министерсво образования и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
Урока по литературному чтению
Тема урока: Мораль басни И.А.Крылова «Мартышка и очки»
Учебный предмет: Класс: |
Чтение 3 |
||
Цели урока: |
Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная: Ознакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Мартышка и очки»; Уметь анализировать басню и извлекать из нее мораль |
||
Технологии, методы: |
ПДО |
||
Основные понятия, термины: |
Басня, мудрый,мораль… |
||
Тип урока: |
Открытия новых знаний |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный · Знают содержание басни «Мартышка и очки» И.А.Крылова · Знают биографию И.А.Крылова · Умеют анализировать басню · Умеют извлекаить мораль из басни
|
Личностный: · Положительно относятся к языковой деятельности · Владеют навыками сотрудничества с учителем и с одноклассниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности · Проявляют заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий Метапредметный: · Слушают собеседника и понимают речь других; (К.) · Оформляют свои мысли в устной и письменной форме(К.) · Принимают участие в диалоге(К.) · Осознают познавательную задачу,(П.) · Воспринимают её на слух,решать её воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений(П.) · Работают с информацией представленых в разных формах(П.) · Принимают и сохраняют цель учебной задачи · Высказывают свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находят варианты решения учебной задачи; · Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; · Оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; · Адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами; · Понимают причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; · Выполняют учебные действия в устной, письменной речи, вовнутреннем плане; |
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности детей: · Фронтальная; · Парная
|
Ресурсы: · Мультимедийная презентация. |
||
Этапы урока Задачи этапа |
Наглядность, оформление доски |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||
1.Орг.момент Замотивировать учащихся к учебной деятельности(Л.) |
-Здравствуйте, меня зовут Кристина Николаевна, сегодня я проведу у вас чтение. -Проверьте у всех ли на парте есть учебники, ручки и тертрадки. -Девизом нашего урока я хотела взять пословыицу. Но она распалась. Помогите ее собрать. Для этого поработайте в паре. -Какую пословицу собрали?
-Как вы думаете, какое слово в этой пословице является важным? -Давайте прочитаем значение слова мудрый
-Подберите синонимы к слову Мудрый
-Ребята, а как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? Почему?
-Хорошо, как вы понимаете эту пословицу?
-Итак, девизом нашего урока пусть будут слова пословицы: «Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости». К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём вы стали умнее и мудрее за этот урок. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости. -мудрость
-Обладающий большим умом. Основанный на больших знаниях, опыте. -Обладающий большим умом. Основанный на больших знаниях, опыте. -Нельзя, для того, чтобы стать мудрым нужно многое узнать и многому научиться, овладеть жизненным опытом. -Чтобы стать мудрым надо учиться, много знать, много читать, иметь жизненный опыт |
|||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний Актуализировать знания детей о великих русских писателях(Пр.) Учить оформлять свои мысли в устной форме(К.) Учить выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем(К.) Учить принимать участие в диалоге, в общей беседе(К.) |
|
- Какой раздел мы с вами изучаем? - Как вы считаете, кого мы можем назвать великим писателем? - С произведениям какого великого писателя, поэта мы с вами познакомились? -Какое чувство осталось у вас в душе, после знакомства с творчеством этого великого русского поэта? Что вызвало эти чувства? |
-великие русские писатели -известный, талантливый
-А.С.Пушкина
- «добрые чувства», по мнению А.С.Пушкина, было желание служить своему народу и Родине |
||||||||||||||||||||||||||||
3. Выход на тему урока. Прислушиваться к партнёру по общению, запоминать его ос-новные мысли и идеи и приводить свои;(К.) |
Кто не слыхал его живого слова, Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения…….. Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.
КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК
|
-Хорошо, сегодня мы начинаем знакомство с жизнью и творчеством еще одного замечательного великого писателя. -Я предлагаю вам послушать стихотворение Михаила Исаковского и подумать, кому он мог посвятить эти строки.
-О ком написал Михаил Исаковский? -Давайте проверим, наши предположения. Чтобы узнать, о ком пойдет сегодня на уроке речь, поработайте в группе и разгадайте, что здесь зашифровано. -Ребята, вспомните, а что он писал? -У вас на столах лежат листочки с зашифрованными словами, вам нужно будет в паре расшифровать их. - Какое общее название им можно дать? - Определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году? - Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова - Чтобы узнать, какую басня мы будем читать на уроке, рассмотрите картинку. -Как же называется басня? -Какая цель нашего урока? |
Затруднение
-Иван Андреевич Крылов
сказка, стихотворение, басня, загадка. литературные жанры
- Басня
-рассматриваюют
-Мартышка и очки -извлечь мораль басни, вспомнить что такое басня
|
||||||||||||||||||||||||||||
3.1 Открытие нового знания Познакомить с басней И.А. Крылова (пр.) Развивать навык выразительного чтения (пр.) Учить принимать учебную задачу(Р.) Учить принимать участие в диалоге, в общей беседе(К.)
|
|
-Ребята, прежде чем мы начнем работу над бас-ней, вспомним, а что же такое басня?
-Молодцы, откройте учебник на странице …..
-А как вы думаете, почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны в заголовке? - У вас на столах есть вот такие таблички. Чтобы текст басни был нам понятен, определим значение слов. В паре соотнесите.
Проверим ваши работы. Сверьтесь с правильностью со слайда. -Сейчас я вам включу басню, послушайте, а после чего ответьте на вопрос, почему для своей басни выбрана именно Мартышка, о чем она, и какое впечатление произвела на вас басня? -Почему для своей басни выбрана именно Мар-тышка? О чем басня, и какое впечатление произвела на вас басня? -Давайте прочитаем басню по цепочке по строчке. -Что случилось в старости с Мартышкой? -В литературе есть такой прием – иносказание, с помощью которого автор изображает предметы или явления в некоем образе, связь с которым устанавливается по сходству через характерные черты. -Что она узнала от людей? -Сколько очков Мартышка достала? |
- Басня- небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей. В них обычно действуют животные. Басня заканчивается моралью, т.е. итогом, советом читателю.
-возможно это главные герои
Соотносят значение слов
Проверяют
-слушают басню
-отвечают на вопрос
-читают
-отвечают на вопросы |
||||||||||||||||||||||||||||
3.2 Первичное закрепление. читать в соответствии с целью чтения (вы-разительно, целыми словами, без искажений и пр.); (Рег.) -понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого (Познават.) |
|
-Обратите внимание на те действия, которые со-вершает Мартышка с Очками. Прочитайте.
-Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? -Почему Мартышка решила, что ее обманули?
- Что вас рассмешило?
- Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод. -А если бы не было морали, вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются? -Чем отличаются слова «невежда» и «невежа»? |
-Вертит Очками так и сяк:/То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,/ То их понюхает, то их полижет. -нет.
- она не знала как ими пользоваться. - очков было много, а что с ними делать она не знала.
- да, высмеивается, что чело-век-невежда. - невежа-грубый, а невежда-необразованный человек. |
||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
|
Рано утром на полянке Так резвились обезьянки: Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Все присели, снова встали Вы резвиться не устали? |
|
||||||||||||||||||||||||||||
3.3 Самостоятельная работа. читать в соответствии с це-лью чтения (вы-разительно, целыми словами, без искажений и пр.); (Регул.) |
|
-А теперь прочитаем выразительно басню по ролям. Сколько действующих лиц в ней? -Чтобы мы могли эту басню запомнить, мы ее разыграем. Нам нужна Мартышка. -Отлично! У нас получилась замечательная Мартышка! -Кто будет читать слова автора? |
-два
Инсценируют басню по ролям |
||||||||||||||||||||||||||||
3.4 Повторение и включение в систему знаний. прислушиваться к партнёру по общению, запоминать его ос-новные мысли и идеи и приводить свои; (Ком.) |
|
-Творчество какого баснописца мы сегодня изучали? -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Для чего И.А.Крылов написал такую басню? -Что больше всего запомнилось? -Чему научила басня? |
-И.А.Крылова -что есть такая басня -показать пороки людей -мораль басни Отвечают на вопрос. |
||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия Учить оценивать совместно с учителем и с одноклассниками результат своих дейсттввий(Р.) Формировать умения понимать причины успеха и неуспеха в выполнения учебной задачи(Р.) Учите рефлексиии содержание и деятельности(Р.) Формировать навыки обобщения(П.) Учить выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем(К.) Учить принимать участие в диалоге, в общей беседе(К.) |
|
- Вот и подходит к концу наш урок. – Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
- Стали вы мудрее? В чем?
-Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце -Ребята, сейчас я раздам вам мартышек.А вы, оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям: -Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие! (улыбается) -Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще активнее. (ротик прямой) -Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха! (грустный) |
-Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости. -Мы научились отличать басню от рассказа, стихотворения, от сказки, умеем договариваться, слушать друг друга. |
1. С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению; 3 класс.-М.:ВАКО. 2011.-стр.74-77.
2. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-basni-krilova-martishka-i-ochki-klass-1644413.html
3. https://urok.1sept.ru/articles/662115
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.