Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
Оценка 4.9

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Оценка 4.9
Лекции
docx
классное руководство
1 кл
23.04.2019
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является частью образовательного процесса в начальной школе. Школа предоставляет обучающимся выбрать занятия по интересам, направленных на их развитие. Занятия внеурочной деятельности отличаются от урочной системы обучения. Они проводятся во второй половине дня в 1 - 4 классах. Цель мониторинга: определение эффективности внеурочной деятельности: 1)продуктивность деятельности; 2)удовлетворенность участников деятельности её организацией и результатами.
Мониторинг эффективности внеурочной деятельност1.docx
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности (подготовила Полякова Лариса Николаевна, учитель начальных классов) Внеурочная деятельность учащихся  Объединяет   все   виды   деятельности   школьника   (кроме   учебной   деятельности   и   на   уроке),   в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации  Является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.  Формы проведения – отличные от урочной системы обучения Направления внеурочной деятельности Основные направления  Спортивно­оздоровительное   Художественно­эстетическое    Научно­познавательное    Военно­патриотическое     деятельность   Проектная деятельность Общественно­полезная Виды деятельности Досугово­развлекательная   деятельность    Игровая;   Познавательная;   Проблемно­ценностное общение;    общение);   Художественное творчество;    Социальное   творчество   (социально   преобразующая добровольческая деятельность);   Техническое творчество   Трудовая (производственная) деятельность;   Спортивно­оздоровительная деятельность;  Туристско­краеведческая деятельность. (досуговое При   организации   внеурочной   деятельности   в   начальных   классах   и,   в   частности,   выборе   её содержательных направлений, надо ориентироваться: ­ на запросы родителей; ­ на традиции школы;  ­ учитывались интересы и склонности педагогов; ­ возможности образовательных учреждений дополнительного образования; ­ рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.  В ходе первого собрания родители определили направления внеурочной деятельности для своих детей на основе информации педагогов о целесообразности введения тех или иных курсов, их задачах и ожидаемых результатах.   Для   успешной   реализации   любой   деятельности   необходимы   своевременное   планирование, контроль   и   корректировка,   анализ   достигнутых   результатов.   Контроль   результативности   и эффективности   внеурочной   деятельности   осуществляется   через   проведение   мониторинговых исследований, диагностику обучающихся, педагогов и родителей.        Первым предметом диагностики результативности внеурочной деятельности является анализ ее общего состояния. При этом следует рассмотреть следующие аспекты: ­ включенность учащихся  в систему внеурочной деятельности ­ соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы ­ ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.       Для   осуществления   анализа   включенности   учащихся     в   систему   внеурочной   деятельности необходимо   обладать   систематизированной   информацией   об   участии   школьников   во   внеурочное время. Для этого используется бланк, который заполняется классным руководителем раз в полугодие.                             Участие учащихся во внеурочной деятельности ФИ  ученика Внеклассные дела Классные дела Посещение детских  объединений Семь Театр ­ нот детям Умелые руки … Таблица   позволяет   педагогу   систематизировать   сведения   о   занятости   учащихся,   о   наиболее популярных видах внеурочной деятельности, об активности детей. Наряду   с   анализом   включенности   важно   установить,   насколько   она   соответствует   принципам организации. В качестве критериев могут выступать принципы: ­ гуманистическая направленность деятельности (степень учета интересов и потребностей детей, учет индивидуальности,   создание   условий   для   формирования   у   учащихся   навыков   самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения) ­   системность   организации   внеурочной   деятельности   (установление   взаимосвязи   между   всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами,   родителями; между основными компонентами   организуемой   деятельности   –   целевым,   содержательно­деятельностным,   оценочно­ результативным; между урочной и внеурочной деятельностью. ­ вариативность видов, форм и способов организации внеурочной деятельности (представляющих для детей реальные возможности свободного выбора добровольного участия) ­   направленность   деятельности   на   развитие   и   проявление   творчества   (возможности   заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством). Для   анализа   данных   показателей   можно   использовать   педагогическое   наблюдение, анкетирование, беседу, метод экспертной оценки и самооценки.  Вторым важным показателем результативности деятельности является ее эффективность. Диагностика   должна   быть   направлена   на   изучение   личности   ученика   и   создаваемые   во внеурочной   деятельности   условия   развития   личности.   Исходя   из   этого,   выделяют   три   основные предмета диагностики: ­ личность самого младшего школьника ­ детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика ­ профессиональная позиция педагога.  При   диагностике   личности   младшего   школьника   необходимо   определить   направление,   в котором происходит развитие личности ученика, ценности, на которые он ориентируется, определить его отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Диагностика проводится через наблюдение за поведением и эмоционально­нравственным состоянием школьников в повседневной жизни;   в   ролевых,   деловых,   организационно­деятельностных   играх;   в   организуемых   педагогом групповых   дискуссиях   по   актуальным   проблемам,   а   также   через   психологические   диагностики, раскрывающие качественную сторону личностного развития детей. Критерий  Самоопределение   формирование   основ   гражданской Смыслообразование  Нравственно­ этическая  ориентация Показатели  ­ идентичности личности ­ формирование картины мира культуры ­   развитие   Я­концепции   и   самооценки личности. формирование   ценностных   ориентиров   и смыслов учебной деятельности на основе ­   формирование   единого   образа   мира   при разнообразии культур ­развитие   этических   чувств   как   регуляторов морального поведения ­ знание основных моральных норм ­ формирование моральной самооценки ­развитие доброжелательности, внимательности   к   людям,   готовности   к сотрудничеству и дружбе ­   формирование   установки   на   здоровый   и безопасный образ жизни   Методики  «Беседа   о   школе»   (Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера) «Кто я?» (М.Кун) Методика «Цветик­семицветик» «Шкала   выраженности   учебно­ познавательного   интереса»   (по Г.Ю.Ксензовой) Опросник мотивации   «Беседа   о   школе»   (Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера) Методика «Что такое хорошо и что  такое плохо» (1 класс) Адаптированный вариант теста  Н.Е.Щурковой «Размышляем о  жизненном опыте» для младших  школьников.(3­4классы) Методика «Репка» Методика С.М. Петровой «Русские  пословицы» Методика «Что мы ценим в людях» Методика Н.Е. Богуславской  «Закончи предложение» Второй предмет диагностики – детский  коллектив.  Современный  ребенок развивается, как личность   в   нескольких   разных   коллективах­   классе,   кружке,   спортивной   секции.   Они   разные   по характеру деятельности, по способам вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими ролей, по длительности пребывания в них.  Поэтому   важно   изучить   уровень   развития   детского   коллектива,   а   так   же   характер взаимоотношений школьников в нем.  Критерий  Сформированность детского коллектива   к в Сформированность мотивации учащихся   участию общественно­ полезной деятельности коллектива Сформированность коммуникативной культуры учащихся Показатели  1­благоприяный психологический микроклимат. 2­уровень   коллективных взаимоотношений. 3­ самоуправления. 4­наличие традиций.   развития развитость включенность во     1. обучающихся внеурочную деятельность     Методики     Социометрия. групповой Индекс сплоченности.   Методика А.Н. Лутошкина « Какой у нас коллектив» Методика   определения развития уровня самоуправления (По Рожкову) Методика «Самочувствие. Активность. Настроение» Методика   «Выявление мотивов   учащихся   в делах   классного   и общественного коллективов»    1.Коммуникабельнось 2.   Взаимодействие   со сверстниками, родителями, педагогами     выявления и Методика организаторских коммуникативных склонностей   (по   В.В. Синявскому   и   В.А. Фидоришину.)   состояния – Цель  Изучить   эмоционально психологических отношений   в   детском коллективе и положения в нем   каждого   ребенка. Определить степень удовлетворенности учащихся коллективом.   своим     ­   анализ   участия   во внеклассных   и   школьных мероприятиях выявление коммуникативных склонностей учащихся, выявление склонностей учащихся.   лидерских Третий   предмет   диагностики   –   это   профессиональная   позиция   учителя.     Предлагается диагностика для выяснения, какие профессиональные ценности сформированы у педагогов, характер педагогической   позиции,   но   проведение   такой   диагностики   может   оказаться   бесполезным,   если учитель   будет   давать   неискренние   ответы.   Поэтому   для   оценки   работы   учителя   в   качестве руководителя кружка мы используем следующую таблицу:  Критерии Показатели Эффективность работы кружка/  секции/ клуба Удовлетворенность  организацией образовательного  и воспитательного процесса 1.Посещаемость, сохранность  контингента.   2. Проектная деятельность  учащихся.  3. Участие учащихся в выставках,  конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы 4. Проведение различных  мероприятий    1. Удовлетворенность учащихся  жизнью в творческом объединении Баллы Более 10 человек – 1б Не менее 1 – 1б Участие – 1б Призовые места – 2б Не менее 1 – 1б Позитивные отзывы 70­100% ­ 1б    2. Удовлетворенность родителей  деятельностью педагога Позитивные отзывы 70­100% ­ 1б 3.Наличие благодарностей, грамот 1б Проектирование и  прогнозирование  образовательного и  воспитательного процесса Использование новых  воспитательных технологий Обобщение и распространение  опыта    1.Наличие рабочей программы и  ее соответствие предъявляемым  требованиям  2. Планирование воспитательной  работы на год 3. Ведение журнала и другой  документации Применение современных  технологий, обеспечивающих  деятельностный подход 1. Участие в работе конференций,  семинаров и т.д. 2. Презентация опыта на различных  уровнях 3. Наличие научно­педагогических и методических публикаций 1б 1б Отсутствие замечаний ­1б 1б 1б 1б Таким образом мы диагностируем эффективность всей воспитательной работы. Для   определения   эффективности   внеурочной   деятельности   можно   использовать   методические рекомендации Е.Н.Степанова и  критерии: 1 Продуктивность деятельности 2 Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами. Эффективность системы внеурочной деятельности Критерии  1.Продуктивность внеурочной деятельности.   достижения Показатели  1)Уровень ожидаемых результатов  2)Достижения   учащихся   в выбранных видах внеурочной  деятельности. 3)Рост к   мотивации   активной   познавательной деятельности.   В качестве показателей продуктивности взяты следующие:   содержания   «портфеля Приемы и методы изучения 1.Анализ освоения учащимися программ внеурочной деятельности. 2.Анализ достижений» учащихся. 3.Анализ   результатов   участия   детей   в мероприятиях состязательного характера. 4.Педагогическое наблюдение. 5.Метод незаконченного предложения. 6.Методика «Репка»   1 Уровень   достижения   ожидаемых   результатов   (знания,   умения,   навыки,   сформированные   в процессе занятий) Первый уровень Второй уровень Третий уровень Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс) Приобретение   школьником социальных   знаний   (об общественных   нормах,   об устройстве   общества,   о социально   одобряемых   и неодобряемых   формах поведения   в   обществе   и т.д.), понимание социальной реальности   и   повседневной   ценит Школьник общественную жизнь (2­3 классы) Формирование   позитивного отношения   школьников   к базовым ценностям общества   (человек,   семья, Отечество,   природа,   мир, знание, труд, культура)     школьником   Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс) Получение опыта самостоятельного социального действия (опыт исследовательской деятельности, опыт   публичного   выступления   по проблемным опыт интервьюирования,   опыт   волонтерской деятельности,  опыт  работы  в команде, опыт организации ) вопросам, жизни Взаимодействие с учителями Взаимодействие школьников между   собой   на   уровне класса, школы Взаимодействие с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде   школьника   2 Достижения учащихся в выбранных видах внеурочной  деятельности. Для   изучения   продуктивности   можно   использовать   такие   методы,   как   беседа,   тесты,   метод незаконченного предложения, анализ результатов участия в мероприятиях состязательного характера.           Второй   критерий   –   удовлетворенность   учащихся,   их   родителей,   педагогов   организацией внеурочной деятельности и ее результатами. Здесь следует выяснить, интересно ли ребенку посещать занятия,   сложились   ли   у   него   товарищеские   отношения   с   ребятами,   которые   посещают   данное объединение, сумел ли ребенок узнать новое и важное для себя, хорошее ли у него настроение во время занятий деятельностью во внеурочное время. Необходимо понять, как относятся родители к внеурочным занятиям своего ребенка, что они ожидают от участия своего ребенка во внеурочной деятельности,   как   они   оценивают   достижения   своего   ребенка.   Надо   изучить,   доволен   ли   педагог ресурсным обеспечением внеурочной деятельности, как складываются его отношения с учениками и их родителями, созданы ли условия для его творческого самовыражения.    Для этого применяются такие диагностические приемы и методы, как педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, ассоциативный рисунок, цветопись, незаконченное предложение и др. 2.Удовлетворенность учащихся,   их   родителей, педагогов организацией внеурочной   деятельности   и ее результатами 1 Тестирование. 2 Беседа. 3 Анкетирование. 4 Цветопись. 5 Метод     школьников младших участием   во   внеурочной деятельности. 1 Удовлетворенность 2 Сформированность незаконченного   предложения.   у чувства ребенком   родителей удовлетворенности посещением   внеурочных занятий. 3 Удовлетворенность педагогов   организацией   и ресурсным   обеспечением внеурочной   деятельности, ее результатами. Понимание   взаимосвязи   результатов   и   форм   внеурочной   деятельности,   ее   диагностики   должно позволить педагогам: •  разрабатывать образовательные   программы   внеурочной   деятельности   с   чётким   и   внятным   представлением о результате; •    подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня; • выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого; • диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности; •    оценивать   качество   программ   внеурочной   деятельности   (по   тому,   на   какой   результат   они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.).

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2019