Детско-юношеский центр
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Тема :
«Мониторинг в образовании»
Выполнила : Калганова Алина Сергеевна
Педагог дополнительного образования
2019
Введение
ФГОС существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды учреждения, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Согласно требованиям нового стандарта, метапредметные и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – оценке. Вывести учащихся на высокий метапредметный и личностный результат педагог может только в результате систематической, постоянной работы над формированием универсальных учебных действий в течение всего периода обучения детей в основной школе. Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути формирования собственной педагогической работы, и нужен мониторинг .
При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:
познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
мотивационная сфера и динамика ее развития;
эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.
Сущность, предмет, цели и функции мониторинга
Психолого - педагогический мониторинг - непрерывное, научнообоснованное слежение за состоянием психологического здоровья
обучающихся, развитием их
индивидуальных способностей.
Проблема информационно-аналитического
обеспечения системы управления образованием в части мониторинга и
проектирования образовательных и воспитательных программ, психологической
безопасности и развивающего характера образовательной среды обсуждается сегодня
как актуальная задача развития службы практической психологии образования и
улучшения качества психологического обеспечения образовательного процесса.
В настоящее время слово «мониторинг»
применительно к образовательному процессу стало общеупотребительным, но, к
сожалению не однозначным. С одной стороны, потребность в аналитической
информации о системе образования очень высока и органы управления образованием
крайне заинтересованы в получении объективной картины, т.к. это дает
возможность принимать более эффективные управленческие решения. С другой
стороны, сегодня отсутствует единое понимание того, что такое психологический
мониторинг в системе образования: мониторинговыми исследованиями сегодня
называют все что угодно – начиная с выстраивания рейтинга учеников, фронтальной
срезовой диагностики развития психических функций, заканчивая подсчетом
количества психологов в общеобразовательных учреждениях.
Между
тем, в регионах существует опыт проведения «психологического мониторинга» в его
точном понимании. Так, например, развитие системы образования в крупных городах
осуществляется в режиме организационного и педагогического проектирования.
Комплексные программы развития, объединенные под общим названием например:
«Столичное образование», предполагают разработку и внедрение инновационных
технологий, новых подходов к содержанию образования, организации
образовательного процесса и социально-психологического сопровождения его
участников, в основе которого лежит профилактика актуальных проблем развития и
адаптации учащихся. Особое внимание уделяется проектированию образовательных
сред и ситуаций сопровождения для учащихся, испытывающих различные трудности в
обучении, социальной адаптации и психологическом развитии.
Между тем, в настоящее время ни психологи
(практики, исследователи), ни управленцы в области образования не располагают
научно обоснованной, статистически достоверной информацией о
социально-психологическом состоянии детской популяции. Важнейшую роль в
осуществлении такой аналитико-проектировочной деятельности играет психологический
мониторинг развития.
Понятие «мониторинг» может рассматриваться и как
способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ
обеспечения управляющего звена своевременной и качественной информацией о
состоянии системы и происходящих в ней процессах.
Использование мониторинга в психологии началось
сравнительно недавно. По определению А.А. Орлова, психологический мониторинг
выявляет тенденции и закономерности психологического развития определенных
групп людей. Предметом психологического мониторинга, например, могут быть
психологическая готовность детей к школьному обучению, динамика
профессионального и личностного самоопределения, динамика изменений
определенной возрастной или профессиональной группы, функционирование и развитие
психических процессов и др.
Психологический мониторинг – особый вид
мониторинга. Важно рассматривать предметом мониторинга не само психологическое
развитие ребёнка, а образовательные условия, которые определяют развивающий
характер образования, или социально-психологические риски, существующие в
образовательной среде. Представляется маловероятной ситуация, когда
управленческое решение может оказывать целенаправленное воздействие на психику
человека. Психологический мониторинг развития представляет собой комплексную
программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом
состоянии детей школьного возраста, актуальных и потенциальных проблемах их
развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной
образовательной системы (например, школы или другого образовательного
учреждения). При
помощи психологического мониторинга отслеживается формирование универсальных
учебных действий
учащихся:
•познавательных;
•личностных;
•регулятивных;
•коммуникативных.
С помощью мониторинга делаются попытки ответить
на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделение
факторов, влияющих на обучение, доказательство зависимости квалификации
педагога и результатов обучения учащихся и другие. Вместе с тем, необходимо
отметить ряд существенных недостатков в подготовке и проведении мониторинговых
исследований, в частности, некорректное использование психологического
инструментария, преувеличение значения компьютерного варианта тестирования,
недостаточная оценка социальных факторов, отсутствие стандартов и
нормативно-правовой базы.
В зависимости от тех оснований, которые могут
быть использованы для сравнения, выделяют различные виды мониторинга:
динамический, сравнительный, комплексный, информационный, проблемный, базовый и
др.
При проведении психологического мониторинга
необходимо четко представлять порядок разработки и проведения такого сложного
исследования. Планирование и проведение мониторинга предполагает несколько
этапов, каждый из которых отвечает конкретной задаче.
1 . Подготовительный.
Уточнение потребностей органов управления образованием в информации,
формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования,
постановка целей и задач мониторингового исследования, обоснование выборки и
деление её на определенные группы, выделение и научное обоснование показателей
мониторинга, подбор и научное обоснование применяемых методов и методик,
уточнение процедуры проведения и разработка инструкции проведения мониторинга,
создание компьютерной методики для обработки результатов, согласование сроков и
графиков работ.
2. Пилотное проведение мониторинга.
Проведение пилотного исследования на небольшой выборке, обработка и анализ
данных, корректировка содержания анкет, методик и инструкций.
3. Полевая стадия исследования. Проведение масштабного мониторинга, сбор первичной
эмпирической информации по всей выборке.
4. Обработка и анализ информации. Обработка информационного материала, обсуждение
полученных результатов, создание аналитической справки для органов управления
по результатам мониторинга.
5. Составление рекомендаций.
Таким образом, мониторинг является неотъемлемой частью в образовании и других сферах деятельности. Мониторинг предполагает систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах. Психологический мониторинг позволяет отследить результативность учебной деятельности, ее динамику, личностные особенности обучающихся. Это позволяет наметить пути образовательного процесса, индивидуальную работу с учащимися, позволяет выявлять трудности при внедрении личностно-ориентированного обучения
Психолого-педагогическая диагностика. Она направлена на создание
социально-психологических условий для развития личности обучающихся и
их успешного обучения, в том числе изменений в личности ребенка, на поиск
условий, благоприятных для становления личности;
На этапе подготовки к проведению мониторинга определяется цель,
критерии и показатели, по которым будет оцениваться то или иное явление.
Далее моделируется ход мониторинга и разрабатывается методологические
основы для его проведения: определяется объект, методы сбора данных,
происходит формирование плана проведения мониторинга. Итогом данного
этапа является разработка программы мониторинга.
На этапе сбора и анализа данных используются разнообразные методы
сбора и систематизации информации: наблюдения, анализ документов,
экспертиза планов и программ, посещение учебно-тренировочных занятий,
открытые уроки, анкетирования, тестирование контрольно-переводные
испытания, промежуточная аттестация, самооценка, социометрические
обследования.
Полученные результаты качественно и количественно обрабатываются,
проверяется их вероятность и валидность.
Этап обобщения и оглашения результатов предполагает
предоставление объективной информации. Оглашение результатов
происходит с целью получения обратной информации о его результатах, на
основании чего вырабатываются рекомендации, например, вносятся
коррективы в выбранную методику или принимаются управленческие
решения, например, совершенствуют выбранные средства и стиль работы.
Заключение
Данные мониторинга позволяют дать актуальную
оценку происходящим в образовательной среде психологическим изменениям и
тенденциям в ее развитии. Постоянно действующий мониторинг может стать
серьезной основой дальнейшей аналитической и проектировочной деятельности
службы практической психологии образования. На основе его данных (особенно, в
сочетании с данными уже существующих мониторингов) возможно углубление наших
психологических представлений о различных группах и контингентах учащихся,
специфике их развития в разных образовательных средах, критериях
психологической оценки качества образования, определение перспектив развития
самого образования.
Исходя из полученных данных, мы считаем
необходимым проведение масштабного мониторинга. Службы практической психологии
образования, как инструмента сопровождения и психологической поддержки
участников образовательного процесса, в целях оценки эффективности её
деятельности.
Список литературы
1. Абрамов В. Ф. Земская статистика народного образования // Социальные исследования. 1996. № 9. С. 83-87.
2. Андреев В. И. Проблемы мониторинга качества образования // Известия Российской академии образования. 2001. № 1. С. 35-37.
3. Бахмутский А. Е. Оценка качества школьного образования: монография. СПб.: Изд-во БАН, 2003. 132 с.
4. Братченко С. А. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999. 137 с.
5. Вербицкая Н., Назаров В. Мониторинг и саморазвитие школьного управления // Директор школы. 1999. № 6. С. 15-19.
6. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: в 6 т. Т. 5 / под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. С. 260-261, 311-321.
7. Голубев И. Н., Битинас В. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. 160 с.
8. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. 3-е изд., испр. и доп. М.: Интеллект-Центр, 2005. 424 с.
9. Основные результаты международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS-2011. Аналитический отчет / под ред. Г. Ковалевой. М.: МАКС Пресс, 2013. 154 с.
10. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Академия, 1996. С. 178-202.
11. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб, пособие для студ. высш. педагогия, учеб, заведений. М.: Академия, 2000. 232 с.
12. Салмина Н. Г., Филимонова О. Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. М.: МГППУ, 2006. 210 с.
13. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004. 208 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.