План-конспект урока
по алгебре
в 8 классе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Чкаловская средняя общеобразовательная школа имени И.Т. Неровича»
на тему «Формула корней квадратного уравнения»
Разработал: Косенко Татьяна Ивановна
слушатель курсов профессиональной переподготовки «Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Проверил: Земляная Екатерина Сергеевна
с.Чкалово 2023 г.
Предмет: Алгебра
Класс: 8
Учебник: Алгебра 8 класс, под редакцией С.А.Теляковского, Издательство «Просвещение»
Тема урока: Формула корней квадратного уравнения
Цели:
1. Личностные: создать условия для усвоения учащимися формулы корней квадратных уравнений через самостоятельную поисковую деятельность в групповой работе, научится распознавать квадратные уравнения и решать их.
2. Метапредметные: сформировать умение ставить новые задачи в учебной и познавательной деятельности;
3. Предметные: - способствовать выработке у учащихся умения обобщать изученный материал, анализировать, сопоставлять, делать выводы по изучаемой теме.
- познакомить с формулой корней квадратного уравнения, дискриминанта, учить применять
эти формулы.
- рассмотреть приемы решения уравнений через организацию исследовательской работы учащихся;
4. Коммуникативные: сформировать коммуникативные умения и навыки, умения объективно оценивать результаты своей учебной деятельности, функции самоконтроля и взаимоконтроля;
5. Развивающая: - развивать логическое мышление учащихся;
- повышать интерес к изучаемой теме;
- развитие умения аргументировать делать выводы;
- развитие навыка работать в группе;
- формирование грамотности математической речи и интереса к математике.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, самоконтроль, взаимопомощь, групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник по математике, дидактические материалы, раздаточный материал.
Структура и ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
1. Вводно-мотивационный этап (Организационный )(5-7минут ):
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Целеполагание и мотивация
2.Основной этап- Изучение нового материала (20-25минут):
Введение новых знаний
Первичное закрепление
Проведение первичного контроля.
3.Рефлексивно-оценочный этап (5-7минут)
4.Информация о домашнем задании (3-5 минут)
Деятельность учащихся
1. Вводно-мотивационный этап (Организационный )(5-7 )
Проверить готовность класса к уроку, наличие учебников, тетрадей и письменных принадлежностей. Визуально проверить общую организацию класса.
- Здравствуйте, садитесь!
УУД
Личностные: развитие интереса к предмету.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: развитие навыка учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
На доске цитаты:
«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе». М.И. Калинин
«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным» Б. Паскаль
2. Подготовка к изучению нового материала (вызов). (3 мин)
Давайте проверим с помощью теста, на сколько хорошо вы умеете определять виды квадратных уравнений. Даны уравнения- напротив каждой колонки вы ставите плюс, если оно принадлежит к данному виду.
Тест “Виды квадратных уравнений” (Ответ +)
Ф.И. |
полное |
неполное |
приведенное |
неприведенное |
биквадратное |
Общий балл |
1. х4 + 2х2 +3 = 0 |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
2. 4х2 + 7 = 0 |
|
+ |
|
+ |
|
|
3. 2х2 – 5х = 0 |
|
+ |
+ |
|
|
|
4. –2х2 + 4х +6 = 0 |
+ |
|
|
+ |
|
|
5. 5х + 8х2 + 9=0 |
+ |
|
|
+ |
|
Критерий оценивания: слайд 3
Нет ошибок – 5 б.
1 – 2 ош. – 4б.
3 - 4 ош. - 3б.
5 - 6 ош. – 2б.
Более 6 ош. – 0 б.
Ребята выполняют работу, а затем меняются листочками и по ключу проверяют ответы, оценивая работу товарища.
3. Целеполагание и мотивация
На прошлых уроках вы уже узнали несколько способов решения квадратных уравнений. А давайте вспомним, какие это способы?
(Графический способ и способ выделения полного квадрата.)
Правильно. Но эти способы не универсальны, так как графический способ не всегда дает точный результат, а способ выделения полного квадрата достаточно сложный и трудоемкий.
Математики всегда ищут более простой и универсальный способ решения.
Как вы думаете, существует способ ли еще какой-нибудь способ решения квадратных уравнений?
Значит нам предстоит рассмотреть универсальную формулу для решения квадратных уравнений и научиться ее применять.
Итак, записываем тему: «Формула корней квадратного уравнения».
Ребята, а какую цель вы сегодня должны поставить перед собой?
Ответы учеников
УУД:
Личностные: уметь ясно и точно излагать свои мысли
Регулятивные: уметь составлять план действий для достижения учебной цели
Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Познавательные: самостоятельное выделение, уметь сформулировать познавательную цель
2.Основной этап - Изучение нового материала (20-25минут)
4)Введение новых знаний
Ребята, попробуйте объяснить, что такое «формула корней квадратного уравнения». Ответы учеников
Сегодня на уроке вы узнаете, что означает это понятие, научитесь находить дискриминант и в зависимости от его значения корни квадратного уравнения.
Итак, как мы вспомнили, что квадратное уравнение это- алгебраическое уравнение общего вида ax2+bx+c=0, где x — неизвестное, a,b,c, — коэффициенты, причём a≠0.
Предлагаю вам заполнить таблицу (Ответы)
Выписать коэффициенты квадратного уравнения. |
|||
|
а |
b |
с |
12х2+ 3х-16=0 |
12 |
3 |
-16 |
-5х2 + 11х+2=0 |
-5 |
11 |
2 |
7х2 = 0 |
7 |
0 |
0 |
-9х - 2х2+1=0 |
-2 |
-9 |
1 |
3х2 - 40 = 0 |
5 |
0 |
-40 |
-х2- 5 + 6х=0 |
-1 |
6 |
-5 |
15х2+4=0 |
15 |
0 |
4 |
х2- 7х=0 |
1 |
-7 |
0 |
8х2-2х+4=0 |
9 |
-2 |
4 |
-3х2-12х+5=0 |
-3 |
-12 |
5 |
Самопроверка. Ученики проверяют свои работы, обводят неверные ответы. Самостоятельная отметка обучающимися.
4.2 Разбитие класса на три группы (I и II вариант)
Составьте квадратные уравнения, если известны их коэффициенты:
I вариант II вариант
1) а =4, b = 8, c = 1; 1) a =2, b = -1, c = 9;
2) а =3, b = 0, c = -2; 2) a = 5, b = 0, c = -3;
3) а = 4, b = 0,3, c = -3; 3) a = -3, b = 4, c = 0,5
Ответы учеников выборочно по каждому из примеров.
Для решения квадратных уравнений существует несколько способов. С первым из них - выделение квадрата двучлена мы познакомились на прошлом уроке, но данный способ{\displaystyle ax^{2}+bx+c=0}xfcnj bcgjkmpe.n часто приводит к громоздким преобразованиям.
Итак, в ходе преобразований уравнения ax2+bx+c=0 получаем равносильное ему уравнение
( |
|
b |
) |
2 |
|
b2-4ac |
|
x + |
|
= |
|
||||
2a |
|
4a2 |
|
Число корней квадратного уравнения зависит от знака дроби
b2-4ac |
|
|
|
4a2 |
|
Так как знаменатель 4a2 число положительное (а≠0), следовательно, знак дроби зависит от числителя, т.е. выражения b2-4ac. В математике это выражение называется «дискриминант квадратного уравнения ax2+bx+c=0» (с лат. «различитель»). Дискриминант обозначается латинской буквой D.
С помощью дискриминанта можно записать формулу нахождения корней квадратных уравнений короче:
|
-b±√D |
|
|
x1,2 = |
|
||
2a |
|
, где D= b2-4ac |
Дискриминант позволяет определить, имеет ли уравнение корни и сколько их, не
решая само уравнение:
1. Если D>0, то уравнение имеет два корня.
2. Если D=0 , то уравнение имеет один корень.
3. Если D<0, то уравнение не имеет корней
Работа с учебником страницы 122-125 §8 п 22.Ребята читают и отвечают на вопросы.
- Итак, при решении квадратного уравнения вида ax2 +bx=c=0 по формуле корней квадратного уравнения следует применять алгоритм решения квадратных уравнений (ученики записывают в тетрадь)
1) вычислить дискриминант и сравнить его с нулем;
2) - если дискриминант положителен, т.е. D˃0, то корни находим по формуле
|
-b±√D |
x1,2= |
|
|
2a |
- если дискриминант равен нулю, то воспользоваться формулой
|
-b |
x= |
|
|
2a |
- если дискриминант отрицателен – записать, что корней нет.
- Давайте подведем итоги. Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
Ответы учеников
УУД:
Личностные: проявление интереса к предмету, Регулятивные уметь проговаривать последовательность действий на уроке, различать способ и результат действий
Коммуникативные: формирование умения задавать вопросы с целью получения нужной информации, высказывать свое мнение при обсуждении решения, сравнивать полученные результаты;
Познавательные: формирование умения анализировать условие задач, видеть аналогичные и использовать их при освоении приемов учебной деятельности, уметь строить логические цепочки рассуждений.
5. Первичное закрепление
Работа в группах. Решают:
Первые вариант – первый и третий примеры карточки.
Вторые вариант– второй и четвертый примеры карточки.
1. х2-6х=0
2. х2-16=0
3. х2-6х+9=0
4. х2-3х+4=0
Объясняем решение задание.
Ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
х1 = 0, х2 = 6. |
х1 = - 4, х2 = 4. |
х = 3. |
корней нет |
УУД:
Личностные: формировать положительное отношение к урокам математики, саморегулирование, умение признавать свои ошибки;
Регулятивные: формирование умения проверки результатов своей учебной деятельности, планирования шагов по устранению пробелов. Отслеживание собственных успехов в учебной деятельности, отслеживание целей учебной деятельности
Познавательные: формирование умения анализировать условие задач, видеть аналогичные и использовать их при освоении приемов учебной деятельности;
Коммуникативные: формирование умения организации самопроверки, задавать вопросы с целью получения нужной информации, высказывать свое мнение при обсуждении решения, сравнивать полученные результаты;
6. Проведение первичного контроля. Установление правильности и
осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления
изученного материала, коррекция выявленных пробелов обеспечение закрепления в
памяти детей знаний и способов учебных действий которые им необходимы для
самостоятельной работы по новому материалу.
Самостоятельно заполнить таблицу (Ответы)
№ п/п |
Уравнение ax2+bx+c=0 |
Дискриминант b2-4ac |
Количество корней |
1 |
9х2-6х+2=0 |
22-4*9*2=4-72=-64<0 |
корней нет |
2 |
16х2-8х+1=0 |
82-4*16*1=64-64=0 |
1 корень |
3 |
2х2+5х-7=0 |
52-4*2*(-7)=25+56=81>0 |
2 корня |
4 |
2х2-3х+5=0 |
32-4*2*5=9-40=-31<0 |
корней нет |
5 |
х2+7х-1=0 |
72-4*1*(-1)=49+4=53>0 |
2 корня |
2. Проверка и обсуждение самостоятельной работы.
УУД:
Личностные: формирование умения признавать собственные ошибки
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
Познавательные: формировать умение анализировать, видеть аналоги и использовать их при освоении приемов учебных действий
Коммуникативные: формировать умение организовывать самопроверку, задавать вопросы с целью получения нужной информации
7 .Рефлексивно-оценочный этап (5-7минут)
1) Какую цель мы поставили перед собой на данном уроке?
2) Почему она возникла?
3) Сумели ли мы достичь своей цели?
Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы.
Рефлексивный экран:
На уроке я:
|
Да |
Нет |
Остались некоторые вопросы |
Научился определять квадратные уравнения |
|
|
|
Научился называть коэффициенты уравнения |
|
|
|
Научился определять неполные квадратные уравнения |
|
|
|
Научился решать неполные квадратные уравнения |
|
|
|
Ещё раз вспомним алгоритм нахождения корней квадратного уравнения.
Какими способами мы можем решить квадратные уравнения?.
УУД
Личностные: повышение интереса к учебному материалу, критичность мышления.
Регулятивные: оценка - осознание качества и уровня усвоения
Познавательные: сопоставлять информацию, полученную в разных видах
Коммуникативные: формировать умение высказывать свое мнение, умение выслушивать ответы товарищей, сравнивать полученные результаты
8)Информация о домашнем задании.
Открываем дневники, записываем домашнее задание (стр. 122-126 §8 п. 22 читать и выучить определения, № 534, 535, 538)
УУД
Личностные: саморегуляция
Регулятивные: умение отслеживать цель учебной деятельности
Познавательные: сопоставление информации, полученной в разных видах
Коммуникативные: формировать умение задавать вопросы с целью получения нужной информации
Список использованной литературы:
1. Учебник: Алгебра 8 класс, под редакцией С.А.Теляковского, Издательство «Просвещение»;
2. Методические рекомендации. Алгебра. 8 класс. Миндюк Н.Г., Шлыкова И.С. , Издательство «Просвещение»;
3. В.И. Жохов, Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса. – М.: Просвещение;
4. Ковалева Г. И. Уроки математики в 8 классе. Поурочные планы. Часть 2.- Волгоград: Гринина Е. С.;
5. Интернет ресурсы.
Самоанализ урока алгебры 8 класса на тему «Формулы корней квадратных уравнений»
1. Внешние связи урока.
Урок на тему «Формула корней квадратных уравнений» был проведен мною в 8 классе. Я выбрала комбинированный вид урока. Данный урок - изучение и первичное закрепление новых знаний по этой теме. В теме «Квадратные уравнения» это 6 урок. Всего по данной теме запланировано 30 уроков. Пять уроков были посвящены первичным понятиям квадратных уравнений:
· квадратное уравнение и его составляющие компоненты (коэффициенты, корни),
· стандартный вид квадратного уравнения,
· виды квадратных уравнений (приведённое, не приведённое квадратное уравнение,
полное – неполное квадратное уравнение),
· способы решений квадратных уравнений.
На оставшиеся уроках планируется рассмотрение других способов решения квадратных уравнений, практическое их применение при расчёте геометрических задач, задач по физике (движение, работа), по химии (сплавы, процентное содержание веществ и т.д.), а также для решения рациональных уравнений. Данная тема дает опорные знания для решения задач и уравнений в 8 классе, а также сдачи ГИА в 9 классе. Формула корней квадратного уравнения является важным инструментом при разборе задач на уроках химии при расчётах сложных составов сплавов и смесей, физики - при изучении оптики, равноускоренного движения, при работе с векторами.
2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.
Мною была поставлена триединая дидактическая цель данного урока, которую я пыталась реализовать через следующие аспекты согласно требованиям ФГОС ОО:
Предметные: изучить новый приём решения квадратных уравнений по формуле, систематизировать, расширить, углубить знания и умения учащихся, связанные с применением формул корней квадратного уравнения
Личностные: сформировать ответственное отношение к успешной учебной деятельности, воспитать трудолюбие, взаимопомощь, математическую культуру.
Метапредметные:
регулятивные – уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы, выполнять сравнение, делать самопроверку и взаимопроверку;
коммуникативные – сформировать навык правильного осмысленного ведения диалога, уметь слушать, аргументировано и обосновано высказывать свои суждения, быстро переключаться в разные виды деятельности на уроке, взаимодействовать со сверстниками;
познавательные - развивать память, внимание, логическое мышление, умение правильно и последовательно рассуждать; наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы; математическую грамотность.
В ходе наблюдений за классом, его развитием, были поставленные цели урока. Класс состоит из учащихся различного уровня подготовки и математических способностей: у 4 детей высокий уровень развития, 6 учеников имеют достаточный уровень знаний: умеют задавать вопросы, выделять главное, а есть очень слабые дети – у двоих из них низкий темп чтения и письма. При планировке урока я поставила реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и взаимосвязаны с предыдущими темами на прошедших уроках.
По структуре я выбрала комбинированный урок, так как он сочетает различные виды деятельности.
3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.
I. Общая организация урока
1. Последовательность и распределение этапов урока по времени.
Все запланированные этапы урока, с учетом особенностей класса, были направлены на выполнение поставленных целей.
1.Организационный момент (5-7 минут)
Этап содержит в себе подготовку класса к началу урока, обоснование мотивации деятельности учащихся, создание психологического комфорта и организацию учащихся к активной и сознательной деятельности, к усвоению нового материала. Готовность класса и каждого отдельного ученика была проверена мною вербально. Для того чтобы снять напряженность учебного процесса, создать на занятии атмосферу доброжелательности, сотрудничества я воспользовалась рефлексивным моментом: цитаты:
«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе». М.И. Калинин
«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным» Б. Паскаль
Целеполагание способствовало подготовке учащихся к продуктивной деятельности и осознанному усвоению нового материала, в итоге, деятельность учителя и обучающихся были объединены одной целью.
2. Следующий этап – мотивационно - ориентировочный. Дидактическая задача, которую я поставила для данного этапа урока - заинтересовать к материалу, побуждение к творческой мысли, принятие учениками целей познавательной деятельности. Совместное создание понятия о формуле корней квадратного уравнения направило учащихся на творческий подход к изучению темы, на осознание главных моментов изучаемого материала его систематизирование и отбор.
3.Рефлексивно – оценочный. Дидактической задачей этого момента занятия являлось повторение опорных знаний прошлых уроков, определение того, осознанно ли их понимание, правильно и в полном объеме ребята научились их применять. Мне удалось добиться полного вовлечения учащихся в процесс активного взаимодействия по воспроизведению ранее изученного материала.
4.Рассмотрение основных понятий. Это этап урока я начала с записи нового термина. Работа с текстом учебника, является неотъемлемой частью самостоятельного добывания знаний, что составляет одно из главных требований современных стандартов обучения. Ученики продолжили дополнять важными составными элементами понятие о формуле квадратного уравнения. В процессе обсуждения, выяснилась значимость дискриминанта в определении количества корней квадратного уравнения. Проверить то, как ученики усвоили полученные знания, ребята смогли, выполнив подготовленные задания и сделав самопроверку.
5. Следующий этап – Закрепление основных понятий.
Дидактическая цель – анализирование и оценивание уровня достижения запланированных результатов. Данные цели я смогла достичь с помощью решения упражнений из учебника, была создана мотивация после анализа достигнутых результатов, сравнения прошлых и настоящих результатов. Учащиеся проявили заинтересованность в работе, стимулирование к личным достижениям. Этот этап послужил адекватности самооценки учащихся оценке учителя, получение ими информации о реальных результатах своей деятельности.
6. Следующий этап - применение способов действий, входящих в данное знание. Самостоятельная работа дала возможность ребятам получить достоверную информацию о достижении собственных планируемых результатов. На этом этапе удалось определить уровень усвоения материала и приступить к устранению типичных ошибок у ребят и доведению знаний учащихся до обязательного уровня, создание условий, обеспечивающих процесс самостоятельного применения знаний и способов действий. Они состоят из индивидуальной самостоятельной работы, контроля, взаимоконтроля, самооценки, практики под руководством учителя, коррекции. Мною были созданы условия, требующие от учащихся апробации своих возможностей самоопределения, самоутверждения, самооценки (развитие рефлексивных качеств).
На этом этапе ребята работали практически самостоятельно. Моя роль заключалась в координации и индивидуальной консультации. Я занимала позицию: «Я рядом. Я могу помочь». По окончанию самостоятельной работы, с помощью готовых решений на экране, учащиеся осуществили самопроверку. Результаты обсуждались коллективно в уважительном тоне с акцентом на значимость умений и навыков.
7. Очередной этап – рефлексия.
8. Завершающий этап – задание на дом. Наряду с теоретическим материалом и упражнениями на отыскание корней уравнений по формулам, я включила и творческие задания, учитывая интересы к проектной и исследовательской деятельности учащихся.
2. Организация познавательной деятельности на уроке (сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы).
В ходе урока четко прослеживались этапы урока, они соответствовали технологии развития критического мышления: вызов, стадия осмысления, понимание, рефлексия.
В ходе изучения нового учебного материала учащимися, а также при чтении материалов учебника совместно со мной была обобщена информация о понятии формула корней квадратных уравнений, что позволило осознать прочитанное, определить причинно-следственные связи и, при необходимости, можно было оказать индивидуальную помощь учащимся. При проведении данного занятия использовалась одна из эффективнейших форм коллективной познавательной деятельности - групповая работа, где я попыталась создать условия для того, чтобы каждый ребенок смог проявить себя.
Обучающихся были разделены на условные группы разного уровня подготовки и успеваемости (для формирования были использовано деление по вариантам). Обучение учащихся я осуществляла путем общения, взаимообучения. Из чего следует, что урок был построен на самостоятельной работе обучающихся и консультативной помощи учителя.
Дифференцированный подход реализовывался при работе в группах, при выполнении самостоятельной работы, в домашнем задании. Основные формы контроля – индивидуальная и фронтальная. Вид контроля – тематический.
3. Соблюдение охранительного режима.
Охранительный режим работы заключался в смене видов деятельности, психологическая разгрузка при проверке результатов самостоятельной работы с проектора, разработанной к уроку презентации, соответствует нормам зрительного восприятия и цвета и формы.
4. Подведение итога урока. Завершающим этапом урока было подведение итогов, была проведена рефлексия, в процессе которой дети дали себе самооценку. Домашнее задание соответствует необходимым нормативным требованиям, было задано с комментариями, которые были приведены с целью верного и успешного его выполнения. Оценки за урок поставлены.
II. Содержание урока
1. Научная, воспитательная и развивающая направленность урока.
При подготовке к уроку мною были поставлены следующие цели:
Предметные;
Личностные;
Метапредметные: регулятивные, коммуникативные, познавательные
Поставленные в начале урока цели были взаимосвязаны и полностью реализовались при проведении урока. Весь представленный на уроке материал полностью соответствовал теме урока, был необходим ученикам для выполнения практической части и основывался на материале учебника (Алгебра 8 класс, под редакцией С.А.Теляковского, Издательство «Просвещение»), также использовалась и дополнительная литература и интернет ресурсы.
Для того чтобы реализовать воспитательный потенциал урока, нужно достичь условия решения воспитательных задач в ходе занятия в единстве с задачами обучения и развития личности школьника; целенаправленно подойти к отбору содержания учебного материала, использовать современные образовательные технологии; организовать творческую и исследовательскую деятельность учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий. Технологии, которые я применяла на уроке, предполагали активную деятельность учащихся на различных уровнях познавательной самостоятельной деятельности. В частности именно в этом заключалось наиболее важное условие реализации воспитательного потенциала данного занятия. Разумеется, невозможно на одном уроке воспитать у ребят честность и добросердечие, или мужество и вежливость, или какое-либо другое качество. Однако необходимо ставить такие задачи и реализовывать. Этические вопросы, такие как восприятие результатов самостоятельной работы и ответы учеников на уроке заставляла учащихся задуматься о своих отношениях к сверстникам, к себе, к учителям, к школе. Я старалась пробудить у учащихся чувства, которые побуждают его к морально-нравственной оценке своего поведения и взглядов. Частая реализация этой возможности оказывает воспитывающее влияние учебного материала на учеников. На данном занятии я стремилась научить ребят логически мыслить, обосновывать итог своих размышлений; расширять кругозор учащихся, поднимать их общий культурный уровень через общение и решение математических задач.
На данном учебном занятии я требовала от обучающихся аргументации и обоснованности каждого шага своего решения и доказательства своей точки зрения. Вырабатывала правило для ребят: невнимание при определении решений задания приведет к ошибке, а любая неточность – к неправильному решению задачи. По этой причине, считаю, что уроки математики дисциплинируют и способствуют концентрации внимания на поставленной задаче.
К тому же, в заданиях по математике возможен только точный ответ, поэтому каждый ученик может объективно оценить свои знания и величину усилий, которые он вложил в работу, то есть дать себе оценку, что очень важно для личностного формирования. При самооценке, я призывала учащихся быть предельно объективным и правдивыми, терпимыми в признании своих ошибок. Я поставила целью воспитать в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнением других, концентрироваться на поставленной цели и доводить дело до конца, ответственность.
2. Правильность подбора учебного материала на уроке.
Отбор учебного материала был обусловлен его целями. Его содержание определено программой и отвечает требованиям государственных стандартов, а так же ориентировано на личностное развитие и саморазвитие ученика и в то же время осуществляло взаимосвязь всех компонентов.
Примеры для самостоятельного решения и проверки знаний были тщательно отобраны. Для этого были использованы самые разные источники информации. Прежде всего, это учебник и прилагаемый к нему учебно-методический комплекс, затем дополнительная и справочная литература, интернет ресурсы.
Содержание учебного материала было тщательно отобрано, научно обосновано, логически выстроено, доступно и экономно по времени. Выделение ведущей идеи построения общего понятия о формуле корней квадратного уравнения, в целом отображает содержание темы данного урока, основные понятия для обязательного усвоения их учениками, определение способов их раскрытия.
Выделение главного - довольно непростая задача, суть которой в выделении его из общего текста учебника или изложенного учителем материала всевозможными средствами. На материале темы данного урока я старалась показать ученикам, что в содержании данной темы нужно запомнить надолго, что передать своими словами, а что только бегло просмотреть. Также я учила учеников выделять главное, что способствовало достижению запланированных целей урока.
3. Связь теории с практикой.
«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья, ученик должен с ним работать»,- это слова Бернарда Шоу, с которыми согласятся многие преподаватели. Привлекая детей к поиску новых знаний, я стараюсь объяснить и совместно обсудить для чего необходимо то или иное знание, как оно пригодится в жизни. На этом уроке я пыталась им объяснить значимость умения решать квадратные уравнения, приводя соответствующие примеры из химии и физики.
4. Организация повторения на уроке и его содержание. Связь повторенного с новым материалом.
Для того чтобы успешно усвоить новой материал, нужен багаж ранее изученных знаний, именно поэтому на втором этапе урока были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом. В тоже время я старалась уделять внимание работе над развитием речи учеников, осмысления ими ответов. Результатом этой работы стали развернутые полные ответы учащихся. Выполнение заданий, проведение самопроверки и взаимопроверки, побудили ребят активно использовать предыдущие знания при дальнейшем изучении темы.
5. Уровень знаний, умений, навыков учащихся.
Активная деятельность ребят, их ответы и быстродействие при решении заданий показали высокий уровень усвоения темы. Из 17 человек присутствующих на уроке дети получили 4 оценки «5» и 5 оценок «4». Все выставленные мною оценки мы обсудили с учащимися, я аргументировала, чем они обоснованы. Решение заданий самостоятельной работы позволило закрепить новые знания и оценить степень усвоения материала.
Деятельность учащихся была направлена мною на то, что каждый ребенок смог самостоятельно проверить себя, разобраться: все ли ему понятно из данной темы, запомнил ли он алгоритм решения. По моему мнению, на данном этапе каждый ученик смог почувствовать удовлетворение при получении положительного результата или верного ответа, убедиться, что тему урока он усвоил, о этом свидетельствуют результаты их самооценки и рефлексии.
III. Методическая сторона урока и его оборудование
1. Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей.
По структуре я выбрала комбинированный урок, поскольку он сочетает различные виды деятельности.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. На уроке были использованы следующие методы обучения:
- словесные (беседа с учащимися);
- наглядные (презентация,проверка самостоятельной работы);
- практические
На уроке использовались информационно-компьютерные средства, я применяла их для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Я использовала следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время на все этапы урока было рационально распределено. Я старалась поддерживать высокий темп работы учащихся. Формы и методы обучения, которые были выбраны мною, способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя было доброжелательное и доверительное. Я считаю, что урок прошел успешно, реализованы все поставленные мною дидактические цели и задачи урока.
2. Функциональный анализ урока.
При повторении теоретического материала учащиеся работали по заранее заданным на дом вопросам. Ответы были полные и развернутые. Построение урока было оптимальным, соответствующим уровню учебной подготовки и развития учащихся. Была выбрана рациональная структура урока, отведённого на этапы урока времени хватило для их реализации.
В ходе урока я реализовала плавную и логическую взаимосвязь между этапами урока. Моя помощь обучающимся была минимальной и направленной на работу класса и каждого в отдельности. Я акцентировала внимание детей на умение решать простейшие квадратные уравнения. Опора на устойчивые знания материала - это залог успеха урока.
5. Оценка конечного результата урока.
С моей точки зрения, урок прошел успешно, я реализовала все поставленные мною дидактические цели и задачи. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: все его участники: и ученики, и присутствовавшие педагоги получили огромное удовольствие от общения. По моему мнению, особенное внимание учащиеся обратили на демонстрационный материал (использование мультимедийного проектора), на данном этапе урока у детей чувствовался эмоциональный подъем. Ребята участвовали в подведении итогов урока. Мною были выставлены отметки за урок, которые я каждому прокомментировала.
Работа по данной теме будет продолжена, т.к. решение квадратных уравнений – фундамент математических знаний для учащихся.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.