«Мониторинг в образовании»
Оценка 4.7

«Мониторинг в образовании»

Оценка 4.7
doc
13.12.2019
«Мониторинг в образовании»
Мониторинг Документ Microsoft Word (2).doc

Детско-юношеский центр

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема :

«Мониторинг в образовании»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила : Калганова Алина Сергеевна

Педагог дополнительного образования

 

2019

 

Введение

ФГОС существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды учреждения, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса.

           Согласно требованиям нового стандарта, метапредметные и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – оценке. Вывести учащихся на высокий метапредметный и личностный результат педагог может только в результате систематической, постоянной работы над формированием универсальных учебных действий в течение всего периода обучения детей в основной школе. Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути формирования собственной педагогической работы, и нужен мониторинг .

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;

мотивационная сфера и динамика ее развития;

эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;

личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

 

 

Сущность, предмет, цели и функции мониторинга

 

Психолого - педагогический мониторинг - непрерывное, научнообоснованное слежение за состоянием психологического здоровья

обучающихся, развитием их индивидуальных способностей.
Проблема информационно-аналитического обеспечения системы управления образованием в части мониторинга и проектирования образовательных и воспитательных программ, психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды обсуждается сегодня как актуальная задача развития службы практической психологии образования и улучшения качества психологического обеспечения образовательного процесса.
В настоящее время слово «мониторинг» применительно к образовательному процессу стало общеупотребительным, но, к сожалению не однозначным. С одной стороны, потребность в аналитической информации о системе образования очень высока и органы управления образованием крайне заинтересованы в получении объективной картины, т.к. это дает возможность принимать более эффективные управленческие решения. С другой стороны, сегодня отсутствует единое понимание того, что такое психологический мониторинг в системе образования: мониторинговыми исследованиями сегодня называют все что угодно – начиная с выстраивания рейтинга учеников, фронтальной срезовой диагностики развития психических функций, заканчивая подсчетом количества психологов в общеобразовательных учреждениях. 

Между тем, в регионах существует опыт проведения «психологического мониторинга» в его точном понимании. Так, например, развитие системы образования в крупных городах осуществляется в режиме организационного и педагогического проектирования. Комплексные программы развития, объединенные под общим названием например: «Столичное образование», предполагают разработку и внедрение инновационных технологий, новых подходов к содержанию образования, организации образовательного процесса и социально-психологического сопровождения его участников, в основе которого лежит профилактика актуальных проблем развития и адаптации учащихся. Особое внимание уделяется проектированию образовательных сред и ситуаций сопровождения для учащихся, испытывающих различные трудности в обучении, социальной адаптации и психологическом развитии.
Между тем, в настоящее время ни психологи (практики, исследователи), ни управленцы в области образования не располагают научно обоснованной, статистически достоверной информацией о социально-психологическом состоянии детской популяции. Важнейшую роль в осуществлении такой аналитико-проектировочной деятельности играет психологический мониторинг развития. 
Понятие «мониторинг» может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения управляющего звена своевременной и качественной информацией о состоянии системы и происходящих в ней процессах.
Использование мониторинга в психологии началось сравнительно недавно. По определению А.А. Орлова, психологический мониторинг выявляет тенденции и закономерности психологического развития определенных групп людей. Предметом психологического мониторинга, например, могут быть психологическая готовность детей к школьному обучению, динамика профессионального и личностного самоопределения, динамика изменений определенной возрастной или профессиональной группы, функционирование и развитие психических процессов и др. 
Психологический мониторинг – особый вид мониторинга. Важно рассматривать предметом мониторинга не само психологическое развитие ребёнка, а образовательные условия, которые определяют развивающий характер образования, или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде. Представляется маловероятной ситуация, когда управленческое решение может оказывать целенаправленное воздействие на психику человека. Психологический мониторинг развития представляет собой комплексную программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии детей школьного возраста, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы (например, школы или другого образовательного учреждения). 
При помощи психологического мониторинга отслеживается формирование универсальных учебных действий учащихся:                                                                                                   

•познавательных;

•личностных;

•регулятивных;

•коммуникативных.                                                                                                                                                                           
С помощью мониторинга делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделение факторов, влияющих на обучение, доказательство зависимости квалификации педагога и результатов обучения учащихся и другие. Вместе с тем, необходимо отметить ряд существенных недостатков в подготовке и проведении мониторинговых исследований, в частности, некорректное использование психологического инструментария, преувеличение значения компьютерного варианта тестирования, недостаточная оценка социальных факторов, отсутствие стандартов и нормативно-правовой базы.
В зависимости от тех оснований, которые могут быть использованы для сравнения, выделяют различные виды мониторинга: динамический, сравнительный, комплексный, информационный, проблемный, базовый и др.
При проведении психологического мониторинга необходимо четко представлять порядок разработки и проведения такого сложного исследования. Планирование и проведение мониторинга предполагает несколько этапов, каждый из которых отвечает конкретной задаче.

1 . Подготовительный. Уточнение потребностей органов управления образованием в информации, формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач мониторингового исследования, обоснование выборки и деление её на определенные группы, выделение и научное обоснование показателей мониторинга, подбор и научное обоснование применяемых методов и методик, уточнение процедуры проведения и разработка инструкции проведения мониторинга, создание компьютерной методики для обработки результатов, согласование сроков и графиков работ.
2. Пилотное проведение мониторинга. Проведение пилотного исследования на небольшой выборке, обработка и анализ данных, корректировка содержания анкет, методик и инструкций.
3.  Полевая стадия исследования. Проведение масштабного мониторинга, сбор первичной эмпирической информации по всей выборке.
4. Обработка и анализ информации. Обработка информационного материала, обсуждение полученных результатов, создание аналитической справки для органов управления по результатам мониторинга.
5. Составление рекомендаций.

Таким образом, мониторинг является неотъемлемой частью в образовании и других сферах деятельности. Мониторинг предполагает систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах. Психологический мониторинг позволяет отследить результативность учебной деятельности, ее динамику, личностные особенности обучающихся. Это позволяет наметить пути образовательного процесса, индивидуальную работу с учащимися, позволяет выявлять трудности при внедрении личностно-ориентированного обучения

Психолого-педагогическая диагностика. Она направлена на создание

социально-психологических условий для развития личности обучающихся и

их успешного обучения, в том числе изменений в личности ребенка, на поиск

условий, благоприятных для становления личности;

На этапе подготовки к проведению мониторинга определяется цель,

критерии и показатели, по которым будет оцениваться то или иное явление.

Далее моделируется ход мониторинга и разрабатывается методологические

основы для его проведения: определяется объект, методы сбора данных,

происходит формирование плана проведения мониторинга. Итогом данного

этапа является разработка программы мониторинга.

На этапе сбора и анализа данных используются разнообразные методы

сбора и систематизации информации: наблюдения, анализ документов,

экспертиза планов и программ, посещение учебно-тренировочных занятий,

открытые уроки, анкетирования, тестирование контрольно-переводные

испытания, промежуточная аттестация, самооценка, социометрические

обследования.

Полученные результаты качественно и количественно обрабатываются,

проверяется их вероятность и валидность.

Этап обобщения и оглашения результатов предполагает

предоставление объективной информации. Оглашение результатов

происходит с целью получения обратной информации о его результатах, на

основании чего вырабатываются рекомендации, например, вносятся

коррективы в выбранную методику или принимаются управленческие

решения, например, совершенствуют выбранные средства и стиль работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение
Данные  мониторинга позволяют дать актуальную оценку происходящим в образовательной среде психологическим изменениям и тенденциям в ее развитии. Постоянно действующий  мониторинг может стать серьезной основой дальнейшей аналитической и проектировочной деятельности службы практической психологии образования. На основе его данных (особенно, в сочетании с данными уже существующих мониторингов) возможно углубление наших психологических представлений о различных группах и контингентах учащихся, специфике их развития в разных образовательных средах, критериях психологической оценки качества образования, определение перспектив развития самого образования.

Исходя из полученных данных, мы считаем необходимым проведение масштабного мониторинга. Службы практической психологии образования, как инструмента сопровождения и психологической поддержки участников образовательного процесса, в целях оценки эффективности её деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Абрамов В. Ф. Земская статистика народного образования // Социальные исследования. 1996. № 9. С. 83-87.

2. Андреев В. И. Проблемы мониторинга качества образования // Известия Российской академии образования. 2001. № 1. С. 35-37.

3. Бахмутский А. Е. Оценка качества школьного образования: монография. СПб.: Изд-во БАН, 2003. 132 с.

4. Братченко С. А. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999. 137 с.

5. Вербицкая Н., Назаров В. Мониторинг и саморазвитие школьного управления // Директор школы. 1999. № 6. С. 15-19.

6. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: в 6 т. Т. 5 / под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. С. 260-261, 311-321.

7. Голубев И. Н., Битинас В. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. 160 с.

8. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. 3-е изд., испр. и доп. М.: Интеллект-Центр, 2005. 424 с.

9. Основные результаты международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS-2011. Аналитический отчет / под ред. Г. Ковалевой. М.: МАКС Пресс, 2013. 154 с.

10. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Академия, 1996. С. 178-202.

11. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб, пособие для студ. высш. педагогия, учеб, заведений. М.: Академия, 2000. 232 с.

12. Салмина Н. Г., Филимонова О. Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. М.: МГППУ, 2006. 210 с.

13. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004. 208 с.

«Мониторинг в образовании»

«Мониторинг в образовании»

«Мониторинг в образовании»

«Мониторинг в образовании»

«Мониторинг в образовании»

«Мониторинг в образовании»

«Мониторинг в образовании»

«Мониторинг в образовании»

«Мониторинг в образовании»

«Мониторинг в образовании»

«Мониторинг в образовании»

«Мониторинг в образовании»

«Мониторинг в образовании»

«Мониторинг в образовании»

«Мониторинг в образовании»

«Мониторинг в образовании»

«Мониторинг в образовании»

«Мониторинг в образовании»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2019