МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №56 «СЕВЕРЯНОЧКА»
МОНИТОРИНГ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ
ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ от 5 до 6 лет
на 2016 -2017 учебный год
Учитель-логопед Кашапова Л.Я.
Пояснительная записка.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОУ система мониторинга ориентирована на выявление образовательных достижений воспитанников. Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния речевого развития дошкольников 5- 6 лет с ОНР III уровня.
Методика мониторинга представляет цели, методы, процедур исследования и критерии оценки развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Используя данную методику, учитель-логопед имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом.
Результаты мониторинга используются учителем-логопедом при:
· планирование коррекционно-образовательной деятельности;
· отборе методов, приемов и технологий;
· комплектовании подгрупп для организованной деятельности.
В качестве наглядно-дидактическогообеспечения используются:
1. Речевая карта ребенка от 5 до 7 лет.
2.Дидактическйи материал по обследованию речи детей /О.Е.Грибова, Т.П.Бесонова. М.:Арктик, 2001.
3. Альбом для логопеда / О.Б.Иншакова.
4. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых
нарушений / Под ред. Г. В. Чиркиной — М., 2003.
Мониторинг проводится на протяжении нескольких дней. За один день реализуются не более двух разделов. На каждое исследование затрачивается не более 15 минут.
Во время мониторинга создается положительный эмоциональный фон взаимодействия между учителем-логопедом и ребёнком. Ребенок заинтересовывается выполнением тестовыхзаданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы поощрения, ребёнок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталостиили негативизма у ребенка обследование прекращается и переносится на следующий день.
Показатели уровня речевого развития воспитанников
группы компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 6 лет.
дата обследования: май 2017 года; количество: 10 детей
№ п/п
|
Ф.И. ребенка |
|
|
|
|
|
|
Звуковой анализ и синтез
|
|||||||
Звукопроизношение |
Фонематическое восприятие |
Слоговая структура слова |
Словарь |
Грамматический строй |
Связная речь |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
10 |
|||||||
|
|
февраль |
май |
февраль |
май |
февраль |
май |
февраль |
май |
февраль |
май |
февраль |
май |
февраль |
май |
1 |
Васильева Ева |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
2 |
Гарипова Анастасия |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
С |
3 |
Даянов Данияр |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
4 |
Измайлова Виктория |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
5 |
Лощев Артем |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
6 |
Михеева Екатерина |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
7 |
Сардина Екатерина |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
8 |
Сергачев Захар |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
9 |
Филимонов Михаил |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
10 |
Чехранова Дарья |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
высокий уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
средний уровень |
|
20% |
|
30% |
|
80% |
|
20% |
|
40% |
|
30% |
|
40% |
|
низкий уровень |
100% |
80% |
100% |
70% |
100% |
20% |
100% |
80% |
100% |
60% |
100% |
70% |
100% |
60% |
|
итог
|
высокий уровень - средний уровень -40% низкий уровень-60%
|
Показатели уровня речевого развития группы компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 6 лет.
дата обследования: май 2017 года - количество: 10 детей
Разделы речи |
Уровни |
|
|
сентябрь |
май |
||
Звукопроизношение |
высокий |
|
|
средний |
|
20% |
|
низкий |
100% |
80% |
|
Фонематическое восприятие |
высокий |
|
|
средний |
|
30% |
|
низкий |
100% |
70% |
|
Слоговая структура слова |
высокий |
|
|
средний |
|
80% |
|
низкий |
100% |
20% |
|
Словарь |
высокий |
|
|
средний |
|
20% |
|
низкий |
100% |
80% |
|
Грамматический строй речи
|
высокий |
|
|
средний |
|
30% |
|
низкий |
100% |
70% |
|
Связная речь |
высокий |
|
|
средний |
|
30% |
|
низкий |
100% |
70% |
|
Звуковой анализ и синтез |
высокий |
|
|
средний |
|
40% |
|
низкий |
100% |
60% |
|
Общие показатели речевого развития |
высокий |
|
|
средний |
|
40% |
|
низкий |
100% |
60% |
Качественный анализ
дата: май 2017 года
Выявление проблемы:
Звукопроизношение.
Исследование состояния звукопроизношения выявило полиморфное нарушение звукопроизношения, проявляющееся в дефектном произношении сразу многих звуков из разных фонетических групп. Для многих дошкольников является характерным недифференцированное произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков, когда один звук заменяют одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. У большого количества детей нарушения звукопроизношения связаны с дефектами строения артикуляционного аппарата: аномалии прикуса (прогнатия, прогения, передний, боковой открытый прикус), толстый массивный язык, дефекты строения зубного ряда.
Фонематический слух и восприятие.
Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, дети не различают на слух оппозиционные фонемы, с трудом выделяют первый и последний звук в слове.
Слоговая структура слова.
Отмечаются ошибки в передаче слоговой структуры многосложных слов со стечением согласных. Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов. Наблюдаются типичные сокращения согласного при стечении, сокращение количества слогов, упрощение слогов, отказ от ответа из-за трудности воспроизведения.
Словарь.
Словарный запас отстает от нормы. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. В речи используются прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. Нередко дети заменяют называние части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению, за счет существительных и глаголов. В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, одежда, животные. Антонимы не используются. Например, характеризуя величину предмета, дети используют два понятия: большой-маленький, которыми заменяются слова: длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
Грамматический строй речи.
Характерными для детей являются и нарушения словоизменения. В речи воспитанников наблюдается большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа («стулы», «браты», «ухи»), неправильное употребление числительных «три» и «пять» с существительными («пять собака», «пять яблоко», «пять кагандаш»), ошибочные ударения в слове, нарушение дифференциации вида глаголов («сели, пока не перестал дождь»), ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьет вода», «кладет дров»), неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде («небо синяя», «солнце огненная»). Иногда встречается и неправильное согласование глаголов с существительными («мальчик рисуют»).
Затрудняется дети в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («травочка», «зеркакольчка»), относительных прилагательных («из стекловый», «мехный»), притяжательных прилагательных («коговы»).
Наиболее характерными ошибками в употреблении предложно-падежных конструкций являются следующие: пропуск предлога при правильном употреблении флексии: кубик-коробке (в коробке); замена требуемого предлога другим, при этом флексия не соответствует использованному предлогу: ручка упала из коробки (ручка упала с коробки).
Связная речь.
Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной.
Звуковой анализ и синтез.
Недоразвитие фонематического слуха и восприятия задерживают овладение детьми звуковым анализом и синтезом. Дети затрудняются в определении наличия или отсутствия заданного звука в слове на слух; при выполнении элементарных действий звукового анализа: не могут выделить первый ударный гласный в слове, начальный и конечный согласный в словах.
Планирование работы по решению проблем:
ü Развитие общей моторики.
ü Развитие произвольной ручной моторики.
ü Развитие мимической мускулатуры.
ü Формирование артикуляционной моторики.
ü Формирование просодической стороны речи.
ü Формирование звукопроизношения.
ü Развитие фонематического восприятия.
ü Формирование звукового анализа и синтеза.
ü Формирование слоговой структуры слова.
ü Совершенствование импрессивной речи.
ü Развитие экспрессивной речи.
ü Формирование грамматического строя речи.
ü Развитие связной речи.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.