Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки
Оценка 4.7

Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
библиотека +1
Взрослым
14.05.2019
Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки
Материалы отражают мониторинг деятельности школьной библиотеки и ее, принципиально новых форм библиотечной работы, по продвижению детского чтения, библиографическую работу, процессы внешкольной деятельности, библиографические продукты и библиографические услуги, мероприятия, мониторинг читательской активности. Рекомендовано для использования руководителями, педагогическими работниками и библиотекарями общеобразовательных учреждений.
Мониторинг.docx
Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки  Утянская Т.С., методист методического центра  управления образования          администрации города Макеевки Оценить   современное   состояние   библиографической   деятельности,   а затем   на   основе   этого   анализа   прогнозировать   ее   развитие,   возможно благодаря такому методу, как мониторинг, который широко используется в библиотечной деятельности.   их   охват, Применительно к библиографической деятельности мониторинг можно определить   как   постоянное   наблюдение   за   библиотечной   работой   с   целью выявления   его   соответствия   желаемому   результату   или   исходному положению.   Объектами   мониторинга   могут   стать   все   компоненты библиографической   деятельности   в   школьной   библиотеке:   потребители информации,   процессы   внешкольной   деятельности, библиографические   продукты   и   библиографические   услуги,   мероприятия. При   проведении   мониторинга   необходимо   основываться   на   следующих принципах:   целостность,   оперативность,   соответствие,   прогностичность. Использование   мониторинга   в   качестве   метода   анализа   библиотечной практики   позволяет   получить   достаточно   достоверную   картину   изменений функциональных   возможностей   библиотеки,   оценить   её   информационный потенциал. Библиографическая деятельность, включающая в себя производство и доведение до потребителей библиографической информации и определяющее лицо   библиотеки   как   информационного,   культурного   и   образовательного учреждения, изучается с помощью многих методов. Но в настоящее время эффективнее   использовать   мониторинг,   как   метод   познавательной   и предметно­практической   деятельности,   имеющий   ряд   преимуществ   перед другими   методами,   оценивание информационной   ситуации   и   осуществляющими   эффективное прогнозирование и выработку оптимальных  решений. Кроме того, процедура мониторинга   подразумевает   оперативность   получения   информации   о состоянии   объекта   наблюдения,   что   позволяет   своевременно   и   оперативно принимать определённое решения.   обеспечивающими   адекватное Процедура   наблюдения   проводится   в   соответствии   с   определенной целью, по заранее разработанной программе, поэтому сведения об изменении объекта   поступают   систематически,   что   повышает   вероятность   прогноза развития ситуации. Мониторинг   библиографической   деятельности   является   в   настоящее время одним из приоритетных направлений исследований в области оценки эффективности   деятельности   библиотек.   Прежде   всего,   имеется   в   виду деятельность   в   сфере   создания   для   пользователя   оптимальной «дружественной»   среды,   что   позволяет   обеспечить   своевременный   доступ пользователей к документальным ресурсам. Возможные аспекты мониторинга в условиях школьной библиотеки Абсолютные контрольные показатели работы библиотеки Количество читателей • % охвата чтением по школе • % охвата чтение по каждому классу •   сравнительные   данные   количества   учащихся   и   количества   читателей библиотеки • имеющиеся показатели в сравнении с планом Количество посещений • в целом по школе по учебным годам в сравнении • по классам в сравнении • сравнение данных по одному классу за несколько лет • сравнение количества посещений каждого учащегося за несколько лет ( в идеале – за все годы обучения в школе) • по степени активности читателей (данные за день, за месяц, среднегодовые данные) • темпы перерегистрации читателей за несколько лет Книговыдача • в целом по школе по учебным годам в сравнении • по параллелям классов • по одной параллели за несколько лет • данные по одному классу за несколько лет • данные по каждому читателю за несколько лет • по отношению к норме • по отношению к плану •   по   дополнительным   аспектам   (   например:   периодика,   справочная литература, к знаменательным датам, читательские интересы, тематическое чтение, тематические папки и т.д.) • средняя ежедневная книговыдача за несколько лет  Относительные контрольные показатели работы библиотеки • читаемость • посещаемость • обращаемость • книгообеспеченность Мониторинг фонда • количественный состав по отраслям • по носителям информации • состав фонда по отношению к книговыдаче­ количественный показатель • состав фонда по отношению к книговыдаче ­ в %%. • обеспечение и сохранность учебников по годам  Мониторинг массовых мероприятий • по формам • по читательскому назначению • по количеству за несколько лет • зависимость количества проведенных мероприятий по классам с % охвата чтением • зависимость количества проведенных мероприятий и количества посещений • зависимость количества проведенных мероприятий и книговыдачи  Мониторинг знаний читателей по отдельным темам • Анкеты • Опросы • Викторины • Конкурсы • Тесты Мониторинг библиотечной среды • Оформление • Комфортность • Освещение • Современность • Техническое оснащение Мониторинг успешности библиотекаря В данном случае речь идет о портфолио специалиста, куда рекомендуется помещать следующие материалы: • Сведения о библиотекаре • Сведения о библиотеке • Показатели работы библиотеки • Массовая работа – разработки мероприятий • Публикации работ • Публикации о библиотеке и библиотекаре • Библиографическая продукция (буклеты, рекомендательные списки) • Анкеты, тесты • Фотографии, видео, презентации, буктрейлеры ит.д. • Программа библиотечных уроков, кружков, клубов по интересам • Работа актива библиотеки • Работа библиотечной комиссии учащихся по проверке учебников • Выступления на педсоветах, заседаниях МО, совещаниях, семинарах • Грамоты, благодарственные письма • Отзывы о работе • Сертификаты • Творческие работы читателей • Справки об аттестации библиотеки • Сведения о повышении квалификации • Работа по теме самообразования • Размышления о работе библиотеки Одним из видов исследований может стать мониторинг читательской активности   в   библиотеке.   Мониторинг   читательской   активности   может выполняться   на   любом   уровне,   как   внутри   классном,   так   и   школьном, городском, республиканском. Представляется интересным также изучение школьными библиотеками влияния различных факторов на читательскую активность. В   «Справочнике   библиотекаря»   даются   следующие   рекомендации   по расчету   показателей   деятельности   библиотек:   оценка   читательской активности ­ количественная характеристика, получаемая на основе анализа первичных   документов   (в   частности   ­   читательских   формуляров)   и статистических   показателей   деятельности   библиотеки.   Читательская активность может быть оценена абсолютными, средними и относительными показателями. Абсолютные показатели деятельности библиотеки:  ­ число читателей (А)  ­ посещений (П) ­ книговыдач (В)  ­   количество   мероприятий   массовой   работы   (М)   (выставок,   обзоров, читательских конференций) ­ посещение массовых мероприятий (Пм) за определенный период. Рост числа читателей,  посещений  и  книговыдач  свидетельствует   о  росте  читательской активности Средние величины:  ­ средняя посещаемость ­ средняя читаемость ­ средняя дневная посещаемость ­ это сводная характеристика величин.  Относительные показатели деятельности:  ­ динамика, структура, интенсивность Можно   рассчитывать   динамику   численности   читателей,   книговыдачи, библиотечного фонда и др. Динамика деятельности может быть представлена в виде диаграмм.   Показатели   структуры:   относительные   величины,   которые рассчитываются   путем   деления   части   на   целое   (выражаются   в   процентах). Важным показателем, характеризующим деятельность библиотеки, является охват   обучающихся.   Он   показывает   социальную   значимость   библиотеки, влияние   функционирования   учреждения   (реализации   его   проектов)   на внешнюю   социокультурную   среду,   в   частности   на   продвижение   чтения. Например: охват обучающихся библиотечным обслуживанием. Ох = (обучающиеся/читатели) • 100   Показатели интенсивности: читаемость, посещаемость, обращаемость фонда, книгообеспеченность, коэффициент использования фонда. Деятельность   школьных   библиотек   по   продвижению   чтения   является педагогической, поэтому мы можем пользоваться принципами и технологиями мониторинга качества образовательной деятельности. Мониторинг   деятельности:   форма   сбора,   хранения,   обработки,   и распространения   информации   о   деятельности   с   целью   отслеживания изменений и прогнозирования развития. Посещаемость: среднее число посещений на одного читателя Пос = П/А (число посещений/число читателей). Читаемость: среднее число выданных библиотекой документов одному читателю Ч=В / А (число книговыдач / число читателей). Можно условно выделить три группы читателей: • пассивные ­ (1­5 посещений библиотеки) в год; • среднеактивные ­ (6­10 посещений); • активные ­ (более 10 посещений). Данные   по   группам   читателей   можно   получить   на   основе   анализа   Для   точности первичных   документов   (читательских   формуляров). полученных   данных   можно   использовать   информацию   о   чтении   в   других библиотеках.   Можно   рассчитать   процентное   соотношение   пользователей различных групп читательской активности на текущий момент. Мониторинг читательской активности Для   определения   эффективности   различных   форм   и   методов библиотечной работы, их влияния на продвижение чтения и рост читательской активности используется специальный мониторинг. Мониторинг   читательской   активности   ­   это   механизм   контроля   и отслеживания за активностью чтения в библиотеке в зависимости от качества деятельности   по   продвижению   чтения,   позволяющий   выявить   тенденции   в развитии   и   последствия   принятия   решений,   направленных   на совершенствование деятельности. Для проведения мониторинга необходимо: ­ определить группу читателей (не менее 25­30 чел.): например, отдельный класс (параллель); случайная группа (из читателей определенного возраста ­ отбирается каждый третий, пятый и т. д.);  ­ определить изучаемые факторы: индивидуальная работа с читателями (или отдельные ее виды); массовая работа (или отдельные ее виды); модернизация библиотечного   фонда;   модернизация   материально­технической   базы   (в  том числе информатизация);  ­   определить   метод   исследования   (анализ   документов:   формуляров, дневников   чтения,   отзывов   о   книгах,   результатов   обсуждений,   диспутов, опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование; учёт спроса); ­   определить   метод   обработки   результатов   (например,   ежедневный   учёт   в дневнике работы). Технология мониторинга  Технология   мониторинга   включает   3   этапа:   диагностирование, проектирование и реализация, контроль и оценка. На  диагностическом   этапе  определяются   показатели   читательской активности   на   начальный   период   мониторинга.   Например,   распределение читателей   (возрастных,   половозрастных   групп)   по   степени   активности. Определяется доля читателей, относящихся к пассивной, средней, активной (по   посещаемости   и   читаемости)   группам   степени   активности   чтения (например,   за   прошлый   учебный   год,   перед   введением   какой­либо   формы работы). На   этапе   проектирования   и   реализации  ведется   отслеживание влияния   определенных   для   исследования   факторов   выделенной   группы читателей (например: ставится отметка в формуляре о проведенных беседах, участии в занятиях по информационной культуре и фиксируются сведения о полученных навыках). Заполняются документы, необходимые для обработки результатов.   Возможно   промежуточное   определение   показателей читательской активности. На   контрольно­оценочном   этапе  определяются   показатели читательской активности и зависимость активности от выбранных факторов. Результаты могут быть представлены в виде таблиц, диаграмм. Проводятся анализ и прогнозирование дальнейших изменений. Мониторинг индивидуальной работы.  Такой   мониторинг   может   проводиться   на   любом   этапе   выдачи литературы, как на абонементе, так и в читальном зале. Для проведения мониторинга мы должны определить:  ­ группу читателей из 2­4­го классов со средней степенью активности чтения (отбирается каждый третий, пятый и т. д.). список членов группы.  ­ отбираем по видам индивидуального обслуживания: • беседа при записи или перерегистрации читателя  • рекомендательная беседа • беседа о прочитанном  • беседа об ориентировании в фонде • составление индивидуальных рекомендательных списков чтения на основе фонда, новых поступлений, рекомендательных библиографических пособий. ­ фиксируем причину спроса:  • школьное задание • рекомендация сверстников •рекомендация родителей • рекомендация библиотекаря или учителя.  Метод исследования ­ анализ документов: ­ формуляров ­ дневников чтения ­ отзывов и других творческих работ о прочитанных книгах.  Метод обработки результата: учёт посещений и книговыдач по изучаемой группе.   На   первом   этапе,   диагностическом,   строится   таблица   (в   системе Excel),   в   которую   вносятся   фамилии,   возраст,   пол,   число   посещений   и книговыдач на предшествующий период. На этапе проектирования и реализации в формуляре читателей ведется учёт   индивидуальной   работы   с   читателем   (отмечаются   беседы,   списки чтения), указывается число посещений для обмена книг и участия в массовых мероприятиях, отражается книговыдача по рекомендации и самостоятельный выбор. Собираются отзывы о прочитанных книгах и творческие работы по ним (рисунки,   рассказы   по   прочитанным   книгам,   поделки,   отзывы).   Результаты мониторинга могут быть представлены в виде диаграмм. Запомни! Читаемость – интенсивность чтения это среднее число книг, выданных одному читателю.  средний   показатель   читаемости   в   школьной   библиотеке   исчисляется   без   учета   выдачи учебников        Исчисляется:                           книговыдача за год количество читателей Посещаемость – это среднее количество посещений, приходившееся на одного читателя в год.        Исчисляется:   Посещаемость  характеризует активность посещения библиотеки читателями. Идеальный показатель   посещаемости   в   школьной   библиотеке   составит   18   (9   учебных   месяцев умножить на 2 посещения).     Обращаемость – степень использования фонда.  Это среднее число книговыдач, приходившихся на единицу фонда.       Исчисляется:    Показатель   обращаемости   характеризует   степень   использования   книжного   фонда.   По данному показателю судят о соответствии книжного фонда интересам читателей и уровню работы библиотеки.  Книгообеспеченность –  достаточность книжного фонда. Это среднее количество книг, приходившееся на одного читателя.     Исчисляется: Процент охвата   (ПО) учащихся библиотечным обслуживанием      Исчисляется:     Литература 1.Технология   интеграции   библиотечно­информационной   системы   в образовательную   среду   школы   /   П.А.   Болдырев,   И.П.   Болодурина,   Т.В. Волкова // Программные продукты и системы. – 2011. – № 1. – С. 109–113.  2.Кузьмин Е.И. Библиотеки России на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы. ­ М.,  Либерея. ­ 1999. ­ 224 с. 3.Веб­ресурсы:  ­Обзор основных направлений деятельности сети библиотек Беларуси. /П.М. Лапо, О.А. Больнова. ­Библиотечный мониторинг: особенности и требование /И.В. Дейнеко ­Современная библиотека в условиях модернизации образования/  Тихонов Ф.А.

Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки

Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки

Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки

Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки

Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки

Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки

Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки

Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки

Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки

Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки

Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки

Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки

Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки

Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки

Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки

Мониторинг как метод анализа деятельности школьной библиотеки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2019