Программа по финансовой грамотности "Экономыш"
Оценка 4.7

Программа по финансовой грамотности "Экономыш"

Оценка 4.7
doc
09.02.2023
Программа по финансовой грамотности "Экономыш"
Программа Экономыш.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1


Оглавление.

 

 

 

 

1.     Паспорт программы………………………………………………………………………………………………………4

 

2.     Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………...6

 

2.1.  Цели, и задачи программы………………………………………………………………………………………………8

 

3.   Содержание программы:…………………………………………………………………………………………………19 3.1. Мониторинг освоения детьми программного материала…………………………………………………………… 19

 

3.2. Требования к уровню подготовки воспитанников……………………………………………………………………20

 

4.   Контроль за реализацией программы……………………………………………………………………………………22

 

5.   Механизм реализации программы……………………………………………………………………………………….24

 

6.Литература………………………………………………………………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная карта образовательного учреждения.

 

 

2


Наименование образовательного

Муниципальноеавтономноедошкольноеобразовательноеучреждениегорода

учреждения ( по уставу).

Нижневартовска детский сад №83 «Жемчужина»

 

 

Свидетельство о внесении записи в единый

Основной государственный регистрационный номер 102 800 965 458 от 24.08.20006

государственный реестр юридических лиц

 

( №, дата выдачи последнего свидетельства).

 

 

 

Юридический адрес.

628 611 ХМАО- Югра

 

Г. Нижневартовск, улица Мира 58-Г.

 

 

Телефон.

8- 3466- 45- 63- 00.

 

 

Факс.

8- 3466- 45- 63- 00.

 

 

e- mail.

mbdou83@yandex.ru;

 

 

Адрес сайта в Интернете.

http://detskiysad83.blogspot.ru/

 

 

Должность руководителя.

Заведующий.

 

 

Фамилия, имя, отчество руководителя.

Базюк Светлана Владимировна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.


 

Наименование программы


Программа «Экономыш» - формирование элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста


 

 

3


Основание

для

·  - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

разработки программы:

·  Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка

 

 

 

организации  и  осуществления  образовательной  деятельности  по  основным  общеобразовательным

 

 

 

Программам – образовательным Программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте

 

 

 

России 26.09.2013 № 30038);

 

 

 

 

 

 

·  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г.

 

 

 

№ 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования

 

 

 

к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

 

 

 

(Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);

 

 

 

 

·

Приказ  Министерства  образования  и  науки  РФ  от  17  октября  2013  г.  №  1155  «Об  утверждении

 

 

 

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования»

 

 

 

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);

 

 

 

 

·  «Программа развития образования города Нижневартовска на 2015 – 2020г.».

 

 

 

·

«Программа развития  МАДОУ города Нижневартовска ДС №83 «Жемчужина» на 2015 – 2020г.».

 

 

·  Устав дошкольного образовательного учреждения, утвержден приказом департамента муниципальной

 

 

 

собственности и земельных ресурсов администрации города от 08.08.2014г. №1269/36-п.Образовательная

 

 

·

Программа дошкольного образования МАДОУ города Нижневартовска ДС №83 «Жемчужина».

 

 

Заказчики программы.

Родители (законные представители ) воспитанников МАДОУ города Нижневартовска ДС №83 «Жемчужина»

 

 

 

Организация

 

Шелехова Людмила Федоровна, воспитатель высшей  категории. МАДОУ города Нижневартовска ДС № 83

исполнитель

 

«Жемчужина».

 

 

 

 

 

программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевая группа.

 

Дети старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

Цель программы:

 

Развить  у  детей  старшего  дошкольного  возраста  интерес  к  экономическим  знаниям,  используя  для  этого

 

 

различные виды деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи программы:

 

Образовательные задачи:

 

 

 

 

 

 

- Формировать основы экономической культуры.

 

 

 

 

 

- Формирование знаний о жизни современного общества путем знакомства с основами экономики.

 

 

 

-Формировать осознанное и бережное отношения к окружающему миру.

 

 

 

 

-Учить дарить радость творчества, быть счастливым от человеческого общения, взаимопонимания, творческого

 

 

 

 

 

 

 

 

4


 

труда.

 

Развивающие задачи:

 

-Развивать интерес к экономике.

 

-Развивать  аналитические  способности,  умение  сравнивать  предметы  между  собой,  выделять  особенности

 

каждого предмета.

 

-Развивать воображение.

 

-Развивать  общие познавательные способности: умение наблюдать, находить причинно - следственные связи,

 

анализировать, сравнивать, делать умозаключения.

 

Воспитательные задачи:

 

-Воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру, природе и т.п.)

 

 

Ожидаемые результаты:

- Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);

 

- Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

 

- Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий  «труд  – продукт – деньги» и то, что стоимость

 

продукта зависит от его качества;

 

- Видят красоту человеческого творения;

 

-  Признают  авторитетными  качества  человека  –  хозяина:  бережливость,  расчётливость,  экономность,

 

трудолюбие,  но  одновременно  и  щедрость,  благородство,  честность,  умение  сопереживать,  милосердие

 

(примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);

 

- Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

 

- Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Сроки реализации

1 год

программы:

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Пояснительная записка.

 

 

Сохранение  экономической  независимости  России,  ее  научного  потенциала  невозможно  без  массовой  общеобразовательной  и

 

экономической  подготовки  на  основе  программ,  ориентированных  на  отечественную  практику,  без  воспитания  свободной  личности,

 

способной самостоятельно, осознанно, ответственно принимать решения,  как в личной, так и в общественной жизни. Взаимосвязь политики

 

5


и образования сегодня всем очевидна. От содержания и направленности последнего зависит экономический, интеллектуальный, культурный, духовный, нравственный потенциал любого цивилизованного общества.

 

В   условиях становления рыночной экономики и развития современного российского общества становится значимым экономическое воспитание подрастающего поколения. Современные новые экономические условия диктуют необходимость воспитания с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, гуманных людей, что является базой для дальнейшей жизнедеятельности личности.

 

Широта и многообразие исследований в области экономического воспитания в основном затрагивает начальное, среднее, высшее звено, а дошкольный и младший школьный возраст рассматривается как пропедевтический.

 

Однако исследователи отмечают все возрастающий интерес детей к таким вопросам как стоимость товара, потребности и их удовлетворение, почему цены на одни и те же товары различные, возникновение товаров, денег, понятие о волюте, почему все получают разную зарплату. Все ли можно купить за деньги, что делать, когда нет денег, почему мама не покупает игрушки как у других детей, где производят товары, можно ли из одних материалов сделать другие и т.д. Очень часто в речи детей можно слышать слова: реклама, обмен, бизнесмен, страховка, банк и другие, значение которых многие из них не знают или употребляют без всякой необходимости. Ученые считают, что причина такой любознательности кроется в проникновении экономики во все сферы жизнедеятельности людей и, прежде всего

 

в   быт семьи, где ребенок на каждом шагу сталкивается с экономическими вопросами, которые обсуждаются старшими членами семьи. Но семья и образовательное учреждение не полностью удовлетворяют интересы ребенка в этой области. Дети не получают достаточной информации об интересующих их экономических вопросах. В связи с этим особенно актуально формирование экономических представлений детей на самых ранних этапах обучения и воспитания.

 

В    качестве предпосылок экономического воспитания дошкольников можно рассматривать основы экономических представлений доступных детям, отвечающих их интересам и уровню мышления.

 

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие

6


качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

 

Практическая значимость работы: заключается в том, что содержащиеся в ней материалы могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений при формировании экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

 

Новизна: предлагаемые занятия с детьми старшего дошкольного возраста носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.

 

Экономическое образование дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.

 

Условия реализации: Программа рассчитан на общеобразовательную группу детей 5-7 лет; создание предметно - развивающей среды; подбор методической литературы.

 

 

2.1.Цель, задачи программы.

 

Цель программы: Развить у детей старшего дошкольного возраста интерес к экономическим знаниям, используя для этого различные виды деятельности.

 

Задачи программы:

 

Образовательные задачи:

-   Формировать основы экономической культуры.

 

-   Формирование знаний о жизни современного общества путем знакомства с основами экономики. -Формировать осознанное и бережное отношения к окружающему миру.

 

-Учить дарить радость творчества, быть счастливым от человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда.

 

Развивающие задачи:

-Развивать интерес к экономике.

 

7


-Развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета.

-Развивать воображение.

 

-Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, находить причинно - следственные связи, анализировать, сравнивать, делать умозаключения.

 

Воспитательные задачи:

 

-Воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру, природе и т.п.)Исходя, из задач были определены содержательные блоки, в каждом из которых был очерчен круг элементарных экономических представлений.

 

Программа состоит из четырех связанных между собой блоков:

 

Блок 1. Блок: Люди труда. Задачи первого блока: овладение представлениями о профессиях людей (традиционных, новых профессиях). Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности. Воспитание уважения к профессиям близких им людей. Формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий. Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.

 

Блок 2. Деньги и их назначение. Педагогические задачи: Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

 

Блок 3. Бережливость. Педагогические задачи: Формировать представления о том, что в мир рукотворный, вложен человеческий

труд, о правилах культурного взаимодействия с окружающим вещным миром: вещами следует пользоваться по назначению, бережно.

 

Формирование полезных привычек: быть бережливым в быту, разумно пользоваться вещами.

 

Блок 4. Реклама. Формировать представления о назначении рекламы, ее видах: печатная, радио - и видеореклама;

 

Расширить представления детей об особенностях профессий, связанных с работой в рекламном агентстве, развить воображение, самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план дополнительной образовательной услуги в МАДОУ ДС № 83 «Жемчужина»

 

«Программа по кружковой работе Экономыш» с детьми ГОН 5 - 6лет»

 

 

 

Периодичность проведения совместной (образовательной) деятельности.

 

 

 

 

Возраст детей.

Количество занятий в неделю.

В месяц.

 

В год.

 

 

 

 

 

 

 

 

5-6

1

4

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование  услуги

 

Кол-во детей

Продолжительность занятий

Исполнитель

 

 

 

 

 

 

1

Программа «Экономыш»

 

24 ребенка ГОН 5-6 лет

25-30 минут- 1раз в неделю

Воспитатель, высшая категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование работы с детьми.

 

Перспективное планирование в ГОН 5-6 лет

 

 

Тема занятий

 

 

Задачи

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.

Для

чего

нужна

 

Цель:  Дать детям первоначальные сведения о науке экономика,

Беседа - Показ презентации с коминтариями

 

 

 

 

 

 

 

экономика?

 

 

 

определить  её  место  и  роль  в  жизни  человека,  способствовать

к слайдам  – «Природные богатства»

 

 

 

 

 

возникновению

интереса

к

экономической

сфере

 

 

 

 

 

 

жизнедеятельности.   Познакомить   детей   с   разными   видами

 

 

 

 

 

 

ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

2.

Для

чего

нужна

 

Цель:  Дать  детям первоначальные сведения  о науке экономика,

Беседа - Показ презентации с коминтариями

 

 

 

 

 

 

 

 

экономика?

 

 

 

раскрыть сущность понятия  капитал – это не только деньги

 

к слайдам – «Капитал»

(продолжение)

 

 

Капитал – это всё, что способно приносить доход

 

 

Машины,оборудование,инструменты,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приборы (капитальные ресурсы).

3.

Для

чего

нужна

 

Цель: Дать  детям  первоначальные  сведения  о  науке  экономика,

Беседа - Показ презентации с коминтариями

 

 

 

 

 

 

 

экономика?

 

 

 

Формирование  у  детей  понимания  того,  что  каждая  вещь,

к слайдам – «Труд»

(продолжение)

 

 

окружающая нас, — это результат труда людей;

 

 

 

 

Блок: Люди труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.«Профессии   -

Город-

 

Цель: Знакомство  с  понятием

профессия,

с

экономическими

Рассказ педагога о разнообразии профессий.

 

 

 

 

 

 

 

 

село»

 

 

 

категориями:  «труд».  Дать  детям  представление

о   профессиях

Просмотр   презентации   «город   и   село»

 

 

 

 

 

сельских жителей и городских.

 

 

 

 

 

Найди профессию, которой не может быть у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сельского   жителя.   Найди    профессию,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

которой   не   может   быть   у   городского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалог с детьми о разнообразии профессий,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10


 

 

 

 

 

 

 

 

о  том,  как  люди  зарабатывают  деньги  в

 

 

 

 

 

 

 

 

городе, в деревне.

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «кто больше назовет профессий»

5.

«

Труд

моих

 

Цель: Стремиться  к  тому,  чтобы  дети  имели  представления  о

Беседа с детьми о профессиях их родителей,

 

 

 

 

 

 

 

родителей»

 

 

 

представления о профессиональной деятельности своих родителей.

бабушек, дедушек

 

 

 

 

 

Воспитание уважения к профессиям близких им людей

Чтение стихотворения С.Михалкова «А что

 

 

 

 

 

 

 

 

у вас?»

6.У

каждого

человека

 

Цель: Воспитывать   уважение   к   людям   разных   профессий,

Дидактическая  игра   «Кто  что  делает?»

 

 

 

 

 

должно  быть  интересное

 

пробуждать   интерес   и   желание   знать   о   содержании   их

Расширить  знания  детей  о  профессиях  и

дело

 

 

 

деятельности

трудовых  действиях;  воспитать  интерес  к

 

 

 

 

 

Формировать представление о необходимости и важности труда, о

новым   профессиям,   уважение   к   труду

 

 

 

 

 

том, что любая профессия украшает человека

взрослых.

7.Современные

 

 

Цель: Дать

детям первоначальные представления о современных

Альбом « Мир профессий»

 

 

 

 

 

 

 

профессии

 

 

 

профессиях. Способствовать развитию интереса к содержанию их

 

 

 

 

 

 

деятельности, уважения к их труду. Пополнить словарный запас

 

 

 

 

 

 

детей названиями современных профессий.

 

8.  Почему

все

взрослые

 

Цель: Формировать представление о значении труда как средстве

Чтение  грузинской  сказки  «Заработанный

 

 

 

 

 

 

 

работают

 

 

 

зарабатывания  денег,  положительного  отношения  к  тем,  кто

рубль»

 

 

 

 

 

трудится

 

Беседа по сказке

 

 

 

 

 

Знакомство с экономическими категориями: «труд», «деньги»

Помочь детям понять смысл сказки: будешь

 

 

 

 

 

Воспитание социально-нравственных качеств: трудолюбие, забота

работать  –  и  деньги  будут,  и  всё  у  тебя

 

 

 

 

 

о ближнем, старательность, стремление к справедливости

будет. А не будешь работать, так и чужие

 

 

 

 

 

 

 

 

деньги тебе не помогут.

Блок 2. Деньги и их назначение.

 

 

9.

Знакомство

детей   с

 

Цель: Знакомство с экономическими категориями: деньги, монеты,

рассказ  педагога  о  том,  как  появились

 

 

 

 

 

понятием «деньги»

 

купюры, достоинство денег

деньги,  что  такое  деньги  демонстрация

 

 

 

 

 

воспитываем  интерес  к  деньгам  как  к  культурно-историческому

внешнего  вида  денег,  понятия  «купюры»,

 

 

 

 

 

явлению

 

«монеты», покупательная способность денег

 

 

 

 

 

 

 

 

в зависимости от их достоинства

10.Тема-  «Путешествие  в

 

Цель-   Дать  детям  представление  о  денежной  единице; научить

Картинки  с  изображением  денег,  монеты,

прошлое денег»

 

 

понимать назначение денег; вызвать интерес к прошлому предмета,

карандаши, альбомные листы.

 

 

 

 

 

развить воображение.

 

11.Тема:«Петушоки

 

Цель:

 

Изображение  героев  сказки  «  Петушок  и

 

 

 

 

 

бобовое зернышко»

 

Формировать представления детей о понятии «обмене товаров».

бобовое  зернышко»,  шкатулка,  игрушки:

 

 

 

 

 

Расширить

представления    детей  о  разнообразии  магазинов  и

Курочка  и Петушок. Изображение  поезда (

 

 

 

 

 

 

 

 

11


 

 

 

товаров.  Развивать  внимательность,  умение  проводить  аналогию

красный, синий, желтый),  круги (красный,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

между сказочными понятиями «обмена товаров» и современными

синий,  желтый).  Дидактическаяигра  «

 

 

 

покупками  товаров.  Продолжать  знакомить  с  экономическими

Витрина какого магазина?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

терминами: товар, обмен, покупка. Воспитывать коммуникативные

 

 

 

 

навыки:   умение   регулировать   свое   поведение   на   основе

 

 

 

 

общепринятых норм и правил.

 

 

 

 

Предварительная   работа:   чтение  сказки  «Петушок  и  бобовое

 

 

 

 

зернышко», беседы о профессиях калачник, гребенщик, дровосек,

 

 

 

 

рассматривание рисунков с изображением магазинов.

 

12.Путешествие

денежки

 

Познакомить с валютой как денежной единицей государства; дать

Персонажи сказок (фигурки из картона) Ш.

(игра-занятие)

 

 

представление о разнообразии денежных знаков в разных странах

Перро «Красная Шапочка», Братьев Гримм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Бременские  музыканты»  и  т.  д.;  модели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

монет   (рубль,   франк,   марка);   игровые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деньги

13.Деньги.

Купюра.

 

Цель:

 

 

 

 

 

 

 

Монета»

 

 

- раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»;

 

 

 

 

- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;

 

 

 

 

-  учить  находить  отличительные  и  сходные  признаки  между

 

 

 

 

монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства;

 

14.«Достоинство  монет  и

 

Цель:

Игра  «Поезд  монет  и  купюр».  Чтение

купюр»

 

 

- закрепить у детей понятия «деньги», «купюра», «монета»;

стихотворения Ш.Галиева «Три копейки на

 

 

 

- дать детям представления о достоинстве монет и купюр;

покупку».

 

 

 

- учить устанавливать соответствие между достоинством денег и

 

 

 

 

количеством монет и купюр;

 

 

 

 

-   учить   выстраивать   последовательность   по   увеличению   и

 

 

 

 

уменьшению достоинства монет и купюр;

 

15. «Размен денег»

 

Цель:

Подвижная игра «Найди пару»

 

 

 

-  раскрыть  сущностьпонятия  «размен»;  закрепить  понятие

Работа над пословицами.

 

 

 

«деньги», «магазин», «цена», «сдача»;

«При  деньгах  Панфил всем  людям  мил,  а

 

 

 

-  учить  детей  устанавливать  взаимосвязь  между  достоинством

без денег Панфил, никому не мил»

 

 

 

денег и количеством купюр и монет при размене денег;

- Как вы понимаете данную пословицу?

 

 

 

- учить практически выполнять действия по размену денег;

- Почему с деньгами «Панфил всем людям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мил»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  Почему  «Без  денег  Панфил  никому  не

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мил»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12


 

 

 

 

 

 

- Действительно ли так дороги деньги, что

 

 

 

 

 

 

можно отказать человеку в помощи?

16. Деньги счет любят

 

Цель:  Расширить представление о деньгах, их ценности

чтение  истории  8  «Как  Миша  понял,  что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

развивать способность разумно расходовать деньги

деньги  счет  любят» из  книги  «Экономика

 

 

 

 

экономические категории: затраты, прибыль

для   малышей,   или   как   Миша   стал

 

 

 

 

 

 

бизнесменом»

 

 

 

 

 

 

беседа с детьми по сказке, ответы детей на

 

 

 

 

 

 

вопросы педагога

 

 

 

 

 

 

выполнение  детьми  практических  заданий

 

 

 

 

 

 

по теме.

17. О том, как правильно

 

Цель:  Развивать способность разумно расходовать деньги

чтение истории 9 «Как Миша учился деньги

 

 

 

 

 

деньгами распоряжаться

 

расширить представление о деньгах, их ценности

делить» из книги «Экономика для малышей,

 

 

 

 

экономические категории: прибыль, потребление, накопление

или как Миша стал бизнесменом»

 

 

 

 

воспитание экономности, бережливости

беседа с детьми по сказке, ответы детей на

 

 

 

 

 

 

вопросы педагога

 

 

 

 

 

 

выполнение  детьми  практических  заданий

 

 

 

 

 

 

по теме.

18.   «Доход   и   расход

 

Цель:

Составление схемы расходов.

семьи»

 

 

 

-  раскрыть  сущность  понятий  «доход»,  «расход»,  «заработная

Определение доходов семьи.

 

 

 

 

плата», «стипендия», «пенсия»;

Работа   над  пословицей   «По   доходу  и

 

 

 

 

-  учить  детей  определять  направления  и  источники  доходов  и

расход».

 

 

 

 

расходов;

- Как вы понимаете данную пословицу?

 

 

 

 

- устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи;

-  Если  родители  получают  денег  меньше,

 

 

 

 

 

 

чем их тратят, то прожить месяц им будет

 

 

 

 

 

 

очень трудно или придется занимать деньги.

 

 

 

 

 

 

Сколько мы получаем денег, столько мы их

 

 

 

 

 

 

и должны тратить.

19.

«Какие

у   вас

 

Цель:

Презентация наши потребности.

потребности»

 

 

Познакомить   детей   с   понятиями   «потребности»   и   видами

- Обсуждение проблемы: Что надо сделать,

 

 

 

 

потребностей  –  «  материальные»  и  «духовные».  «  товары»   и

когда человек голоден?

 

 

 

 

«услуги»

- Выяснение: Нужны ли детям потребности?

 

 

 

 

Различать товары и услуги . моделировать экономические понятия

Откуда   берутся   вещи?   Кто   оказывает

 

 

 

 

Раскрыть решающую роль труда в удовлетворении потребностей.

услуги?

 

 

 

 

Формировать разумные потребности.

 

20.«Магазин.

Виды

 

Цель:

Игра «Если…, то…»

 

 

 

 

 

 

13


магазинов»

 

-  ввести  в  активный  словарь  понятия:  «продовольственный

- Ребята, я вам буду говорить предложение,

 

 

магазин», «промтоварный магазин», учить разграничивать понятия,

а   вы   должны   будете   продолжить   это

 

 

находить сходные и отличительные черты;

 

 

 

предложение,  например,  «Если  пойти  в

 

 

- уточнить у детей представления о разных видах магазинов;

овощной   магазин,   то,   что   там   можно

 

 

-  учить  распределять  предметы  для  продажи  по  разным  видам

купить?».

 

 

 

 

 

магазинов

 

 

 

 

 

Игра «Что где продается?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Установи соответствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На

доске

нарисованы

продукты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель  называет  виды  магазинов,  а

 

 

 

 

 

 

 

 

дети   обозначают   те   товары,   которые

 

 

 

 

 

 

 

 

продаются в этих магазинах.

 

21.«Цена. Товар. Качество

Цель:

 

 

 

 

 

Игра «Дорого – дешево».

 

товара»

 

-  познакомить  детей  с  понятием  «цена»,  «товар»,  «качество

диалог  с  детьми  с

использованием  игр

 

 

товара»;

 

 

 

 

 

«Дороже-дешевле»,

«Оцените

товар»,

 

 

- учить детей соотносить цену и качество товара;

 

 

«Сколько стоит?»

 

 

 

 

-  выяснить  представления  детей  о  реальных  ценах  продуктов,

 

 

 

 

 

 

 

потребляемых ежедневно;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.«Наличная

сумма.

Цель:

 

 

 

 

 

Игра «Магазин»

 

 

Цена. Сдача. Стоимость»

-  закрепить  понятия  «цена»,

«товар»,

дать

понятия  «сдача»,

Игра «Аукцион»

 

 

 

 

«стоимость»;

 

 

 

 

-   Ребята,   как   вы   понимаете   такую

 

 

- учить детей практически выполнять действия по приобретению

пословицу, как  «Дорого, да мило, дешево,

 

 

товаров,

проговаривать   вслух   фразу

«СТОИТ»,

«ПЛАЧУ»,

да гнило».

 

 

 

 

 

«СДАЧА»;

 

 

 

 

- «Дорого, да мило», как понимаете?

 

 

- учить детей устанавливать связь между ценой, наличной суммой

-

То есть то,

что дорого не всегда можно

 

 

и сдачей;

 

 

 

 

 

купить. Ты ходишь, смотришь, и тебе очень

 

 

 

 

 

 

 

 

хочется   купить   эту   вещь,   а   денег

 

 

 

 

 

 

 

 

недостаточно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- «Дешево, но гнило», как это?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  То,  что  дешево  продается,  тот  товар  не

 

 

 

 

 

 

 

 

качественный. И следует подумать, прежде,

 

 

 

 

 

 

 

 

чем   купить   этот   товар.   Мило   значит

 

 

 

 

 

 

 

 

качественно.

 

 

 

Блок 3. Бережливость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.Тема  -  «Воспитываем

Программноесодержание.

Познакомить

детей   с

 

 

 

 

 

бережливых»

 

понятием

«бережливость»:

формировать   у

них

бережное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14


 

отношение   к   предметам,   нетерпимость   к   неряшливости,

 

 

 

небрежности. Воспитывать уважение к людям труда.

 

 

 

 

 

24.«Бережное  отношение

Цель:

Беседа о правильном обращении с вещами.

к вещам»

-Закрепить  понятие  «магазин»,  учить  устанавливать  связь  места

 

 

 

работы и профессии человека;

 

 

 

-  формировать  у детей  бережное  отношение  не  только  к  своим

 

 

 

предметам, но и к общественным;

 

 

 

- учить детей приводить в порядок испорченные вещи;

 

 

25.«Гделечатстарые

Цель:

Показ презентации

вещи?»

формировать   у   детей   бережное   отношение   к   предметам.

 

 

 

Воспитывать уважение к людям труда.

 

 

26.« Свет вода- вам забота

Цель:Воспитыватьу    детейэкономноеотношениек

Плакаты  о  бережном  отношении  к  воде,

наша нужна»

электроэнергии, воде. Формировать нетерпимость к небрежности.

свету, газу и другим природным ресурсам;

 

Расточительству.

кукольная посуда

 

 

Литература:

 

 

 

К. Чуковский «Федорино горе»

Блок: реклама

 

 

 

27.Что такое реклама

Цель:

рассматривание рекламных газет, их ярких

 

дать  знания  о  рекламе  как  средстве  сообщения  информации  о

иллюстраций

 

 

товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной

чтение  детям  рекламных  текстов,  рассказ

 

жизни; о их месте продажи

воспитателя  об

особенностях  содержания

 

воспитывать интерес к рекламе, рекламной деятельности

этихтекстов(положительнаяоценка

 

расширить представления о рекламе как информации, содержащей

достоинств   товара,   призыв   приобрести

 

привлекательное сообщение для покупателей

товар, адрес, где его можно купить)

 

экономические категории: реклама, привлекательность

 

 

28.Мир рекламы

Цель:

Различные рекламные материалы (наклейки,

(игра-занятие)

знакомить детей с назначением рекламы и ее видами: печатная,

ручки, газеты, календарики), краски, бумага,

 

радио- и видеореклама; развивать воображение, самостоятельность

фломастеры,   картинки   с   изображением

 

 

людей разных профессий

29.Реклама в сказках

Цель:

Чтение истории «Как Сорока Мишин товар

 

уточнить представление о назначении рекламы

хвалила»   из

книги   Т.Поповой   и   др.

 

развивать понимание зависимости между спросом на товар и его

«Экономика для малышей, или Как Миша

 

ценой

стал бизнесменом»

 

развивать способность критически оценивать рекламу

после чтения - выполнение детьми игровых

 

 

 

15


 

 

экономические категории: реклама, выгода

заданий по теме: реклама

 

 

 

 

формировать   отрицательное   отношение   к   глупости,   обману,

 

 

 

 

 

 

 

излишней доверчивости

 

 

 

 

 

30.Кто делает рекламу?

Цель:

рассказ  педагога,  показ  разных  средств

 

 

закрепление понятия «реклама»

изготовления рекламы

 

 

 

 

знакомство  с  понятием  «рекламоизготовители»,  с  профессиями

чтение  стихотворения  С.Михалкова  «Как

 

 

людей, изготавливающих рекламу; «рекламное агентство»

старик корову продавал», ответы детей на

 

 

воспитание осознанного отношения к явлению рекламы, интереса к

вопросы о прочитанном

 

 

 

 

профессиям рекламной деятельности

рассматривание детьми рекламных листков

 

 

экономические категории: реклама, покупатели, продавцы, товар

и буклетов

 

 

 

31.Распространители

Цель:

беседа  с  детьми  о  том,  как  выглядит  их

рекламы

 

воспитание эстетического отношения к месту своего проживания:

подъезд, наклеена ли реклама на стенах и

 

 

подъезду, дому, двору, улице, городу

дверях  подъезда.  дать  правильную  оценку

 

 

осознание смысла соблюдения чистоты и порядка

недопустимой

 

 

деятельности

 

 

 

рекламораспространителей

 

 

 

 

задание  детям:  принести  в  детский  сад

 

 

 

рекламные  листки  из  почтового  ящика.

 

 

 

Беседа

с

детьми

по

содержанию

 

 

 

принесенных ими рекламных листков.

32.Сказочный

рекламный

Цель:

чтение и беседа с детьми по сказке Ш.Перро

агент

 

сформировать представление о профессии рекламного агента

«Кот в сапогах»

 

 

 

 

экономические категории: реклама, рекламный агент, расчет

 

 

 

 

 

 

 

формировать положительное отношение к смекалке, расчетливости

 

 

 

 

 

33.Играемв

рекламу

Цель:

чтение

стихотворения

 

А.Беспаловой

(продолжение

 

развитие воображения, творчества детей

«Реклама»

 

 

 

предыдущего занятия)

 

дети   придумывают   рекламу,   используя

 

 

 

разные ее средства изображения (устная, в

 

 

 

стихах, в прозе, рисуют и т.д.)

 

34.Закрепление

 

 

 

 

 

 

 

пройденного материала

 

 

 

 

 

 

35.Закрепление

 

 

 

 

 

 

 

пройденного материала

 

 

 

 

 

 

36.Закрепление

 

 

 

 

 

 

 

пройденного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Содержание программы.

3.1. Мониторинг освоения детьми программного материала.

 

3.2. Критерии и показатели формирования элементарных экономических представлений детей.

 

 

Для оценки уровня сформированности элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста необходимо проводить контрольные срезы 2 раза в год:

 

-   в начале учебного года;

-   в конце учебного года.

 

Критерии и показатели оценки сформированности экономических представлений были выделены на основе анализа психолого-

 

педагогической литературы. Основой для их выделения послужили критерии представлений, выделенные П.Г. Саморуковой, с учетом

 

которых были определены следующие критерии:

 

 

17


Полнота (или объем) – характеризует определенный объем экономических представлений, т.е. меру соответствия знаний некоторому эталону, образцу.

 

1  балл – экономические представления отсутствуют;

 

2  балла – представления разрозненные, неполные;

 

3  балла – объем экономических представлений соответствуют заданному эталону.

 

Обобщенность (ребенок владеет определенными обобщениями, которые характеризуют элементарные экономические представления)

 

1  балл – экономические представления отсутствуют;

 

2  балла – ребенок не всегда способен к обобщению экономических представлений;

 

3  балла – правильный ответ с разъяснением, проявляется обобщенность экономических представлений.

 

Доказательность – степень осмысленности и понимания усвоения экономических представлений, умений доказывать, аргументировать свои ответы на основе усвоенных экономических представлений, умений приводить примеры из своего опыта.

 

1 балл – ребенок различает некоторые экономические явления, но допускает ошибки; не устанавливает связи; отсутствуют аргументы при решении ситуаций

 

2 балла – иногда прибегает к оперированию экономическими представлениями при комментировании ситуаций и решении задач, но затрудняется в высказываниях, пояснениях, не умеет анализировать;

 

 

 

 

 

 

18


3 балла – ребенок свободно оперирует экономическими представлениями при комментировании соответствующих ситуаций и решении задач, обнаруживает экономические зависимости труд-продукт; оперирует экономическими терминами; умеет размышлять, анализировать.

 

Учитывая выделенные критерии и показатели, были определены следующие уровневые характеристики сформированности элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста:

 

Для высокого уровня сформированности элементарных экономических представлений старших дошкольников было характерно – дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. Дети имеют представления о происхождении денег, осознают связь между деньгами и работой, имеют представление о профессии отца и матери, употребляют экономические слова и словосочетания, способны отразить полученные знания в играх; объем экономических представлений соответствуют заданному эталону, владеют определенными обобщениями правильные ответы с разъяснением, проявляется обобщенность экономических представлений.

 

Средний уровень сформированности элементарных экономических представлений характеризовался тем, что дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Дети имеют представления об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их. У них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; экономические представления разрозненные, неполные, знания поверхностные; не всегда способны к обобщению экономических представлений; иногда прибегает к оперированию экономическими представлениями при комментировании ситуаций и решении задач, но затрудняются в высказываниях, пояснениях, не умеют анализировать;

 

У     детей с низким уровнем сформированности элементарных экономических представлений представления – дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых. Дети не осознают связь источника денег и труда,

 

экономические представления отсутствуют; различают некоторые экономические явления, но допускают ошибки; не устанавливают связи; отсутствуют аргументы при решении ситуаций.

 

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Контроль за реализацией программы

 

Для определения уровня формирования элементарных экономических представлений детей были использованы следующие методики.

 

Блог 1. Люди труда. Для изучения представлений ребят о труде взрослых были проведены индивидуальная беседа и общая беседа. В ходе бесед выявляли у детей:

 

– представления о разнообразии профессий (строитель, библиотекарь, учитель, летчик, сталевар, артист, художник, врач;

 

– представления о современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека, об их роли;

 

– представления о модели трудового процесса конкретной профессии;

 

– представления о работе близких людей;

 

– представления о материальной ценности труда для людей.

 

вопросы для беседы «Что такое профессия» (методика Е.И. Медвецкой).

 

 

20


Какие ты знаешь профессии?

 

Зачем нужны люди той или иной профессии (что они создают)?

 

Какими орудиями труда пользуется человек названной профессии; объяснить процесс работы людей данной профессии.

 

Задание «Кому, что нужно для работы»

 

Цель: Выявить знания о профессиях людей и орудиях труда.

 

Подготовка исследования: Педагог показывает картинки с изображением профессий, и предметные картинки с изображением орудия труда.

 

Ребенок подбирает орудие труда к профессии и объясняет свой выбор.

 

Блог 2. Деньги и их назначение. В индивидуальных беседах выявлялись представления детей о разнообразии денег (купюры и монеты) и их достоинстве. О том, что в каждой стране свои деньги. Зачем деньги? Откуда берутся деньги? Где хранятся деньги? Для этого использовались: проблемные вопросы и ситуации:

 

– Что лежит у меня на столе?

 

– Как ты думаешь, откуда деньги берутся?

 

– Зачем людям нужны деньги?

 

– Как покупатели узнают цену нужного им товара?

 

– Для чего нужна реклама?

 

– Хочется купить билеты на кино, но деньги нужны для лекарства бабушке. Как поступить?

 

– Можно ли купить игрушку, не оплатив основные расходы семьи (квартплата, оплата за свет, газ и т.д.)

 

– Почему все люди должны трудиться?

 

– Почему люди должны покупать и продавать товар?

 

Задание «Волшебный кошелек».

 

21


Цель: Уточнить знания детей о том, что можно и что нельзя купить.

 

Проведение исследования: Педагог показывает рисунок и предлагает провести карандашом линии от того, что можно купить, к кошельку.

 

Ребенок должен объяснять, почему не все можно купить и продать, что еще продается и покупается.

 

Задание «Покупка ученого кота»

 

Цель: Выявить представления детей о покупательной стоимости денег, усвоение вычислительных процедур, расчетов, применяемых в экономике.

 

Проведение исследования: Педагог объясняет, что у ученого кота 10 рублей и предлагает помочь выбрать тот товар, который мог бы купить ученый кот, посчитать, сколько денег он потратит и сколько у него останется.

 

Блог 3. Бережливость. Эта серия направлена на выявление представлений детей о бережливости: Что значит быть бережливым человеком?

 

Как беречь игрушки? Одежду? Почему нужно бережно относиться к окружающим предметам?

 

Блог 4. Реклама.

 

Задание – «Определи вид рекламы» - печатная, радио - и видеореклама

 

Цель: Уточнить знания детей о видах рекламы.

 

Подготовка исследования: Педагог показывает картинки с изображением разных видов рекламы. Дети должны определить кокой вид рекламы.

 

 

 

 

 

 

5.  Механизм реализации программы.

1.  Материально- техническое обеспечение:

 

-  наглядные пособия, игры, методическая литература. Кадровое обеспечение:

 

-      внутри МАДОУ организовать консультационный пункт для педагогов, родителей по вопросам формирования элементарных экономических представлений дошкольников.

 

22


 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.                       Козлова С.А. Дошкольная педагогика. [Текст]/ С.А. Козлова. – М.: Академия, 2004.

 

2.                      Николаенко В.М. Психология и педагогика. [Текст]/ В.М. Николаенко. – Новосибирск, 1998.

 

3.                      Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье. [Текст] / И.А. Сасова. – М., 1989.

 

4.                       Сасова И.А., Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки [Текст] / И.А. Сасова, А.Ф. Аменд / Под ред. В.К. Розова. – М., 1986.

 

5.                      Смоленцева  А.А.  Сюжетно-  дидактические  игры  с  математическим  содержанием.  [Текст]  /  А.А.  Смоленцева.  –  М.:

 

Просвещение 1987.

 

6.                      Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику [Текст]: Учебно-методическое пособие. / А.А.

 

Смоленцева. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – С. 34-35.

 

7.                      Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / А.Д. Шатова. – М., 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23


Скачано с www.znanio.ru

1

1

Оглавление. 1.

Оглавление. 1.

Наименование образовательного

Наименование образовательного

Основание для · -

Основание для · -

Развивающие задачи: -Развивать интерес к экономике

Развивающие задачи: -Развивать интерес к экономике

От содержания и направленности последнего зависит экономический, интеллектуальный, культурный, духовный, нравственный потенциал любого цивилизованного общества

От содержания и направленности последнего зависит экономический, интеллектуальный, культурный, духовный, нравственный потенциал любого цивилизованного общества

Практическая значимость работы: заключается в том, что содержащиеся в ней материалы могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений при формировании экономических представлений у детей старшего…

Практическая значимость работы: заключается в том, что содержащиеся в ней материалы могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений при формировании экономических представлений у детей старшего…

Развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета

Развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета

Учебный план дополнительной образовательной услуги в

Учебный план дополнительной образовательной услуги в

Календарно-тематическое планирование работы с детьми

Календарно-тематическое планирование работы с детьми

Игра «кто больше назовет профессий» 5

Игра «кто больше назовет профессий» 5

Развивать внимательность, умение проводить аналогию красный, синий, желтый), круги (красный, между сказочными понятиями «обмена товаров» и современными синий, желтый)

Развивать внимательность, умение проводить аналогию красный, синий, желтый), круги (красный, между сказочными понятиями «обмена товаров» и современными синий, желтый)

Действительно ли так дороги деньги, что можно отказать человеку в помощи? 16

Действительно ли так дороги деньги, что можно отказать человеку в помощи? 16

Ребята, я вам буду говорить предложение, магазин», «промтоварный магазин», учить разграничивать понятия, а вы должны будете продолжить это находить сходные и отличительные черты; предложение, например,…

Ребята, я вам буду говорить предложение, магазин», «промтоварный магазин», учить разграничивать понятия, а вы должны будете продолжить это находить сходные и отличительные черты; предложение, например,…

Воспитывать уважение к людям труда

Воспитывать уважение к людям труда

Кто делает рекламу? Цель: рассказ педагога, показ разных средств закрепление понятия «реклама» изготовления рекламы знакомство с понятием «рекламоизготовители», с профессиями чтение стихотворения

Кто делает рекламу? Цель: рассказ педагога, показ разных средств закрепление понятия «реклама» изготовления рекламы знакомство с понятием «рекламоизготовители», с профессиями чтение стихотворения

Содержание программы. 3.1. Мониторинг освоения детьми программного материала

Содержание программы. 3.1. Мониторинг освоения детьми программного материала

Полнота (или объем) – характеризует определенный объем экономических представлений, т

Полнота (или объем) – характеризует определенный объем экономических представлений, т

Учитывая выделенные критерии и показатели, были определены следующие уровневые характеристики сформированности элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста:

Учитывая выделенные критерии и показатели, были определены следующие уровневые характеристики сформированности элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста:

Контроль за реализацией программы

Контроль за реализацией программы

Какие ты знаешь профессии?

Какие ты знаешь профессии?

Цель: Уточнить знания детей о том, что можно и что нельзя купить

Цель: Уточнить знания детей о том, что можно и что нельзя купить

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2023