулятора морального поведения; через освоение учащимися моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность); через развитие эмпатии, сопереживания, эмоционально – нравственной отзывчивости.
4. Формировать моральные мотивы (чувство долга и ответственность) через развитие произвольности поведения и деятельности в целом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.