Мониторинг сформированности коммуникативной компетенции обучающихся на уроках технологии на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения
Оценка 4.7

Мониторинг сформированности коммуникативной компетенции обучающихся на уроках технологии на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения

Оценка 4.7
docx
технология
20.12.2023
Мониторинг сформированности коммуникативной компетенции обучающихся на уроках технологии на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения
мониторинг формирования коммуникативной компетенции на уроках технологии.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 19

с углублённым изучением отдельных предметов"

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 

Мониторинг сформированности коммуникативной компетенции обучающихся на уроках технологии на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения

 

 

 

 

 

Составитель:

Чередилина Татьяна Викторовна,

учитель технологии высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГО Краснотурьинск, 2023

 

Мониторинг сформированности коммуникативной компетенции обучающихся на уроках технологии на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения

 

Актуальность данной темы опыта связана с наличием серьезной проблемы: вызывают затруднения у учащихся задания, где требуется высказать собственное мнение, затрудняются в создании самостоятельных, связных высказываний. Между тем низкий уровень развития коммуникативной компетенции может иметь серьезные негативные последствия: отсутствие умений выстраивать конструктивный диалог, сложности, связанные с социальной адаптацией, неприятие другого мнения, невозможность найти компромиссное решение.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что в условиях гуманизации образования обучение должно быть нацелено на развитие эрудированной, критически мыслящей личности, способной адаптироваться в условиях быстроменяющейся конъюнктуры информационного общества.

Компетенции являются важными результатами образования, должны быть сформированы у всех обучающихся, так как в процессе преподавания любого предмета можно развивать информационную, коммуникативную, языковую компетенцию и т. д

Для выявления исходного уровня сформированности коммуникативной компетенции в ходе учебно-познавательной деятельности проводится первичная диагностика по методике Л.Торлина. По результатам диагностики оказалось, что только 15% учащихся имели высокий, творческий уровень указанных умений и навыков, 38% учащихся находились на среднем уровне формирования данной компетенции, 47% - на низком уровне. Это говорило о недостаточном умении школьников работать с информацией, грамотно выстраивать устные и письменные высказывания, вести диалог, редактировать тексты своих работ, мыслить критически, пользоваться богатствами выразительной речи. Результаты диагностических исследований показали наличие серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетенции учащихся. Был отмечен низкий уровень сформированности у школьников индивидуально-личностных оснований для развития коммуникативной компетенции и коммуникативного контроля (диагностика М.Шнайдера), что негативно отражалось на результатах и качестве обучения.

Ведущей педагогической идеей эксперимента является создание необходимых условий для формирования коммуникативной  компетенции учащихся на уроках технологии в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных методов обучения.

Длительность работы над экспериментом.

I этап.  Сентябрь 2020г.- октябрь 2020г. – направлен на определение проблемы, подбор дидактических методик с целью выявления уровня формирования коммуникативной компетенции учащихся.

II этап. Ноябрь 2020 - октябрь 2023г.- разработка системы упражнений и апробация нетрадиционных методов обучения.

III этап. С октября 2023г. по ноябрь 2023г. – анализ результатов опыта и подведение итогов работы

Новизна опыта состоит в комбинировании элементов известных методик и технологий, в создании системы применения нетрадиционных методов и приемов, нацеленных на формирование коммуникативной  компетенции.

Условия реализации эксперимента.

Опыт может быть применен в общеобразовательном учреждении любого типа, использован преподавателями разных предметов.

Коммуникативная компетенция обеспечивает:

  • совершенствование умений и способностей общения в учебно-научной, социально-бытовой, социально-культурной, официально-деловой сферах общения;
  • овладение формами речевого общения в процессе различных видов деятельности;
  • развитие умения и способностей работы с учебным научным текстом, другими источниками информации;
  • совершенствование умений интерпретации информации в соответствии с самостоятельно найденным и заданным основанием.

Технология эксперимента

Цель: обеспечение положительной динамики формирования коммуникативной компетенции на уроках технологии.

Задачами исследования стали:

1. Сформировать у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: слушание, чтение, говорение.

2. Развить творчества в коммуникативной деятельности учащихся, проявление самостоятельной активности в творчестве.

3. Воспитать у школьников свободного владения языковыми и коммуникативными компетенциями на уровне гражданской и общекультурной ценности. Выявить уровень проявления в речевой культуре сформированности социальных компетенций учащихся.

4. Разработать серию нетрадиционных практических заданий по технологии с целью развития коммуникативнойкомпетенции.

Использую традиционные методы и формы работы, а также элементы развивающих технологий: игровых технологий, технологии Мастерских, технологии развития критического мышления, проектные технологии развития критического мышления, проектное обучение.

Формы нестандартных уроков для формирования коммуникативной компетенции:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, деловая  игра, кроссворд, викторина.

2. Уроки, основанные на формах, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки публичных форм общения: пресс-конференция, выставка, урок-памятка, аукцион знаний, телепередача, диалог.

4. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-творчества, урок- творческий отчёт.

5. Перенесенные в рамки урока традиционные формы внеклассной работы: спектакль, концерт, диспут, «посиделки».

6.Трансформация традиционных способов организации урока: парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация.

Практически все способы задают проблемные вопросы и создают проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.

Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываются возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

 

Урок КВН.

Методика проведения урока КВН

- подготовка за 2-3 дня («Домашнее задание»);

- выбор структуры урока;

- распределение ролей и обязанностей между учителями и учащимися;

- подбор и критерии оценки учебных материалов;

- подбор методики оценки деятельности учащихся;

- анализ урока.

Цель: повторение тем или разделов.

Организация урока:

  1. Разминка. Могут быть предложены загадки по данной теме.
  2. «Домашнее задание» (готовится за 2-3 дня до урока). Это может быть сценка, в которой необходимо отобразить основное содержание темы или раздела.
  3. Решение и выполнение различных заданий.
  4. Конкурс «Угадай-ка». Один ученик выходит из класса, а когда возвращается, остальные примерами и намёками показывают понятие или явление, входящее в тему, которое должен угадать ученик.
  5. Конкурс «артистов» и «художников». В каждой команде выбираются «артисты» и «художники». «Художник» команды выходит из класса, команда выбирает карточку, на которой записано какое-либо явление или понятие по заданной теме. Когда «художник» возвращается в класс, для него «артист» показывает «пантомиму» по выбранной карточке. «Художник» должен узнать и изобразить всё рисунком.

Аналогично этому заданию может быть проведён следующий конкурс: команды выбирают карточки с заданиями. Даётся время на подготовку, потом команда показывает пантомиму, соперник отгадывает.

  1. Подведение итогов.

Подобные уроки позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развивают умение выделять различные признаки явлений. Закрепляют знания учащимися понятий.

Урок – эстафета

Цель: повторение изученного материала по теме или разделу.

Подготовительный этап:

Учитель сообщает тему следующего урока и даёт учащимся задание придумать вопросы по заданной теме или разделу.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Вопрос ученикам по теме.
  2. Вызванный ученик отвечает на поставленный вопрос и задаёт свой вопрос, подготовленный дома. Вопрос адресуется конкретному ученику.
  3. Названный ученик отвечает на поставленный вопрос и задаёт свой вопрос следующему ученику. Правильность ответов оценивается задающим вопрос, классом и учителем.
  4. Подведение итогов, выставление оценок. Оценивается вопрос и ответ.

При подобной организации урока стимулируется познавательная активность учащихся, развивается внимание, умение формулировать вопросы, осуществляется двойной контроль – со стороны учителя и со стороны класса.

Урок – аукцион

Цель: в занимательной форме повторить тему, показать практическое применение знаний.

Структура данного урока:

-приветствие;

-повторение во время опроса основных вопросов темы;

-объяснение правил аукциона;

- «продажа» предметов;

- музыкальная пауза;

- продолжение "продажи"

- музыкальный финал;

- итоги.

Для развития речи учащихся используется задание «сочинение-развлечение»(мини-сказка), которое развивает образное мышление ребёнка.

Урок-игра. В чем же успех такого урока? В его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании наглядности.

Дидактическая игра. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: “Кто быстрее?”, “Не зевать!”, “Отвечай сразу”, “Кто вернее?”

Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.

Тема урока: Повторение ранее изученного.

Игра «Знаете ли вы?»

  • Играют 2 команды (класс предварительно разделен); названия команд «Профессионалы» и «Специалисты» записываются на доске (названия соответствуют теме урока).
  • Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (учащиеся поднимают руки).
  • За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон.
  • В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся.
  • Все учащиеся получают оценки в журнале (чья команда набрала больше жетонов «5», у кого меньше «4»)

Например, задание: Замени буквы цифрами:

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.

Составить  слово из цифр:

13,

6,

12,

19,

10,

12,

16,

13,

16,

4,

10,

33.

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

Конкурс «Лицедеи»

По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать. Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.

Не находить места.

Прикусить язык.

Намылить шею.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Зарубить на носу.

Ломать голову.

В рот воды набрал.

 

Целесообразность использования дидактических игр различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

В учебном процессе на технологии востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а такие, которые формируют умения, непосредственно сопряженные с практической работой. Ведущее место среди таких методов, используемых на уроках «Технологии», принадлежит методу проектов

Задача проектного обучения – создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и к потоку информации, подлежащей анализу и синтезу. Одним из результатов проектов является развитие умения личности сотрудничать с другими, что положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности, а, следовательно, успешного обучения. В проектной деятельности коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия. По мнению ряда психологов, проектная деятельность на уроках «Технологии» формирует коммуникативную компетентность личности как систему качеств, которая включает в себя:

-творческое мышление;

-культуру эмоций;

-культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

-культуру речевого действия, жестов и пластики движений;

-культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению.

Применение метода проектов, как на уроках «Технологии», так и во внеурочных занятиях способствует развитию коммуникативной компетентности школьников, не только в образовательной среде, но и в становлении социального опыта. При выполнении проекта создается проблемная ситуация, выдвигается гипотеза и определяются способы решения проблемы. При этом используются исследовательские, поисковые, научные методы, дискуссии, эвристические беседы, мозговые атаки, ролевые игры. При реализации проекта проводится оформление результатов, защита проекта, выдвижение и прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов, самооценка, внешняя оценка. В рамках проектов любого типа можно отрабатывать отдельные элементы коммуникативной компетентности, которые должны быть четко выделены и спланированы учителем. Например, в 5 классах можно использовать такие темы для творческих проектов: 1. Виды горячих бутербродов; 2. Блюда из яиц; 3. Блюда из овощей; 4. Создание фартука; 5. Вышивание ручными швами; 6. Интерьер кухни; 7. Сервировка праздничного стола. 8. Отделка швейного изделия вышивкой. 9. Изготовление сувенира или декоративного панно в технике ручного вышивания. 10. Прихватки различных видов. 11. Чехол на чайник. 12. Закладка для книг. 13. Овощи – лекари. 

Так же предлагаются задания в процессе уроков на формирование коммуникативных компетенций:

1.Тема урока: Санитарно-гигиенические требования, правила ТБ, организация рабочего места. Учащиеся делятся на 3 группы. Первая группа изучает санитарно-гигиенические требования, вторая правила техники безопасности, третья организацию рабочего места. Группы конспектируют материал, обсуждает его и расставляют пункты по мере важности, где первые пять – это самые важные правила, вторые пять менее важные и последние второстепенные. Когда группа готова, она выбирает одного докладчика, который рассказывает другим группам свое задание, а тем временем две оставшихся группы конспектируют, те правила, про которые им рассказывают докладчик. Оставшаяся часть отвечающей группы готовит по своим правилам вопросы на закрепление изученного для других команд.

2.Тема урока: Декоративно-прикладное искусство. Учащимся предлагается видеофильм для просмотра про виды декоративно-прикладного искусства. Во время просмотра они должны выписать виды декоративно-прикладного искусства и их основные характеристики. После просмотра фильма и выполнения задания, учащиеся делятся на 2 дискуссионные группы. Первая группа придумывает доказательства на тему «Необходимость разных видов декоративно-прикладного искусства», вторая на тему «Разные виды декоративно-прикладного искусства не нужны».

3.Тема урока: Виды простых швов в технике ручного вышивания.

 Мини-проект на тему: «Что можно украсить простыми швами в технике ручного вышивания?». Учащимся дается 15 минут на то, чтобы придумать эскиз того изделия, которое им хочется украсить и подобрать подходящие швы, выбрать цвета для них. После выполнения задания, каждая школьница представляет свой рисунок, объясняет, почему она украшает именно это изделие и этими швами.

4.Тема урока: Вышивание монограммы. Учащимся предлагается придумать свою семейную монограмму и ее историю. Когда эскиз готов, можно приступать к работе. После выполнения работы все ученицы показывают монограммы и рассказывают историю семьи. Общим голосованием выбираются 3 самые интересные работы и прикрепляются на стенд в классе.

5.Тема урока: «Деловая игра: производство текстильных материалов»

Ученицам предлагается освоить новые профессии. Класс делится на 3 команды, каждой команде выдаются по 8 карточек с разными профессиями:

1. работник сельского хозяйства (выращивает хлопок)

2. водитель уборочной техники,

3. рабочий фабрики по производству ниток 1 (цех по очистке хлопка),

4. рабочий фабрики по производству ниток 2 (цех производства ниток),

5. рабочий фабрики по производству пряжи из ниток,

6. рабочий ткацкой фабрики 1 (цех производства ткани),

7. рабочий ткацкой фабрики 2 (цех обработки ткани),

8. рабочий ткацкой фабрики 3 (цех по окрашиванию ткани).

В карточке указано в чем заключается работа каждой профессии. Каждый член команды изучает свою профессию, после чего команда совещается и расставляет профессии по порядку производства хлопковой ткани. После выполнения задания. Выходя по одной команде к доске, и каждая ученица без помощи слов, показывает свою работу, а другие команды должны угадать к представителю какой профессии относится этот человек.

Коммуникативная компетентность есть некая система психических и поведенческих характеристик человека. Эта система способствует, прежде всего, успешному общению и позволяет достичь психологически комфортного общения для двух сторон. В структуре коммуникативной компетентности наблюдаются следующие компоненты: личностный, целостно-смысловой, когнитивный, поведенческий. Эти компоненты влияют друг на друга, способствуют взаимопроникновению и существованию каждого в остальных.

Исследования по этой проблеме продолжаются, но уже видны плодотворные результаты: уроки проходят эффективнее, все учащиеся включаются в работу, темы творческих проектов стали любимыми у учащихся и они с легкостью их защищают.

Конечно, важную роль в формировании речевой компетенции детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей: анализ услышанного; исправление недочетов; помощь в выборе наиболее точных слов.

Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, использую вопросно-ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:

 

Тренинговые вопросы

учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач

Конструктивные вопросы

требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа

Альтернативные вопросы.

используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

Вопросы-ловушки.

учащиеся доказывают, что вопрос не имеет ответа

Наводящий вопрос.

вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.

Вопрос-внушение

направляет в нужное русло, сокращает время и зону поиска ответа.

Контр-вопрос.

он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос.

 

Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения.

В своей работе использую элементы ТРКМ (технологии развития критического мышления). В ТРКМ есть очень много различных приемов, но, на мой взгляд, для развития коммуникативных компетенций наиболее приемлемым является – кластер. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее  и далее.  Благодаря составлению рисунков, схем, кластеров я развиваю творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим. Прием «Кластера» использую также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома. У учеников формируются такие умения, как умения выделять ключевые слова, умение найти ошибку и исправить. Развиваются умения сравнивать, выделять главное, умение прогнозировать, умение обобщать и систематизировать, умение работать в группе. И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем, и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.

Коммуникативные умения: умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать совершенствуются на всех уроках. Стараюсь поставить ребят в ситуации необходимости слышать и слушать, принимать решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д. На уроках и во внеурочной деятельности учу детей: выстраивать межличностные отношения. Как относиться к одноклассникам, как научиться работать в группе, как научиться понимать учителя, как научиться понимать ребенка?

А для этого провожу:

Ø  родительские собрания; анкетирование детей и родителей;

Ø  ролевые, сюжетные игры, прием театрализации, когда дети учатся распределять и играть разные роли;

Ø  занятия по этикету;

Ø  тренинги;

Ø  классные часы;

Ø  индивидуальные беседы учителя с родителями, учеником.

С целью развития навыков самоконтроля и саморегулирования провожу:

Ø  психологические исследования и диагностики;

Ø  спортивные соревнования;

Ø  ролевые, сюжетные игры; театрализация;

Ø  занятия по ПДД, ПБ;

Ø  тренинги «Роль в группе»;

Ø  самопрезентации;

Ø  конкурсы рисунков;

Ø  классные часы;

Ø  беседы «Правила поведения учеников на уроках, на перемене, в столовой»;

Ø  физминутки, походы и т.д.

Развитие информационно – коммуникативных компетенций реализуется через:

Ø  знакомство с электронными словарями, энциклопедиями, справочной литературой;

Ø  составление опорных схем, рисунков;

Ø  умение вести дневник, записи в тетрадях (выделение цветом главного);

Ø  знакомство с информационными технологиями.

 

           Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

-творческая работа;

-подготовка иллюстраций к теме урока; 

-инсценировка по теме урока;

-создание самостоятельных сказок про инструменты;

-наблюдение за природой;

-составление вопросника к зачету по теме;

- составление конспекта, опорных таблиц;

-мини-проекты.

Необычные домашние задания помогают избегать однообразия в обучении. Ученик может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет учащимся принимать активное участие в обсуждении.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

 

Результативность эксперимента

 

Опыт работы по данной теме показывает, что нетрадиционные формы проведения уроков технологии дают положительные результаты формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Считаю, что развитие коммуникативной компетентности должно осуществляться через использование технологий личностно – ориентированного обучения. В них учитель и ученик выступают как равноправные партнеры. В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты. Мне остается способствовать выражению учениками своих индивидуальных точек зрения. При подготовке к занятию, надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учащимися.

Работая по данной системе в течение трёх лет, провела промежуточное мониторинговое исследование коммуникативной компетенции школьников.

Основные результаты мы можем увидеть на теме «Защита творческого проекта». Когда учащиеся защищают свой проект, сразу становится понятно на каком уровне развития их коммуникативные навыки, как они представляют свой проект, отвечают на вопросы, общаются с классом. После окончания диагностики составляется сводная таблица, по развитию коммуникативных навыков у учащихся. Для развития этих навыков ученикам каждый урок даются специальные задания. На данном этапе видно значительное увеличение коммуникативных навыков у учащихся. Они не боятся отвечать перед классом, с легкостью отвечают на вопросы и задают их. Представляют свой проект грамотно по предложенной схеме с презентацией. Считаю, что творческий проект отлично развивает коммуникативные навыки учащихся.

Посредством диагностики знаний учащихся, опроса, анализа показателей успешности участия в исследовательской деятельности определен - 100% уровень обученности в классах, качество знаний – 75 %.

Для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции в ходе учебно-познавательной деятельности использован метод диагностики по изучению уровня коммуникативной компетентности по методике Л. Торлина.

 

 

Учебный год

Уровень  сформированности коммуникатив­ной  компетенции (диагностика  Л.Торлина)

2020-2021

2021-2022

2022-2023

низкий

47%

37%

22%

средний

38%

43%

53%

высокий

15%

20%

25%

 

Диагностическое изучение уровня сформированности коммуникативной компетенции обучающихся 5-9 классов показало: в 2023 году уровень детей с высоким уровнем сформированности коммуникативной компетенции, с выраженным преобладанием познавательной мотивации к учению и положительным эмоциональным отношением к нему вырос на 13%;  уровень школьников,  соответствующих 2 группе – на 5%. Количество учащихся со средним уровнем с несколько сниженной коммуникативной компетентностью  уменьшилось на 10%; со сниженной компетентностью, отрицательным эмоциональным отношением к учению - на 11%.

Практика работы в данном направлении убедительно доказала, что созданные условия для развития интеллектуальной, творчески одаренной, нравственной личности способствуют формированию коммуникативной компетенции на уроках технологии каждого обучающегося, который становится способным к общению в любом культурном пространстве, проявляя самостоятельную активность в языковом творчестве.

На уроках преобладают доверительные, доброжелательные отношения и положительный эмоциональный климат. Подростки не только овладевают навыками общения, развивают творческую активность, но и достигают социально-психологического единства с коллективом, безбоязненно вступают в дискуссии, более реально ощущая себя в сложной системе человеческих взаимоотношений.                       

Наблюдения подтвердили, что без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого и заканчивая в старших классах защитой исследовательских проектов, у учащихся формируются практические навыки свободного общения на культурном уровне.

 

 

 

 

 

 

Сравнительная диаграмма самооценки коммуникативного развития

В сравнительной диаграмме 1 ряд – входная диагностика, 2 ряд - заключительная диагностика. В диаграмме видно, что учащихся с высоким уровнем самооценки коммуникативного развития стало больше – 17%. Стало больше учащихся, которые стали увереннее в общении, в выступлениях перед учениками – 61%. Значительно снизилось количество учащихся с низким уровнем самооценки коммуникативного развития с 64% до 21%. Учащиеся стали более уверенно выражать свои мысли, могли спокойно общаться со своими сверстниками, взрослыми, могли найти общую тему для беседы, могли отстоять соё мнение, услышать своего собеседника. Используя все правила общения, ведения диалога.

После введения в уроки различных упражнений и игровых приёмов с целью повышения коммуникативного развития у этих же учащихся было проведёно повторное исследование речевой коммуникации. Результаты приведены в сравнительной диаграмме.

Сравнительная диаграмма уровня развития речевой коммуникации

В сравнительной диаграмме видно, что значительно повысился процент учащихся с высоким уровнем речевой коммуникации (с 16% до 39%), со средним уровнем с 28% до 36%.  Не осталось учащихся с низким и очень низким уровнем развития.

Выводы:

1.На начальном этапе исследования  входящие диагностики показали, что учащихся имеющих высокий уровень коммуникативного развития  был очень низкий процент. После введения упражнений по формированию коммуникативных компетенций в уроки и во внеурочной деятельности количество учащихся с высоким уровнем коммуникативного развития стало значительно больше, и соответственно снизился показатель с низким уровнем коммуникативного развития.

2.Подобранный комплекс упражнений и методических игр способствует достижению положительных результатов в формировании коммуникативных умений школьников

3. Увеличился процент учащихся, победителей конкурсов и олимпиад различного уровня. Они активные участники во внеурочных мероприятиях.

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся в 5-9 классах на уроках технологии оптимальна. Исходя их этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию коммуникативных компетенций обучающихся.

Список литературы

1.      Божко Н.М., Кирсанова М.И. Литература. Нестандартные уроки.-Учитель.-Волгоград.-2019.

2.      Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа. 2011.

3.      Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М., 2015.

4.      Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современные уроки. Часть 5./ Инновационные уроки.- Учитель.- Ростов.- 2017.

5.      Лукьянова М.И., Разина Н.А. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика.- М.- 2016.

6.      Митрофанов К.Г., Соколова О.В., Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.- М., АПК и ППРО, 2019.

7.      Михельсон. Тест коммуникативных умений а //https://psytests.org/ipl/okum-run.html

8.      Муровьева О.И. Психология коммуникативной компетентности: учебник. Томск, 2012. С. 98-111.

9.      Петровская, Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ, 2019.

10.  Петровский А.В. Психология. Словарь / ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат. 2013.

11.  Психологические тесты онлайн // https://psytests.org/map.html

12.  Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. 2018. N3.

13.  Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебнометодическое пособие. СПб.: КАРО, 2018.

14.  Торлин Л.Диагностика сформированности коммуникативной компетенции.

15.  Хуторской, А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК». 2017.

16.  Шнайдер М.,Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2012.

17.  Якобсон С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности // Вопросы психологии, 2014. № 6.


 

18.  Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 19 с углублённым изучением отдельных предметов"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 19 с углублённым изучением отдельных предметов"

Мониторинг сформированности коммуникативной компетенции обучающихся на уроках технологии на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения

Мониторинг сформированности коммуникативной компетенции обучающихся на уроках технологии на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения

Опыт может быть применен в общеобразовательном учреждении любого типа, использован преподавателями разных предметов

Опыт может быть применен в общеобразовательном учреждении любого типа, использован преподавателями разных предметов

Урок КВН. Методика проведения урока

Урок КВН. Методика проведения урока

Для развития речи учащихся используется задание «сочинение-развлечение»(мини-сказка ), которое развивает образное мышление ребёнка

Для развития речи учащихся используется задание «сочинение-развлечение»(мини-сказка ), которое развивает образное мышление ребёнка

Конкурс «Лицедеи» По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями

Конкурс «Лицедеи» По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями

Например, в 5 классах можно использовать такие темы для творческих проектов: 1

Например, в 5 классах можно использовать такие темы для творческих проектов: 1

В карточке указано в чем заключается работа каждой профессии

В карточке указано в чем заключается работа каждой профессии

Благодаря составлению рисунков, схем, кластеров я развиваю творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим

Благодаря составлению рисунков, схем, кластеров я развиваю творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим

Типы домашнего задания: -творческая работа; -подготовка иллюстраций к теме урока; -инсценировка по теме урока; -создание самостоятельных сказок про инструменты; -наблюдение за природой; -составление вопросника к…

Типы домашнего задания: -творческая работа; -подготовка иллюстраций к теме урока; -инсценировка по теме урока; -создание самостоятельных сказок про инструменты; -наблюдение за природой; -составление вопросника к…

Посредством диагностики знаний учащихся, опроса, анализа показателей успешности участия в исследовательской деятельности определен - 100% уровень обученности в классах, качество знаний – 75 %

Посредством диагностики знаний учащихся, опроса, анализа показателей успешности участия в исследовательской деятельности определен - 100% уровень обученности в классах, качество знаний – 75 %

Сравнительная диаграмма самооценки коммуникативного развития

Сравнительная диаграмма самооценки коммуникативного развития

В сравнительной диаграмме видно, что значительно повысился процент учащихся с высоким уровнем речевой коммуникации (с 16% до 39%), со средним уровнем с 28% до 36%

В сравнительной диаграмме видно, что значительно повысился процент учащихся с высоким уровнем речевой коммуникации (с 16% до 39%), со средним уровнем с 28% до 36%
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2023