"Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения"- это тема выступления на педсовете. Я представляю свою систему работы по проведению мониторинга на уроках математики, русского языка, окружающего мира в 4 классе.
Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
31.10.2017 г.
Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения.
Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается
мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о
результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более
эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.
Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким
важным направлением деятельности как мониторинг.
В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений
мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее: Мониторинг это
постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с
ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным
показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного
процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе
реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.
Я представляю свою систему работы по проведению мониторинга на уроках математики, русского
языка, окружающего мира в 4 классе.
Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся
путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Для себя я поставила следующие задачи:
определение достижений учащихся по темам изучаемого курса математики, русского языка,
окружающего мира;
реализация индивидуальных возможностей учащихся;
отслеживание результатов учебной деятельности по предмету.
Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга мне
помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности учащихся:
Подготовка и проведение тестов, контрольных работ (сентябрь).
Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков.
Определение уровня учебных достижений учащихся.
Проведение коррекционной работы.
Промежуточное оценивание знаний, умений и навыков (декабрь).
Коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков.
Итоговое оценивание уровня учебных достижений.
Составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга.
Анализ процесса отслеживания ЗУН и обобщение результатов.
Корректирование календарнотематического планирования.
Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в
проведении исследований и наблюдений,доступность и открытость в полученной информации.
Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый, тематический и «одного урока».
Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.На основании приведенной таблицы делаю сравнительный анализ, при помощи которого можно
проследить динамику изменения успешности каждого ученика.
Результаты
контроля
русского языка
№ п/п
Ф.И.
входящий
промежуточный
итоговый
вывод
1.
2.
Лупандина Марина
4/4
...
Изображение результатов в графическом виде облегчает восприятие и дает возможность быстрого
сравнения итогов.
Но для того, чтобы правильно спланировать и организовать учебную деятельность в 4 классе,
провести входящую контрольную работу, при этом учесть индивидуальные особенности каждого
ребенка и его возможности, я составляю по окончании 3го класса (по итогам контрольных работ).
Например: проведя сравнительный анализ по таблице, пришла к выводу: к концу 1 четверти 2017
2018 учебного года в сравнении с годовыми отметками 20162017 уч.года у некоторых ребят
снизилась степень обученности. Поэтому поставила перед собой следующую задачу: во 2 четверти в
4 классе провести диагностику обучаемости учащихся, так как это поможет мне правильно судить
о степени обученности детей.
Затем, чтобы получить ожидаемый результат, мною намечен план коррекционную работу с
отдельными учащимися по предметам.
А в этом мне помогает уже тематический мониторинг.
На класс составила индивидуальную карточку. В данной карточке указываю виды нарушений и
планирую их коррекцию. При подготовке к урокам, проведении самостоятельных и контрольных
работ включаю различные виды заданий для устранения данных нарушений. Например:
По теме: «Решение уравнений», составляла упражнения на исключение причинно –
следственных связей.
Решите
уравнение
образец
самостоятельно
у + 63= 276: 3
х + 35 = 84:2
Х + 35 = 42
Х = 42 – 35
Х =7
Ответ: х =7
Далее выписываю анализ и коррекцию по изученной теме, для того, чтобы правильно спланировать
работу на уроке, т.е. составить самостоятельные работы, тесты, диктанты с учетом индивидуальных
особенностей детей.
Данный мониторинг позволит мне получить:
объективную динамику образования ученика за определенный период обучения;
возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;
возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;
систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом
индивидуальных возможностей учащихся.
Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока.Ценность мониторинга должна заключаться в том, что ни один, даже небольшой успех учащегося, не
остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика.
Для меня этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать
развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.
И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно
воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить,
что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.
Данная система работы позволяет учителю:
1. Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
2. Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.
3. Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.
4. Целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс.
5. Проводить своевременно обработку полученных результатов.
Подготовила: Курылева О.В.,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ с.Сластуха